Как построить собственное счастье



 

Кто решает, будете вы счастливы или нет? Ответ один — вы сами!

Одна телевизионная знаменитость пригласила к себе в качестве гостя старика, человека уже редко теперь встречающейся старой закваски. Его реплики были абсолютно спонтанным и совершенно неожиданными. Они просто били из него ключом, а сама его личность излучала свет и радость. И что бы он ни сказал, все было так непосредственно, так к месту, что аудитория то и дело разражалась хохотом. Люди были от него в восторге. На того, кто пригласил его, он произвел сильное впечатление, и вместе с остальными этот человек наслаждался беседой.

Под конец он спросил старика, в чем причина его счастья. «Должно быть, вы владеете удивительным секретом счастья», — предположил он. «Нет, — ответил старик, — никакого особенного секрета у меня нет. Все просто, как грабли. Когда я встаю утром, передо мной встает выбор: либо быть счастливым, либо быть несчастливым. И как вы думаете, что я выбираю? Просто выбираю быть счастливым — вот и весь секрет».

Это может показаться слишком упрощенным, или можно предположить, что этот старик был весьма легкомысленным, но я напомню вам, что Авраам Линкольн, который никогда не позволял себе обвинять кого бы то ни было в недалекости, говорил, что люди бывают настолько счастливы, насколько могут заставить свой разум принять это чувство. Вы можете быть несчастливы, если этого хотите. Нет ничего проще в мире, чем осуществить это желание. Просто вы делаете свой выбор. Начните только все время твердить, что дела не ладятся, что нет никаких удовлетворительных результатов, и можете быть совершенно уверены в том, что почувствуете себя несчастными. Но если вы скажете себе: «Все идет прекрасно. Жизнь хороша. Я выбираю счастье», то скоро убедитесь в правильности этого выбора.

Дети — лучшие эксперты в отношении счастья, чем взрослые. Взрослый человек, который несет в себе детскую духовность до среднего возраста и даже до старости, является гением, так как сохраняет дух истинного счастья, которым Бог наделяет юных. Глубокомыслие Иисуса Христа поистине удивительно, ибо Он говорит нам, что нужно жить в мире, имея сердце и разум ребенка. Другими словами, никогда не стариться, не дряхлеть и не изнуряться духом. Не стремитесь стать суперутонченными.

Моя маленькая девятилетняя дочь Элизабет знает ответ на вопрос, что такое счастье. Однажды я спросил ее: «Ты счастлива, мое солнышко?» «Конечно, счастлива», — ответила она. «Ты всегда счастлива?» — спросил я затем. «Ну, этого я не знаю, — сказала она. — Я просто счастлива». «Но, должно быть, есть что-то такое, что делает тебя счастливой?» — настаивал я. «Ну что ж, я скажу тебе, что это, — сказала она. — Мои подружки, с которыми я играю, делают меня счастливой. Они мне нравятся. Мои школьные подружки делают меня счастливой.

Мне нравится ходить в школу. (Я молчал, это она говорили сама, не с моего голоса.) Мне нравятся мои учителя. И я люблю ходить в церковь. Я люблю воскресную школу и мою учительницу из воскресной школы. Я люблю мою сестру Маргарет и брата Джона. Люблю маму и папу. Они заботятся обо мне, когда я болею, и они любят меня и добры ко мне».

Вот формула счастья Элизабет, и, как мне кажется, в ней есть все — ее подружки по играм (то есть ее ровесники), ее школа (место, где она трудится), ее церковь и воскресная школа (где она поклоняется Богу), ее сестра, брат, мать и отец (это значит — ее домашний круг, где она окружена любовью). Вот вкратце все, в чем вы можете найти счастье, и самое счастливое время вашей жизни связано с этими факторами.

Нескольких мальчиков и девочек попросили перечислить все то, что делает их счастливыми. Их ответы были очень трогательными. Вот список одного из мальчиков: «Когда вижу, как летит ласточка; когда смотрю в глубокую чистую воду; когда скорый поезд набирает ход; когда подъемный кран на стройке поднимает что-то тяжелое; глаза моей собаки».

А вот список того, что делает счастливыми девочек: «Отражение уличных фонарей в реке; багровая крона деревьев; дым, поднимающийся из трубы; красный бархат; луна, выглядывающая из-за облаков». Всегда есть что-то в прекрасной сущности Вселенной, которую отражают, пусть и не слишком четко сформулированные, перечисленные выше высказывания. Для того чтобы стать счастливым человеком, нужно иметь чистую душу, глаза, способные увидеть романтику в обычной обстановке, сердце ребенка и духовную непритязательность.

Многие из нас сами создают свое несчастье. Разумеется, не все несчастья люди создают собственными руками, поскольку социальные условия также повинны в изрядной доле наших бед. Тем не менее неопровержимым фактом является и то, что мы сами подвергаем перегонке ингредиенты счастья в несчастье в основном с помощью собственных мыслей и позиций. «Четыре человека из пяти не испытывают того чувства счастья, которое могли бы испытывать, — заявляет один выдающийся авторитетный деятель и добавляет: — Чувство несчастливости является самым обычным состоянием разума». Я бы не стал утверждать, что счастье можно подвести под такой упрощенный уровень, как этот, но я найду вам гораздо больше людей, живущих несчастливой жизнью, чем можно было бы сосчитать. Поскольку заветным желанием каждого человека (как состояние его существования) считается счастье, то относительно этого следует что-то предпринять. Счастье вполне достижимо, и процесс его обретения никогда не бывает завершенным. Любой, кто желает, кто жаждет его обрести и кто знает и применяет правильную формулу, может стать счастливым человеком.

В железнодорожном вагоне-ресторане я сидел напротив незнакомой мне пары — мужа и жены. На даме были надеты дорогие вещи — меха, бриллианты и костюм, который говорил сам за себя. Но она была не в ладу с собой. Она довольно громко заявляла, что в ресторане грязно и ужасный сквозняк, обслуживание отвратительное, а еда невкусная. Она брюзжала и жаловалась решительно на все.

Ее муж, наоборот, был мягким, вежливым, добродушно-веселым человеком, который, и это было очевидно, обладал способностью воспринимать вещи такими, какие они есть. Казалось, его несколько смущало воинственное поведение супруги, и он был этим недоволен, поскольку взял ее с собой в эту поездку, предпринятую ради удовольствия.

Чтобы сменить тему разговора, он спросил, чем я занимаюсь, после чего сообщил, что он адвокат. А потом, будто спохватившись, что допустил ошибку, с легкой ухмылкой добавил: «А моя жена занимается производством».

Это было удивительно, так как она не соответствовала тому типу женщин, которые могут быть заняты в промышленности или занимать руководящие должности, поэтому я спросил: «А что она производит?»

«Несчастье, — ответил он. — Она производит свое собственное несчастье». Несмотря на ледяное молчание, которое воцарилось за столом после этого колкого замечания, я был благодарен ему за это, поскольку его реплика в точности определила то, что делают очень многие люди, — «они производят собственное несчастье».

Жаль, конечно, что помимо многочисленных проблем, создаваемых самой жизнью, которые выхолащивают наше счастье, мы позволяем себе такую невероятную глупость, как еще больше «перегонять» несчастье в собственном разуме. До чего же глупо производить личное несчастье дополнительно ко всем другим трудностям, которыми вы можете управлять лишь частично, а то и совсем не можете.

Вместо того чтобы уделять излишнее внимание тому, каким образом люди производят свое собственное несчастье, давайте продолжим изучение формулы, чтобы положить конец этому процессу выработки несчастья. Достаточно сказать, что мы производим свое несчастье посредством прокручивания в голове несчастливых мыслей, посредством позиций, которым следуем по привычке — таким, например, как негативное предчувствие, что все может плохо обернуться, или что другие люди получают то, чего они не заслуживают, а нам не удается получить то, чего мы заслуживаем.

Наше несчастье подвергается дальнейшей «перегонке» путем насыщения сознания чувствами недовольства, недоброжелательности и ненависти. Процесс производства несчастья всегда опирается на ингредиенты страха и волнения. Все эти моменты описаны в других разделах данной книги. Сейчас же я просто хочу отметить этот момент и особенно подчеркнуть, что значительная доля несчастья среднего человека производится им самим. Так, может, мы теперь начнем производить счастье вместо несчастья?

