Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Успешное освоение дисциплины «Искусство и литература» предполагает обязательное посещение лекций и их конспектирование
Успешное освоение дисциплины «Искусство и литература» предполагает обязательное посещение лекций и их конспектирование, выступление на практических занятиях, своевременное выполнение практических заданий к каждому из занятий, конспектирование научной и учебной литературы к практическим занятиям, выполнение контрольной работы.
Подготовка к лекции заключается в следующем:
специальная подготовка к лекции не требуется.
Подготовка к практическим занятиям включает:
· Изучение и конспектирование рекомендованных учебных и научных изданий.
· Подготовку к ответу на теоретические вопросы.
Подготовка к экзамену/зачету
К экзамену необходимо готовиться целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине.
Требования к экзамену/зачету
1. Посещение лекций и практических занятий
2. Подготовка к практическим занятиям и выступления на практических занятиях с сообщением /рефератом
Экзаменационный билет состоит из двух частей:
1 часть – тестовые вопросы (20) на знание теоретических понятий: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм
2 часть – беседа по реферату
Образец экзаменационного билета:
Часть I (20 баллов):
1. «Родина» классицизма:
Франция – Россия – Германия
2. Теория «трех штилей» - это достижение эпохи
Романтизма – реализма – классицизма
|
|
3. Какое направление в искусстве в качестве образца выбрало античность:
Символизм - сентиментализм – классицизм
Часть II (18 баллов)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (сообщений на практических занятиях)
ДЛЯ студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность»:
1. Сентиментализм как направление в литературе и искусстве: эстетика, поэтика, идеологические основы. Основные представители в литературе и искусстве.
2. Павловский парк – живой памятник эпохи сентиментализма.
3. Романтизм как направление в литературе и искусстве: эстетика, поэтика, идеологические основы. Основные представители в литературе и искусстве.
4. Реализм как направление в литературе и искусстве: эстетика, поэтика, идеологические основы. Основные представители в литературе и искусстве.
5. Живопись «передвижников».
6. Портреты русских писателей в собрании Третьяковской галереи
7. Символизм как литературное течение рубежа ХIХ-ХХ веков. Литературно-эстетическая концепция. Старшие и младшие символисты.
8. Футуризм как авангардное течение в русской литературе ХХ века. Основные группы.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (сообщений на практических занятиях)
ДЛЯ студентов направления «Реклама и связи с общественностью»:
|
|
1. Иллюстрации А.Бенуа к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
2. Царскосельская статуя в парке и в стихотворениях А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» и стихотворении А.А. Ахматовой «Царскосельская статуя».
3. Иллюстрации М.В. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
4. Оптина Пустынь в истории русской культуры. Гоголь, Толстой, Достоевский в святой обители
5. Усадьба А.С. Пушкина как явление культуры
6. Искусство моды на рубеже 19-20 вв.
7. Живопись символистов (М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов)
8. Авангардное искусство рубежа 19-22 веков : кубизм, футуризм, примитивизм и др. (общая характеристика
9. Кабаре "Бродячая собака" в Петербурге как центр культуры.
10. Авангардная живопись (Н. Гончарова, М. Ларионов, И. Машков и др)
11. Архитектура русского модерна
12. Журнал "Мир искусства" в художественной жизни Петербурга начала 20 века
13. Русские сезоны С.П. Дягилева в Париже
14. Религиозные темы в русском искусстве серебряного века
15. Русский балет в эпоху серебряного века
16. Ф.М. Достоевский в Омском остроге.
Критерии оценивания реферата:
1.Определение актуальности выбранной темы – 2 балла
|
|
2.Понимание рассматриваемой проблематики– 2 балла
3.Привлечение широкого литературного и культурного контекста (3-4 позиции) – 2 балла
4.Выражение собственной позиции с учетом позиции автора– 2 балла
5.Доказательность тезисов, выводов с опорой на привлекаемые тексты (цитаты, комментарий, интерпретация микротем текста) – 2 балла
6.Демонстрация личной заинтересованности в выбранной теме (эмоциональность, убедительность, аргументированность) – 2 балла
7.Последовательное и логичное изложение– 2 балла
8.Следование нормам речи– 2 балла
9.Техническое оформление работы– 2 балла
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(название темы реферата)
Реферат выполнил:
студентка гр._____
Ф.И.О.__________
Проверил:
доцент кафедры
русской и зарубежной литературы
А.В. Ляпина
Омск-201__
Образец оформления ссылок:
|
|
Внутри текста ссылки оформляются в квадратных скобках [Лотман Ю.М. 1988: 15];
В списке литературы указывается Ф.И.О. автора по алфавиту, название работы
1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988
Шкала оценивания экзамена
Обучающийся, освоивший этап(ы) формирования компетенции(й) по дисциплине может получить оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»:
«отлично» – ставится, если
- студент посещал лекции (90-100%) , практические занятия
- студент умеет аргументированно и логически последовательно раскрыть суть проблемы, обозначенной в теме реферата;
- может ответить на дополнительные вопросы;
- студент выполнил тест на «отлично» (18-20 баллов)
- студент защитил реферат на 17-18 баллов.
