Или мальчишник времён Гелиогабала

АлексейГоляков,

Журналист,

Драматург,

Дипломант Международного конкурса «ЛитоДрама-2012»

Номинация «Мини-пьеса»),

Международного конкурса драматургии в РОВЕРЕТО (Италия, декабрь 2010 г.)

Организованного театральной компаниейCompagniadell'Attimo,

Лауреат ApogayFest-2017 в номинации «КЛИО» (Драматургия Года)

                                           ***********************

Рецензия № 4

ЮЛИАН ОТСТУПНИК»

(по пьесе Г. Ибсена, 17.12.2017)

ТеатрApogay(под доблестным руководством ЭлиасаРегула) продолжает «всем смертям на зло» дарить почитателям новые минуты волшебного родства с искусством, которое по определению, что называется, НЕ СПОСОБНО СТАРЕТЬ. Давняя, классическая вещь корифея норвежской драматургии Генрика Ибсена, - которая, в свою очередь, зиждется на исторической основе, уходящей корнями уж в совсем седую старину -эру принятия христианства, - вдохновилидружный,радужный коллектив на новый, не менее дерзновенный, чем все прежние, эксперимент.

На первый взгляд, - особенно для внимательного летописца жизни и творчества Регулаи его соратников по труппе, - обращение, в общем-то, к «нетематической теме» (да простят автора этих строк этот невольный каламбур!) не может не удивить. Однако именно это не может и не порадовать, и не вселить оптимизм на перспективы дальнейшего творческого роста АПОГЕЯ, его растущей известности в столичном театральном мире. Тем более, смелости в выборе материала худрука можно только позавидовать. Ведь не секрет, насколько ныне нетривиальное отношение к вопросам Религии, Веры и Невежества, - равно как и, собственно, нетерпимости и откровенной агрессии под самыми «благородными»знаменами и идолами, - не приносит авторам подобных спектаклей никаких барышей, кроме ругани от рупоров официозного искусства. И, это в лучшем случае, а нередко – и… новых запретов, чуть ли не впрок, и - пинков и зуботычин от гопников/лютых гомофобов. Кстати, последняя постановка («ЮЛИАН ОТСТУПНИК») особенно сильно задела эту часть общества, этих постоянных, дежурных «оскорблянтов» из псевдо-православных структур, чьи молодчики осаждали в воскресный вечер двери Сахаровского центра, где проходил спектакль, - которые явно по наущениюМинКульта/ «Фонда борьбы за нравственность» /собора «Русь, к топору!»стянулись к месту показа, сами не понимая толком, против чего они собственно вообще протестуют ?!

Но собаки лают, а караван идет!..Блестяще освоенная в АПОГЕЕ некая  «карнавальная» манера проживания драматургического текста, - в данном случае, вполне серьёзного себе, по-скандинавски выверенной, в чем-то рассудочной, философской, психологически тонкой и изобилующей сугубо историческими и религиоведческими нюансами пьесы великого норвежца -воскрешает в ней неведомые прежде миру краски и звуки. Благо, таланты на воплощение их в АПОГЕЕ не скудеют!

Весьма подивил образ коварнейшего базилевса Византии Констанция Хлора (- блестящий во всех смыслах травести-артист ФАИНА), пластично и органично пестующего доминат, интриги и казуистику ортодоксии…

Сурово и мужественно предстаёт пред нами седой архистратиг, логофет Претория Виктор Патрикей (-прекрасный актёр РУСТЭМ ХАТЫБ-ЗАДЕ).

В особой БДСМ-эстетике воплощён андрогин, логофет Стада Гормизда«Эльвина»(- сногсшибательная  по своей мощи и темпераменту актриса ЭТНА).

Абсолютно иным андрогином является «гуттаперчивый мальчик», логофет ДромаСаллюстий (-изумительный в пластике и харизме актёр АНТОН ПАШУТИН).

И,наконец, Апогей Величия и Ужаса клерикалов- император Юлиан Апостат,- истинный и мудрый поборник античности,апологет Парадоксии, провозвестник забрезжившего Ренессанса и свободной любви всех оттенков (-гениальный и завораживающий в своём каскаде страстей ЭЛИАС РЕГУЛ).

Спектакль -Прорыв!

Спектакль- Искушение!

Спектакль-Провокация!

Спектакль-Притча о Вечном,- о том, что видимо далеко за гранью столь стереотипного городу и миру «Добра и Зла»!..

Рецензия №3

СТРАНА ARKADIA

По пьесе Э. Регула. 2.04.2017)

ApoGay-theatre уверенно расширяет свои жанровые рамки, проецируя свой взгляд теперь уже на откровенной политике, отчего сама фирменная откровенность ставшего уже регулярным действа на сцене Гёте-центра только усиливается. Ведь сегодня в России неприличнее, чем показать голый зад на Первом канале, будет заговорить в прайм-тайм, - хоть в шутку, хоть всерьез, - о пресловутых скрепах мизулиной. А уж если оные «прелести»дополнятся милоновым, - то тогда и вовсе, как в театре, «туши свет»!..