Случай, который произошел в одной из моих железнодорожных поездок, может дать на это ответ. Однажды утром в старомодном пульмановском вагоне человек шесть мужчин брились в мужской комнате для отдыха. Как это обычно бывает в таком тесном и заполненном людьми помещении после ночи, проведенной в поезде, группа незнакомых людей не была расположена к веселью, поэтому разговаривали мало, но и это, скорее, было каким-то невнятным бормотанием.

И вдруг вошел мужчина с широкой улыбкой на лице. Он поздоровался с нами, пожелав всем доброго утра и бодрого настроения, но в ответ получил довольно вялое хрюканье. Приступив к процедуре бритья, он стал напевать с закрытым ртом, возможно, совершенно бессознательно, какую-то веселенькую незатейливую мелодию. Некоторым из мужчин это стало действовать на нервы. Наконец один из них довольно саркастически сказал: «Похоже, вы чувствуете себя счастливым в это утро! С чего это вы так бодритесь?» «Да, — ответил этот человек, — суть в том, что я счастлив. И у меня бодрое настроение. — А потом добавил: — Я сделал это своей привычкой — быть счастливым».

Это все, что было сказано, но я уверен, что каждый присутствовавший в этой комнате человек сошел с поезда, унося в своем разуме эти удивительные слова — «Я сделал своей привычкой быть счастливым». Это утверждение поистине очень глубокомысленно, поскольку наше счастье или несчастье в значительной степени зависит от вырабатываемой в нашем разуме привычки. В сборнике мудрых изречений, Книге Притчей Соломоновых, говорится: «... у кого сердце весело, у того всегда пир...» (15:15). Другими словами, создавайте веселье на сердце, то есть вырабатывайте привычку к счастью, и жизнь будет вечным пиром, или, скажем так, вы сможете наслаждаться жизнью каждый Божий день. Из привычки быть счастливым складывается и счастливая жизнь. А поскольку мы можем выработать ту или иную привычку, следовательно, мы обладаем силой, чтобы создать собственное счастье.

Привычка к счастью вырабатывается с помощью простой тренировки собственного мышления. Составьте в уме список радостных мыслей и ежедневно по несколько раз пропускайте их через свой разум. Если же туда забредет какая-нибудь негативная мысль, немедленно остановите ее, сознательно вычеркните и замените на другую, радостную. Каждое утро, перед тем как встать, полежите немного в постели, расслабившись, и подумайте о чем-нибудь хорошем. Мысленно прокрутите ряд картин каждого ожидаемого в течение этого дня радостного события. Смакуйте эту радость, наполнитесь ею. Все эти мысли будут способствовать тому, чтобы события обернулись радостной стороной. Не утверждайте, что дело не будет ладиться в этот день. Ведь говоря так, вы можете действительно поспособствовать этому. Вы притянете к себе все факторы — как незначительные, так и важные, которые и сложатся в несчастливые обстоятельства. В итоге вы поймаете себя на сакраментальном вопросе: «Ну почему все складывается у меня так плохо? В чем же все-таки дело?»

Причина же прямиком ведет к образу вашего мышления, которым вы начали свой день.

Вместо этого попробуйте завтра действовать по следующему плану. Проснувшись, прочитайте вслух трижды строфу из Псалма 117:24: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» Толь-

ко переделайте ее лично для себя и скажите: «Я возрадуюсь и возвеселюсь в оный». Повторите ее сильным четким голосом, тоном доброрасположения и с ударением. Эта строфа из Библии и является хорошим лекарством от несчастья. Если вы повторите ее три раза перед завтраком и поразмышляете над значением этих слов, то сможете изменить качество вашего дня, начав его с ожидания счастья.

Пока вы одеваетесь, бреетесь или готовите завтрак, произнесите вслух несколько следующих утверждений: «Я верю, что сегодня будет прекрасный день. Я верю, что успешно справлюсь со всеми проблемами, которые могут возникнуть. Я чувствую себя хорошо физически, умственно, эмоционально. Как это прекрасно — жить! Я благодарен за все, что уже имел, за все, что у меня есть сейчас, и за все, что еще буду иметь. Мои дела не расстроятся. Бог здесь, Он со мной, и Он видит меня насквозь. Я благодарен Богу за все добрые дела».

Я знал одного человека с несчастливым складом характера, который всегда за завтраком говорил своей жене: «Вот и еще один тяжелый день наступил». В действительности он так не думал, но у него был некий умственный выверт. Он считал, что если скажет, что наступает тяжелый день, то все получится наоборот. Но дела у него действительно пошли плохо, что было и неудивительно, так как если вы живописуете и утверждаете несчастливый исход, то тем самым создаете и соответствующее условие. Поэтому утверждайте в начале каждого дня счастливый исход, и вы будете удивлены, как часто это будет сбываться.

Но одного применения для соответствующей работы разума даже такой важной терапии, какую я только что предложил, недостаточно, если вы не будете также в течение всего дня подкреплять свои действия и позиции фундаментальными принципами счастливого образа жизни.

Одним из наиболее простых и важных принципов такого плана является принцип человеческой любви и доброжелательности. Вы не представляете, какое счастье будет вызывать искреннее выражение сочувствия и нежности.

Мой друг д-р Сэмюэль Шумакер написал как-то трогательный рассказ о нашем общем друге, Рэлстоне Янге, известном также как носильщик номер 42 на вокзале «Гранд Сентрал» в Нью-Йорке. Он носил чемоданы ради того, чтобы заработать себе на жизнь, но его истинное призвание в том, чтобы нести дух Христа на одном из самых крупных в мире железнодорожных вокзалов. Когда он несет чемодан какого-нибудь пассажира, он старается разделить с ним чувство христианского братства. Он внимательно наблюдает за клиентом, чтобы понять, есть ли какая-нибудь возможность дать этому человеку немного мужества и надежды. Помимо всего, он в этом деле человек очень искусный.

Так однажды его попросили отвезти старую больную даму к ее поезду. Она сидела в кресле на колесах, поэтому он спустился с ней вниз на лифте. Вкатывая ее в лифт, он заметил, что ее глаза полны слез. Пока лифт спускался вниз, Рэлстон Янг стоял, закрыв глаза, и просил Господа подсказать ему, как помочь этой женщине, и Господь послал ему идею. Выкатывая старую женщину из лифта, он с улыбкой сказал: «Мэм, если вы не обидитесь на меня за мою смелость, то я скажу, что у вас необыкновенно красивая шляпка».

Она посмотрела на него и сказала: «Благодарю вас». «И должен добавить, — продолжал он, — что и платье на вас тоже очень красивое. Мне оно очень нравится».

Как всякой женщине ей это было приятно слышать, и несмотря на то что она чувствовала себя неважно, лицо ее прояснилось, и она спросила: «Почему среди такого скопища людей вы выбрали меня, чтобы сказать эти приятные слова? Это очень чутко с вашей стороны». «Дело в том, — ответил он, — что я заметил, как вы несчастны. Я увидел, что вы плачете, и просто попросил Господа научить меня, как вам помочь. И Господь указал: «Скажи ей о шляпке». А что касается платья, — добавил он, — то это была моя собственная идея». Рэлстон Янг вместе с Господом поняли, как отвлечь мысли этой женщины от ее горестей.

«Вы неважно себя чувствуете?» — спросил он затем. «Нет, — ответила она. — У меня постоянная боль. Она меня никогда не покидает. Иногда мне кажется, что я не вынесу этого. Знаете ли вы, хотя бы понаслышке, что значит испытывать все время боль?» И Рэлстон ответил: «Да, мэм, знаю, потому что я потерял глаз, и он болит день и ночь так, как будто к нему приложили раскаленное железо». «Но теперь, — заметила она, — вы кажетесь счастливым. Как вы добились этого?»

В это время он уже подкатил ее к вагону. «С помощью молитвы, мэм, — сказал он, — только с помощью молитвы». Она тихо спросила: «И что же, молитва устраняет вашу боль?» «Ну, возможно, она не всегда ее устраняет. Не могу утверждать, что это так, но она всегда помогает перетерпеть ее, так что кажется, будто глаз не так уж сильно болит. Молитесь все время, мэм, и я тоже буду молится за вас».

