Чюдо 2-е о разбойницех, приходивших к святому



Житие Кирилла Новоезерского. Конспект.

Первоначальная редакция.

Житие списано игуменом обители Пименом. По мнению Карбасовой, Житие составоено в 1581 – 1583 годах. Изначально оно было

Родился в Галиче, в 15 лет решил стать монахом в монастыреКорнилияКомельского на реке Обноре. Он покинул отчий дом без сожаления, не взял в дорогу ничего, кроме той одежды, в которую был одет, не вспомнил о доброте отца и жалости матери. В 15 верстах от Галича он встретил благообразного старца («узре близ пути седяща старца»), у которого взял благословение. Тот его поднял с колен, похвалил: «Добрая бодѣла трудом снискаются, а болѣзнию исправляются», спросил, сам ли он пожелал стать иноком, тот ответил, что сам.Старец спросил у него, в какую обитель он хочет пойти, тот ответил, что в обитель Корнилия. Старец сказал, что он как раз монах этого монастыря и теперь вышел из обители по послушанию и возвращается обратно. Старец взял Кирилла с собой и на второй день они дошли в обитель преподобного Корнилия.

Перед входом в монастырь старец указал Кириллу на обитель, повелел тому идти к Корнилию «Бог тебя благословит, ты сподобишься принятия ангельского образа и станешь сосудом святого духа», а после исчез, Кирилл оглядывался по сторонам, но того и след простыл. Тогда он понял, что это был Божий посланник. Кирилл подошел к порогу монастыря и увидел иноков, которые стояли там. Они увидели его в худых ризах и спросили, чего он желает. Тот попросил привести его к игумену.

Когда ему возвестили, что игумен ждет его, он, окрилатев умом, побежал в монастырь, пал перед игуменом на колени. Корнилий видел, как Кирилл лежит перед ним и слезы проливает, умоляя постричь его, стал ему указывать на скорбность место и необходимость жить в подвигах, его малый возраст, но одновременно он прозревал в нем сосуд святого Духа. Кирилл молил Корнилия: Бог привел меня к тебе, чтобы я спасся, ты только помоги мне. Корнилий: благословен Бог, укрепивый тебя на это тщание, отселе будеши служить братии. Отрок поклонился ему до земли, так его постригли в 15 лет.

Кирилл начал подвизаться без лености в трудах и молитвах, отлагая сон, занимаясь рукоделием, и все почитали его за ангела Божьего, «яко свещение некое обношаху», его смирение, пост и воздержание стали известны всем в округе.

О взыскании отрока

Родители отрока искали его в Галиче и других городах, били в перси и рыдали по нему, как по мертвому. Они начали его поиски и обещали вознаграждение тому, кто сможет что-то о нем разузнать.

Через семь лет один из монахов Корнилиева монастыря пришел к отцу Кирилла и рассказал о нем. Мать тогда же созналась, что младенец еще в утробе славил Бога трисвятой песнью: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Узнав о пострижении сына, мать Кирилла сама пожелала принять монашество. Здесь проникновенный диалог матери о любви к сыну, о том, как распаляется ее утроба, как стала она бесчадной… Мать Кирилла повелела мужу пойти в монастырь и вложить в него часть наследства, назначенную сыну.

Отец пришел в монастырь, Корнилий увидел его грустное лицо и спросил, чего он желает. Тот сказал, что хочет раздать братиям милостыню. Во время службы он раздавал монахам серебряные монеты, и одну монету дал своему сыну, тот обрадовался, что отец его не узнал и что он сподобился принять милостыню от собственного отца. Полученные деньги Кирилл раздал нищим. ЗДЕСЬ МОТИВ ЖИТИЯ АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ.

Кирилл входит в свою келью и молится о спасении своих родителей, Бог же услышал его молитву. На следующий день отец Кирилла вновь приходит в церковь на богослужение, Корнилий, видя его скорбь, призывает его и поучает, как надобно терпеть искушения. Отец Кирилла рассказывает ему о потере сына и тот обещает показать ему сына на следующий день. Отец с радостью идет в гостиницу. Корнилий уговорил Кирилла встретиться с отцом, хотя тот хотел утаиться. Когда отец увидел Кирилла, удивился, потому что лицо его изменилось от поста и воздержания. Зачем ты пришел ко мне, я ведь все в миру оставил ради Христа, и теперь не стоит мне вспоминать о покинутом.

Целый плач отца Кирилла: сын, что же ты сотворил? Какую скорбь ты нам нанес? Кто же позаботится о нас в старости? Но я теперь сам хочу принять постриг в этой обители. Иди и возвести о том игумену Корнилию. Корнилий приглашает отца Кирилла. Тот со смирением просит о том, чтобы его постригли.

Здесь почти дословно повторяется фрагмент принятия в монастырь самого Кирилла. Корнилий постригает отца Кирилла с именем Варсонофий, Кирилл вводит отца в свою келью и учит его Писанию. Через 8 дней пришла новость о матери Кирилла, которая приняла постриг с именем Елена и в мире отошла ко Господу. Через три года умер и отец Кирилла Варсонофий. Кирилл раздал имение родителей нищим и освободил рабов. Похоронив отца, преподобный сказал: вот уже родители мои преставились, так ведь и я смертный человек. (схожий фрагмент в Житии Александра Свирского)

После этого он простерся на больший подвиг, иногда в поварне, иногда в пекарне работая, и все другие службы тоже проходит по ряду. Свою волю от отверг до конца, повиновался не только Корнилию, но и прочим братьям. Он постоянно учился слову Божию и молился. Кирилл помнил о смертном часе и страшном суде, напоял душу слезами в юдоле плачевной, в церковь входил с благоговением и преуспевал в добродетелях «благою кротостию и разумною простынею». Едину печаль имея, как Богу угодити.

