ВЫЗОВЫ РОССИИ - ОСНОВА ЕЁ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ



 

(Продолжение.

Начало см. Известия ПГУПС. Вып. 2016 г. стр. )

 

 

Для всех народов вопрос: «Для чего мы живем?» был всегда актуальным. Поэтому определение для человека смысла жизни всегда необходимо. После того как человек стал человеком мыслящим и вышел из первобытного состояния, его идеи стали инструментом формирования личности. Идеи помогают сформулировать общую цель для любого коллектива, объединять людей, формировать их мировоззрение, сплачивать людей в государства.

 

Введение

Человеческий род не смог бы выжить, если бы не понимал ценность объединения отдельных личностей в семью, род, племя, государство. Причина лежит в выгоде для каждого человека поступиться частью своей свободы и явно или неявно следовать тем целям, которые выдвигает объединение как субъект. Вступая в другое объединение человек, берет на себя обязательство исполнять цели нового сообщества. Человек всегда существует в иерархии сообществ, ежедневно переходя из семьи в рабочий коллектив, состоит в сообществе жителей дома, улицы, города, государства и, наконец, всей планеты. Сообщество – это коллектив, который защищает жизнь каждого составляющего его человека.

Цель сообщества, как выражение совокупного желания каждого члена, формируется в некоторый свод правил, моральных принципов, обычаев, традиций и законов поведения. Отдельный человек или живет в этих рамках или изгоняется из них и становится изгоем. Упрочение связей между людьми в обществе приводит к большей унификации их мировоззрений, а признание многими людьми одной идеи укрепляет их внутренние связи. Наверно - это социальная закономерность, по которой в человеческих сообществах происходит объединение людей. Это может быть общее желание победить завоевателя, самим стать завоевателем, но чаще это выражается в верованиях, в религии, в них концентрируется представление общества о силах природы, устройстве мира и еще много трудного для познавания. Религии становятся носителем исторической памяти, воспроизводят через традиции уклад жизни. Уже на ранних этапах развития обществ почитание одной религии становится узнаваемым и служит, как бы, опознавательным знаком принадлежности человека к определенному обществу.

Общество развивается циклически, или хаотично, случайно. Для большинства людей более понятен первый, циклический путь. Поэтому даже в хаотичном, случайном процессе человек старается выделить участки циклического развития. Это способствует более простому описанию сложного процесса и дает возможность построить понятную модель.

О глобальных проектах развития России

Исторически на развитие общества влияет много факторов, некоторые из них на определенное время принимали форму глобальных идей, проектов. Не претендуя на полноту, выделим некоторые из них:

- один связан с теорией формаций (первобытно-общинный, рабовла-дельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический и т.д. строй);

- второй основан на развитии техники и технологий (первое, второе и третье разделение труда;

- третий, экономический, основан на взаимозависимости трудовых отношений и орудий труда (общинный, капиталистический и некапита-листический), развивающийся по циклами Кондратьева, технологическим зонам, укладам Григорьва-Хазина, по уровню развития НТР, глобализации и пр.);

- четвертый, мировоззренческий, основанный на мифологических (язычес-ких), библейских, коммунистических (Красный проект), либеральных (Западный проект), исламских научных и философских ценностях;

- пятый, милитарный, связанный с военными действиями с холодным оружием (доримский, римский, византийский, ордынский), огнестрельным (колониальный, имперский), ядерным (современное общество), неконвенциональным (информационное, биологическое, психологическое и т.п. воздействия) (постсовременная эпоха);

- шестой, торговый, основанный на разнообразных видах обмена товарами (натуральный, бартерный, денежный, кредитный и виртуальный, внутренний, международный, мировой (глобальный) и пр.;

- седьмой, географический (местный, региональный, межгосударственный, материковый, мировой (глобальный);

- восьмой, культурный (дикий, воспитанный, образованный, информа-ционный);

- девятый, отраслевой, основанный на приоритетном развитии отдельных отраслей и направлений хозяйств и государств, имеющий возможность при определенных условиям получить глобальное распространение (сельскохо-зяйственные районы, промышленные центры, области строительного искусства, организация перевозок и транспорт, центры связи, финансов, образования, науки, здравоохранения, СМИ, вооруженных сил, культуры и пр.);

- десятый, внутри отраслевой, например, транспортный, основанный на ручном перемещении грузов, а также грузов и пассажиров гужевым, водным, железнодорожным, автомобильным, трубопроводным воздушным, космическим и другими видами транспорта и пр., пр.