Думается, упомянутые персонажи, мёртвые или одушевленные, ещё ждут своего часа-то бишь,художественного воплощения- на подмостках  супер-креативной труппы ApoGay-theatre. А пока… она принялась за некоторых старичков, слегка поистлевших в некрополе №1… Сценическая антиутопия «Страна Arkadia» рисует нам элегантного философа и вовсе не рябого грузина Сталина-Цесаря Иосифа (актёр НерсесАвакян). Ему исправно и преданно салютует лощёный певец советской пионерии Аркадий Гайдар (актёр Рустем Хатыб-Заде), кружится будто «заводной апельсин» в своём неиссякаемом задоре Егорка-Кибальчиш (травести-актёр Антон Пашутин).

Венчает смысловую и сюжетную конструкцию «Аркадии» тов. Макиавелли (- актёр Элиас Регул), и в его подчеркнутой равнозначности самому тов. Сталину - не просто дань истине (- мол, все вы, тираны,мазаны одной кровушкой), но и историософский отсыл авторов спектакля к своим прежним постановкам. В них, вспомним, Античное выступало некоей бытовой и исторической доминантой, неизменным фоном на все столетия, когда гениальныегеи были топредельно ярки и открыты в своих декларациях, то не решались и заикнуться о собственном существовании. Как бы то ни было, зло в «Аркадии» повержено, потому что осмеяно. Достаточно лишь того, что сам Сталин в трактовке Авакянабольше напоминает не скрипучего сапогами серого упыря – показательного, на публику, врага гомосексуалов, а надушенного одеколоном,слегка манерного молодого «хача» -в предвкушении любовного акта с активным, во всех смыслах, Хрущёвым (см. роман Вл. Сорокина «Голубое сало»).

Фантасмагория вновь удалась!

Рецензия № 2

АНТОНЕЛЛА И ЕЁ МУЖЧИНЫ

(по пьесе Э. Регула, 08.03.2017)

 Дерзкая и креативная труппа ApoGay-theatre показывает свои способности не в одних только декларациях расширять горизонты своего творческого «МЫ».

На сей раз зрителю были предложены не шикарные римские тоги с венцами, как в один из прошлых спектаклей,  а… словно вы перебежали дорогу на Ленинском проспекте. И - заглянули по старой дружбе к своим знакомым в обыкновенный офис, каких, что в российской столице, что за далеко её пределами - пруд пруди, с тем лишь знаменательным отличием, что он – «тематический». Афишированный стык жанров «Фарс/Бурлеск/Мюзикл» попадает, пожалуй, в одну из самых чувствительных, по-настоящему эрогенных зон современной публики. И она в Гёте-центре просто физически не успевает заскучать, а с увлечением переводит фокус своего внимания с танца на вокал, с него – на ёмкие и весьма остроумные диалоги, а с них – на по цирковому выразительную мимику.

Музыкальный калейдоскоп, использованный режиссёром, не скован никакими эстетическими и прочими веригами и шорами: тут вам и незабвенный Георгий Свиридов с его иллюстрациями к пушкинской «Метели», и стандартная попсоваяминусовка, и шансонная «Такая дама пропадает». Понятно, второе десятилетие ХХI века на дворе, и создатели спектакля не сторонятся мультикультурной всеядности, в которой все мы пребываем, - однако принципиально за этой пестротой ведя зрительный зал в концептуально нужном направлении. Поэтому, немудрено, что авторский голос драматурга звучит достаточно твёрдо: за обыденными перепалками между представителями «офисного планктона» таятся по-шекспировски неукротимые страсти. Порождены они (-на что более чем прозрачно даётся намёк всем контекстом «Антонеллы…») нахрапом анти-толерантного, ксенофобного режима, чьё трогательное олицетворение - уныло узнаваемые ужимки«ныне здравствующих»министров культуры (и таких же нелепых в своём гротеске депутатов «Госдуры»), а также перепрыгнувших «в целости и сохранности» из Лихих 90-х маклеров и «дрянных девочек» из гламурного, но по-своему утлого мирка уже нашего времени.

Нешуточную интригу на своих хрупких, женственных плечах крепко держит Антонелла(- феерично блистательный травести- актёр Антон Пашутин), который особенно – как ни в какой прежней постановке – продемонстрировал свои незаурядные хореографические способности и эпатаж.

Дюже хороши в своей харАктерности мужских кадров/раскадровок:

Андрэ, редактор издания «жёлтой» прессы, метящий в министры Культуры, жутко смахивая на нашего ура-патриота мединского (- замечательный актёр НерсесАвакян);

Сержио, маклер- аферист, он же экс-фаворит Антонеллы (- вокально бесподобный актёр Сергей Лебедь).

