Психотерапевтические взаимоотношения



Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем, а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

  • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления.
  • Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
  • Прояснить или определить проблемы
  • Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
  • Исследовать смысл событий для пациента
  • Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
  • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

Техники и методики когнитивной психотерапии

Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
  • Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:

  • Найти аргументы «за» и «против»
  • Построение эксперимента для проверки суждения
  • Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
  • Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.2. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.

3. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.

4. Самовыражение. Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.

5. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

6. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.

7. Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:

  • Методика прекращения: громкая команда «прекратить!» — негативный образ воображения разрушается.
  • Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ — он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.
  • Метафоры, притчи, стихи.
  • Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.
  • Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
  • Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

 

67. Теоретические основы логотерапии.

Родившийся в 1905 году в Вене будущий ученый без ума любил свой родной город. Именно здесь он начал изучение медицины, именно здесь после окончания войны он стал доктором психологии. После захвата города нацистами он отказался эмигрировать в Америку. По окончании войны В. Франкл четверть века возглавлял неврологическое отделение Венской поликлиники. Его вклад в развитие экзистенциальной психологии и науки в целом переоценить невозможно. Количество его выступлений на международных научно-практических конференциях составляет более 200 научных докладов.

Заслуга В. Франкла состоит в том, что признавая заслуги экзистенциалистов прошлого столетия, и не отрицая важности «пограничных состояний» (К. Ясперс), «страха и трепета» (С. Кьеркегор) и скуки (А. Камю), ученый заостряет свое внимание на необходимости поиска смысла существования. Отсутствие смысла собственной жизни или недопонимание его и становится, по мнению венского психолога, основными причинами неврозов, психических нарушений, возникновения зависимостей разного рода. Основные положения В. Франкла легли в основу абсолютно новой психологической науки – логотерапии, основным положением которой является поиск смысла жизни. По мнению В. Франкла, вопрос поиска смысла не может не волновать в той или иной мере каждого. Именно несоответствие между тем «что я есть» и «чем я должен стать» лежит в основе большинства внутренних конфликтов личности.Личность, говорящая о бессмысленности своего существования, - несчастлива. Если у человека нет доводов в пользу продолжения жизни, на определенном моменте у него возникнут доводы в пользу смерти. Смысл же необходимо найти. Он не существует отдельно от нас. Он уникален для каждого. Задача психолога, по мнению ученого, и заключается в том, чтобы подвести человека к «обнаружению» этого внутреннего, скрытого в нем смысла.

Удовольствия, минутные ощущения счастья и радости не могут сами по себе являться смыслом жизни, поскольку они являются лишь конечным результатом оправданных стремлений. Осознание цели своего существования может помочь личности справиться с объективными трудностями и субъективными переживаниями. Человек – скульптор, которые каждую минуту, секунду своей жизни лепит ее.

Взгляды ученого на материнство и общество. Признавая смыслом существования женщины лишь материнство, мы низводим ее до уровня самки – продолжательницы рода. Но ведь так мы недооценивает ее как личность, даже как мать, отвергая ее индивидуальность и незаменимость. Если каждый человек имеет смысл – толпа людей априори бессмысленна. Бегство в толпу – следствие бегства от ответственности за свой выбор. Истинное общество - сообщество ответственных личностей, толпа же – бесчисленное множество обезличенных созданий. Таким образом, характеризуя основные положения философии В. Франкла, можно сказать, что его взгляды проникнуты глубоким уважением перед каждой отдельной личностью, экзистенцией, основной задачей которой он считает поиски смысла жизни, умение нести ответственность за сделанный выбор.

 

68. Современное состояние и важнейшие тенденции развития заружебной психологической мысли.

М.Мид разработала концепцию межпоколенных взаимоотношений, в основу которой положила представление о трех типах культур: постфигуративной, в которой дети учатся главным образом у своих предков; конфигуративной, в которой и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративной, в которой взрослые учатся также у своих детей. Согласно М.Мид, постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей — стариков. Взаимоотношения возрастных слоев здесь жестко регламентированы, каждый знает свое место, и никаких споров на этот счет не возникает.

Исследование особенностей развития познавательной деятельности детей в условиях разных культур предпринял Д.Брунер. Развитие познавательной деятельности, по Д.Брунеру, осуществляется путем становления трех основных способов (средств): предметных действий, образов восприятий и символов. Эти средства познания действительности возникают в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового способа познания на предыдущий составляет центральную линию интеллектуального развития ребенка.