Таким образом, всё может стать основой для образования глобальной идеи и ее распространения, но она никогда не возникает ниоткуда, ее появление всег-да предполагает предшествующую основу, условия для развития, а неизбежное исчезновение, вырождение – превращение в новую глобальную идею. Все случайно возникшее и вечно существующее – противоречит основам материа-льного мира.

Одним из известных значительных глобальных идей и проектов является мировоззренческий, его называют по-разному Библейским, или Христианским, а родиной считают древние Восток и Рим. Там из мифологических, политеис-тических, языческих воззрениях появились монотеистические религиозные взгляды мироустройства на основе Библии (иудаизм и христианство), Корана (мусульманство), Талмуда (иудаизм), Трипитаки (буддизм), Вед (брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм). Иудаизм стал религией малочисленного, но удивительно подвижного народа, евреев, а христианство, благодаря усилиями и подвижничеству апостола Павла, широко распространилось в мире как мировая религия. Религии способствовали объединению стран в союзы, сообщества и империи, и удовлетворяли почти всем категориям населения.

Христианская религия позволяла каждому верующему создать свой образ будущего. Христианство стало первой наднациональной, надгосударственной мировой идеей, которое заставило людей отказаться от многовековых языческих верований и изменить свой образ жизни. Оно разъясняло суть видимого и невидимого мира, формировало систему поведения и создавало этические правила общежития.

В VII веке, на тех же библейских ценностях возникает Исламский глобальный проект с очень сильной идеологической составляющей, делающий любого носителя идеи активным проповедником. Это отличало этот проект от других глобальных церковных идей, делало его привлекательным и способствовало его распространению. 

Церковные догматы до XV - XVI веков сильно влияли на жизнь людей, их экономику, поведение, культуру, обычаи и часто тормозили их развитие. Особенно это касалось церковного запрета на ссудный процент. Проблема была решена в рамках нового христианского учения, основанного на протестантских ценностях, протестантизме, сформировавшем новый, Капиталистический глобальный проект. В мире стали утверждаться экономические отношения, основанные на получении прибыли, а главными человеческими ценностями признавались либеральные идеи на базе индивидуализма и свободы. 

В условиях капиталистического производства развивались государства, происходило повышение жизненного уровня населения, но не всего. В результате появилось деление общества на классы. На этой основе появилась проблема равенства людей и коммунистические теории всеобщего равноправия.

К началу ХХ века окончательно оформился марксизм, опирающийся на политэкономию. В его рамках изучалась также проблема общественно-экономических формаций, их связей и путей развитиях, о взаимном переходе от одной общественно-экономической формации в другую и, в частности, вопрос о конечности капитализма и о переходе его в новую форму. Возникла идея Красного глобального проекта. Он оформился в России – стране с многомиллионным населением, огромной территорией, потенциально большим рынком и не сильным рабочим классом. В это время Россия оказалась в опасном положении, ее хотели многие англии, франции, германии и еще 11 охотников (американцы в том числе) стереть с политической карты мира. В условиях враждебного окружения новая Россия, СССР, под руководством Сталина начала индустриализацию страны, полагаясь только на собственные, внутренние ресурсы. Страна создавала свою экономику, способную выдержать все невзгоды, находясь во враждебном окружении. В стране была развернута мощная пропагандистская компания, разъясняющая населению, какое государство они строят, в чем его сила и какие надежды могут появиться у людей в результате построения новой экономики. В итоге страна «заразилась» массовым энтузи-азмом, и Красный глобальный проект в СССР состоялся. Что характерно, многие его идеи базировались на выигрышных моментах враждебного Капиталисти-ческого (организация производства) и Библейского (Православного), понятного большинству жителей, проектах.

Основными ценностями Красного проекта провозглашались коллективизм, свобода и равенство людей его разделяющих. Сильными сторонами этого проекта были обеспечение поголовной грамотности населения, воспитании у него чувства гордости, патриотизма и любви к своему государству.   

Успехи СССР, социалистической экономики и идеологической убежден-ности населения в конечности капитализма начали преобразовывать Капита-листический проект, который разделяли государствах с рыночной экономикой (прежде всего США), в так называемую Западную глобальную идею. Сущность ее заключалась в дискретизации марксизма и попытке доказать «вечность» капитализма,. Это выразилось в создании общества потребления, в разработке различных социально-философских теорий, направленных на создание консъюмеристской идеологии, достижении социальной однородности общества за счет распределительных результатов экономического роста и эффекта технологических нововведений, экологизма, а также в создании безидеоло-гических теорий, при которых человек развивается в условиях «свободной кон-куренции». (Не вдаваясь в детали последнего, абсолютно абстрактного, термина (к реализации которого человечество даже близко не подошло) отметим, что слово «свобода» в «Западном» понимании, означает разрешение человеку принимать для себя только те библейские заповеди, которые ему лично нравятся, что с точки зрения человека верующего означает чистую ересь и бесовщину).