«ХОРОШО»ставится, если
- студент посещал лекции (70-80%) , практические занятия, выступал на практических занятиях
- студент умеет аргументированно и логически последовательно раскрыть суть проблемы, обозначенной в теме реферата;
- может ответить на дополнительные вопросы;
- студент выполнил тест на «хорошо» (14-16 баллов)
- студент защитил реферат на 14-16 баллов.
- допускает незначительные неточности в ответе на дополнительные вопросы.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если
- студент посещал лекции (60-69%) , практические занятия, выступал на практических занятиях
- студент умеет аргументированно и логически последовательно раскрыть суть проблемы, обозначенной в теме реферата;
- может ответить на дополнительные вопросы;
- студент выполнил тест на «хорошо» или «удовлетворительно» (12-16 баллов)
- студент защитил реферат на 12-13 баллов.
- допускает неточности в ответе (5-6), слабо аргументирует свои доводы;
- допускает 3-4 неточности в ответе на дополнительные вопросы.
ОЦЕНКА «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за объем работы, выполненный менее 60%.
Литература
1. Вишняков С. А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 63 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=103495
2. Мартысюк П. Г., Масленченко С. В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 272 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=78482
3. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. 561 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=115402
4. Никитич Л. А. Культурология: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 352 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=115387
5. Садохин А. П., Толстикова И. И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 296 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=115388
Рекомендательная литература
1. Критика начала ХХ века. М., 2002.
2. Лотман М.Ю., Минц З.Г. Символизм //Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб. 2002.
3. Нива Ж. Русский символизм //История русской литературы ХХ века. Серебряный век. М.,1995.
4. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.
5. Русская литература и журналистика конца ХIХ – начала ХХ века: 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984.
6. Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПБ, 1999
7. Эткинд Е.Г. Единство серебряного века// Звезда, 1989. № 12.
8. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. М., 1984.
9. Владимир Маяковский: pro et contra: Антология / Составитель В. Дядичев. М., 2006.
10. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. М., 1983.
11. Дядичев В.Н. Жизнь Маяковского. Верить в революцию. М., 2013.
12. Винокур Г.О. Маяковский — новатор языка // О языке художественной литературы. М., 1991. С. 317-407.
13. Гаспаров М.Л. Идиостиль Маяковского // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 383-415.
14. Жирмунский В.М. Стихосложение Маяковского // Теория стиха. Л., 1970. С. 539-568.
15. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб., 1995
16. Библер В.С. Диалог и культура // Библер В.С. М.М. Бахтин или поэтика культуры. М., 1991.
17. Бурмистрова Т.Ю. История отечественной культуры.СПб., 1994.
18. Вестстейн В. Помещичья усадьба в русской литературе XIX-начала XX в // Русская провинция: Миф-текст-реальность / Науч. совет по истории мировой культуры РАН и др.; Сост. А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян; Ред. В.Н. Сажин. - М.; СПб., 2000. – С. 186-192.
19. Вьюнов Ю. А. . Русский культурный архетип: страноведение России: характер, склад мышления, духовные ориентации. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005
20. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
21. Гайнцева Э.Г. Николай Аполлонович Майков и его воспоминания: Из круга общения И.А. Гончарова) // Рус. лит. - 1997. – № 1. – С. 123-149.
22. Глазкова М.В. Русская усадьба в мифологическом аспекте (''Обрыв'' И.А. Гончарова и ''Новь'' И.С. Тургенева) // Филол. науки. - М., 2007. – № 2. – С. 92-98.
23. Гоголь Н.В. Скульптура, живопись, музыка// Гоголь Н.В. Собр. соч. : В 7 т. М., 1967. Т. 6. С. 24-28. (возм. любое изд. статьи)
24. Громов Е.С. Искусство и герменевтика. СПб., 2004.
25. Гузь Н.А. Тема Дома в романах И.А. Гончарова // Человек культуры: русский язык в современном мире: Материалы Всерос. симп., 21-23 сент. 2001 г. / Ред. К.Г. Колтаков и др. Бийск, 2001. С. 291-300.
26. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1999
27. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, 1979.
28. Ермакова Т.А. Музыка в системе культур // Искусство в системе культур. М., 1987.
29. Доманский В.А. Литература и культура. М., 2000 (3 экз.) Или URL: http://ido.tsu.ru/other_res/school/litkult/index.html (дата обращения 20. 03. 2011)
30. Жижина Л.Н. Мир детства в романах И.А. Гончарова: Фольклорно-мифологич. аспект проблемы // Гуманит. исслед. Астрахань, 2005. № 2(14). С. 17-21.
31. Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII – начало XIX века). М., 2000.
32. Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век). М., 1996.
33. Краснощекова Е.А. ''Семейное счастье'' в контексте русского ''романа воспитания'': (И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой) // Рус. лит. 1996. № 2. С. 47-65.
34. Литература и музыка./ Под ред. Б.Г. Реизова. Л., 1975.
35. Лихачев Д.С. О садах / URL: bibliotek_buks/literat/lotm_shk/…(23.08.2012)
36. Лихачев Д.С. Петербург в истории русской культуры/ URL: bibliotek_buks/literat/lotm_shk/…(23.08.2012)
37. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / URL: bibliotek_buks/history/lotman…(23.08.2012)
38. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова./ URL: bibliotek_buks/literat/lotm_shk/…(23.08.2012)
39. Лотман Ю.М. Об искусстве. М., 1998.
40. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994. / URL: 632-knigi-pro-kino (23.08.2012)
41. Машенко В.П. Музыка и живопись в творчестве писателей. Киев, 1985.
42. Миньона: Музыка в русской прозе: вторая пол. XIX века./ Сост. А. Трейстер. М., 1991.
43. Резник Н.А. Символика ''лени'' и ''халата'' в творчестве Пушкина, Вяземского и Языкова: (От ''поэзии лени'' поэтов пушкинского круга к ''ленивцу'' Гончарову) // Актуальные проблемы науки и образования на рубеже веков. - Тюмень, 2002. – Вып. 3. – С. 137-145.
44. Руднев В.П. Словарь культуры XXвека. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.
45. Русская литература и культура (XIX-XX вв.): Учебно-методический комплекс /Под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул, 2007. [Электронный ресурс]: www.uni-altai.ru/list/getdis.php?vid=1&iddis=3490 (23.08.2012).
46. Русская художественная культура второй пол. XIX века. М., 1996.
47. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.
48. Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.
49. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: учеб. пособие. М., 2004.
50. Мельник Н.Д. Журнал «Мир искусства» и его создатели // Журналистский ежегодник. Томск. 2015. №4. С. 89-94
Справочные издания
1. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.
2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
3. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В. М., 1974.
4. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. М., 1989.
5. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: мифы древних славян. М., 2001.
6. Бауэр В. Энциклопедия символов. М., 1995.
7. Керлот Х.Э. Словарь символов. REFL-book, 1994.
8. Купер Дж. Энциклопедия символов. Кн. IV. М., 1995.
9. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.
10. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М. 1997.
11. Энциклопедия восточного символизма. Кн. VI. М., 1996.
12. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
13. Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок. М., 1963.
Литература
Город
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга// Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л., 1991.
2. Гордин М. Величие ничтожного города//Вопросы литературы – 1984. - №1.
3. Город и культура: сборник научных трудов. – СПб., 1999.
4. Долгополов Л. Миф о Петербурге и его преобразование//Долгополов Л. На рубеже веков. – Л., 1977.
5. Исупов К. Историческая мистика Петербурга// Метафизика Петербурга. - СПб., 1993.
6. Левкиевская Е.Е. Москва в зеркале православных легенд//Лотмановский сборник. – М., 1997.
7. Лейкина Я.В. «Петербургский текст» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в поэзии З. Гиппиус // Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу. – Смоленск, 1998.
8. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л., 1982.
9. Локоть П. Р. Русские города. – М., 1999.
10. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города// Лотман Ю. М. Избранные труды. – Т. 2. – М., 1984.
11. Макогоненко Г.П. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя// Макогоненко Г.П. Избранные работы. – Л., 1987.
12. Москва и «московский текст» русской культуры: сборник статей. – М., 1998.
13. Некрылова А. Народная демонология в литературе. – М., 2004.
14. Раков Ю.А. Мистика Петербурга в творчестве писателей//Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева. – СПБ., 2001.
15. Ранчин А.Н. От Батюшкова до Льва Толстого: образ Москвы в русской литературе XIX века//Русская словесность. – 1998. - №5.
16. Синдаловский Н.А. История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах. – СПб., 1997.
17. Синдаловский Н.А. Фольклорные источники петербургского текста // Новый журнал. - 2000. - №1.
18. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
19. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте// Структура текста-81. - М., 1981.
20. Шевырев А.П. Культурная среда столичного города. Петербург и Москва // Очерки русской культуры. - М., 1998
21. Шубинский В. Город мертвых и город бессмертных // Новая литература. – 2000. - №4.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Русский филологический портал (http://philology.ru/), материалы Института русской литературы РАН (http://www.pushkinskijdom.ru/), Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (http://www.imli.ru/), кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета (http://philolog.petrsu.ru/), Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (http://www.ruslang.ru/), порталы «Ruthenia» (http://www.ruthenia.ru/), «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru/), Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/), Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru/)
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!