Глава II. Закрепление в Конституции основных принципов советской демократии



 

Классовость советской демократии

 

Зафиксированные в Основном Законе РСФСР демократические принципы вытекали из ленинского учения о демократии.

В.И. Ленин развил учение К. Маркса и Ф. Энгельса о демократии и диктатуре. Немецкий социал-демократ К. Каутский, изменивший революционному духу марксизма и названный Лениным ренегатом, исходил из противопоставления понятий демократии и диктатуры. Каутский называл демократический и диктаторский методы в корне различными и даже противоположными. Больше того, для Каутского диктатура - это уничтожение демократии.

В.И. Ленин показал всю несостоятельность этих утверждений. Он доказал, что демократия и диктатура, по существу, - две стороны одного и того же явления. Так было в любом классовом обществе. Рабовладельческая демократия была диктатурой над рабами, буржуазная демократия есть диктатура над пролетариями, против пролетариев. Одним словом, в любом обществе, разделенном на антагонистические классы, господствующий класс всегда имеет демократию для себя, что одновременно означает осуществление диктатуры в отношении противоположного класса. Иначе и не может быть, ибо, по словам Ленина, диктатура есть власть, власть, опирающаяся на насилие. Демократия, даже по грамматическому смыслу слова, есть тоже власть. Очевидно, что разница здесь только в акценте. Говоря о демократии, следует подчеркивать, для кого она, говоря о диктатуре - над кем она.

Отрывая демократию от диктатуры, Каутский говорит о некоей "чистой демократии", "демократии вообще". Делая из понятия демократии чистую и надуманную абстракцию, Каутский отбрасывал ее классовое содержание.

В.И. Ленин, разоблачая эти выдумки, прямо говорил, что никакой "чистой демократии" никогда не было, нет и быть не может. "Если не издеваться над здравым смыслом и над историей, - указывал Ленин, - то ясно, что нельзя говорить о "чистой демократии", пока существуют различные классы, а можно говорить только о классовой демократии"*(92). История знала демократию рабовладельческую, феодальную, буржуазную. На смену последней пришла пролетарская демократия.

В этом отношении (но только в этом!) советская демократия не отличается от всякой иной. Она тоже есть классовая демократия. Что же касается коммунистического общества, говорил Ленин, то с отмиранием классов отомрет и демократия. Идея же "чистой демократии" придумана для одурачивания рабочих, маскировки эксплуататорской сущности буржуазного государства, которое, по словам Энгельса, "есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии"*(93).

Будучи классовой, пролетарская демократия тем не менее принципиально отличается от всех предшествующих ей типов демократии, в том числе и от наиболее высокого из них - буржуазного.

В.И. Ленин подчеркивал, что буржуазная демократия была великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем. Он считал также, что пролетариат должен использовать ее институты, насколько это возможно, в своей борьбе. Особо он отметил необходимость использования буржуазного парламентаризма, напомнив о блестящем примере использования большевиками Государственной думы.

Тем не менее пролетарская демократия коренным образом отличается даже от самых лучших образцов буржуазной демократии. Все до нее бывшие типы и формы демократии были эксплуататорскими, они существовали для эксплуататоров. Пролетарская демократия впервые принадлежит тем, кто раньше был эксплуатируемым, - трудящимся. Это означает и другое: все прежние демократии существовали для меньшинства, пролетарская демократия впервые служит большинству общества. Таково первое и самое главное отличие советской демократии от буржуазной и всякой иной эксплуататорской демократии. В.И. Ленин писал: "Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии..."*(94).

Итак, советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа. Этот принцип был недвусмысленно закреплен в Конституции РСФСР 1918 г. Статья 7 ее провозглашала: "Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". А ст. 10 закрепляет со всей определенностью: "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России".

Важно подчеркнуть, что пролетариат, захватив государственную власть, установив свою диктатуру, обеспечивает демократию не только для себя, но и для трудящихся масс вообще, т.е. в первую очередь для своего союзника - трудящегося крестьянства, в особенности беднейшего. Эта мысль отчетливо видна в процитированных статьях.

