РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Архангельский морской рыбопромышленный техникум»

Филиал ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»

 

 

Контрольная работа №1

 

Дисциплина/Профессиональный модуль (МДК/Раздел)

ОГСЭ.01 Основы философии

Специальность: 26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок

Вариант №9

 

  Выполнил обучающийся заочной формы обучения Трапезников Александр Валерьевич 1 курсаА11-ЭСЭУ17З-29 шифр   Проверил преподаватель:                           _____________________________/_________________/   Оценка: _______________________________               зачтено / не зачтено

 

АРХАНГЕЛЬСК

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Ведение. 3

1. Духовная культура. 4

1.1 Духовная жизнь. 4

1.2 Образование. 8

1.3 Искусство. 10

1.4 Религия. 13

1.5 Мораль. 15

2. Русская философия конца XIX – начала XX веков. 17

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 23

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении духовной культуры общества и такого философского учения, как русская религиозно-философская философия.

XIX в. в истории России стал столетием дальнейшего развития философской мысли, а вторая его половина, и особенно конец, – временем ее расцвета. Именно с XIX в. можно говорить о вкладе в общечеловеческую культуру отечественной философской мысли в виде самобытных учений. Это происходит на фоне бурного развития и культуры, и науки, напряженной динамики общественной жизни. Результатом этого творческого кипения стало всемирное признание русской культуры данного времени.

В философском отношении важными событиями явились возникновение философских обществ, рост числа издательств, печатающих философскую литературу, и увеличение потока этой литературы. В России тогда очень быстро переводились и издавались модные в Европе и Америке философские работы, отечественные философы тесно контактировали с зарубежными коллегами. Словом, Россия в этот период перестала быть философской провинцией, и унас стали появляться оригинальные идеи, которые подхватывались и развивались затем за рубежом.

Благодаря тесному взаимодействию с западной философией в России появляются последователи всех основных европейских течений: материалисты, неокантианцы, неогегельянцы, неолейбницеанцы, позитивисты, марксисты и т.д. Особенно много было последователей немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, что вполне естественно. Германия была ближайшим соседом, многие русские ездили получать образование в известные немецкие университеты – Берлинский, Лейпцигский, Геттингенский, Гейдельбергский, Марбургский. Наибольшее распространение первоначально получили взгляды Шеллинга и, главным образом, его натурфилософия. Этому способствовало ее своеобразие, близкая русским мыслителям религиозность, несистематичность и многоплановость.

Вместе с тем, в России появлялись и оригинальные философские учения, получившие признание в других странах. Часть из них объединяются в такие философские течения, как русская религиозная философия и русский космизм. Другие же учения не развиваются в течения, так как не находят в свое время большого числа приверженцев и последователей среди профессиональных философов, но подготавливают почву для появления новых течений на западе. В частности, идеи Ф. М. Достоевского, Н. Бердяева и Л. Шестова способствовали появлению экзистенциализма во Франции.

 

 


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

 

Духовная культураявляется лишь частью духовной жизни, которую вполне можно назвать ядром духовной жизни современного общества, которая в своей многогранной и сложной структуре имеет философско-мировоззренческую, научную, правовую, художественную и нравственную культуру. Главенствующее место в духовной культуре имеет религия.

В широком смысле словадуховную культуру можно понимать, как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, которые характеризуют определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества. Каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая информацию о прошедшей жизни поколений, духовная культура является одновременно и средством, и результатом развития общества и отдельной личности.

Говоря иначе,духовная культура – это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда. Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Духовная культура, будучи основой общественного бытия, проникает во все сферы жизни и оказывает сильное влияние на всю жизнедеятельность общества и человека в отдельности.Духовная культура несет на себе отпечаток характерных черт определенного времени и определенной общественно-экономической эпохи, потребностей и интересов больших социальных общностей и слоев общества.Если обобщить все сказанное выше, то духовную культуру нужно рассматривать как нечто единое целое, которое присуще государству, нации, региональной группе государств.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и ее вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, что духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Для того чтобы человек духовно сформировался, применяется система воспитания, образования, средства коммуникативного воздействия и др. Немалую роль играет и самостоятельное самообразование, и самовоспитание, усвоение человеком духовных ценностей.

Становление человека как личности есть не что иное, как результата его культурной эволюции. Только усваивая и соединяя определенную часть общественной культуры, человек может стать личностью и воспринимать обретенную культурную ценность как свой собственный мир. Говоря иначе, лишь осваивая внешнее, материализованное выражение духовной культуры, человек обретает человеческие качества и может сам нести культуру в массы.