Слезы на ее глазах уже высохли, она посмотрела на него из своего кресла с мягкой улыбкой на губах, взяла его за руку и сказала: «Вы сделали для меня такое доброе дело».

Прошел год, и однажды вечером на вокзале «Гранд Сентрал» Рэлстона Янга попросили подойти к справочному бюро. Там стояла молодая женщина, которая сказала: «Я принесла вам послание от умершей. Перед смертью моя мать попросила меня найти вас и сказать, как сильно вы ей помогли в прошлом году, когда подвозили к поезду на ее инвалидном кресле. Она всегда вспоминала вас, вы были таким добрым, любящим и понимающим». Сказав это, молодая женщина разрыдалась под тяжестью своего горя.

Рэлстон тихо стоял, наблюдая за ней. Затем он сказал: «Не плачьте, мисс, не плачьте. Вам не следует плакать. Прочтите молитву благодарения». Удивленная девушка спросила: «Почему я должна прочесть молитву благодарения?» «Потому, — сказал Рэлстон, — что многие люди становятся сиротами в гораздо более юном возрасте, чем вы. Рядом с вами была мать долгое время, а кроме того, она все еще с вами. Вы снова увидите ее. Сейчас она возле вас и всегда будет возле вас. Может быть, — добавил он, — она и сейчас с нами, с нами обоими, когда мы здесь разговариваем ».

Рыдания ее утихли, и слезы высохли. Доброта Рэл-стона произвела такое же влияние на дочь, какое когда-то произвела на мать. И на этом огромном вокзале, среди тысяч проходящих мимо людей, эти двое почувствовали присутствие Того, кто вдохновил этого удивительного носильщика следовать данной стезей, излучая вокруг себя любовь.

«Там, где есть любовь, — сказал Толстой, — там и Бог», а мы могли бы добавить: там, где Бог и любовь, там и счастье. Отсюда следует, что практический принцип выработки чувства счастья основан на постоянном проявлении любви.

Я знаю одного истинно счастливого человека — это мой друг X. С. Мэттерн, который вместе со своей столь же счастливой женой Мэри разъезжает по всей стране по делам службы. У него удивительная визитная карточка, на тыльной стороне которой отпечатано философское утверждение, которое принесло счастье ему, его жене и сотням других людей, которым посчастливилось с ними соприкоснуться.

На этой карточке можно прочесть следующее: «Путь к счастью: сохраняйте ваше сердце свободным от ненависти, а разум от тревог. Живите просто, ожидайте малого, отдавайте много. Наполните свою жизнь любовью. Излучайте солнечный свет. Забудьте себя, думайте о других. Делайте то, что другие сделали бы для вас. Попробуйте следовать этому в течение недели, и вы будете поражены результатами».

Прочтя эти слова, вы можете сказать: «В этом нет ничего нового». В действительности же новизна в том, что вы никогда не пробовали делать что-нибудь подобное. Когда вы введете это в свою практику, то обнаружите самый новый, самый свежий, самый удивительный метод обретения счастливого и процветающего образа жизни, который когда-либо использовали. Какой толк в том, что вы знали эти принципы всю свою жизнь, но никогда не пытались ими воспользоваться? Такой неэффективный образ жизни ужасен. Если человек живет в бедности, в то время как прямо на ступеньках его крыльца лежит золото, то это говорит о его неразумном подходе к жизни. Эта простая философия и есть путь к счастью. Практикуйте эти принципы хотя бы в течение одной недели, как рекомендует м-р Мэттерн, и если это не положит начало истинному счастью, значит, ваше несчастье действительно внедрилось очень глубоко.

Конечно, для того чтобы дать силу этим принципам счастья и заставить их действовать, необходимо поддержать их динамикой разума. Вряд ли кто-нибудь сможет гарантировать вам высокие результаты, даже при использовании духовных принципов, без духовной силы. Когда кто-нибудь практикует внутреннее духовное динамическое изменение, успех позитивных идей достигается удивительно легко. Если же вы начинаете применять духовные принципы несколько неумело, то будете обретать внутреннюю духовную силу постепенно. Могу вас заверить, это даст вам величайший стимул к счастью. К тому же он останется с вами до тех пор, пока вы будете жить с Богом в душе.

Во время моих поездок по стране я встречал очень много по-настоящему счастливых людей. Все это были люди, применявшие методы, описанные в данной книге, а также те, которые я представлял в других своих трудах, литературных произведениях и беседах, и которые подобным же образом предлагали восприимчивым людям другие писатели и ораторы. Просто удивительно, как люди посредством практики внутреннего духовного изменения «прививают» себе чувство счастья. В настоящее время этот опыт широко используется повсюду. В сущности, он стал одним из самых популярных явлений нашего времени, и если он будет продолжать развиваться и распространяться и дальше, то скоро человек, не имеющий опыта духовной практики, будет считаться старомодным и отсталым. Сегодня приятно сознавать, что ты духовно насыщенный человек. Не знать об этих принципах, которыми люди повсюду с удовольствием пользуются в настоящее время, — просто невежество.

Недавно, когда я только что закончил лекцию в одном из городов, ко мне подошел крупный, здоровый, приятный с виду человек. Он хлопнул меня по плечу с такой силой, что я чуть не упал.

«Доктор, — сказал он низким рокочущим голосом, — как насчет того, чтобы выступить перед нашей компанией? У нас намечается грандиозная вечеринка в доме Смита, и хотелось бы, чтобы вы пришли. Похоже, будет многолюдное сборище, и вам не мешало бы поучаствовать в нем». Так пикантно прозвучало его приглашение.

Было ясно, что это не слишком подходящая компания для священника, и я заколебался. Я опасался, что могу ненароком стеснить этих людей, поэтому начал приносить свои извинения.

«О, не подумайте чего, — сказал мой новоявленный приятель, — не беспокойтесь, эта компания как раз для вас. Вы будете удивлены. Пойдемте. Вы получите от этого удовольствие на всю жизнь».

Что ж, я согласился и отправился вместе с моим жизнерадостным и колоритным приятелем, который, несомненно, был одной из самых «заразительных» личностей, повстречавшихся на моем пути в тот период. Вскоре мы подошли к большому дому, окруженному деревьями, с широкой, тщательно подметенной подъездной дорожкой, доходившей прямо до парадной двери. По доносившемуся из открытых окон шуму было ясно, что вечеринка весьма многолюдного общества уже в разгаре, и я не представлял, с каким видом туда войду. Мой сопровождающий с громким приветственным криком втащил меня в комнату, где все начали усиленно трясти мне руку, и представил весьма многочисленному собранию веселых, пышущих здоровьем людей. Это были счастливые, довольные представители народа.

Я огляделся в поисках пивного бара, но такового не было. Все, что подавалось, — это кофе, фруктовые соки, имбирное пиво, сандвичи и мороженое, но всего этого было в избытке.

«Должно быть, эти люди по дороге сюда уже заглянули кое-куда», — высказал я предположение новоявленному приятелю. Его это возмутило, и он воскликнул: «Заглянули кое-куда? А-а, вы ничего не поняли. Просто эти люди на подъеме, но это не тот «подъем», о котором вы думаете. Я вам удивляюсь, — сказал он, — неужели вы не понимаете, что делает эту толпу такой счастливой? Они духовно обновились. Они что-то приобрели. Они освободились от самих себя. Они нашли Бога как живую, насущную, открытую добру реальность. Да, — повторил он, — они ни подъеме, но это не тот «подъем», который находят ни дне бутылки. Это подъем в их сердцах».

И тогда я понял, что он имел в виду. Это было не унылое сборище скучающих людей. Здесь были лидеры города — бизнесмены, юристы, врачи, учителя, люди, занимающиеся общественной деятельностью, а также много горожан более низкого ранга. И все они веселились от души на этом вечере, говорили о Боге и делали это самым что ни на есть естественным образом. Они рассказывали друг другу о переменах, произошедших в их жизни благодаря новой духовной силе.

Тому, у кого сложились наивные представления о религиозности, кто считает, что религиозный человек не может смеяться или веселиться, следовало бы побывать на этой вечеринке.

