Представления о загробной жизни

Введение

Цель данной работы заключается в изучении малоизученных цивилизаций. Они смогли сделать то, что никому раньше не приходило в голову: изобрести клинопись; развить астрономию; дать названия планетам солнечной системы; придумать названия созвездиям и многое другое. Каким образом столь малонаселенная, скудная по ресурсам территория смогла стать значимой в культурном, научном, политическом и религиозном плане? Все именно потому, что жители древней Месопотамии почитали грамотность. Из-за этого регион как раз и стал развиваться. Об этих цивилизацияхчеловечество не располагалоинформацией до середины 19 века. Только благодаря раскопкам узнали на сколько уникальными были шумеры. Были проведены раскопки Вавилона и Ниневия, во дворцах были обнаружены таблички с символами, которые удалось прочитать. Так же там нашли таблички разной направленности: культура, религия документы и т.д. Среди них был древнейший эпос человечества, который был посвящен Гильгамешу. Во время перевода клинописи выяснилось, что библия не была написана по внушению бога, а все ее тексты были заимствованы, переосмыслены с шумерской мифологии и сказаний легенд.

Большинство письменных источников относятся к концу 3 тыс. до н.э., когда уже сформировалась религия Шумера, из-за этого изучать ранние тексты было затруднительно. Ее основные элементы были переняты аккадской мифологией после того, как царем Саргоном было завоевано Шумерское царство. Это произошло в 2311 г до н.э. Ваккадскихисточниках, относящиеся к концу II - началу I тыс. до н.э. пишут, что после завоевания Месопотамии Ассирией, та перенимает всех богов шумеров себе в мифологию, только заменяя при этом их имена.

В семидесятых годах прошлого века археолог Ждон Смит доказал всему миру что библия вобрала в себя множество текстов из Шумерской религии, но ввикторианской Англии в то время не хотели этого признавать. Говорили что это случайное совпадение, что библия священна, и нельзя даже думать об ином происхождении священного писания.Спор могла решить только находка этих недостающих табличек, но не все было так просто. Джордж Смит, отправившись в Месопотамию, нашел в гигантских руинах Hиневии утраченные на тот момент фрагменты писем, которые доказали что он был прав. К примеру в них говорилось, чтоШумерский Hой был с именем Утнапиштим. В шумерском мифе действует множество богов, наделенных всеми человеческими слабостями. Перепись мифа с одним главным христианским богом, была создана позже, а окончательный свой вид она приобрела благодаря жрецам-редакторам.

 

 

Глава 1. Первые царства Междуречья

Примерно в 4000 гг. до н.э появились первые шумерские поселения. Эриду, Ниппур, Киш, Лагаш, Урук, Ур и Умма, которые были самыми крупными поселениями. Они создали крупнейший и богатейший культурный центр в истории человечества. Шумеры в этом плане играли главную роль. В третьем тысячелетии они уже строили удивительные города, развивали агрономию, ремесло, сохранились одни из лучших памятников искусства и литературы. Все народы населявшие эту местность были учениками шумеров и переняли их навыки в строительстве и всем остальном.

«Месопотамия» – второе название Междуречьядиале (на иврите Нахараим). Это земля на ближнем востоке, в центре которой был район, ограниченный реками Тигр и Евфрат. «Месопотамией» называют также совокупность существовавших в междуречье с IV по I тыс. до н.э., цивилизаций, которые заселили эту землю, вне зависимости от их языка и расы.Первая цивилизация междуречья – «Шумерское царство» (возникло примерно IV тыс. до н.э. в долине Тигра и Евфрата на юге). Затем его сменили Вавилон и Ассирия.Считается, что множество мифов Шумера, Вавилона и Ассирии, появились из многих материалов, и в результате культурного слияния стали похожими в шумерской космогонии, как образце сакральной мудрости. Традиции Шумера в теологии и космогонии считались главными в то время, когда древние месопотамские царства еще существовали.