Некая «закадычная подружка», экс-судья Галюнчик(- чудесная актриса Марина Васюкова).

Ну, и конечно, Его Величество «Казанова»- сам Продюсер немецкого гей-театраЭлиас(- воистину многогранный актёрЭлиас Регул). От того, что роль, им исполненная, фактически предстала как камея, - получилось это вдвойне-втройне убедительней.

BRAVISSIMO!

 

 

Рецензия № 4

SYMPOSIUM,

или мальчишник времён Гелиогабала

(по пьесе Э. Регула, декабрь 2016)

Театр «Апогей» всё меньше становится похож на исключительно клубное явление, поскольку с каждой постановкой всё энергичнее отталкивается от своей первоначальной направленности, взрывая  – по всем жанровым правилам блокбастера –  все препоны и заграждения, призванные не допустить роста целевой аудитории данного театрального продукта. В принципе, это абсолютно нормальная ситуация для «вождя» и его «паствы»: сначала возникает манифест, громкие заявления о намерениях, потом – яркими вбросами в информационное пространство вспыхивают сами постановки (ещё весьма и весьма далёкие от полного хронометража, если брать в расчет чисто формальные признаки сценического действа).

Но затем быстро и удачно сложившийсяпостановочный ансамбль оказывается, - причем совершенно неожиданно для себя, - на подступах к полноценному системному спектаклю, - с сюжетным фундаментом, с более чем зримыми (если не сказать – дерзкими, по-хорошему наглыми) эстетико-политическими инвективами. Я думаю, еще 2-3 постановки «Апогея»; и можно будет всерьёз говорить о рождении в России театра, - непохожего в стране ни на какие другие.

…«Вначале было Слово...»

Эту явно навязшую в зубах за десятилетия и века, всем известную константу Регул и его коллеги (если угодно - братья по духу, по мировоззрению) переформатировали во –«Вначале была Тема»…Понятно, какая… Недаром же,в афишных инсталляциях Элиас Регул интригующе и хлёстко указывает на козни «ныне здравствующего» министра Культуры, а с ним в купэ - и вообще, всех современных идеологических меченосцев против одной только мысли-предположения: поставить нечто подобное на «легальных» сценах РФ!!!

Новоплощенная на камерной сценеистория о метаморфозахримских злодеев-сердцеедов, увиденная в наведённом режиссёром ракурсе как «мальчишник времен Гелиогабала», оказалась намного шире рамок,- собственно, как и ретроспективы двухтысячелетней давности, так и самой темы, - ключевой и основополагающей для «Апогея». Спектакль смотришь на одном дыхании,- как произведение, явно выбивающееся из формата модного ныне пост-драматического театра, – когда не надо заботиться ни о событийной структуре постановки, ни о раскрытии характеров, а достаточно, по сути, чем-то помахать или фривольно повертеть на сцене подеnergy music, и всё будет «о*кей!»…

Очень эффектно воплощена патриция-гетера Таис (-актёр АНТОН ПАШУТИН). Чувствуется пилотаж актёрского мастерства и высокой хореографии в поистине Виктюковской традиции (- см. его шедевры:по пьесе Жана Жене «Служанки» / по пьесе Оскара Уайльда «Саломея»)!..Также здесь превосходно воплощён именно этим актёром и образ  утончённого, далеко «не святого», но благородного понтифика Зотика.

Эротично знойным, обескураживающе обаятельным, по-юношески бедовым и жестоким одновременно предстаёт сам император Гелиогабал (-актёр АНТОН ВАЛЬД).

Взрывающим подсознание, дивно поющим хоралы на латыни является «по-кавказски» брутальный сенатор Гиерокл (- актёр НЕРСЕС АВАКЯН).

Коварной и мелочно мстительной, мнительной, капризной, но и «змеисто» обворожительной выступает бабка императора Гелиогабала, Августа Юлия Меза (-актриса ВЛАСТЕЛИНА БУТ/ актёр ЖАН СОГРИН).

Элиас Регул проявился здесь весьма мощно, зрело, обескураживающе, достойно: и как глубокий знаток истории, Апологет Темы, Рыцарь Сцены, и как мудрый драматург, и, как яркий, чрезвычайно сильный в своём дерзновении постановщик, и как блистательный исполнитель роли 1го плана (Префект претория ЭлийСевер)… Разумеется,с задачей обрести триединство времени, места и смысла своего сценического действаон справился превосходно!(Согласитесь, это вдвойне-втройне труднее, чем просто показать вполне предсказуемый, фривольный, этакий полу-балет- полу-инсталляцию для относительно узкой целевой аудитории в тематическом клубе!)…Теперь апогейцам, как говорится, уже по силам даже «замахнуться и на нашего, понимаешь, на Вильяма Шекспира»!

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!