Культура – это есть процесс развития человеческих способностей, характеристика развития человека как человеческого существа, показатель человечности в человеке, процесс, который получает внешнее выражение в богатстве и многообразии создаваемой человечеством действительности и совокупности результатов человеческой мысли и труда.

Духовный мир человека– целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

- духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

- знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

- убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

- вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т.е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

- способность к тем или иным формам социальной деятельности;

- чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

- цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

- ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимаютсовокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

- обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

- религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

- научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

- гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

 


ОБРАЗОВАНИЕ

 

XX в. часто называют веком образования. Сейчас образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность. Отличительными признаками истинно человеческого являются 3 главные ценности – истина, красота и добро, которые дополняют друг друга. Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро. Перемещаясь в сторону красоты, вы обнаружите, что она нацеливает на глубокую мысль и нравственную чистоту. Наконец, в стремлении к добру вам весьма кстати окажутся истина и красота. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из 3 ценностей в определенном смысле указывает на другую. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса.Разумеется, истина, красота и добро – это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение, безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек – это, естественно, дело его выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими.

Характерная черта современной мировой ситуации – это неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от безумной зубрежки и заучивания. А это означает, что студенту приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из учебников.

Образование – это творчество.Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование. «Век живи – век учись» – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием («я буду учить себя так-то и так»).

Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.

На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном отказе от многознания. Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а «сворачивает» их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. «Свертку» знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями.

Максимально же емкую «свертку» дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия. Философия скрепляет знания человека в единое целое, без нее знание рассыпается.

Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее точно определен. Речь идет о понимании образования как ответственности.

В Новое время цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был затем переплавлен в идеал приобретения правильных практических навыков. В последние годы все чаще требуют соединения образования с этикой. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой, – подчеркивал великий физикА.Эйнштейн, – и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования». Но в наши дни наиболее развитая этика – этика ответственности. Поэтому образование выступает как ответственность.Перед кем ответственен преподаватель? Перед студентом и своей совестью. Перед кем ответственен студент? Перед преподавателем и своей совестью в первую очередь.

Наша страна находится на переломе своей истории, ее будущее зависит от образованности каждого россиянина.


ИСКУССТВО

 

Искусствомназывается профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое – это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы.

Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают 3 группы видов искусств:

- пространственные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т.е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве;

- временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

- пространственно-временные (танец; актерское искусство и все базирующиеся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.), т.е. такие, образы которых обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Искусство существовало еще с древних времен.Оно сопровождало человека на протяжении всего его существования.Первыми проявлениями искусства были совсем примитивные рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми.Еще тогда, когда каждый день нужно было бороться за свою жизнь, человек тянулась к искусству, уже тогда проявлялась любовь к прекрасному.Познание себя – один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство – это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру.Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу.Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания.Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла.Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

В наше время общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному.Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство.Общество не должно забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в жизни.

Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия «искусство» невозможен без четкого описания понятия «красота».

О том, что такое красота, или «прекрасное», мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: «для одних красота в волосах, для других в лысине». И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.

Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.Приведем несколько часто используемых определений и необходимых качеств, которые ведут к оценке чего-либо как искусство.

Красота – эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своем эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное.

В общем смысле красота – высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

В философииПлатонакрасота в реальном мире являлась воплощением идеи красоты из мира идей и представляла собой прекрасное в вещах и предметах, эта идея нашла в воплощение во всех последующих философских парадигмах. В христиански ориентированных учениях в качестве Красоты выступает самБог, он и выступает источником красоты в мире. У Гегеля и Гартмана красота выступает в качестве безличного Абсолюта, который содержится в предмете. Красота может восприниматься как реализация гармонии в реальном мире. Красота воспринимается и в эмпирическом понимании – «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям» (Н.Г. Чернышевский), или пониматься во вне эмпирическом аспекте в теологическом ключе – соответствия целям человека, или утилитарно – возможность удовольствия для наибольшего числа людей.

 


РЕЛИГИЯ

 

Религия (от латинского religio– святыня, набожность, предмет культа) – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

- Вера в сверхъестественное;

- Организованное поклонение высшим силам – культ;

- Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.Вера имеет внешнюю форму проявления - культ.