И мысль эта опирается на ленинскую идею о диалектике взаимоотношений рабочего класса и крестьянства, высказанную еще в 1894 г. в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?". В.И. Ленин подчеркивал, что рабочему классу для победы в революции нужна поддержка крестьянства и что, в свою очередь, крестьянство без пролетариата никогда не выбьется из того угнетенного положения, в котором оно находится при капитализме. В условиях России с ее крепостническими пережитками, царизмом, сословностью, отмечал В.И. Ленин, на пролетариат ложится особая миссия по руководству крестьянством, миссия освобождения крестьянства и от капиталистического, и от крепостнического гнета*(95).

Непролетарские слои трудящихся - кустари, крестьяне и ремесленники, по данным 1913 г., составляли в России 66,7% населения*(96). Ясно, что вместе с рабочим классом они были подавляющим большинством общества.

Конституция прямо не говорит об интеллигенции. Однако смысл ст. 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении Советской власти к ней. Статья 7 делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых. В условиях переходного от капитализма к социализму периода интеллигенция не могла быть однородной. Ее лучшая часть пошла с революцией, с народом, трудилась на благо рабочих и крестьян, была, следовательно, трудовой интеллигенцией, т.е. вполне могла относиться к трудящимся. Верхушка же интеллигенции, тесно связанная с эксплуататорскими классами и часто сама обладавшая капиталом, не желающая служить рабочим и крестьянам, враждебная им, должна быть отнесена к эксплуататорам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, демократия, закрепленная Конституцией для рабочих и крестьян, в той же мере распространялась и на трудовую интеллигенцию.

Высшим проявлением советской демократии в переходный от капитализма к социализму период выступает диктатура пролетариата. По существу, эти понятия даже совпадают. Если демократия в буквальном переводе означает народовластие, то и диктатура пролетариата есть не что иное, как власть этого народа, власть трудящихся, государственное руководство обществом со стороны рабочего класса. В.И. Ленин говорил в декабре 1917 г.: "Пролетариат должен стать господствующим классом в смысле руководительства всеми трудящимися и классом господствующим политически.

Нужно бороться с предрассудком, что управлять государством может только буржуазия. Управление государством должен взять на себя пролетариат"*(97).

В Конституции 1918 г. нет достаточно четкой формулировки о диктатуре пролетариата. Наиболее ярко о ней говорит ст. 10: "Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах". Вместе с тем весь Основной Закон пронизан духом диктатуры пролетариата.

В Основном Законе неоднократно подчеркивается высший принцип диктатуры пролетариата - его союз с трудящимся крестьянством. Статья 1 объявляет Россию "Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Эта же идея подчеркивается и развивается ст. 7. Статья 9 говорит о задаче установления "диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства".

Классовость советской демократии не только не исключает, наоборот, предполагает фиксацию прав каждого представителя класса в отдельности, каждого трудящегося как личности.

В период разработки проекта Конституции М.А. Рейснер высказал мысль, что в социалистическом государстве не может быть "индивидуального права", т.е. права личности, а допустимы лишь коллективные права союзов, общественных соединений. С точки зрения Рейснера, права личности - пережиток старого, с которым надо покончить*(98).

В противовес этому максималисты в своем проекте Конституции чрезмерно увлеклись скрупулезным перечислением прав гражданина, порой надуманных и формальных*(99).

Конституция не пошла ни по тому, ни по другому пути. Она закрепила основные права трудящихся, учитывая гармоническое сочетание интересов личности и общества.

Социал-демократические лидеры выдвигали идею о "недемократичности" диктатуры пролетариата, в силу чего или вообще отвергали ее (К. Каутский*(100)), или признавали лишь неизбежным злом (Л. Блюм, О. Бауэр и др.). С их точки зрения, диктатура пролетариата означает сужение демократии даже в сравнении с буржуазной.

Как видим, дело обстоит совершенно противоположным образом.

Исходя из ленинской идеи о классовости демократии Конституция фиксировала не только, для кого существует советская демократия, но и против кого она направлена.

Советская демократия направлена против эксплуататорского меньшинства общества. В наиболее общей форме этот принцип закреплен в ст. 23: "Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции".

Законодатель здесь не связывает себя определением ни круга лиц, ни круга прав, которых они могут быть лишены. В сложных динамичных условиях революции и гражданской войны он хочет оставить за органами власти возможность оперативного вмешательства в конкретную ситуацию, ввести или отменить какие-то ограничения для той или иной группы лиц.

