Таким образом, сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни людей
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИБИРСКОЙ ОБЩИНЕ
Исследования советских историков по дореволюционной Сибири в значительной степени тенденциозно представляли социальный состав общины, степень расслоения крестьян на бедных и зажиточных и противостояние социальных групп. Классовый подход предопределил главенство аспектов классовой борьбы и вывод о складывании предреволюционной ситуации в начале XX века. Однако, сохранилось множество свидетельств и оценок исследований современников о превалировании взаимосогласия, социального мира в среде старожилов. Особенно контрастно это выглядит в сравнении с действительным процессом нарастания социальной напряженности и раскола в общине Европейской России.
Крестьянские выступления в Сибири не отличались массовостью, обширностью и выраженными насильственными действиями. Они были направлены на предотвращение попыток распространения на сибирские земли помещичьего землевладения, усиление самовластья чиновников. Особый протест вызывали действия властей по ущемлению основ хозяйственной самостоятельности, традиций «захватного» права на заимочные угодья, ограничение размеров земельных владений общины. Сибиряки препятствовали насильственному водворению переселенцев на возделанные трудом их предков, но превышающие официальные размеры наделов, — пашни, покосы, выпаса. Отсюда социальные конфликты происходили на рубежах: старожилы-переселенцы, старожильческая община — властные структуры.
|
|
На глазах старожилов во второй половине XIX в. шел быстрый процесс вторжения рыночных отношений в замкнутый, самодостаточный мир. На бытовом уровне это проявлялось в увеличении тунеядцев, пьяниц, развращении нравственных устоев, ущербных пороков, ином отношении к «заветам предков». Это, естественно, связывалось с увеличивающимся наплывом переселенцев. Здесь справедливо полагали, что новоселы должны своим трудом обустроиться, утвердиться и добиться права на сытую, благополучную жизнь. Старожилов возмущали действия властей по предоставлению льгот, безвозмездных выплат, ссуд переселенцам при одновременном увеличении повинностей крестьян-общинников.
Масштабное переселение в начале XX в. еще более усилило раскол мира старожилов и новоселов. Одновременно зарождается мощное кооперативное движение как форма защиты интересов крестьян от произвола торговцев, ростовщиков. Норма традиций («обычного права») часто используются в целях защиты прав старожилов, для обоснования критики неправомерности действий властей и притязаний новоселов. Так, за недоимки по-прежнему, согласно традициям, нельзя было изъять засеянную пашню или закошенный покос.
|
|
Таким образом, особенность конфликтности в Сибири можно четко выразить словами из документа Енисейского жандармского отделения о том, что крестьянские выступления выражались в «форме неплатежа податей и неповиновения властям, в основном... против изъятия земель при землеустройстве». Здесь не было «вины» одних социальных групп в бедности других, прежде всего в малоземелье. Даже в начале XX в. С. П. Шведов в журнале «Русское богатство» отмечал, что размеры пашни в Сибири «ограничиваются исключительно индивидуальными силами ее хозяина... Но разница не так давно была не особенно чувствительна, и в общем все жили более или менее зажиточно». Водораздел же между зажиточностью и бедностью проходил не внутри старожильческого мира, а, более, между старожилами и переселенцами.
1. ЗАЖИТОЧНЫЕ И «МАЙДАНЩИКИ». Обычным для сибирского крестьянства был высокий уровень благосостояния и зажиточности основной массы сельского населения старожильческих селений. К 1910 г. около 40% дворов, включая и переселенческие поселки, засевали более 10 десятин посева. 50% дворов имели по 4 и более лошадей (в Европейской России только 10% дворов). Всего же на одно хозяйство в Сибири приходилось к 1917 г. в среднем по 16—18 голов скота (в Европейской России — 8—9 голов). По данным на 1909 г. на 100 жителей приходилось:
|
|
лошадей | коров | овец | свиней | |
Европейская Россия | 18 | 26 | 34 | 10 |
Сибирь | 55 | 70 | 74 | 16 |
Дания | 21 | 87 | 28 | 56 |
Голландия | 6 | 34 | 15 | 21 |
Франция | 5 | 36 | 45 | 18 |
Канада | 41 | 133 | 48 | 51 |
США | 25 | 82 | 68 | 57 |
Как видим, Сибирь занимала первое место по количеству лошадей на 100 жителей, а по остальному скоту была на уровне ведущих стран мира. Но наиболее примечательной была высочайшая товарность крестьянского хозяйства сибиряков. Так, на совещании по вопросам хлебной торговли в 1907 г. отмечалось, что «лучше иметь конкурентом США, чем допустить в Россию сибирскую пшеницу». Нижегородский губернатор А. Хвостов так определил это решение: «Выход сибирского хлеба будет иметь своим последствием неминуемое разорение сельского хозяйства средней и южной России и всего Поволжья».
Зажиточность сибирского крестьянина-старожила обусловливалась, прежде всего, трудовыми возможностями его семьи. Здесь большая патриархальная семья могла поднять и обработать значительную по размерам пашню и, качественно обрабатывая землю, получить высокие урожаи. Соответственно этому, семья могла содержать больше скота и обеспечивать высокий уровень жизни ее членов.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!