Этому способствовало также развитие западного общества, ориентиро-ванного на «государство всеобщего благоденствия с отсутствующим или пониженным социальным напряжением». Идеи глобализации и постмодер-нистский социальный порядок также активно внедрялись в обывательские представления о ненужности в современных обществах идеологии. Этим они изменяли создававшиеся веками представления о сущности национального самосознания. (Многолетние усилия западных ученых, в конце концов, дали свои результаты и «сквозная» историческая концепция была разработана. Не вдаваясь в ее детали отмечаем, что они развитие человечества стали описывать в виде «премодерн - модерн - постмодерн», при невозможности развития в предыдущей стадии при появлении новой. Популярности этой теории способствовало развитие информационных технологий, которое изменило структуру экономики США и дало основание построения «постиндустриа-льного» общества – экономической базы постмодерна. При поддержке идеологи-ческой машины США, соответствующая терминология стала доминировать в работах по экономическому развитию).

Сложные международные процессы средины и конца ХХ века стали основой для борьбы Западного глобального проекта (США) с Красным (СССР). Главной в этой борьбе была победа и претензии на гегемонию в мире. Темпы роста в СССР были очень большими и Красный проект побеждал Западный по развитию экономики и по отсутствию кризисов. Западные экономики каждые 10-15 лет впадали в кризисное состояние. Наиболее значительный первый, называемый Великой депрессией, кризис произошел в США в конце XIX века; он закончился Первой мировой войной. Затем последовал второй (он более известен и также получил название Великой депрессии), который закончился уже Второй мировой войной. Потом произошел третий кризис, 70-х годов ХХ века, сейчас – продолжается четвертый. Между этими великими кризисами было еще несколько меньших кризисов. Их появление и продолжительность зависели от размеров рынков.  

У СССР перспективы были лучше. Однако в СССР, в Политбюро ЦК КПСС задумались, нужно ли стремиться к разрушению «западной» экономики и США особенно после катастрофического «нефтяного» кризиса 1973 года. Положитель-ное решение зависело от ответов на следующие вопросы: есть ли возможности у СССР обеспечить контроль на тех территориях, которые останутся после исчезновения США, и нести ответственность за возможные неконтролируемые, разрушительные и опасные процессы в них; готов ли СССР сосуществовать с технологически перевооружаемым Китаем? 

В результате пришли к выводу, что СССР не имел возможностей контролировать почти половину мира, скатывающуюся к тоталитаризму, разгулу терроризма и анархии и одновременно ограничивать растущие возможности Китая. И СССР пошел на «мировую», на переговоры с США, инициировал процесс, который позже получил название «разрядка».

США же в связи с распространенной у них философией прагматизма решили сначала разрушить СССР, а разбираться со вновь возникающими проблемами оставили на потом.

Однако, последствия от устранения с поля борьбы противника не заставили себя долго ждать: произошел резкий подъем терроризма; возвысилась роль Исламского глобального проекта; разрушился мировой паритет силы;  произошла ревизии «Ялтинской» системы; был забыт Хельсинский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; США вышли из Договора по ПРО; уход СССР с политической арены вынудил США контролировать его бывшую сферу влияния.

США оказались не способными взять на себя на роль гегемона в мире в результате ухода СССР с политической арены. Такое положение благоприят-ными назвать трудно.

Из-за невозможности расширить свои рынки сбыта США пришлось обратить внимание на внутренний рынок и стимулировать потребление в стране. Это было сделано это за счет расширения кредитования и ежегодного снижения стоимости его обслуживания. Новый кредит становился выгодней текущего, а окончательный расчет за него откладывали на будущее. В результате долг населения увеличивался примерно на 10% за год или на $1,5 трлн. От этого общая сумма совокупных долгов США (государственного, бизнес-долгов, ипотечного, по потребительским кредитам) согласно Economic Collapse на январь 2015 года составила гигантскую цифру в $59,4 трлн. На каждого жителя США в 2014 году он составил $183,7 тыс. (для сравнения в России эта цифра - $1,008 тыс.). Население США, таким образом, стало жить в «самом большом долговом пузыре без надежд на благополучное разрешение этого состояния». Даже России США должны примерно 3% ее государственного долга. Это составляет около $150 млрд. и среди кредиторов она занимает восьмое место.