Эта норма вытекала из практики, сложившейся уже в первые месяцы революции. Так, 28 ноября 1917 г. Совнарком издал декрет, направленный против буржуазной партии кадетов. Декрет возлагал на местные Советы обязанность особого надзора за этой партией, руководители которой подлежали аресту и преданию суду*(101). Декрет, таким образом, ограничивал право объединения в общественные организации для определенной части буржуазии. Основанием для этого ограничения явилась контрреволюционная деятельность партии кадетов.

Была ограничена и свобода печати для буржуазии. Уже в первые дни революции Советская власть приняла определенные меры против буржуазной прессы, выступившей с призывом к свержению Советов. Эти меры были обобщены в декрете Совнаркома о печати, изданном 27 октября*(102).

Определенным ограничением прав были меры против саботирующих чиновников, принятые Советским правительством в конце 1917 г. Например, в приказе по Министерству финансов, подписанном 30 октября 1917 г. В.И. Лениным и временным заместителем народного комиссара по Министерству финансов В.Р. Менжинским, говорилось, что чиновники, которые не выйдут на работу, будут арестованы*(103). Это было безусловным ограничением права на забастовку, однако вполне правомерным, ибо чиновники злоупотребляли своим правом в ущерб трудящимся, Советскому государству, социалистической революции.

Конституция РСФСР 1918 г. провозглашает не только общий принцип ограничения прав буржуазии. В отдельных, важнейших случаях она конкретизирует такое ограничение.

Прежде всего это касается вопроса о власти. Статья 7 прямо говорит, "что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти". Эта норма, обусловленная исторической обстановкой, также вытекала из практики, сложившейся в ходе революции, из природы Советов как классовой организации исключительно трудящихся классов.

В нашем распоряжении нет точных данных о социальном составе Всероссийских съездов Советов. Однако их партийный состав позволяет утверждать, что среди делегатов не было представителей эксплуататорских классов. То же можно сказать и о Совнаркоме.

Классовая сущность и содержание Совнаркома еще накануне его образования были совершенно четко определены В.И. Лениным. Выступая на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 г., Ленин сказал, "что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии"*(104).

Конечно, многопартийность высших органов власти не исключала проникновения в них мелкобуржуазных элементов, но не эксплуататоров. Сложнее обстояло дело с местными Советами, главным образом на селе. В.И. Ленин указывал на два этапа развития революции в деревне. Первый этап охватывал время с октября 1917 г. до лета 1918 г. Главным тогда было решение задач буржуазно-демократической революции в деревне, прежде всего таких, как ликвидация помещичьего землевладения. Эти задачи, как известно, Февральская революция не решала, и Октябрю пришлось заниматься ими попутно. На этом этапе сельские, волостные, уездные советские органы, по словам В.И. Ленина, "объединяли крестьянство вообще. Классовое деление внутри крестьянства еще не назрело, еще не вылилось наружу"*(105). Следовательно, в Советы могли проникать и действительно проникали эксплуататорские элементы, прежде всего кулаки. Больше того, кулаки нередко захватывали руководство в Советах. "Неразвитость, отсталость, темнота именно беднейших крестьян отдавала руководство в руки кулаков, богатеньких, капиталистов, мелкобуржуазных интеллигентов"*(106). Эти слова В.И. Ленина относятся к дооктябрьскому периоду истории Советов. Но они применимы и к первым месяцам после Октября.