Северный регион Междуречья является плоской равниной, которая тянется вдоль двух великих рек. По очертаниям она походит на овальную фигуру.Северный регион Междуречья очень давно (с середины 1-го тысячелетия до нашей эры) назывался «Ассирия». Спустя много лет здесь появилась сегодняшняя Сирия со столицей в Дамаске.

Южный регион Междуречья был обжит людьми еще до нашей эры. На две отдельных земли разделена так же и южная Месопотамия,то есть на северный и южный регион. Первую (северную землю) сначала называли Ки-Ури, затем Аккад. Вторую (южную землю) прозвали Шумер. И в результате образовалась одна из первых колыбелей цивилизации - «Шумер и Аккад». Спустя некоторое время эту историческую землю назвали Вавилонией. Это место знаменито тем, что именно там возвышалась легендарная башня, по легенде, доходящая своим ростом до небес.

Современной истории не известно, от кого произошли шумеры. Существует много гипотез на этот счет, но ученым к единому мнению никак не прийти. Шумеры были уникальными по сравнению с остальными племенами, которые жили в Междуречье. А именно из-за языка: с диалектами, которыми на которых разговаривали жители соседних территорий, он был не схож. Иными словами он не имеет схожести с индоевропейским языком – прародителем большинства современных языков. В свою очередь внешний облик жителей Древнего Шумера совсем не типичен для жителей тех земель. На табличках показаны люди с идеальными очертаниями лиц, большими глазами и высоким ростом.Следует обратить внимание, что это странная культура древней цивилизации. В одном из предположений говорится о том, что шумеры – это высокотехнологическая цивилизация, представители которой прилетели из космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно абсурдна, но учитывается.Как было на самом деле – неизвестно. Но ясно одно - шумеры подарили многое нашей цивилизации. Один из даров – это изобретение письменности.

 

Культура древней Месопотамии

Словесно-слоговая клинопись являлась важнейшим достижением шумеров. Она была основана на «ребусном» принципе (этот знак, как односложное слово, люди изображали также для написания соответствующего слога в составе любого слова). Образованность в Междуречье была престижной и очень уважалась.

В наследии клинописи можно выделить письмена разных жанров:

- труды мифологии, рассказывающие о божьих делах, включая так же их сражения с монстрами хаоса и свержении в преисподнюю;

- героические и царственные легенды; горечь о великих катастрофах в истории;

- рассказы о царях, прославляющие их подвиги;

- очерки и списки царей, обращающие внимание на историю страны и представление ее связи;

- «научные» писания по всем разделам (от словарей и предсказательных фолиантов до инструкций по медицине и задачников по арифметике);

- ритуальные манускрипты – заклятия, обрядовые записи, славословия и песнопения;

- лирические любовные рассказы;

- назидательные и рассудительные произведения – мудрая литература, в которой пишется о судьбе и выборе человека;

- политические документы (поучения царю);

- притчи, в частности бытовые (сказка о хитром ниппурском бедняке,  который трижды безнаказанно исколотил обидевшего его градоправителя), рассказы, пословицы и поговорки.

Дворцовые и храмовые школы были важными центрами грамотности. Они были известны как «дома табличек», их наставники – «отцы домов табличек», а учащиеся – «сыновья домов табличек». В школах так же учили рисованию и даже были воспитатели с розгами, следившие за посещаемостью и дисциплиной. В высшие специальные училища допускались только одаренные молодые люди. Здесь учили ритуалам, а так же преподавали астрономию, природоведение и медицину. В школах давали уроки счету и измерениям.

При всех учебных постройках были библиотеки (глиняные книги на разных языках). Сохранились до наших дней и каталоги библиотек. Значимостью обладала громадная библиотека, собранной по приказу Ашшурбанапала в Ниневии (вероятно, там хотели полностью переписать все труды книжной клинописи), которая являлась для ассириологов важным источником знаний о Месопотамии.

Вавилонская и Египетская науки были больше всего развиты на Ближнем Востоке. На протяжении нескольких веков это звание сохранилось за ней. Греки с римлянами называли ученого, который был наделен исключительными, волшебными знаниями халдеями (означало «житель Вавилонии»).