Вопрос о повышение потолка государственного долга – постоянная проблема федеральных властей США. Для стимулирования частного спроса, им необходимо постоянно увеличивать дефицит бюджета, т.к. реальные доходы домохозяйств не соответствуют времени, сейчас они находятся на уровне конца 50-х годов ХХ века. Это создает экономические условия в США для социальных потрясений.

Сегодня независимое государство для того, чтобы иметь бескризисную экономику должно иметь рынок, объемом не менее 1.5 млрд. потребителей. В мире ими являются Китай и Индия. США могли бы сохранить в среднесрочной перспективе свою независимость при условии, чтобы они взяли бы под свой контроль рынки Европы и Латинской Америки. Однако это сделать непросто. Поэтому США трудно будет сохранить условия для продолжения экономичес-кого развития. 

Что касается Европейского Союза (государственный долг по состоянию на 01.01.2012 составил $17,95 трлн. при численности населения 502,6 млн. чел.; это $35,7 тыс. на душу населения), то у него есть шанс для развития, если он наладит отношения с соседями и, прежде всего, с Россией. Для этого ему необходимо отказаться от библейских ценностей Западного глобального проекта.

Экономические проблемы Запада и явная экспансия Исламского глобального проекта создают новые условия для полицентрической мировой системы с множеством различных по политическому спектру независимых государств. 

Россия же без «образа будущего», без глобальной национальной идеи жить не может. Это понимали даже Ельцин и &. Они, отметая все другие проекты (китайский, буддийский, индийский и т.д.) грубо и неумно ломая все, что относилось к Красному глобальному проекту вели себя в стране, подобно «слону в посудной лавке» и, пресмыкаясь перед сторонниками Западного глобального проекта, пытались встроится в него. Для этого они изменили все: структуру хозяйства, систему собственности, распределения доходов, цен, административную, хозяйственную, правовую, выборную системы. В стране устранялись социальные лифты, устанавливались жесточайшие сословные барьеры, «монетизировалось» все, даже то, что трогать их «неумелыми ручками» было опасно. Они не предложили никаких системных и принципиальных изменений в экономике страны, не определились с достойным местом нашей страны в мире, не создали образа ее будущего. И Россию встраивали в мировое разделение труда как сырьевую страну. 

При этом наши «реформаторы» не додумались до главного, что смена парадигмы развития – это большая проблема с социально-политической точки зрения. Дело в том, что наше общество создавалось и развивалось в рамках финансово-экономической модели социализма. Отказ от нее непременно должен был вызвать в обществе острое чувство протеста и были все основания ожидать, что общество приложит все усилия для того, чтобы в лучшем случае не привечать носителей новых рыночных идей, а в худшем, добиться их устранения. Все эти перемены создавали условия для серьезного социального взрыва. Гражданской войны не случилось только из-за того, что часть советского общества просто не понимала, что происходит в стране, а часть – точно знала, что она и в новых условиях что-то получит.

Самое интересное заключается в том, что возможности развития мира по Западному глобальному проекту исчерпаны, а СССР не был обречен на поражение. Находясь под впечатлением видимых успехов Запада на потребительском рынке, достижений западных экономистов, получавших ежегодные премии Шведского банка, которые незаслуженно называют Нобелевскими, и западного образа жизни наши «экономисты», разные шаталины, ясины, поповы и & даже не удосужились разобраться с западными теориями экономического развития, продались им и «легли» под них не задумываясь.

Проследить логику развития экономики целесообразно на исследованиях О.Григорьева и М.Хазина. Они по примеру Адама Смита и Давида Риккардо взяли за основу разделение труда и положение, что только углубление разделения труда приведет к расширению рынка. По их мнению, мировая развивающаяся экономическая система должна состоять из постоянно расширяющихся систем (кластеров).

После Второй мировой войны в мире сформировались две конкурирующие экономические зоны – советская (СССР) и западная (США) со своими рынками сбыта.

Первым, с необходимостью расширения рынков в 1960 году столкнулся СССР, США – чуть позже, в начале 70-х годов ХХ века. СССР стал создавать социалистическую систему, СЭВ, активно участвовать в развитии движения неприсоединения, борьбы за мир и в мирном сосуществовании. Однако это касалось только политической стороны. Экономическими выгодами от такого объединения СССР не успел воспользоваться – к власти пришли горбачевы и ельцины. 