Положение изменилось летом 1918 г., когда решающее значение приобрели проведение классовой политики в области продовольствия в интересах голодающего населения города и деревни, перераспределение кулацких земель и инвентаря, т.е. когда развернулось наступление на кулачество. В.И. Ленин характеризовал события, происходившие в деревне летом и осенью 1918 г., как "Октябрьскую", т.е. пролетарскую, революцию*(107). В этих условиях происходит очищение Советов на селе от кулацких элементов. Сами Советы не смогли справиться с такой задачей. Понадобилось ввести специальные чрезвычайные органы - комитеты бедноты, которые помогли очистить Советы от кулацких элементов. К концу 1918 г. Советы на селе, как правило, полностью стали бедняцко-середняцкими. Так, в шести уездах Вятской губернии среди членов волостных исполкомов бедняки и малоимущие составляли 41,3%, середняки - 42,1, зажиточные - 0,4, кустари - 5,6, рабочие - 1,7 и служащие - 8,9%*(108). В 13 волостях Инсарского уезда Пензенской губернии из 39 членов волисполкомов середняков было 20, бедняков - 17. Среди 237 председателей и членов сельских Советов середняков было 148, бедняков - 85, кулаков - 4. Среди 67 членов 17 волостных Советов Дмитриевского уезда Курской губернии бедняков было 52,4%, середняков - 29 и рабочих - 13%*(109). Как видим, кулаки, хотя и в единичных случаях, все же пролезали в Советы. Больше того, они сумели проникнуть и в комитеты бедноты. По данным Комиссариата внутренних дел Северной области, относящимся к восьми губерниям, входящим в область, из 3900 учтенных комбедов 30 было создано кулаками*(110). Однако такого рода факты становились уже не правилом, а исключением. В целом же принцип отстранения эксплуататоров от власти, сложившийся в ходе Октябрьской революции и закрепленный в Конституции, последовательно проводился в жизнь.

Принцип отстранения эксплуататоров от власти, провозглашенный Основным Законом, подкреплялся и обеспечивался лишением их избирательных прав. Статья 65 давала перечень лиц, не имеющих права избирать и быть избранными. Среди лишенных этих прав по социальному признаку значились лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли, живущие на нетрудовой доход в виде процентов с капитала, доходов с предприятий, поступлений с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и церковнослужители.

Полновластие трудящихся и устранение от власти эксплуататоров Конституция гарантировала не только избирательной системой. В ст. 3 говорилось: "В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся: и полное разоружение имущих классов". Съезду Советов, принимавшему Основной Закон в разгар гражданской войны, за примерами использования оружия против власти Советов не нужно было далеко ходить.

Статья 19 Конституции провозглашала, что почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся. Этот принцип также исторически сложился еще до принятия Конституции и даже до Октября. Уже вскоре после Февральской революции стали создаваться отряды Красной Гвардии, призванные стать вооруженной силой для установления диктатуры пролетариата, зародышем Красной Армии.

Среди принципов организации Красной Гвардии с первых дней ее существования ведущее место занимал классовый принцип. В ряды Красной Гвардии принимались лишь рабочие и трудящиеся крестьяне, а также служащие, которые зарекомендовали себя преданными интересам трудящихся. Этот принцип был установлен и при создании Красной Армии. В нее также первоначально не допускались нетрудовые элементы. С началом интервенции, когда Советскому государству пришлось развертывать массовую армию, классовый принцип был сохранен, но подвергся определенной трансформации.

Постановление V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии", закрепившее переход ко всеобщей воинской повинности для всей страны, распространяло ее и на нетрудовые элементы. Вместе с тем в ст. 12 постановления прямо сказано: "До тех пор, пока буржуазия не экспроприирована окончательно и не подчинена всеобщей трудовой повинности, до тех пор, пока буржуазия стремится к восстановлению своего былого господства, вооружать буржуазию - значило бы вооружать врага, который в любой момент готов предать Советскую республику иностранным империалистам"*(111). Исходя из этого предусматривалось создание "из призывных возрастов буржуазии тылового ополчения на укомплектование нестроевых частей, служительских и рабочих команд". Закон допускал перевод буржуазных элементов в строевые части, но только в том случае, если переводимые "на деле обнаружат свою верность трудящимся классам".

Определенное исключение делалось для военных специалистов, в большинстве своем выходцев из эксплуататорских классов, преимущественно дворянства. То же постановление отмечало: "Для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо широкое использование опыта и знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии". Курс Коммунистической партии и государства на использование офицеров старой армии был частью общей линии на использование буржуазных специалистов в интересах строительства социализма.

Надо сказать, что этот курс себя оправдал. Конечно, во время гражданской войны были случаи измены, перехода на сторону врага отдельных лиц из числа бывших офицеров. Однако большинство призванных по тем или иным причинам честно служило Красной Армии. Гарантией при этом был контроль со стороны всей массы красноармейцев, а также политических комиссаров, институт которых был введен в 1918 г.

Таким образом, Конституция подчеркивала классовость советской демократии, она гарантировала демократию для трудящегося большинства общества, направленную против эксплуататорского меньшинства.