Астрономия и Астрология в Вавилоне добились значительных достижений и стали основой многих представлений о небосводе. Астрономия предназначалась для сложной системы исчисления времени (засечки на деревьях) и не течении в пространстве (в географии междуречья никогда не использовались астрономическими данными). Настоящей задачей древней астрономии служило очень точное выявление «ритма жизни» звезд на небе, считавшиеся великими богами. Это проявление тоже давало людям возможность связать эти самые ритмы с божествами.

Точность астрономии Вавилона была на высоте. Сейчас человечество пользуется античным переводом месопотамских названий планет: к примеру, вторую планету солнечной системы назвали потому, что римляне перевели Вавилонское название планеты на свой лад – С Иштар (богиня любви в Вавилоне) на Венеру. Жители древнего Междуречья ввели опять же и зодиакальные созвездия, делившие небо на 12 частей. Так же придумали их названия (Овен, Телец, Близнецы и т. д.) и счет времени по шестидесятеричной системе (секунды, минуты, часы).

Жители Междуречья перешли на лунные календари (12 месяцев по 29-30 дней). Чтобы в итоге границы календарных лет не слишком расходились с границами солнечного, время от времени в середине или конце лунного года в 354 дня добавлялся «високосный месяц». Идея лунного календаря, которая была придумана в священном шумерском городе Ниппуре, во II тыс. до н. э. закрепилась во всей территории Вавилона и существует сейчас у арабов и евреев.

Астрономическая математика формировалась из наблюдений за обожествленными небесными светилами – Солнца, Луны и Венеры. Вместе с тем, жители Междуречья первыми нашли способ предсказывать будущее по расположенным на небе светилам. Вот так и возникла астрономия в Месопотамии, которая понимала астрономические данные как предвестия. Небосвод жители Междуречья поделили на несколько секторов. Считалось, что светила были "подвешены" на огромную сферу, где между ними было расстояние в 10 километров. В Вавилоне астрономия довольно поздно шагнула вперед - около V–IV вв. до н. э. Тогда и была придумана порядковая система, где лунный год дополняется солнечным, а так же выявлено 12 секторов эклиптики - "знаки зодиака" и выяснены основные орбиты луны и остальных планет. Спустя некоторое время, в Вавилоне научились предсказывать затмения спутника земли.

Математика практиковалась везде. Вот из-за этого и делались вычислительные таблицы (аналог нашей таблицы умножения). При землемерном и оросительном труде помогали знания в геометрии. В Вавилоне точно определяли число «пи», решали задачи по определению окружности, трапеции и треугольника. Так же были успехи и в алгебре. Жителям Междуречья небыло нужды решать квадратные уравнения на практике, поэтому вавилонская математика была на теоретическом уровне.

Медицина в Вавилонии была двунаправленной: с одной стороны - целительная магия и предсказания, а с другой - практика фармацевтики и врачебных приемов. Сферы медицины были друг от друга независимы: в первой работали чародеи (ашипу), а во второй лекари (асу). Лекари лечили травами и настойками, но и не отказывались от ритуалов.

Жители Вавилонии больше доверяли лечение чародеям-ашипу, чем лекарям-асу, потому что ритуал помогал еще и психологически, иногда очень сильно. Во II тыс. до н. э. лекари практиковали теоретическое закрепление и применение рецептов, отказавшись от исследований новых лекарств и осмотра больных. Медицина Междуречья отставала от египетской, так как была не очень эффективной. Хирургия же наоборот была на высоте. В начале тысячелетия даже проводили операции на глазах. Это объяснялось тем, что была развита врачебная этика. К примеру, если от руки врача погиб пациент, то это считалось невольным преступлением и каралось отсечением конечности. Из-за этого и стали практиковаться лечения заговорами и заклинаниями, так как за это ответственности не несли.

Все шло к тому, что знахарство, которое практиковало заклинания, вскоре вытеснило лекарское дело. И из-за этого популярность врачей упала так, что умирающие, по сути, предоставлялись самим себе. Больного выносили на площадь, где проходящие мимо люди сами давали советы, как излечиться от недуга. Врачи стали бесполезны.