Да, я ушел с этого вечера, мысленно повторяя строфу из Библии: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Евангелие от Иоанна 1:4). Это был свет, который я увидел на лицах этих счастливых людей. Внутренний свет был заметен и снаружи, в выражениях их глаз и губ, и он шел от чего-то искрометного, духовного, что находилось у них внутри. Жизнь означает жизнеспособность, и было очевидно, что эти люди получили свою жизнеспособность от Бога. Они нашли силу, создающую счастье.

И это не единичный случай. Я осмелюсь утверждать, что и в вашем собственном кругу, если хорошенько поищите, вы найдете много таких же людей. Если не найдете их в вашем родном городе, приезжайте в Нью-Йорк в церковь Марбл Колиджиит, и уж там-то вы найдете их сколько угодно. Но вы можете обрести тот же дух, читая эту книгу, а затем применяя на практике простые принципы, которые приводятся далее.

Читая эту книгу, верьте в то, о чем читаете, потому что это правда. Затем начинайте следовать содержащимся в ней практическим рекомендациям, и вы тоже приобретете духовный опыт, который и даст вам чувство счастья. Я знаю, что это так, потому что многие из тех людей, на которых я ссылался и буду ссылаться в последующих главах, обрели таким же образом новую духовную жизнь. Затем, изменившись внутренне, вы начнете создавать в себе чувство такого счастья, что будете недоумевать, все тот ли это мир, в котором вы живете. В сущности, это уже не будет тот же самый мир, потому что вы уже не будете прежним человеком, вместе с вами изменится также и окружающий вас мир.

Если счастье определяется нашими мыслями, то необходимо искоренить мысли, производящие депрессию и разочарование. Это можно сделать, во-первых, просто настроившись на это, во-вторых, используя легко применимый метод, который я предложил одному бизнесмену. Я познакомился с ним на официальном завтраке, и должен сказать, что редко выслушивал такие мрачные мысли, какие высказывал он. Разговор с ним мог бы оказать на меня сверхдепрессивное воздействие, если бы я поддался влиянию этого человека. От него веяло отчаянным пессимизмом. Послушать его, так все катилось к полному краху. Конечно же, этот человек чувствовал усталость. Накопившиеся проблемы затопили его разум, который искал освобождения в бегстве от внешнего мира, оказавшегося слишком тяжелым грузом для его истощенной энергии. Основной проблемой был депрессивный образ его мышления. Ему необходимо было сделать вливание света и веры.

Поэтому я сказал довольно настойчиво: «Если вы хотите чувствовать себя лучше и перестать быть несчастным, я могу предложить вам кое-что, чтобы уладить эти проблемы». «Что вы можете сделать? —-фыркнул он. — Вы что, чудотворец?» «Нет, — ответил я, — но я могу ввести вас в соприкосновение с одним чудотворцем, который выкачает из вас это чувство несчастливости и даст новый подход к жизни.

Вот что я имел в виду», — закончил я, и мы расстались.

Очевидно, у него все-таки возникло любопытство, поскольку позже он связался со мной, и я дал ему одну свою маленькую книжку под названием «Регуляторы мыслей»*. Она содержит сорок мыслей, способствующих выработке ощущения здоровья и счастья. Так как это карманного типа буклет, я предложил ему носить его с собой, чтобы можно было в случае необходимости заглядывать туда и забрасывать в свой разум каждый день, и так в течение сорока дней, по одной из предлагаемых мыслей. Далее я порекомендовал ему заучить каждую мысль наизусть, растворяя ее таким образом в сознании, а также визуально представлять, как эти здоровые мысли оказывают успокаивающее и исцеляющее воздействие на его разум. Я уверил его, что если он последует этой схеме, то здоровые мысли вытеснят болезненные мысли, высасывавшие его радость, энергию и творческие способности.

Вначале эта идея показалась ему несколько сомнительной, и он колебался, но потом все-таки последовал моим рекомендациям. Спустя приблизительно три недели он позвонил мне и закричал: «Дружище, это действительно срабатывает! Это замечательно! Я порвал с этим, но не могу поверить, что такое возможно».

*Thought Conditioners, published by Serman Publication, Inc., Marble Collegiate Church, 1 West 29* Street, New York 1, New York.

Он продолжал и дальше «порывать с этим», и сейчас это поистине счастливый человек. Это приятное состояние пришло в результате приобретения им с помощью внутренней силы навыка выработки чувства счастья. Впоследствии он признался, что первой трудностью было открыто признать тот факт, что хотя это угнетенное состояние и делало его несчастным, он чувствовал себя уютно, упиваясь мыслями, полными жалости к себе, и самобичеванием. Он понимал, что эти болезненные мысли были причиной его невзгод, но уклонялся от того, чтобы сделать усилие, необходимое для реального существенного изменения. Но когда он стал систематически вводить в свой разум здоровые духовные мысли, как это было рекомендовано, он сначала ощутил желание жить по-новому, потом осознал тот волнующий факт, что сможет так жить, а потом еще более удивительный факт, что он уже так живет. В результате через три недели проведения процедуры по самосовершенствованию в нем «прорвалось» новое чувство счастья.

Сегодня почти во всех уголках мира вы найдете группы людей, которые нашли этот путь к счастью. Если мы будем иметь в нашей стране в каждом крупном индустриальном, каждом небольшом провинциальном городе или каждой деревушке хотя бы одну такую группу людей, то сможем изменить жизнь всей страны за очень короткое время. Какого же рода группу людей мы имеем в виду? Позвольте мне это объяснить.

Как-то я выступал с речью в одном из западных городов и возвратился в свой гостиничный номер уже довольно поздно. Я хотел немного вздремнуть, поскольку мне предстояло встать на следующее утро в полшестого, чтобы успеть на самолет. Когда я готовил себе постель, зазвонил телефон, и какая-то дама сказала: «В моем доме собралась группа людей, человек пятьдесят, и ожидает вас». Я объяснил, что не смогу прийти, поскольку рано утром уезжаю из города. «О, не беспокойтесь, — сказала она, — двое наших уже поехали, чтобы вас привезти. Мы молились за вас и хотим, чтобы вы приехали и помолились с нами, прежде чем покинете город».

Я был рад, что поехал, хотя в ту ночь у меня осталось очень мало времени для сна.

Те двое, что приехали за мной, в прошлом были парочкой алкоголиков, излечившихся с помощью силы веры. Сейчас это были самые счастливые и самые приятные люди, каких только можно себе представить.

Дом, и который меня привезли, был переполнен людьми. Они сидели на ступеньках, на столах, на полу. Один мужчина взгромоздился даже на рояль. И что же они делали? Проводили молитвенное собрание. Они сказали мне, что в этом городе постоянно действует шестьдесят таких молитвенных групп.

Я никогда не бывал на таких собраниях. Эту группу можно было охарактеризовать как угодно, но только не скучающей. Это были раскрепощенные, счастливые, искренние люди. Я ощутил какое-то странное волнение. Атмосфера этой комнаты была насыщенной удивительным подъемом. Но вот люди запели. Я никогда не слышал такого пения. Комната словно наполнилась восхитительным духом доброжелательства.

Потом встала одна женщина. Я заметил, что у нее на ногах протезы. Она сказала: «Мне объявили, что я никогда не смогу ходить. Хотите посмотреть, как я хожу?» И она прошлась взад-вперед по комнате. «Кто же это сделал?» — спросил я. «Иисус», — просто ответила она.

Затем выступила симпатичная девушка, которая сказала: «Вы когда-нибудь видели жертву наркотической зависимости? Я была одной из таких жертв и исцелилась». Она села на свое место, и поднялась еще одна, красивая, современная, обаятельная молодая женщина. Она тоже сказала те же слова: «Это сделал Иисус».

Затем одна супружеская пара сообщила мне, что они сначала разошлись, а теперь опять вместе и стали гораздо счастливее, чем прежде.

«Как это произошло?» — спросил я. И они тоже сказали: «Это сделал Иисус».

Один мужчина сказал, что стал жертвой алкоголизма и довел свою семью до крайней нищеты, а в своих делах потерпел полный крах. А теперь передо мной стоял сильный здоровый человек. Я только начал вопрос, но он кивнул головой и сказал: «Это сделал Иисус».