 

Интернационализм

 

Коммунистическое движение родилось под бессмертным лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Российская социал-демократическая рабочая партия в своей первой программе записала требование равноправия всех граждан независимо от расы и национальности*(112).

В условиях России это требование было особо необходимо, ибо она была многонациональной. Перепись 1897 г. выявила 146 языков и наречий, что, по мнению специалистов, еще не охватывает всего национального многообразия страны*(113).

Экономическое, политическое и культурное развитие народов России было весьма неодинаково. Высокоразвитой во всех отношениях была русская нация. К ней вплотную примыкали поляки и финны, которые, по мнению В.И. Ленина, были наиболее культурными нациями России*(114).

Определенного уровня капиталистического развития достигли народы Прибалтики, Украины, Белоруссии, крупные народы Закавказья. Средняя Азия, народы Поволжья и Урала стояли несколько ниже. Капиталистические отношения у ведущих среднеазиатских народов еще не победили. Наконец, имелся большой процент народов Востока и Северо-Востока, которые жили в условиях феодально-патриархального и даже просто патриархального строя. Народы, не прошедшие капитализма и не сложившиеся в силу этого в нации, насчитывали почти 30 млн. человек.

Положение наиболее развитого народа обеспечило великороссам роль организаторов многонационального государства. Объединение ряда народов Европы и Азии вокруг Руси, начавшееся еще в древности, объективно играло большую положительную роль как для самой России, так и для присоединяющихся к ней национальных районов. Благодаря ему создавались лучшие условия для экономического развития как центра, так и окраин, укреплялась мощь Российского государства, обеспечивавшая внешнюю безопасность всей страны и отдельных ее частей, развивался союз трудящихся классов всех народов для совместной борьбы с эксплуататорами, росли культурный обмен, взаимосвязь между народами России. Это объединение было проявлением преобладающей тенденции исторического развития наций и народностей - тенденцией к интеграции, процесс каковой в равной мере и неизбежен, и прогрессивен.

Однако объективно прогрессивный характер объединения народов России находился в остром противоречии с его формами. Присоединение различных областей к России означало не только объединение различных народов с русским народом. Оно означало вместе с тем подчинение этих народов царизму. Царизм же, угнетавший прежде всего русский народ, осуществлял не только социальный, но и национальный гнет по отношению к другим нациям, народностям и национальным меньшинствам. Царская Россия была средоточием всякого рода гнета, и национальное угнетение занимало далеко не последнее место. Царизм угнетал нерусские народы в экономическом, политическом и культурном отношении.

Царское правительство пыталось сохранить за национальными окраинами, главным образом восточными, положение аграрно-сырьевых придатков центральной России. Уродуя их экономику, царизм старался закрепить вековую отсталость этих районов.

Консервация отсталости национальных окраин дополнялась прямым ограблением их коренного населения. Главной формой такого ограбления была раздача "инородческих" земель русским дворянам, чиновникам, кулакам-переселенцам, принявшая широкий размах в Средней Азии, Казахстане, Башкирии и даже в малоземельном Закавказье.

Одной из форм экономического угнетения народов России была налоговая политика царизма. Налоги на национальных окраинах были намного выше, чем в центральной России.

В национальных районах условия труда были значительно хуже. При этом существовала разница в оплате за равный труд между русскими и национальными рабочими, не в пользу последних, конечно. Существовали различные ограничения для коренного населения в приеме на работу.

Экономическому угнетению нерусских народов соответствовало и притеснение их культуры. Основной идеей царской политики в этом отношении являлось стремление к русификации национальных окраин. В этих целях всемерно притеснялись школа, театр и другие культурные учреждения нерусских народов, запрещалось в той или иной мере пользование родным языком и т.д.

Экономическое и культурное угнетение народов России дополнялось и закреплялось политическим гнетом. Почти все нерусские народы Российской империи были ограничены в политических и общегражданских правах. Они обладали меньшей правоспособностью, чем великороссы. Третьеиюньский избирательный закон лишил избирательных прав все народы Сибири и Средней Азии, значительно урезал представительство от Кавказа и Польши. И до этого не имели избирательных прав "бродячие инородцы". Не могли быть избранными лица, не знающие русского языка.

