Глава 3. Происхождение и сущность сознания. Современные естественно-научные представления о сознании и психологической деятельности человека. Мышление. Язык



 

Какова может быть связь между сознанием и мозгом? Всем известно, что-то, что происходит в сознании, зави­сит от того, что происходит с телом. Если ушибешь колено, оно болит. Если закроешь глаза — перестаешь видеть окружающее. Надкусишь плитку шоколада — ощутишь его вкус. Все явственно свидетельствует: чтобы нечто произошло в вашем уме или сознании, должно что-то произойти в вашем мозгу.Мы не знаем, что происхо­дит в мозгу, когда вы думаете: «Интересно, успею я сегодня зайти в парикмахерскую?». Но мы совершенно уверены: что-то обязательно происходит — что-то связанное с электрохи­мическими изменениями в миллиардах нервных клеток, из которых состоит наш головной мозг.В отдельных случаях нам известно, как мозг воздейству­ет на сознание, а сознание — на мозг. Например, мы знаем, что возбуждение участков мозга в затылочной части головы вызывает зрительные образы. Известно и то, что, когда вы решаетесь взять еще один кусок торта, определенные груп­пы других нервных клеток посылают импульс мускулам вашей руки. Конечно, мы не знаем многих деталей, но одно ясно: сложные связи между тем, что происходит в нашем сознании, и теми физическими процессами, которые проте­кают в нашем мозгу, существуют. Как это происходит кон­кретно — вопрос науки, а не философии.Но есть и философский вопрос касательно отношения со­знания и мозга, и заключается он в следующем: является ли ваше сознание чем-то отличным от вашего мозга, хотя бы и связанным с ним, или же оно и есть ваш мозг?Что происходит, к примеру, когда вы откусываете от плит­ки шоколада? Шоколад тает на вашем языке, вызывая хи­мические изменения во вкусовых рецепторах; последние посылают электрические импульсы по нервным волокнам, соединяющим язык и мозг, и, когда эти импульсы достига­ют определенного участка мозга, они вызывают там даль­нейшие физические изменения; в конечном счете вы ощу­щаете вкус шоколада. Но что это такое? Может, это про­сто физическое событие в каких-то клетках головного моз­га или же это нечто такое, что обладает совершенно иной природой? Если бы ученый-естествоиспытатель мог заглянуть под крышку вашей черепной коробки и посмотреть на ваш мозг в ту минуту, когда вы лакомитесь шоколадом, он увидел бы лишь серую массу нейронов. Если бы он применил измери­тельную аппаратуру, чтобы определить, что происходит в недрах вашего мозга, то обнаружил бы сложнейшие и мно­гообразные физические процессы. Но нашел бы он там вкус шоколада? Думается, что он не нашел бы его в вашем мозге, по­скольку вкусовые ощущения от шоколада замкнуты в ва­шем сознании таким образом, что они недоступны никако­му стороннему наблюдателю — даже если тот вскроет ваш череп и заглянет в самый мозг. Ваши переживания нахо­дятся внутри вашего сознания, и характер этого “внутри” иной, чем у положения мозга внутри головы. Кто-то другой может вскрыть вашу голову и посмотреть на ее содержимое, но никто не может вскрыть ваше сознание и заглянуть в него — во всяком случае, одним и тем же способом.Один из возможных выводов состоит в том, что должна существовать душа, связанная с телом как-то так, что они могут взаимодействовать. Если это справедливо, то вы со­ стоите из двух весьма разнородных начал: сложно организо­ванного физического организма и души, которая существу­ет чисто ментально.Дуализм утвер­ждает, что вы состоите из тела и души и вся ментальная жизнь протекает в душе. Физикализм — что вашу менталь­ную жизнь составляют физические процессы, протекающие в головном мозге. Но еще одна возможность заключается в том, что ментальная жизнь протекает внутри мозга, но так, что при этом все восприятия, чувства, мысли и желания не являются физическими мозговыми процессами. Это означа­ло бы, что серая масса из миллиардов нервных клеток, со­держащаяся в вашей черепной коробке, — не только физи­ческий объект. У нее множество физических свойств — в ее недрах происходит огромное количество электрохимических процессов и событий, — но также протекают и ментальные процессы.[9]

Заключение

 

Если вы видите на сквозь этот мир и не цепляетесь за него, то это и есть мудрость. Но если вы видите его насквозь и все-равно цепляетесь, то значит вы лишь болтаете.Загадка, если вы ее разгадаете, то обретете душевный покой, не разгадаете - никогда не научитесь довольствоваться малым:

“Десять тысяч вещей в одном выдохе,охватывающем пустоту, по истине, нечего сказать.”

“Десять тысяч вещей в одном выдохе…” - почему люди так суетливы? Все ради одного этого выдоха. Они твердят: "Мы заняты, заняты. Мне. Мое." Всю жизнь они заняты, заняты своим "Я", а сделан последний выдох и вся вселенная исчезает вместе с этим выдохом. Скажите, почему бы не с самого начала перестать цепляться за вещи?

“…охватывающем пустоту…” - вы хотите поговорить о существующем реально? Покажите мне хоть одну вещь которая была бы реальной. Нет ничего реального по сути. Каждый день, с утра до вечера идет погоня за вещами, большими и маленькими, за драгоценностями, деньгами, славой, признанием, сгребая все к себе на колени, как будто бы все это можно забрать с собой на тот свет. Суета на протяжении всей жизни и все впустую. Так ведет себя вор. Почему бы не направить эту энергию на поиски освобождения? Заставить свой ум следовать духовным путем. Всякий в этом мире находится во власти суеты. Избавьтесь от этой власти и обретете свободу, удовлетворение, освобождение.В тексте говорится: “И хотя существуют слова, которыми мы говорим, ни одно из них не реально”. Болтать, болтать – все равно что ждать, что цветы упадут с небес – все впустую.

Вот почему последняя строчка в загадке: “…совсем нечего сказать” - если выдумаете, что те вещи, которые вы накапливаете - реальные, то вы ошибаетесь, с собой вам их не взять.[10]

Список используемой литературы

1. И. С. Тургенев. Дым

2. Документальный фильм “Среди белых облаков”

3. https://religionvedia.ru

4. https://ru.wikipedia.org

5. Изложение космологии и цитирование сутр приводится по:Е.А.Торчинов. Введение в буддологию. — Санкт-Петербургское философское общество. Лекция 2. Основы буддийского учения

6. Н. Макиавелли. Государь

7. П. Стретерн. Макиавелли за 90 минут

8. Д. Бруно. Философские диалоги

9. Т. Нагель. Что все это значит?


[1] Документальный фильм“Среди белых облаков”

[2]https://religionvedia.ru

[3]https://ru.wikipedia.org

[4]Изложение космологии и цитирование сутр приводится по: Е. А. Торчинов. Введение в буддологию. — Санкт-Петербургское философское общество. Лекция 2. Основы буддийского учения

[5]Документальный фильм “Среди белых облаков”

[6]Н. Макиавелли. Государь

 

[7] П. Стретерн. Макиавелли за 90 минут

 

[8]Д. Бруно.Философские диалоги

[9] Т. Нагель. Что все это значит?

[10]Документальный фильм “Среди белых облаков”


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 751; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!