В США удалось приостановить экономический кризис так называемой «рейганомикой». Ее суть заключалась в том, что при невозможности увеличения размеров рынка, хозяйствование переносилось с регулирования спроса товаров и услуг на стимулирование их производства. Это создавало условия для развития экономики. Поскольку главная задача США на этот период заключалась в победе над СССР, то негативные последствия роста долгов от использования такого метода были отнесены на «потом». Это способствовало тому, что США, как сверхдержава осталась, а СССР – добровольно ушел с политической арены. Американская же экономика на виду развивалась, однако постоянно увеличивался ее долг. Сейчас проблема долга для США становится основной и пока неразрешимой. 

Американские экономисты, многочисленные «нобелевские» лауреаты по экономике даже не удосужились предложить США воспользоваться плодами победы в «холодной» войне и разрешить проблему долга за счет активов, полученных от распада СССР и дать ей на несколько десятилетий более или менее стабильное развитие. В начале 90-х годов ХХ века к власти в США пришли люди, занимающиеся перераспределением денег, полученных от кредитной и денежной эмиссии, и они, вместо того, чтобы новыми активами закрыть старые долги, сделали их базой для наращивания новых. В результате за несколько лет структурные диспропорции в экономике США резко изменились, и серьезный кризис стал неизбежным. Его ожидают, сравнимым со второй Великой депрессией (1929-33). 

Экономическая элита СССР не только не смогла сформулировать план, аналогичный рейганомике, но даже не сумела адекватно описать проблемы кризиса. Отказ от форсирования давления на Запад в начале 70-х годов ХХ века привел к капитуляции СССР и к дальнейшим событиям 80-90-х годов.

В общем, анализ экономической жизни 60-80-х годов показывает, что сохранение бинарной экономической системы мира в том виде, как она сложилась после Второй мировой войны, было невозможно. Одна из двух систем разделения труда должна была умереть. Поражение той или иной из них не было предопределено. По всей видимости, победа сместилась в сторону США после 1987 года, когда им СССР дал безболезненно пережить биржевой кризис. Но до этого никакой предопределенности в победителе не было. По этой причине любые рассуждения об обреченности социализма являются ненаучными и носят, в большой степени, пропагандистский характер.

 

Заключение

Обобщая сказанное, отмечаем следующее.

Уникальное географическое положение России делает ее выгодной по политико-экономическим мотивам. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Мы торгуем со всеми странами.

Россия - крупнейшая держава мира, сильная промышленно, является крупнейшим центром науки, культуры, страна с высокообразованным населением.

Сейчас мы предлагаем выгодные транспортные коридоры через нашу страну: Северный морской путь (потенциальный конкурент Суэцского канала); Транссибирскую железную дорогу; многие выгодные меридиальные и широтные пути сообщения и многие другие для создания надежных и быстрых путей международной торговли и туризма и т.д. Совершенно ясно, что «грех этим не воспользоваться».

Страной-транзитеров является Голландия, которая входит в десятку наиболее развитых стран мира. У нее ВВП на 40% состоит из доходов, получаемых в результате транзита, который равен $800,2 млрд. (2013)) при  ежегодном приросте 4%. Для ее населения в 16,8 млн. чел. доход на человека составляет $40,2 тыс. По последнему показателю мы отстаем от них практически в три раза, поэтому, если взять за основу их модель развития, то она равноценна по ВВП сырьевой направленности.  Поэтому развивать страну в этом направлении мы не можем, но использовать выгоды от такого подхода желательно.

Следовательно, развиваться в традиционном, сырьевом и транзитном направлении нам не имеет смысла. Остается инновационное направление.

 Инновационная экономика может создать России необходимые условия для ее быстрого приближения к высокоразвитым странам мира и дать необходимый импульс дальнейшего развития. Ее можно развивать по двум направлениям: с использованием международной торговли, предлагая на рынок соответствующую продукцию; с помощью создания внутреннего рынка объемом около 1 млрд. потребителей. 