Затем они запели другую песню, после чего кто-то включил приглушенный свет, и мы все, взявшись за руки, образовали большой круг. У меня было такое ощущение, как будто я взялся за электрический провод. По комнате волной проходила энергия. Несомненно, в этой группе я был наименее духовно развитым человеком. В тот момент я понял, что Иисус Христос был здесь, в этом доме, и эти люди нашли Его. Они прикоснулись к Его силе. Он даровал им новую жизнь, и эта жизнь била ключом с невыразимой силой.

Это и есть секрет счастья. Все остальное второстепенно. Постарайтесь перенять этот опыт, и вы получите реальное, ничем не омраченное счастье, лучшее, которое только может предложить вам этот мир. Каким бы делом вы ни занимались в этой жизни, не упустите его, потому что в этом вся суть.

 

Глава 6

Перестаньте рвать и метать

 

Многие люди безо всякой надобности усложняют себе жизнь, растрачивая попусту свою силу и энергию, поддаваясь бесконтрольному состоянию, которое выражается словами «рвать и метать».

А с вами случается такое, что вы «рвете и мечете»? Если да, то я нарисую вам картину этого состояния. Слово «рвать» означает кипение, взрыв, выпускание пара, раздражение, смятение, бурление. Слово «метать» имеет подобные значения. Когда я его слышу, мне вспоминается больной ребенок ночью, который капризничает и то кричит, то жалобно хнычет. Едва стихнув, он начинает снова. Это раздражающее, надоедливое, разрушительное деяние. Метать — это детский термин, но он описывает эмоциональную реакцию многих взрослых людей.

Библия советует нам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Это полезный совет для людей нашего времени. Нам нужно перестать рвать и метать и обрести спокойствие, если мы хотим сохранить силы для активной жизни. А как этого добиться?

Первый этап — умерьте свой шаг или, по крайней мере, темп ваших шагов. Мы не осознаем, насколько возрос темп нашей жизни или скорость, которую мы себе задаем. Многие люди этим темпом разрушают свое физическое тело, но что еще печальнее, они разрывают в клочки также свои разум и душу. Человек может жить спокойной физической жизнью и в то же время поддерживать высокий эмоциональный темп. С этой точки зрения даже инвалид может жить в слишком высоком темпе. Этот термин определяет характер наших мыслей. Когда разум лихорадочно перескакивает с одной позиции на другую, он крайне возбуждается, и в результате вырабатывается состояние, близкое к вспышке раздражения. Темп современной жизни необходимо снизить, если мы не хотим потом страдать от вызванного им истощающего перевозбуждения и чрезмерного волнения. Такое перевозбуждение вырабатывает отравляющие вещества в теле человека и приводит к заболеваниям эмоционального характера. Отсюда возникают усталость и чувство разочарования, поэтому мы рвем и мечем, когда заходит речь обо всем, начиная с наших личных проблем и кончая событиями государственного или мирового масштаба. Но если влияние этого эмоционального беспокойства производит такое действие на нашу физиологию, то что уж говорить о действии, на ту глубокую внутреннюю сущность человека, которая называется душой?

Невозможно обрести спокойствие души, когда так лихорадочно нарастает темп жизни. Бог не может идти так быстро. Он не будет прилагать усилия, чтобы не отставать от вас. Он как будто говорит: «Иди вперед, если ты должен подстраиваться к этому глупому темпу, а когда истощишь свои силы, Я предложу тебе Свое исцеление. Но Я могу сделать твою жизнь очень наполненной, если ты сейчас замедлишь шаги и начнешь жить, двигаться и пребывать во Мне». Бог двигается невозмутимо, медленно и в совершенной гармонии. Единственным разумным темпом для жизни является Божественный темп. Бог способствует тому, чтобы все было сделано и сделано, правильно. Он делает все без спешки. Он не рвет и не мечет. Он пребывает в спокойствии, и поэтому действия его эффективны. Это же спокойствие предлагается и нам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Евангелие от Иоанна 14:27).

В известном смысле это поколение достойно жалости, особенно в больших городах, так как оно находится под воздействием постоянного нервного напряжения, искусственного возбуждения и шума. Но эта болезнь проникает также и в отдаленные сельские районы, поскольку воздушные волны передают это напряжение даже туда.

Меня рассмешила одна пожилая дама, которая при обсуждении этой проблемы сказала: «Жизнь такая будничная». Эта реплика очень удачно отражает давление, ответственность и напряжение, которые приносит нам повседневная жизнь. Постоянные настойчивые требования, возлагаемые на нас жизнью, провоцируют эту напряженность.

Кто-то может возразить: разве это поколение не привыкло к напряжению настолько, что многие чувствуют себя несчастными из-за непонятного для них дискомфорта, вызываемого отсутствием привычного напряжения? Глубокое спокойствие лесов и долин, столь хорошо известное нашим праотцам — непривычное состояние для современных людей. Темп их жизни таков, что во многих случаях они оказываются неспособными найти источники тишины и покоя, которые предлагает им материальный мир.

Однажды в летний полдень мы с женой отправились на длительную прогулку в лес. Мы остановились у прекрасного горного домика у озера Мохонк, расположенного в одном из чудеснейших природных парков Америки, — 7500 акров девственных гористых склонов, между которыми находится озеро, лежащее посреди леса подобно жемчужине. Слово мохонк обозначает «озеро в небе». Много веков тому назад некий великан приподнял эту часть земли, отчего и образовались отвесные утесы. Из темного леса вы выходите на величественный мыс, и ваши глаза отдыхают на обширных полянах, раскинувшихся между холмами, усеянными камнями и древними, как солнце. Эти леса, горы и долины и являются тем местом, куда следовало бы уходить от суматохи этого мира.

В этот полдень, во время прогулки, мы наблюдали, как летние ливни сменялись ярким солнечным светом. Мы промокли насквозь и начали взволнованно обсуждать это, поскольку необходимо было где-то отжать нашу одежду. А потом мы сошлись на том, что ничего страшного не случится с человеком, если его немного промочит чистая дождевая вода, что дождь так приятно холодит и освежает лицо и что можно посидеть на солнышке и обсохнуть. Мы шли под деревьями и разговаривали, а потом замолчали.

Мы слушали, слушали тишину. Откровенно говоря, в лесах никогда не бывает тихо. Там постоянно разворачивается невероятная по масштабам, но невидимая деятельность, однако природа не производит резких шумов, несмотря на гигантский объем своих трудов. Природные звуки всегда спокойны и гармоничны.

В этот прекрасный полдень природа возложила на нас свою длань исцеляющего спокойствия, и мы почувствовали, как напряжение уходит из нашего тела.

Как раз в тот момент, когда мы были во власти этих чар, до нас донеслись отдаленные звуки музыки. Это была быстрая нервная вариация джаза. Вскоре мимо нас прошли три молодых человека — две женщины и мужчина. Последний нес портативный радиоприемник. Это были городские жители, выехавшие для прогулки в лес и по привычке потащившие с собой свой городской шум. Они были не только молоды, но и приветливы, потому что остановились,

и мы очень мило с ними побеседовали. Мне хотелось попросить их выключить радио и предложить послушать музыку леса, но я понимал, что не имел права поучать их. В конце концов они пошли своей дорогой.

Мы поговорили о том, что они много теряют от этого шума, что могут пройти через это спокойствие и не услышать древней как мир гармонии и мелодий, подобных которым человек никогда не сможет создать: песню ветра в ветвях деревьев, сладчайшие трели птиц, изливающих в пении свое сердце, и необъяснимое музыкальное сопровождение всех сфер в целом.

Все это еще можно найти в деревенской местности, в наших лесах и бескрайних равнинах, в наших долинах, в величии наших гор, в шуме пенистых волн по прибрежному песку. Нам следовало бы воспользоваться их исцеляющей силой. Вспомните слова Иисуса: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Евангелие от Марка 6:31). Даже сейчас, когда я пикту эти слова и даю вам этот добрый совет, я вспоминаю случаи, когда необходимо было напомнить себе и применить на практике ту же истину, которая учит, что мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо.