Нерусские народы были ограничены и в свободе передвижения и поселения (например, известная черта оседлости для евреев), и в выборе занятия и профессии (ограничения в приеме на работу нерусских или не знающих русского языка), и в приобретении имущества и заключении сделок (например, льготы и преимущества для русских помещиков и купцов при покупке имений в западных губерниях и запрещение приобретать землю католикам).

Буржуазное Временное правительство, вынужденное считаться с революционным подъемом, с оживлением национального движения, провело некоторые мероприятия, направленные на разрешение национального вопроса.

Важнейшим актом, посвященным этой проблеме, явился декрет Временного правительства "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", изданный 20 марта 1917 г. Декрет провозглашал: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются"*(115).

Но Декрет от 20 марта и другие постановления Временного правительства, касающиеся национального вопроса, были направлены не на освобождение нерусских народов, а главным образом на устранение ограничений для национальной буржуазии. Характерно, что одним из первых актов в этой области было постановление "О немедленном облегчении образования акционерных обществ и устранении из их уставов национальных и вероисповедных ограничений"*(116), изданное 10 марта 1917 г.

Другой характерной чертой национальной политики Временного правительства являлось то, что отменялись далеко не все ограничения нерусских народов. В частности, декрет от 20 марта разрешал пользование родными языками лишь в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях и при ведении торговых книг. Единственным государственным языком остается по-прежнему только русский.

Антинародной политике Временного правительства партия большевиков противопоставила свою ясную и четкую программу по национальному вопросу. В специальной резолюции Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) говорилось: "Партия требует включения в конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций, какие бы то ни было нарушения прав национальных меньшинств"*(117). Этот пункт, как и всю свою программу, Коммунистическая партия стала проводить с первых дней существования Советской власти. Партия исходила из ленинской идеи о том, что "целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их". Однако "подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетенных наций..."*(118).

Предполагалось первоначально, что уже II Всероссийский съезд Советов обсудит национальный вопрос. На заседании ЦК большевистской партии 21 октября 1917 г. И.В. Сталин предложил подготовить к съезду доклады о войне, о власти, о земле, о рабочем контроле, о национальном вопросе, о текущем моменте. Центральный Комитет принял это предложение и поручил подготовить тезисы по первым трем пунктам В.И. Ленину, а по национальному вопросу - И.В. Сталину*(119). Однако кроме порученных В.И. Ленину другие вопросы, как известно, в качестве самостоятельных на съезде не стояли. Это определялось, очевидно, тем, что в напряженной обстановке, в которой проходил съезд, необходимо было сосредоточить внимание на максимально узком круге наиболее важных проблем. При всей важности национального вопроса он не стоял в этот момент столь же остро, как вопросы о власти, о мире, о земле*(120).

Однако, хотя национальный вопрос и не обсуждался специально, он все же нашел отражение в решениях съезда. Съезд Советов заверил, что Советская власть обеспечит народам право на самоопределение, потребовал предоставления этого права всем народам мира, положил начало созданию специального органа национальной политики Советского государства - Народного комиссариата по делам национальностей. И уже через неделю - 2 (15) ноября 1917 г., была издана известная Декларация прав народов России, достаточно развернуто и полно провозгласившая основные принципы большевистской национальной политики Советского государства.

Декларация провозглашала равноправие народов России, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих Россию*(121).

Идея национального равноправия отражалась и в различных актах, посвященных тем или иным конкретным вопросам.

Обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", подписанное председателем СНК В.И. Лениным и наркомом по делам национальностей И.В. Джугашвили-Сталиным 24 ноября 1917 г., заявляло: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов - Советов рабочих, Солдатских и крестьянских депутатов"*(122).

В ноябре 1917 г. ВЦИК и СНК решили передать украинскому народу исторические реликвии - военные трофеи, взятые у Украины при лишении ее самоуправления в XVIII в. Этим актом подчеркивалась ликвидация угнетенного положения украинского народа*(123).