Глава 2. Религия Месопотамии

 

Верования и культы у месопотамцев были очень сложные в плане проведения и организации. Объясняется данное обстоятельство наличием множества храмовых комплексов, у которых были свои главные боги.

Единый пантеон богов сформировался, когда возникли крупные города-государства. Но стабильным он оставался недолго. В запутанной генеалогии богов Месопотамии явственно видны свидетельства противостояния между политическими центрами Междуречья за геополитическое доминирование в регионе.

В целом, пантеон богов Шумера, Вавилона и Ассирии довольно велик. Самым ранним из пантеонов был шумерский. Как выяснилось, верховной троицей были Ану – бог неба и отец всех богов,и его сыновья: Эа – бог мудрости, водной стихии, владыка земли и подземных пресных вод, наук и ремесел, и Энлиль – верховный бог-демиург, бог ветров, сотворитель пространства порядка в хаосе, и бог плодородия, энергии и природы. Эти боги создали первых людей.

Развитие религии многочисленных городов Месопотамии привело к появлению большого числа богов второстепенных. Многие боги дублировались либо являлись тождественными.

II тысячелетие до н.э. – период расцвета Второго, или Главного Пантеона. Из ряда второстепенных местных богов выделяется ряд главных, почитаемых и известных повсеместно. Месопотамский пантеон возглавляет бог Вавилона Мардук.

Боги Солнца и Луны – Шамаш (шумерский Уту) и Син (шумерский Нанна) также заняли место главных божеств. Всю историю месопотамской цивилизации данные божества почитались. Однако, Шамаш, являясь еще и верховным судьей, занимал исключительное положение. Он почитался как наставник и защитник человечества.

Второй Пантеон, кроме главнейших богов, был представлен еще 12-ю главными богами и 30-ю второстепенными.

Иштар – богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти была самым любимым и почетаемым богом шумер. Ее культ сложился у шумеров примерно в III тыс. до н.э. Иштар у большинства народов была самым главным женским богом, в частности древнего Ближнего Востока и Средиземноморья. Ученые считают, что богиня любви Афродита и есть божество Иштар.

Среди месопотамских богов следует особо отметить Таммуза («молодая ветвь, поросль)». В древневавилонских надписях он упоминается вместе с Шамашем. Это дает исследователям основания предполагать, что Таммуз был богом весеннего солнца и растительности, которая умирает от летнего зноя. Как египетский Осирис, он выступает царем мира мертвых, который разрывает узы смерти. Его возвращение из царства мертвых есть не что иное, как возвращение на землю бога весны и явление весеннего солнца.

Существовала даже вавилонская легенда о посещениях Иштар царства мертвых. Таммуз считается супругом Иштар. Месяц Таммуз также называется «месяцем странствий Иштар». По легенде она попадает в царство мертвых, чтобы воскресить Таммуза.

Со II тыс. до н.э. в ряде районов Месопотамии объектом поклонения становятся ужасающие варианты из человеческих и животных форм, почитаемые как олицетворения божественных страстей и подвигов.

Жрецами Месопотамии было выдумано достаточно масштабное представление о мире. Исходя из их представлений, Ану породил ануннаков, злаки и скот. Боги вкушали пищу и напитки, но не насыщались. Следом по совету бога мудрости Эа, Энлилю создал людей, приносившим богам жертвы. Потом Энлиль создал пять городов и поселил в одном из них правителя, у которого трон унаследовали остальные девять царей. Когда дошла очередь до последнего царя, Энлиль разгневался на людей, устроив потоп (мотив схож с библейским преданием). В месопотамской религии нет изображений, повествующих о деяниях богов.

 

Представления о загробной жизни

 

Веры в загробную жизнь в Месопотамии не было, как в Египте. Вавилонская литература богата мифами, легендами и даже эпосом, где ведущей идеей выступает идея поисков бессмертия (например, «Эпос о Гильгамеше»). Египтяне же верили в бессмертие души.