Однажды осенним днем я и миссис Пил предприняли поездку в Массачусетс, чтобы повидать нашего сына Джона, который учился тогда в Дирфильдской академии. Мы сообщили ему, что приедем ровно в 11 часов утра, так как гордились своей доброй старомодной привычкой быть пунктуальными. Поэтому, заметив, что немного опаздываем, мы понеслись сломя голову через осенний ландшафт. Но тут жена сказала: «Норман, ты видишь тот сверкающий горный склон?» «Какой горный склон?» — спросил я. «Он только что был с другой стороны, — пояснила она. — Взгляни на это чудесное дерево». «Какое еще дерево?» — Я уже был за милю от него. «Это один из самых великолепных дней, какие я когда-либо видела, — сказала жена. — Можно ли представить такие изумительные краски, как те, что расцвечивают горные склоны в Новой Англии в октябре? В сущности, — добавила она, — это делает меня счастливой изнутри».

Это замечание произвело на меня такое впечатление, что я остановил машину и повернул назад, к озеру, находившемуся за четверть мили и окруженному крутыми холмами, одетыми в осенний наряд. Мы, усевшись на траву, смотрели на эту красоту и размышляли. Бог с помощью Своего гения и непревзойденного искусства разукрасил эту сцену разнообразными красками, которые мог создать только Он один. В неподвижной воде озера красовалась картина достойная Его величия, — горный склон незабываемой красоты отражался в этом пруду, как в зеркале. Какое-то время мы сидели, не говоря ни слова, пока, наконец, моя жена не прервала молчания единственным уместным в такой ситуации утверждением: «Он водит меня к водам тихим» (Псалом 22:2). Мы прибыли в Дирфильд в 11 часов утра, но не чувствовали никакой усталости. Наоборот, мы даже как будто основательно освежились.

Чтобы помочь уменьшить это повседневное напряжение, которое, как кажется, повсеместно является доминирующим состоянием у нашего народа, можно начать со снижения вашего собственного темпа. Для этого вам необходимо замедлить движения, успокоиться. Не раздражаться. Не тревожиться. Попробуйте сохранять спокойствие. Следуйте этому указанию: «... и мир Божий, который превыше всякого ума...» (Послание к Филиппийцам 4:7). Затем отметьте, как ощущение спокойной силы бьет внутри вас ключом. Один мой друг, которого заставили отправиться на отдых из-за приобретенного им «давления», написал мне следующее: «Во время этого вынужденного отдыха я многому научился. Теперь я понял то, чего не понимал раньше: в тишине мы осознаем Его присутствие. Жизнь может стать чрезвычайно взбаламученной. Но, как говорит Лао Цзы, дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой».

Один врач дал довольно эксцентричный совет своему пациенту, слишком обремененному заботами бизнесмену, из категории активных приобретателей. Он возбужденно рассказывал врачу, какой невероятный объем работы он вынужден проворачивать, и что делать это он должен немедленно, быстро, а не то...

«Да еще на вечер я приношу домой работу в портфеле», — возбужденно сказал он. «А почему вы приносите каждый вечер работу домой?» — спокойно спросил врач. «Я обязан ее сделать», — раздраженно бросил бизнесмен. «А не мог ли бы кто-нибудь другой сделать ее или помочь вам справиться с ней?» — спросил врач. «Нет, — выпалил пациент. — Только я один могу ее сделать. Она должна быть сделана правильно, и только я один могу сделать ее как надо. Она должна быть сделана быстро. Все зависит от меня». «Если я выпишу вам предписание, вы последуете ему?» — спросил врач.

Хотите верьте, хотите нет, но вот каково было предписание врача: пациент должен был в течение каждого рабочего дня выкраивать два часа для длительной прогулки. Затем раз в неделю он должен был полдня проводить на кладбище.

Удивленный бизнесмен спросил: «Почему я должен проводить полдня на кладбище?» «Потому что я хочу, чтобы вы побродили и посмотрели на надгробные камни на могилах людей, которые обрели там вечный покой. Я хочу, чтобы вы поразмышляли над тем, что многие из них находятся там потому, что рассуждали точно так же, как вы, словно весь мир держится на их плечах. Подумайте над тем серьезным фактом, что когда вы попадете туда на постоянное жительство, мир останется таким, как и прежде, и другие столь же важные особы, как и вы, будут делать ту же работу, которую вы делаете сейчас. Я советую вам сесть на одну из надгробных плит и повторить следующий стих: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Псалом 89:5).

Пациент понял эту идею. Он умерил свой темп. Он научился передавать полномочия другим, достаточно авторитетным лицам. Он пришел к правильному пониманию собственной значимости. Перестал рвать и метать. Обрел спокойствие. И следует добавить, что он стал лучше справляться с работой. Он разработал более совершенную структуру организации, и признает, что сейчас его бизнес находится в лучшем состоянии, чем прежде.

Один известный промышленник очень страдал от перегрузок. По сути, его разум был настроен на состояние постоянно натянутых нервов. Вот как он описывал свое пробуждение: каждое утро он выпрыгивал из постели и тут же заводился на полные обороты. Он находился в такой спешке и возбуждении, что «делал себе завтрак из яиц всмятку только потому, что они быстрее проскакивают». Этот лихорадочный темп утомлял и изнурял его до изнеможения уже к середине дня. Каждый вечер он валился в постель совершенно разбитым.

Случилось так, что его дом оказался расположенным в небольшой рощице. Однажды ранним утром, будучи не в состоянии спать, он встал и сел у окна. А затем стал с интересом наблюдать за только что пробудившейся птичкой. Он заметил, что птица спит, спрятав голову под крыло, плотно прикрывшись перьями. Проснувшись, она высунула из-под перьев клюв, огляделась вокруг еще затуманенными от сна глазками, вытянула во всю длину одну лапку, одновременно растянув вдоль нее и крыло, раскрыв его в виде веера. Затем она втянула лапку и сложила крыло и повторила ту же процедуру с другой лапкой и крылом, после чего опять спрятала голову в перья, чтобы еще немножко сладко вздремнуть, и опять высунула голову. На сей раз птичка напряженно посмотрела вокруг, поворачивая голову назад, еще два раза потянулась, потом издала трель — трогательную, восхитительную песнь восхваления нового дня, — после чего слетела с ветки вниз, сделала глоток холодной воды и отправилась на поиски пищи.

Мой нервозный приятель сказал себе: «Если птицам подходит такой метод пробуждения, медленный и легкий, то почему бы он не сгодился и для меня?»

И он действительно проделал то же представление, включая и пение, и заметил, что песня оказала особенно благотворное действие, поскольку она служила своего рода разгрузочным средством.

«Я не умею петь, — ухмыльнулся он вспоминая, — но я практиковался: сидел спокойно в кресле и пел. В основном я пел гимны и веселые песенки. Вы только представьте — я и пою! Но я делал это. Моя жена решила, что я сошел с ума. Единственное, чем моя программа отличалась от птичьей, так это тем, что я еще и молился, ну а потом, как и птичка, я начинал чувствовать, что мне не мешало бы подкрепиться, а вернее было бы сказать, съесть основательный завтрак — яичницу с ветчиной. И этому я уделял положенное время. Потом с умиротворенным разумом я отправлялся на работу. Все это действительно способствовало эффективному началу дня, без всякого напряжения, и помогало отработать день в спокойном и раскрепощенном состоянии».

Бывший член университетской команды-чемпиона по гребле рассказывал мне, что тренер их команды, человек очень проницательный, часто напоминал им: «Чтобы выиграть в этом или любом другом соревновании, гребите неторопливо». Он указывал на то, что поспешная гребля, как правило, сбивает взмах весла, а если такое случается, то команде потом очень трудно восстановить необходимый для победы ритм. А тем временем другие команды обходят незадачливую группу. Поистине это мудрый совет — «чтобы плыть быстро, гребите неторопливо».

Для того чтобы грести неторопливо или работать неторопливо и поддерживать постоянный темп, который приводит к победе, жертва высоких темпов поступит разумно, если скоординирует свои действия со спокойствием Бога в собственном разуме, душе и, не мешало бы добавить, также в нервах и мышцах.