Источником психического развития является возможность лишь частичного перевода содержания какого-либо одного способа познания на язык других. Несоответствие же содержания разных способов приводит к тому, что ребенок вынужден переходить, например, от выражения своих знаний посредством образов к их выражению в символах. Д.Брунер и его сотрудники исследовали психологические закономерности переходов от одного способа познания ребенком действительности к другому.

Суть позиции Д.Брунера состоит в том, что психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень развития которой различен в разные эпохи и у разных народов. С точки зрения Д.Брунера, исследование закономерностей развития познавательной деятельности ребенка нужно проводить на основе раскрытия характера усваиваемых им конкретных средств культуры, особенно средств символизации опыта.

Д.Брунер отмечает, что источники развития человека принципиально отличаются от условий развития животных. В отличие от животного, адаптация человека к окружающим условиям происходит не на основе биологических изменений, а путем использования различных «технических» средств познания, имеющих социальную природу. Различный характер и состав этих средств в разных культурах приводит к различию в развитии познавательной деятельности детей, вырастающих в условиях этих культур. Психическое развитие ребенка определяется не биологическими факторами, а, прежде всего культурными условиями его жизни.

 

69. Современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной психологической мысли.

Во второй половине XX века развитие российской психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах Бехтерева и Выготского. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г. Ананьева (1907-1972) и В.Н. Мясищева (1893-1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разно уровневые свойства индивида, личности и субъекта. Комплексный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.

Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л. Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание, прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа (он вышел из немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов, в первую очередь обращенных к проблемам экспериментального исследования психики. Поэтому в центре его концепции, как правило, оказываются, прежде всего, проблемы гносеологии, познания мира. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психологического познания, названный им «единство воздействия и изучения». Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда). Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Совершенно с других позиций предложил оригинальную концепцию деятельности Л.Н. Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы он по окончании университета был приглашен Г.И. Челпановым в Психологический институт. Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «Экзамен и психика».

Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л.С. Выготским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти сформировали когнитивный стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выготского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психологической структуре значения (понятия), а на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности.

В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове (тогдашней столице Украины) собственную научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность. В этот же период, ключевой для Леонтьева, он начал изучать проблему развития психики. Он стремился, используя данные биологических наук, проследить этапы эволюционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам, определяющим появление и формирование сознания. Уже в этой работе Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Таким образом, во главу своей методологии Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие. Указ. изд. С.468. .

Свою школу создал и другой соратник Выготского - А.Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.

Как и Леонтьев, Лурия был приглашен Челпановым в Психологический институт. Одновременно он работал в Государственном психоаналитическом институте, организованном И.Д. Ермаковым, и в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял в должности научного секретаря. Уже в этот период, до встречи с Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации и установки, свойственные Лурии в зрелые годы, в частности его стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изучение факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры, человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), который составлял основу научной работы института, оказался близким Лурии. Поэтому неудивительно, что он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации а развития психической деятельности, названную культурно-исторической. Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.

Кроме факультета психологии МГУ еще одним важным центром психологии стал Психологический Институт, возглавляемый А.А. Смирновым (1894-1980). Смирнов был директором главного психологического института страны около 30 лет и снискал заслуженную славу руководителя одного из самых продуктивных научных коллективов. В его собственных исследованиях центральное место заняли проблемы психологии запоминания Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С.56. .

Смирнов поддерживал атмосферу в коллективе свободного исследовательского поиска. Его соратником был Б.М. Теплов (1896-1965). Тема его исследований - психология восприятия. В своих работах он наряду со способностями выделил одаренность. Главная тема его исследований - «ум полководца». Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств, на основе которой сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии.

 

70. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии.

Для завершения курса по истории психологии требуется теоретическое осмысление как самого пути развития психологической науки, так и ее со­временного состояния. В отечественной психоло­гии попытку проведения такого анализа предпри­няли Л. В. Петровский и М, Г, Ярошевский (1998). Традиционно история психологии излагается в опи­сательном ключе с привязкой к временной оси и персоналиям (так сделано и в нашем изложении): это наиболее простой, но менее концептуальный способ. Вместе с тем задача курса истории психо­логии — способствовать выработке парадигмальной концепции в психологии.