У Корнилия Кирилл провел 15 лет.

О отшествииблаженнаго Кирилла. В 1492-ом году (по вычислениям Карбасовой).

Кирилл решил обойти разные святые места на Руси и потом устроить свою пустынь. Корнилий его благословил. Кирилл помолился: направи, Господи, стопы моя и избави меня от клеветы человеческой. И вышел из Корнилиева монастыря не в славе, а в раздранной ризе, пошел он к морю-окиану и там обходил поморские страны, питаясь корой, травой и мхом, и жил со зверьми 20 лет.

Потом он пошел к святым местам Новгорода и Пскова, в дома он не входил, но шествовал по улицам, приходил к церквам на службу. Тело свое изнурял, не укрывался ни от зноя, ни от мороза, ни от дождя, иногда отдавал свою плоть на снедение мошкам и комарам, и паукам, ризу носил многошвенную, ходил босиком. И так он попрал бесовские силы. И начал он молиться, чтобы открылось ему, где провести ему старость. И голос с небес ответил ему, что уготовано ему место близ Белого озера. Тут он увидел луч свет, просиявший в стороне Белого озера.

Дойдя до Тихвина, Кирилл остановился на паперти Успенского храма и три ночи провел в молитве. Ему явилась Богородица и возвестила тихим гласом о том, что на Белом озере ему уготовано место. Кирилл дошел до Белозерского края, обошел Андо-озеро, и пришел к берегу Нового озера, посреди которого увидел остров, украшенный многими деревьями, и с того острова до небес поднимался огненный столп. И вот Кирилл пришел на этот остров и на восточной стороне этого острова нашел ель и вселился под этим деревом марта 1512-го года, в день памяти Герасима Иорданского. Он сотворил себе хижину под этим деревом, пригнув к земле его ветви. Во сне Кириллу явился ангел, который возвестил ему о том, что покой его мощам будет именно здесь, а не в тех местах новгородских и псковских, которые он проходил до того. Кирилл познакомился в Андопольской веси с местными крестьянами. Теми ему посоветовали построить келью. Он построил одну келью себе, другую для приходящих братий, а на следующий год выстроил церковь Воскресения Христова и вторую церковь иконы Одигитрии.

К преподобному стали приходить иноки, он же землю копал, древеса рубил, а бесы тем временем стали ему досаждать. Рыбные ловцы приходили к преподобному и оскорбляли его, но он терпел эти искушения, и бесовские козни рассеивались.

Чудо 1-ое о старце Никифоре, посланном от Александра Свирского.

Александр Свирский послал в Новоезерский монастырь к Кириллу своего старца по имени Никифор «повести ради духовныя», тот пришел к берегу озера в 2 часа ночи. В это время Кирилл заканчивал петь акафист Богородице и пел последний тропарь «О всепетаямати». И в это время почувствовал приход старца из северной страны. И вот он по скончании молитвы взял челн и переправился на берег озера, где нашел старца, почивающего на камне жестоце от труда путнаго. Тогда обоих старцев озарил свет неизреченный, Кирилл удивился, за какой надобностью пришел к нему Никифор от столь далекой страны. Они сели в судно и в лучах света переправились на остров. Никифор ответил, что его прислал преподобный Александр. Кирилл высказывает надежду на то, что в будущем веке он сподобится пребывать вблизи Александра. Никифор носил тяжелые вериги, которые изумляют Кирилла. Через какое-то время Кирилл проводил его обратно на берег, а на том месте, где их осиял свет, поставили позднее поклонный крест.

Чюдо 2-е о разбойницех, приходивших к святому.

Разбойник Иван со своей шайкой, убивавший и грабивший людей в окрестностях Нового озера, пришел в обитель к Кириллу. Преподобный же вышел к ним со словами: «Ближние рабы и угодники отца вашего сатаны, зачем пришли ко мне на остров? Стяжание мое в этой келье». Когда они попытались войти в келью, их постигла слепота. Один из них вошел, но его стали избивать два ангела и сам он ослеп и стал звать на помощь своих товарищей, однако когда те поняли, что были наказаны, то стали каяться и просить молитв Кирилла, который их простил и исцелил.

Чюдо 3-е.

Старец Дионисий рассказал, как в страстной четверг после службы и причастия братии, когда Кирилл нес Богородичную просфору, ему сопутствовал незнакомый дьякон, который вскоре после того таинственно исчез. Дионисий поинтересовался у Кирилла, что это был за дьякон. Тот ему велел не испытывать Божии судьбы и молчать об увиденном вплоть до его кончины.

Чюдо 4-ое о дьяконе Николае.

К Кириллу из Белозерска приходит за духовным советом дьякон по имени Николай, тот его отправляет домой, возвещая о рождении сына, о чем не знает сам Николай, однако пророчество преподобного сбывается.

Чюдо 5-е, како исцели от болезни князя Ивана Васильевича Пинкова.

Некий князь Иван Васильевич Пинков много благодетельствовал Тихвинскому монастыря, и когда тяжело заболел, стал просить помощи у Богородицы. И явилась ему во сне светоносная жена и старец, сказавший ему: Изыди с миром ко святой Богородице на Тихвин, а потом в мой монастырь Кирилла Новоезерского, и там получишь исцеление.

Когда князь пришел в Новоезерский монастырь и увидел Кирилла, тотчас узнал в нем явившегося ему старца и приказал тому отслужить молебен о его здравии. Кирилл служил в раздранной ризе и босой, и когда князь вкусил освященной воды, ему сразу же стало легче. Излечившись, князь написал грамоту монастырю, в которой обещался даровать ему каждый год жито, соль, масло, сыры и т д. Сотворив милостыню, князь вернулся во своя си.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!