Тема 11 Развитие общественной мысли в России в 19 веке



Движение декабристов

Общественно-политическая мысль в России в 1830-1850- е гг.

Основные направления общественной мысли второй половины XIX века

-1-

В I половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.

Представители радикального направления оказались более активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций дворян. В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения", а в 1818 г. - "Союз благоденствия". В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал П. И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин.

Основными конституционными проектами стали "Конституция" Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля.

Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала парламенту - "Народному вече". Избирательное право граждан ограничивалось высоким имущественным цензом.

П. И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

В решении аграрного вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России. Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ - "Манифест к русскому народу" и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества.

Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь.

Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.

Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России.

-2-

Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либералы критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения - славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин и др.). Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, они призывали к возвращению в допетровскую Русь. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России.

В 40-е г. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В. Т. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Создается новый кружок, названный по имени руководителя «кружок петрашевцев». Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем.

                                           -3-

Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.

Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории "официальной народности".

Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие - основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 - 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков.

Консерваторы были хранителями-государственниками и отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок.

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ. Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов" - ходатайств с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев и др.

Особенностью российского либерализма стал его дворянский характер вследствие политической слабости буржуазии, а также готовность к сближению с консерваторами.

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

ёВ радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

В истории движения радикалов II половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е гг. - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. - оформление народничества, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников; 80 - 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.

В 60-е гг. сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал теорию "общинного социализма" и резко критиковал условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, который был арестован и сослан в Сибирь в 1862 г.

Первой крупной революционно-демократической организацией была "Земля и воля" (1861 г.), в которую входило несколько сотен членов из разных слоев: чиновники, офицеры, студенты.

В 70-е гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху", будущее страны - в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

В революционном народничестве выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

Идеолог бунтарского течения М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.

П. Л. Лавров - идеолог пропагандистского течения - не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.

П. Н. Ткачев - идеолог заговорщического течения - считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.

В 1874 г. опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено царизмом.

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали тайную организацию "Земля и воля", во главе которой стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов и др. Было осуществлено второе "хождение в народ" - с целью длительной агитации среди крестьян.

После раскола "Земли и воли" образовались две организации - "Черный передел" (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич и др.) и "Народная воля" (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.

1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала покушение на царя Александра II.

В 80 - 90-е гг. движение народников ослабевает. Бывшие участники "Черного передела" Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". В 1883 - 1892 гг. в самой России образовалось несколько марксистских кружков, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.

В 1895 г. в Петербурге марксистские кружки объединились в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Л. Мартов и др.

 

                             


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2097; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!