Статья 4 Основного закона о социализации земли прямо указывает, что право пользования землей не может быть ограничено национальностью*(124). В большинстве случаев, однако, специальной оговорки в законах не делалось. Декрет о земле провозглашал: "Право пользования землею получают все граждане"*(125). Декрет о суде N 1 допускал в качестве обвинителей, защитников и поверенных всех неопороченных граждан (п. 3)*(126). Декрет об организации Красной Армии открывал доступ в ее ряды "для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет"*(127). В этих случаях законодатель полагает само собой разумеющимся отсутствие национальных ограничений, ибо декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов установил "одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики" (ст. 2)*(128).

Все это было обобщено и закреплено в Конституции. В наиболее общей форме интернационализм советской демократии отражен в ст. 22: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия".

Таким образом, закон устанавливал, что демократия в советском государстве существует не для одного или нескольких народов, а для всех наций, народностей и национальных меньшинств, населяющих страну, для каждого из их представителей.

Но Конституция идет еще дальше. Она предоставляет все политические права не только гражданам России, но и трудящимся иностранцам, находящимся на ее территории. Статья 20 гласит: "Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики, для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству...".

Но как могли попасть зарубежные рабочие и крестьяне в нашу страну, да еще в такое сложное время? Частично ответ на этот вопрос дает ст. 21 Конституции: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления". Однако основная масса трудящихся иностранцев попала к нам другим путем.

В ходе мировой войны многие солдаты германской и австро-венгерской армий, которым империалистические цели правящих кругов были такими же чуждыми, как и русским солдатам, сдавались в плен. Особенно охотно переходили на русскую сторону представители угнетенных в Австро-Венгрии народов - венгры, чехи, словаки. Солдаты из славянских народов не хотели воевать против России и по национальным соображениям, считая русских своими братьями по крови. Авторитет России среди европейских славян, особенно болгар, чехов, был очень высок.

Так или иначе, но к моменту революции на территории нашей страны скопилась большая масса военнопленных. Революция освободила их из лагерей, многие военнопленные под влиянием большевиков участвовали в боях за установление власти Советов, а потом защищали ее в годы гражданской войны. Это было ярким проявлением пролетарского интернационализма.

В составе Красной Армии сражалось множество интернациональных отрядов, объединявших бойцов самых различных национальностей - от венгров до китайцев. Рабочие и крестьяне Германии и Австро-Венгрии, вчерашние солдаты их армий, считали необходимым сражаться за первое в мире социалистическое государство. Они видели в нем общее отечество всех трудящихся и эксплуатируемых. Вместе с тем они не оставляли надежды на то, что революция произойдет и в Западной Европе, где понадобится их участие. Очень скоро это, действительно, оправдалось. Вожди венгерской революции, руководители Венгерской Советской республики 1919 г. - Бела Кун, Тибор Самуэли и другие - прошли школу революционной борьбы в России. Американский журналист Альберт Рис Вильямс в начале 1918 г. вступил в Красную Армию, помог создать интернациональный отряд, а затем вернулся в США, чтобы нести правду о Советской России*(129). Словак Кирилл Доргак, военнопленный, вступил в 1918 г. в Красную Армию, а в 1919 г. вернулся на родину, стал впоследствии членом КПЧ*(130). Таких примеров можно привести множество. В силу этого вполне естественным было предоставление трудящимся иностранцам всех политических прав, которыми обладали граждане РСФСР.

На практике иностранцы имели не только политические, но и все иные права граждан Советской России. Иногда это специально подчеркивалось законом. Например, Основной закон о социализации земли предоставлял иностранцам даже такое существенное право, как право землепользования. Статья 4 Закона предусматривала, что право пользования землей не может быть ограничено подданством человека.

Конституция предусматривала и упрощенный порядок перехода в российское гражданство. Статья 20 предоставляла право приема в гражданство местным Советам, причем "без всяких затруднительных формальностей".

Нормы, установленные ст. 20, обусловливались еще одним историческим обстоятельством. В 1918 г. революционный пожар все больше охватывал Европу. Казалось, что мировая пролетарская революция, сокрушающая границы, устанавливающая международное единство трудящихся, - дело ближайшего будущего. В этих условиях считаться с гражданством трудящегося человека казалось по крайней мере нелогичным.

Таким образом, Конституция РСФСР проводила идею интернационализма советской демократии для всех народов, населяющих страну.

Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало ликвидации эксплуатации, утвердившая национальное равноправие, означала, что развернулся процесс становления новой исторической общности - советского народа.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!