Вы задумывались когда-нибудь о важности присутствия Божественного спокойствия в ваших мышцах и суставах? Возможно, ваши суставы не болели бы так сильно, если бы в них присутствовало Божественное спокойствие. Ваши мышцы будут работать взаимосвязано, если их действием будет управлять Божественная созидательная сила. Каждый день говорите своим мышцам, суставам и нервам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Расслабьтесь на кушетке или на кровати, подумайте о каждой жизненно важной мышце, начиная с головы и кончая пальцами ног, и скажите каждой из них: «Божественное спокойствие нисходит на тебя». Затем научитесь чувствовать, как спокойствие проходит по всему вашему телу. В надлежащее время ваши мышцы и суставы придут в полный порядок.

Не торопитесь, потому что то, чего вы действительно хотите, будет там в свое время, если вы будете работать в данном направлении без напряжения и суеты. Но если, продолжая следовать Божественному руководству и Его плавному и неторопливому темпу, вы не получите желаемого результата, значит, надо полагать, его и не должно быть. Если вы упустили его, то, возможно, это к лучшему. Поэтому старайтесь выработать нормальный, естественный, Богом определенный темп. Вырабатывайте и сохраняйте умственное спокойствие. Научитесь искусству избавляться от всякого нервного возбуждения. Для этого время от времени прекращайте свою деятельность и утверждайте: «Сейчас я выпускаю вон нервное возбуждение — оно вытекает из меня. Я спокоен». Не рвите. Не мечите. Вырабатывайте спокойствие.

Для того чтобы обрести это продуктивное для жизни состояние, я рекомендую выработать спокойный образ мышления. Ежедневно мы выполняем ряд необходимых процедур, связанных с заботой о нашем теле: принимаем душ или ванну, чистим зубы, делаем утреннюю гимнастику. Подобным же образом нам следует уделять какое-то время и определенные усилия на то, чтобы держать в здоровом состоянии и наш разум. Вот один из способов достижения этого: сесть в спокойном месте и пропустить через свой разум ряд успокаивающих мыслей. Например, какое-нибудь воспоминание об увиденной когда-то величественной горе или долине, над которой поднимается туман, о сверкающей на солнце речке, где плещется форель, или серебристом отражении лунного света на поверхности воды.

Хотя бы раз в сутки, предпочтительно в наиболее деловой период дня, намеренно прекратите на десять-пятнадцать минут всякие дела и отрабатывайте состояние безмятежности.

Бывают моменты, когда необходимо решительно сдержать наш безудержный темп, и я должен подчеркнуть, что единственный способ остановиться — это взять и остановиться.

Как-то я отправился в один из городов читать лекцию, о которой было заранее договорено, и у поезда был встречен представителями какого-то комитета. Меня тут же стремительно потащили в книжный магазин, где я вынужден был дать автографы. Затем так же стремительно меня потащили на устроенный в мою честь легкий завтрак, после того как я с большой скоростью проглотил этот завтрак, меня подхватили и доставили на собрание. После собрания на той же скорости меня привезли обратно в отель, где я переоделся, после чего был поспешно препровожден на какой-то прием, где меня встретили несколько сотен человек и где я выпил три стакана пунша. Затем меня опять быстро привезли в отель и предупредили, что в моем распоряжении двадцать минут на то, чтобы переодеться к обеду. Когда я переодевался, зазвонил телефон и кто-то сказал: «Поторопитесь, пожалуйста, мы должны мчаться на обед». Я взволнованно ответил: «Уже мчусь».

Стремительно выбежав из комнаты, я был так взвинчен, что едва смог попасть ключом в замочную скважину. Поспешно ощупав себя, чтобы убедиться, что полностью одет, я бросился к лифту. И тут остановился. У меня перехватило дыхание. Я спросил себя: «Для чего все это? Какой смысл в этой беспрерывной гонке? Ведь это смешно!»

И тогда я провозгласил свою независимость и сказал: «Мне все равно, попаду я на обед или нет. Мне все равно, выступлю я с речью или нет. Я не обязан идти на этот обед и не обязан выступать с речью». После этого я осознанно не спеша возвратился в свой номер и не спеша же отпер дверь. Затем позвонил сопровождающему, который ждал внизу, и сказал: «Если вы хотите есть, отправляйтесь вперед. Если вы хотите занять для меня место, то через какое-то время я спущусь вниз, но больше я не намерен никуда мчаться ».

Итак, я снял пиджак, сел, сбросил туфли, положил ноги на стол и просто посидел так, отдыхая. Затем открыл Библию и очень медленно, вслух прочел 120-й Псалом: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя». Я закрыл книгу и сказал себе: «А теперь давай, начинай жить в более замедленном и более свободном ритме», — а затем добавил: «Бог здесь и Его спокойствие обволакивает меня. Я не чувствую необходимости в еде. Так или иначе я ем слишком много. Кроме того, этот обед, вероятно, окажется не очень хорошим, а если я сейчас успокоюсь, то лучше выступлю на встрече, назначенной на восемь часов».

Вот так я сидел, отдыхал и молился в течение пятнадцати минут. Я никогда не забуду того чувства покоя и удовлетворения от способности владеть собой, которое я испытывал, когда вышел из комнаты. Я как будто героически преодолел что-то, взял под контроль свои эмоции, а когда прибыл на обед, приглашенные только что покончили с первым блюдом. Я пропустил только суп, что, по общему заключению, не было такой уж большой потерей.

Этот случай дал возможность убедиться в удивительном действии исцеляющего Божественного присутствия. Я приобрел эти ценности очень простым путем — остановился, спокойно почитал Библию, искренне помолился и в течение нескольких минут заполнял свой разум успокаивающими мыслями.

Врачи вообще считают, что большинство физических недомоганий можно было бы избежать или преодолеть, постоянно практикуя философскую установку — не надо рвать и метать.

Один из известных жителей Нью-Йорка как-то рассказал мне, что его врач посоветовал ему приехать в нашу клинику при церкви. «Потому что, — сказал он, — вам необходимо выработать философский образ жизни. Ваши энергетические ресурсы выдохлись».

«Мой доктор говорит, что я закручиваю себя до предела. Он говорит, что я слишком напряжен, слишком натянут, что слишком рву и мечу. Он заявляет, что единственным подходящим для меня лечением является выработка того, что он называет философским образом жизни».

Мой посетитель встал и начал возбужденно ходить взад-вперед по комнате, а потом спросил: «Но как, черт возьми, я могу это выработать? Легко сказать, да трудно сделать».

Потом этот взволнованный джентльмен продолжил свой рассказ. Его врач дал ему определенные рекомендации для выработки этого спокойного философского образа жизни. Рекомендации оказались действительно мудрыми. «Но потом, — объяснял пациент,— доктор предложил, чтобы я повидался с вашими людьми, здесь, в церкви, поскольку он считает, что если я научусь использовать религиозную веру на практике, то это даст моему разуму умиротворенность и снизит кровяное давление, после чего я буду лучше себя чувствовать физически. И хотя я признаю, что предписание моего доктора имеет смысл, — жалобно заключил он, — но как пятидесятилетний человек, такой взвинченный по натуре, как я, может внезапно изменить привычки, которые приобретал в течение всей жизни, и выработать этот так называемый философский образ жизни?»

Действительно, это казалось нелегкой проблемой, поскольку этот человек представлял собой сплошной комок взвинченных до предела нервов. Он метался по комнате, бил кулаком по столу, говорил громким взволнованным голосом и производил впечатление крайне встревоженного, сбитого с толку человека. Очевидно, его дела находились в очень плохом состоянии, но параллельно с этим раскрывалось и его внутреннее состояние. Полученная таким образом картина давала нам шанс помочь ему благодаря тому, что мы смогли лучше понять его сущность.

Слушая его слова и наблюдая его позицию, я заново понял, почему Иисус Христос неизменно сохранял свое удивительное влияние на людей. Потому что у Него был ответ на такие проблемы, как эта, и я проверил этот факт, внезапно изменив тему нашего разговора. Без каких-либо вступительных слов я начал цитировать некоторые места из Библии, например: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28). И опять: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Евангелие от Иоанна 14:27). И еще: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Книга Пророка Исайи 26:3).