Чтобы двигаться по первому направлению нужно иметь готовую иннова-ционную продукцию, отвоевывать места на международном рынке и предлагать им предпочтительные условия продажи. Сегодня инновационной продукцией, которая может быть предложена для продажи, может быть военная и космическая техника. Это развитые и признанные направления. Есть не развитые, но передовые наши технологии, но их нужно осваивать, например, гетероструктуры Ж.Алферова. Для этого нужны: большое желание, финансовые вливания и время. Это же касается и других новейших наших предложений, которые могли бы предложены для 6 цикла (2018 – 2060) технологического развития Кондратьева. Продукция, выполненная в соответствии с этими направлениям, будет востребована, а международный рынок пока для них свободен. Поэтому наши усилия должны быть сосредоточены на этих направлениях. Заметим, что это направление в наибольшей степени стимулирует МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ и в наименьшей - экономику РОССИИ.

Для развития второго направления нужен соответствующий внутренний рынок. К концу третьей четверти ХХ века объемы рынков, необходимые для нормального развития самодостаточной экономики достиг величины порядка 1 млрд. чел. Такие рынки могли создать США с помощью Европейского Союза, Евразийский экономический союз и Россия.

Сейчас средняя плотность населения в России – 8,53 чел./км2 при средней плотности населения мира (2013) - 52 чел./км² (48 чел./км² с учетом Антарктиды). В России проживают 146,1 млн. жителей (2014). Если следовать общемировым средним показателям, то население России можно увеличить не менее чем в 6 раз и довести его до 0, 9 – 1,0 млрд. чел. Это могло бы стать нашей национальной задачей, идей или нашим новым глобальным проектом и способствовать РАЗВИТИЮ РОССИИ.

России необходима глобальная национальная идея, «образ будущего», без нее она не может жить. Россия за весь свой длительный исторический период имела много различных национальных предпочтений. Наиболее известными были Библейский, Православный, принятый при крещении Руси. Историки дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году; некоторые считают, что это произошло в 957 году при крещении княгини Ольги). Далее был бурный ХХ век: в начале в 1917 году был принят Красный, Социалистический проект, затем – в 1991 году от него отказались и начали встраиваться в Западный, который происходит чрезвычайно трудно. Очень многие предлагают определиться с национальной идеей и начать в соответствии с ней развиваться.

Все известные глобальные национальные идеи для России чужие – нужна своя и мы предлагаем свою  – создание Великой России, мощной политически и милитарно, с высокоорганизованным внутренним рынком, с высокими морально-этическими нормами, основанными на традициях, верованиях, опыте, обычаях и традициях нашего народа, Матриархальный проект. Его главной ценностью признается женщина-мать, помогающая создать миллиардное образованное население, живущее и работающее на наших бескрайних просторах, производящее все необходимое для жизни, создавая его по принципу лучшее себе, остальное, при желании – на продажу, развивая свою, а не международную торговлю (более подробно этого проекта мы коснемся позднее).

 

Библиографический список

1. Перспективы транспорта /Н.А.Чурков, М.М.Соколов, И.Г.Морчиладзе. – Москва; МБА, 2016.- 546 с.

2. О перспективном грузовом вагоне /Н.А.Чурков – Известия ПГУПС, Вып.1 (38), 2014 – 48-55 с.

3. Новый железнодорожный транспорт/А.Ю. Панычев, Н.А. Чурков. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2016. – 239 с.

www.vz.ru/news/2014/6/17/691577.html

www.worldcrisis.ru

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

 

на статью Н.А. Чуркова "ВЫЗОВЫ РОССИИ - ОСНОВА ЕЁ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ" (часть первая и вторая),

представленную для публикации в "Известия ПГУПС"

 

 

1. Представленная работа написана не историком и экономистом, а инженером. Почему взялся за эту тематику он в статье объясняет. С его мотивами можно согласиться. Тематика работы актуальная, содержит новые интересные выводы и предложения. Они несколько неожиданны, не бесспорны, но любопытны. Эту статью я рассматриваю, как начальную той или тех, в которых Н.А.Чурков раскроет свое видение Национальной Идеи. Считаю, что публикация этой статьи в Известия ПГУПС будет полезной, показывающей  ПГУПС, не только техническим, но и гуманитарным университетом. 

2. С учетом работ автора в статье приведены новые данные.

3. Считаю:

- не лучшей идеей разбить эту статью на две части. Ее лучше воспринимать целиком. В таком виде она была бы более интересной и понятной читателям журнала;

- по затронутой тематике желательна читательская дискуссия.

4. С учетом п.3 настоящей рецензии статья Н.А.Чуркова может быть опубликована в Известиях ПГУПС.     

 

 

 

 

Зав. кафедрой "Философия, политология, социология"

                ПГУПС д.филос.н. профессор

                            В.П.Огородников

 

                

СПб, .02.2016.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!