Петровский и Ярошевский, пытаясь создать тео­ретическую основу психологии, пошли двумя пу­тями. С одной стороны, они рассмотрели историю психологии с точки зрения социальных психоло­гов и описали развитие школ и идей отчасти как результат социально-психологических процессов, происходивших в малой группе (малая группа со­здавалась вокруг определенной идеологии — тео­рии, сплачивалась возле лидера, контролировала членство, критично относилась к нечленам группы, имела свой печатный орган — как инструмент спло­чения и как средство контроля за внешней соци­альной средой). С другой стороны, они проанали­зировали ключевые понятия, на основе которых развивались теории или понятия о категориаль­ном строе, делался анализ причинности в исто­рии психологии и теоретических проблем в со­временной психологии.

Базисные и метакатегории в психологической науке.Авторы выделили следующие базисные пси­хологические категории: образ, действие, мотив, отношение, переживание, которые сформировались как ключевые понятия соответственно в когнитив­ной психологии, бихевиоризме, психоанализе, пси­хологии межличностного взаимодействия (интеракционизме) и в экзистенциальной психологии. Базисные категории выступили в качестве своего рода «молекул» психологического знания. Над ними надстраивались категории более высокого уровня обобщения — метапсихологические, такие как сознание, деятельность, ценность, общение, чув­ство. Метакатегории являлись системообразую­щими понятиями. Соотношение метакатегории и базисных категорий можно было понять, обратив­шись к понятиям сущности и явления метафизи­ки Владимира Соловьева или понятиям ненаблюдаемое явление и его операционализация через на­блюдаемое явление (мысль—слово). В каждой метакатегории скрывались сущностные характерис­тики базисных категорий (наблюдался пример диалектического мышления, уходящего корнями в античность). Такое понимание структуры (инфра­структуры) позволило по-иному взглянуть на об­щую картину развития науки. Так, применительно к базисной категории «действия» и метакатегории «деятельность» в один ряд встали Декарт, Ламетри, Сеченов, Павлов, Бехтерев, Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бернштейн, Леонтьев.

Представления о причинности в истории пси­хологии — детерминизм и его варианты. Детер­минизм — один из главных объяснительных прин­ципов научного познания, в его основе лежит традиция истолкования событий исходя из при­чин (явлений), которые предшествуют ему во вре­мени и вызывают его. Петровский и Ярошевский выделили четыре основные формы детерминизма, внутри которых описали разновидности (описа­ния даются в очередности, соответствующей исто­рическому процессу).

Предмеханический детерминизм: гилозоизм, или индетерминизм, жизнь и все ее проявления «про­израстают» из Праматери, без вмешательства ка­ких-либо творческих сил; телеология (от греч. telos — цель) — учение Аристотеля о целесообраз­ности как конечной причине; теологический детер­минизм — причиной всего является Бог (Августин).

Механический детерминизм: декартовский дуа­листический детерминизм, согласно которому часть человека (душа) описывается с помощью теологи­ческого детерминизма, другая часть (тело) — с по­мощью механического детерминизма. Механиче­ский детерминизм Ламетри — «человек-машина»; детерминизм, основанный на идее развития. «Ана­томический» детерминизм основан на представле­нии о том, что психические процессы — это резуль­тат определенного строения мозга (френология, концепция локализации психических функций). «Физико-химический» детерминизм включает представление о том, что психические процессы можно описать с помощью законов сохранения и превращения энергии.

Биологический детерминизм включает в себя идею вероятностной зависимости в отличие от линейной, жесткой причинности в механическом детерминизме, а также представление о том, что изменения, происходящие в организме, детерми­нируются будущим, а не прошлым. Его вариантами являются эволюционный детерминизм (причин­ность как стремление к выживанию) и детерми­низм, связанный с наследственной передачей при­знаков (Гальтон).

Психический детерминизм — представление о том, что психические процессы и их результаты (об­раз, мысль, мотив, действие) сами могут быть при­чиной других психических процессов (представле­ния о саморегуляции и механизме обратной связи).

Кроме детерминизма, Петровский и Ярошевский в качестве объяснительных рассматривают прин­ципы системности и развития.

Ключевые проблемы теоретической психоло­гии.Психофизическая проблема связана с вопро­сом о месте психических процессов в общей карти­не физического мира, о соотношении психического и физического миров.

Психофизиологическая проблема, напротив, свя­зана с вопросами о том, каким образом в мозговых и нервных тканях зарождаются психические про­цессы, идеальные по своей природе, каков механизм перевода с языка физиологического на язык психи­ческого.

Психогностическая проблема — это проблема познаваемости мира; относительно решения этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся взглядов на природу человека и мира в целом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!