Я процитировал эти слова тихо, не спеша, вдумчиво. Едва я умолк, как тотчас заметил, что возбужденность моего посетителя улеглась. На него снизошло спокойствие, и мы оба какое-то время сидели в тишине. Казалось, что мы сидели так несколько минут, а может быть, меньше, но вот он глубоко вздохнул и сказал: «Забавно, но я чувствую себя намного лучше. Разве это не странно? Я думаю, что это сделали те слова». «Нет, не только слова, — ответил я, — хотя они, безусловно, оказали существенное влияние на ваш разум, но и что-то непостижимое, совершившееся после этого. Минуту назад Он прикоснулся к вам — Целитель — Своим исцеляющим прикосновением. Он присутствовал в этой комнате».

Мой посетитель не проявил никакого удивления при этом заявлении, а с готовностью и порывисто согласился — и на его лице была написана убежденность. «Верно, Он определенно был здесь. Я почувствовал Его. Я понимаю, что вы имели в виду. Теперь я знаю — Иисус Христос поможет мне выработать философский образ жизни».

Этот человек нашел то, что открывает для себя все большее число людей в настоящее время: простая вера и использование принципов и методов христианства дают мир и покой, а следовательно, и новую силу телу, разуму и духу. Это совершенное противоядие для тех, кто рвет и мечет. Оно помогает человеку обрести спокойствие и таким образом открыть новые ресурсы силы.

Конечно же, необходимо было научить этого человека новому образу мышления и поведения. Это было сделано частично с помощью соответствующей литературы, написанной экспертами в области духовной культуры. Например, мы давали ему уроки навыка посещения церкви. Мы показали ему, что можно воспринимать церковную службу, как своего рода терапию. Мы проинструктировали его относительно научного использования молитвы и релаксации. И в конце концов в результате этой практики он стал здоровым человеком. Всякий, кто хочет следовать данной программе и искренне использовать изо дня в день эти принципы, я уверен, сможет выработать внутреннее спокойствие и силу. Многие из этих методов представлены в данной книге.

Контроль над эмоциями в ежедневной практике исцеляющих методов является фактором первостепенной важности. Контроля над эмоциями нельзя достичь по мановению волшебной палочки или каким-то легким путем. Вы не можете выработать это просто чтением книги, хотя это часто и помогает. Единственным гарантированным методом является регулярная, упорная, научно обоснованная работа в этом направлении и выработка созидательной веры.

Я советую вам начинать с такой основательной и простой процедуры, как регулярная практика пребывания в физическом покое. Не шагайте из угла в угол. Не заламывайте рук. Не колотите кулаками по столу, не кричите, не ссорьтесь. Не позволяйте себе работать до изнеможения. При нервном возбуждении физические движения человека становятся судорожными. Поэтому начинайте с самого простого, прекратив всякое физическое движение. Какое-то время постойте неподвижно или сядьте, или лягте. И, само собой разумеется, разговаривайте только на самых низких тонах.

При выработке контроля над своим состоянием необходимо думать о тишине, поскольку тело очень чувствительно и отвечает на тот образ мыслей, который довлеет над разумом. Действительно, разум можно успокоить, успокоив в первую очередь тело. Другими словами, физическое состояние может вызвать желаемую ментальную позицию.

Как-то в своей речи я коснулся следующего случая, который произошел на собрании какого-то комитета, где я тогда присутствовал. На одного господина, слышавшего, как я рассказывал эту историю, она произвела сильное впечатление, и он принял эту истину близко к сердцу. Он попробовал использовать предложенные методы, а потом сообщил, что они оказались очень эффективными при выработке контроля над его привычкой рвать и метать.

Как-то я присутствовал на собрании, где разгоревшаяся дискуссия под конец стала довольно ожесточенной. Страсти разгорались, и некоторые из участников находились почти на грани срыва. Последовали резкие реплики. И вдруг один человек поднялся, не спеша снял с себя пиджак, расстегнул ворот рубашки и улегся на кушетку. Все были в изумлении, а кто-то даже спросил, не заболел ли он.

«Нет, — сказал он, — я чувствую себя прекрасно, но начинаю выходить из себя, а по опыту знаю, что трудно выйти из себя лежа».

Мы все засмеялись, и напряжение спало. Затем наш эксцентричный приятель пустился в дальнейшие объяснения и рассказал, как он научился проделывать с собой «один маленький трюк». У него был неуравновешенный характер, и когда он чувствовал, что выходит из себя и начинает сжимать кулаки и повышать голос, он тут же не спеша разводил пальцы, не позволяя им снова сжаться в кулак. То же самое он проделывал и со своим голосом: при повышении напряжения или нарастании гнева он умышленно подавлял звук своего голоса и переходил на шепот. «Ведь спорить шепотом совершенно невозможно», — со смехом сказал он.

Этот принцип может оказаться эффективным при контроле эмоционального возбуждения, раздражении и напряженности, — в чем многие убедились в ходо подобных экспериментов. Следовательно, первоначальный этап в достижении спокойного состояния заключается в отработке ваших физических реакций. Вы будете удивлены тем, насколько быстро это охладит накал ваших эмоций, а когда этот накал спадет, у вас уже не будет никакого желания рвать и метать. Вы даже не представляете себе, сколько сэкономите энергии и сил. И насколько меньше станете утомляться. Кроме того, это весьма подходящая процедура для выработки флегматичности, равнодушия и даже безразличия. Не бойтесь попробовать выработать инертность. Имея такие навыки, люди меньше подвергаются эмоциональным срывам. Высокоорганизованным личностям будет полезно подобное умение переключать свою реакцию. Но вполне естественно, что человек такого типа не захочет утратить такие качества, как чуткость и отзывчивость. Однако, выработав некоторую степень флегматичности, гармоничная личность приобретает лишь более сбалансированную эмоциональную позицию.

Далее приводится метод, состоящий из шести последовательных шагов, который лично я нахожу необычайно полезным для тех, кто хочет избавиться от привычки рвать и метать. Я рекомендовал этот метод очень многим людям, которые нашли его чрезвычайно полезным.

1. Сядьте на стул и полностью расслабьтесь. Начиная с пальцев ног и постепенно поднимаясь вверх, к голове, расслабьте каждую частицу своего тела. Подтверждайте релаксацию словами: «Пальцы моих ног расслаблены... пальцы на руках расслаблены... мышцы лица расслаблены...» и т.д.

2. Представьте свой разум в виде поверхности озера в грозу, когда вздымаются волны и клокочет вода. Но вот волны утихли, и поверхность озера стала спокойной и гладкой.

3. Уделите две-три минуты воспоминанию о самых прекрасных и спокойных сценах, которые вы когда-либо созерцали: например, горный склон на закате солнца или глубокая равнина, наполненная тишиной раннего утра, или полуденный лес, или отражение лунного света на водной ряби. Оживите в памяти эти картины.

4. Повторите медленно, спокойно, мелодично ряд слов, выражающих мир и покой, например: (а) спокойствие (произносите его не спеша, вполголоса); (б) безмятежность; (в) тишина. Вспомните еще какие-нибудь слова подобного типа и повторите их.

5. Составьте мысленный список тех случаев в вашей жизни, когда вы сознавали, что находитесь под защитой Бога, и вспомните, как Он, когда вы были взволнованы и напуганы, привел все в норму и успокоил вас. Затем прочтите вслух эту строку из старого гимна: «Так долго сила Твоя охраняла меня, что, знаю, она ТИХО и дальше направит меня».

6. Повторите следующую строфу, имеющую удивительную силу для релаксации и успокоения разума: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Книга Пророка Исайи 26:3). Повторите ее несколько раз в течение дня, как только у вас появится свободная минута. Повторяйте это, если есть возможность, вслух с тем, чтобы к концу дня вы успели произнести ее многократно. Воспринимайте эти слова как действенные, жизненно важные, которые проникают в ваш разум, а он посылает их оттуда в каждую область вашего мышления, как целительный бальзам. Это самое эффективное лекарство для устранения напряжения из вашего разума.

Когда вы будете разрабатывать методы, предложенные в этой главе, тенденция к прежней манере поведения — рвать и метать — постепенно изменится. Прямо пропорционально вашему прогрессу будет нарастать сила и способность справиться с любой ответственностью в вашей жизни, что прежде подавлялось этой несчастной привычкой.

 

Глава 7


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!