Развития политической мысли в Западной Европе в эпоху Возрождения



Предмет и назначение политологии.

Политология (от гр. politike — государственные дела, + logos — логия (учение, знание) — это наука о политике.Объект изучения политологии — политика, т.е. политическая действительность, политическая жизнь в прошлом и настоящем, действительность людей в сфере политики. При ее изучении мы будем осваивать наследие политических мыслителей разных стран, накопленный политический опыт, а также использовать метод самопознания.

Определяя содержание и назначение политологии, выделим ее два качественныхнаправления.

1. Политология как академическая наука, занимающаяся исследованием истории мировой политической мысли и политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей политической мысли.

2. Политология как учебная дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общества, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.

 

2. Функции и методы политологии как науки.

Функции политологии:

познавательные (методологическая ф-ия, теоретическая ф-ия, объяснительная ф-ия, описательная ф-ия, критическая ф-ия);

практические (нормативно-ценностная ф-ия, мировоззренческая ф-ия, инструментальная ф-ия, прогностическая ф-ия, воспитательная ф-ия, идеологическая ф-ия).

Методы политологии:

диалектический - рассматривает процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, а также во всех взаимосвязях;

эмпирико-социологический - совокупность приемов социологических исследований, ориентированных на применение в практической деятельности;

сравнительный - сопоставление двух и более политических объектов, имеющих черты подобия;

системный - политическая сфера общества изучается как сложноорганизованная целостность, состоящая из некоторой совокупности элементов;

бихевиоральный - состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп;

количественный или статистический - сбор и анализ большого числа однотипных политических явлений;

метод принятия решения - практический эксперимент.

 

3. Основные этапы развития политической мысли в Западной Европе.

Это период в Западной Европе с конца V в. до конца XV в. В средние века возник ряд новых идей, главная из них – отделение духовной власти от мирской, светской. В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный - разделял «Град земной» (власть светского правителя) и «Град Божий» (власть церкви), отдавая при этом предпочтение церковной власти. Подчеркивал самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка. Фома Аквинский (Аквинат) - в работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. На вершине системы права – «вечный закон» – это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая отдельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человеческий закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону. Власть божественна по происхождению.властитель может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может восстать против властителя в случае нарушения им божьих законов. В XIV в. МарсилийПадуанский - в труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.

Развития политической мысли в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и контрреформации, крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий.

Н.Макиавелли. В своих трудах («Государь» и др.) сформулировал светскую концепцию гос-ва, возникновение кот.связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека. Лучшей формой государства считал республику, но утверждал, что итальянская действительность требует единовластия. Для достижения своих целей правитель может использовать любые средства, в том числе и аморальные. Государь должен сочетать в себе качества льва (смелость и решительность) и лисицы (хитрость и осторожность). Жан Боден. В труде «6 книг о государстве» впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как важнейшего признака гос-ва. Т.Мор в труде «Утопия» критиковал существующий общ.строй, неравенства, паразитизм эксплуататоров. Гл. причиной всех общественных бед считал частную собственность. В своем труде он нарисовал гос. строй выдуманного острова Утопия, кот.носит демократический хар-р. На острове установлена выборность служебных лиц, общественная собственность на средства производства, обязательность труда. Жители острова трудятся только 6 часов в день, остальное время они посвящают духовному самосовершенствованию и самообразованию. Обучение всеобщее и обязательное. Общественная и семейная жизнь строго регламентирована. Личные интересы подчинены общественным.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!