Культ(от латинского cultus– возделывание, уход, почитание, поклонение) – система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными,первобытными формами религии были:

- Магия – вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир

- Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам: фигурам, амулетам и т.д.

- Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

- Анимизм– вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделитьна 3 большие группы:

- Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

- Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций

- Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

- Объединение крупной общности людей

- Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Роль религии в жизни современного общества:

- Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем;

- Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;

- Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;

- Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;

- Объединяет общество или какие-то большие социальные группы;

- Узаконивает некоторые общественные порядки.

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

 


МОРАЛЬ

 

Мораль – один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали – это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своемуисточнику.Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта – его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требованиеосознается самим человеком как внутреннее веление самому себе,как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила сталиобщечеловеческими моральными ценностями.К основным нравственным ценностям относятся прежде всегосовесть, достоинство и честь,ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Добро и зло – дихотомиявфилософии,этикеирелигиинормативно-оценочныхкатегорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщенной форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной – нравственно-отрицательное и осуждаемое.

Дихотомия добра и зла давно стала, своего рода,мемомобщечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе, и живописи, особенно религиозного содержания.

Кроме того, добро и зло – популярный предмет дискуссии разных слоев обществаи, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей, например:

- Всякое в мире добро можно во зло обратить.

- Нет худа без добра.

- Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.

- Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.

- Когда Добро бессильно, оно – Зло.

- Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро – может.

Гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического развития личности, создание ей необходимых возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость уважительного отношения к ее правам и личному достоинству.

Моральный идеал– это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Моральный выбор – это выбор между правильным и неправильным, между добром и злом, часто в ущерб своим интересам, человек выбирает интересы общества. Например, бросаясь в огонь спасать ребенка, человек рискует своей жизнью, но он сделал выбор. В русских сказках богатырь стоит перед камнем, быть богатым, быть женатым, но он выбирает быть убитым и встречается с врагами, побеждая их.

 


РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность состоит в том, что она развивалась самостоятельно, автономно, независимо от европейской и мировой философии и не находилась под влиянием философских направлений Запада. Русскую философию отличает глубина, всесторонность, специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных Западу.

Этот этап философии связан с возникновением философских систем. Особенность философии этого периода – антропоцентризм, гуманизм, религиозный характер, синкретичность философии с православием. В 60-70-е гг. XIX в. складывается мировоззрение народничества (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин и др.). Общая черта их идеологии – переход к социализму, минуя капитализм; признание самобытности пути России. Теоретики анархизма (анархизм – учение, отвергающее роль и авторитет государства в управлении) М.А. Бакунин и П.Я Кропоткин считали, что государство - зло, но исторически необходимое, это временная форма общества. Идеальная форма общества, организованного на началах самоуправления индивидов, – это мелкие общины, автономии. Основной принцип Бакунина: «свобода без социализма – это несправедливо, социализм без свободы – рабство». Для народника П.Л. Лаврова (умеренное направление) характерна вера в социалистическую природу крестьянства и общину как социально-экономической основы будущего общества. По его мнению, народ надо просвещать, готовить к революции. П.Н. Ткачев (радикальное направление) доказывал, что для достижения цели необходима группа заговорщиков

Л.Н. Толстой осуществлял рациональную критику религии, полагая, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. В центре его концепции этика в религиозной форме, поиск абсолютной и окончательной моральной истины и правды. Бог у Толстого отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью. Им выдвигается принцип ненасилия. Главное зло на Земле – смерть и насилие. Смысл жизни – самосовершенствование.

В основе концепции К.Н. Леонтьева лежит сформулированный им закон о «триедином процессе развития» от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и к «вторичному смесительному упрощению». Вследствие этого процесса Европа видится ему разлагающимся организмом. Капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Главные факторы спасения России: православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Леонтьев выступал против идеала равенства, т.к. оно чуждо природе, выступал против индивидуальной свободы, которая приводит к безответственности. Он считал, что государство имеет право на насилие, когда это необходимо.

Космизм - религиозно-философское направление в философии, поставившее проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этнической ответственности человека (религиозное направление: В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков; естественнонаучное: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

Основатель космизма Н.Ф. Федоров полагал, что задача философии – не только объяснять мир, но и разрабатывать проект мира, каким он должен быть. В «Философии общего дела» им выдвигается идея «всеобщего спасения», а не личного как в христианстве. Он считает: «Важно жить не для себя или для других», а «со всеми и для всех». Надо достигнуть всеобщего братства в мире с помощью любви, необходимо победить смерть как торжество зла и безнравственной силы. Преодоление смерти и всеобщее спасение - это и есть «общее дело». С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники. Достижение бессмертия приведет к всеобщему братству людей в космических масштабах, исчезнут пороки и зло. (Идея воскрешения Федорова – мавзолей В.И. Ленина). Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Его философия носит утопический характер, отпечаток мистики.