Шумеры, аккадцы и ассирийцы подобно другим народам горевали по умершим. Им давали все необходимое: пищу, одежду, украшения и утварь.

Культовая практика религии Месопотамии - это обслуживание идола и храма. В обязанности жрецов входило регулярные жертвоприношения и воспевание бога в гимнах. Изображения божества - самое главное, что должно было быть. В доказательство приведены распространение копий изображений.

Символы были характерны для месопотамской религии. Так священным знаком Шамаша было изображение солнечного диска, Иштар – восьмиконечная звезда, символом же Мардука было копье. Мифические животные были особой религиозной атрибутикой, как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), сопровождавшие богов везде.

Главное в религии, по мнению жителей Шумера, Ассирии и Вавилона являлось церемониальность и строгие соблюдение различных культовых обрядов.Общаться с божеством мог только избранный - царь или верховный жрец. Простым людям общаться с божеством не полагалось даже во сне. Следовательно, требования религии к челяди были ничтожными. Молитвы, посты и табу. Ограничения касались только царя и верховного жреца государства.

Религиозные действия в обществе были единственной связью человека с божеством, к примеру – шествия и праздники. В общих чертах, религиозные чувства простого человека - формальные церемонии, не характерные и не личные.

В религии древнего Междуречья широко приветствовалось колдовство и гадания.

 

Космогония

 

Космогония Месопотамии гласит, что мир возник из вод древнего океана, который был подобен хаосу. Именно океан был источником и причиной всего сущего.

Вави­лонский вариант мифа персонализирует доисторический соленый океан как прародительницу Тиамат – божество, изображавшееся в виде мифического чудовища. Мифология дает ученым основания исследовать похожие случаи, между климатическими проблемами для земледелия и сюжетами мифов.

Шумерские варианты связывают доисторический океан с именем богини Намму. Богиня либо единолично создала небо, землю и первых богов, либо – в союзе с изначальным океаном пресных вод Апсу.

Отсюда следует, что в данной науке началом вселенной выступал первоначальный океан (хаос). Он был однородный и бесполый, но произошло его раздвоение на женское (соленый океан) и мужское (пресный океан) начала. Они и породили первых (старших) богов.

Старшие боги создали второе колено богов (водных), и уже те, создали Ану, первого из богов, который имел отношение к сотворению мира и человечества. Итого, Ану – бог неба и все другие боги ему дети.

Первые боги не отличались какой-либо творческой активностью и сразу же отступали на задний план. Внешний облик этих богов, скорее всего, был далек от антропоморфного. К ним относились следующие поколения богов. Бог мудрости Эа усыпил, а затем и низверг божество Апсу, который решил уничтожить все новое поколение богов. После этого Ану (или Эа) и богиня земли Ки родили Энлиля (Мардук, Бел, Ашшур) – бога ветра.

Тиаматв месте с мужем (богом первородного огня Кингу) создала 11 чудовищ рептилий, начав вторую божественную войну. Ану, а затем и Эа были низвергнуты и просили помощи у Энлиля-Мардука. Энлиль вытребовал себе атрибуты верховной власти и одолел «первобытный хаос» – Тиамат.

После этих событий начинается сотворение мира, в котором Энлиль-Мардук сыграл главную роль: тело Тиамат им было разделено на две части –океаны (небесный и земной), между ними образовалось пространство, где главные - это ветры (стихия воздуха). В нижнем океане - земля, растения, животные, небесном океане - звезды и светила, был построен небесный дворец для богов.

Миф о создании людей также имеет разные варианты. В первом –людей из глины и поверженного бога огня Кингу породил Энлиль. Во втором – людей создал Эа, также вылепив их из глины.

В эпосе о Гильгамеше Эа – божество, дружественное людям. Энлиль же по отношению к людям наиболее жесток, именно он насылает на них разные бедствия, инициирует всемирный потоп. Только благодаря помощи Эа, людям удалось спастись.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 841; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!