К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, представитель «космической философии» (400 работ), отстаивал естественнонаучное объяснение природы. Первооснова бытия – атом, он вечен, временны лишь его объединения, поэтому жизнь бесконечна. Живой космос представлен множеством цивилизаций, мы - одни из многих. Вся планета охвачена разумной деятельностью. Совершенный разум человеческих существ будет способствовать пресечению зла в космосе. Для создания высокоразвитого общества необходимо: накопление знаний, уничтожение несовершенных форм жизни. Выйдя в космос, человек избавится от своей телесной оболочки. Совершенное человечество превратится в «единый вид лучистой энергии». Разум возвысится, зло исчезнет. Наступит счастливая жизнь, свободная от чувств, переживаний, страха.

Единство космоса и человека обосновывал и В.И. Вернадский. Им раскрывается принцип перехода современной эпохи от биосферы (сфера живых организмов) к ноосфере (сфера разума). Перестройка биосферы делает человека крупнейшей геологической силой. Успехи техники передвижения, коммуникаций способствуют планетарному единению и переходу в состояние ноосферы. Для создания ноосферы необходимо: уничтожение неравенства, прекращение войн, свободный обмен информацией, слияние разных видов наук в единое целое. Его взгляды лежат в основе современной экологии.

В.С. Соловьев создает концепцию «всеединства» (объединения и гармонии всех сторон бытия: материальной, духовной и др.) как средство постижения мира. Истинное знание - это постижение всеединства. Путь такого познания - единство веры, воображения и творчества. Только синтез научного, философского, богословского знания дает цельное знание о мире. Гарантом спасения человечества являются любовь и нравственность. Мир не может быть спасен насильно. Никакого насилия над человеком не должно быть, даже во имя высших целей. По мнению Соловьева, история общества есть процесс движения от дохристианского языческого состояния к истинному состоянию – христианскому, в котором основой общества является натура божественная – София. София – это душа мира, Божественная мудрость, идеальное человечество, истина. Идея богочеловечества как конечная цель исторического процесса раскрывается в сочинениях не только В.С. Соловьева, но и в работах П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева.

Начало XX в. называют духовным ренессансом (В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов, А.Ф. Лосев, В.И. Вернадский, М.М. Бахтин и др.). Основные проблемы философии Н.А. Бердяева – проблема человека, его духовной свободы, любви, творчества, смысла жизни и смерти («Смысл творчества»). Не отрицая значимости науки для человека и общества, мыслитель показывает ее несовместимость с философией. Философия – это творчество, искусство, постижение смысла бытия через религиозное озарение и субъективное творчество. Свобода есть творческая сила. Размышляя о свободе, он замечает, что свобода «первичнее бытия», она существовала всегда. Бог возник рядом. Свобода и Бог равноправны. Бог не создает Свободу, она предвечна миру.Свобода пронизывает Бога, бытие. Бог создает мир, проявляет себя в мире, но миром не управляет. Бердяев освободил Бога от ответственности за зло в мире. Все зло в мире истекает из этой свободы. Мыслитель отмечает, что Бог ни причем, виновата свобода. Человеку Бог нужен как нравственный идеал, Богу нужен человек как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Приблизиться к Богу человек может лишь через Страшный Суд. В результате наступит вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Т.о., свобода есть определяемость моей личности изнутри, созидание добра и зла. Взгляды Н.А. Бердяева легли в основу экзистенциализма.

Теоретик религии и культуры, философ И. А. Ильин считал, что кризис современной ему культуры и человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства.

А.Ф. Лосев за свои воззрения подвергся преследованиям, аресту (10 лет в лагерях), 25 лет не публиковался. Главный его труд – «История античной эстетики» (8 томов), в котором раскрыта специфика античного миросозерцания.

М.М. Бахтин - философ, филолог, историк культуры, создатель общей теории гуманитарных наук, вводит в онтологию понятие «диалог». Истина возможна только через диалог. Истина не в безличной идее, не во мне, не в тебе и не в нас, она – между нами, которая рождается, как искра, от диалогического соприкосновения. Тем самым он утверждает единство отношений между людьми и отношений между человеком и Богом. Быть, по Бахтину, значит общаться.

Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее трудно говорить о духовном возрождении России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наибольшее распространение в конце ХIХ в. получила религиозная философия, основывавшаяся на идеях славянофилов. Она наиболее ярко воплотила особенности русской философии. В этих концепциях отсутствовало стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Они выражали, скорее, чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего, которое может быть постигнуто не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения. Другая особенность – неразрывно связаны с действительностью, поэтому часто являлись в виде публицистики, художественных произведений в ориентированной на жизнь форме.

В этом отношении наиболее значительна концепция Вл. Соловьева (1853-1900 гг.). Следуя за славянофилами, он западному рационализму противопоставляет свое миропонимание как синтез эмпиризма, рационализма и мистики. Исходя из своего социального идеала – «свободная теократия» или «вселенская церковь», объединяющая православие, католицизм и протестантизм, Соловьев разработал «философию всеединства», которая основывалась на оправдании добра, вытекающего из понимания сущего как блага. Положения Соловьева о Всеединстве и Бого-человечестве, преображении тела и духа, Церкви как Тела Христова строятся на вере в святость, чистоту и красоту материи и тела.

Всеединство, по его учению, первоначально выступает как идеальное единство в боге, идеальном сверхорганизме. Бог есть чистое мышление, Логос. Рассуждения Соловьева об идеальном, сверхъестественном мире, по сути, явилось выражением взглядов Платона о мире идей: «Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов, сферы умов и сферы душ. Все эти сферы находятся в тесной и неразрывной связи между собой, представляют полное внутреннее единство или солидарность между собою, так как каждая из них восполняет другую, необходима другой, утверждается другой».

Духи самостоятельны в самой меньшей мере, пребывая в Боге примерно так же, как наши мысли пребывают в нас. Умы уже более самостоятельны и вступают в диалог с Господом. Души же наделены самостоятельной волей. Эта воля отделяет их в конце концов от Отца, они получают самостоятельное существование в космосе, а затем и на земле, в своем царстве

Однако, отделившись от цельного организма, они становятся ущербными, теряя понятие обо всем целом, в котором они ранее пребывали. Поэтому им предстоит вновь обрести утраченное всеединство, но уже как объединение всех людей в мировом масштабе, когда люди духовно возвысятся до такой степени, что станут одной Церковью, т.е. «телом Христовым», которое, по мнению Соловьева, все время «растет». Иначе говоря, человечество должно стать одним большим духовным организмом – в этом смысл движения истории, которая должна развиваться до состояния Богочеловечества и слиться с Богом вновь в единый организм. На этой основе складывалось и решение Соловьевым этических проблем, которым согласно традициям русской философии он уделял большое внимание. В его решении смысл жизни- творить добро, оправдать свое существование добром, активно противостоять злу, которое исходит от дьявола. Человеку необходимо верить в добро, в то, что оно «от Бога» и должно быть возвращено ему. Каждый обязан осознать свое назначение, воспитать себя нравственным существом.

В конце XIX – начале XX вв. русская философия была представлена не только самобытным религиозным течением, но рядом других направлений, шедших в ногу со временем– интуитивизм, марксизм, эмпириокритицизм, космизм и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Антюшин С.С., Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, РАП, 2010. – 411 c.

2. Волкогонова О.Д., Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 480 c.

3. Горелов А.А., Основы философии: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 320 c.

4. Губин, В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 c.

5. Гуревич П.С., Основы философии: Учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: КноРус, 2013. – 480 c.

6. Ерина Е.Б., Основы философии: Учебное пособие / Е.Б. Ерина. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 90 c.

7. Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; Под ред. Т.П. Матяш. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 314 c.

8. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013. – 288 c.

9. Лешкевич Т.Г., Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. –Рн/Д: Феникс, 2013. – 315 c.

10. Логинова М.В., Основы философии искусства: Учебное пособие / М.В. Логинова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 159 c.

11. Матяш Т.П., Основы философии: Учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев; Под ред. В.П. Кохановский. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.

12. Матяш Т.П., Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев; Под ред. В.П. Кохановский. –Рн/Д: Феникс, 2010. – 315 c.

13. Сычев А.А., Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 368 c.

14. Яскевич Я.С., Основы философии: Учебник / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 301 c.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!