Раздел 2. Онтология (учение о бытии)

Nbsp;

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

 

Конспект лекций по дисциплине

 

 

для специальности 40.02.01

 «Право и организация социального обеспечения»

 

 

Мурманск

2017


1. Составитель:

преподаватель           Федотова А.В.
(должность)   (кафедра)   (подпись)   (ФИО)

 

 

2.    УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

ГПД

(наименование кафедры)

  01.09.17   протокол №   1    
(дата)      

 

Зав. кафедрой     Яшин А.Н.
  (подпись)   (ФИО)

 

ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

 

(наименование кафедры)

      протокол №        
(дата)      

 

Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

 

3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением

Начальник УМУ

    Бирюков Ю.В.

 

(подпись)   (ФИО)
 

(дата)

         

 

4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры 

  Протокол №   Дата  

 

 

Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

 

                                                                 © Мурманская академия экономики

и управления, 2017

 


Раздел 1. Предмет и задачи философии

1. Место и роль философии в культуре

 

Стремление человека к постижению смысла своей жизни и определению своего места в бытии. Культура как продукт символизации мира, человек как существо, создающее символы (Э. Кассирер). Религиозно-мифологические картины мира: человек постигается из перспективы космического миропорядка. Распад единства мифологического сознания с переходом к Новому времени, необходимость для каждого человека самостоятельно находить своё место в бытии.

Гуманистический социокультурный проект: человек живёт ради того, чтобы реализовать своё предназначение. Уникальность каждого человека, высшая ценность человеческой личности. Важность диалога между личностями, для того, чтобы межличностные отношения стали бы гармоничными. Осознание нравственных ценностей, стремление к постоянному расширению своего сознания, открытость к критике как мировоззренческие установки личностей, благодаря которым возможно достижение взаимопонимания в диалоге. Проблема нравственности как одна из ключевых в современной культуре: для участия в диалоге необходима добрая воля. Категория доброй воли в практической философии Канта как фундамент понимания доброй воли в Новое время. Христианские истоки категории доброй воли.

Способность человека «выстоять в стихии мысли» (М. Мамардашвили) как фундамент разумного отношения к миру. Разумное отношение к миру как стремление к обретению гармонии в себе, а также между самим собой и миром (Платон). Обретение гармонии есть не впадение в самодовольство, а душевное состояние человека, который непрерывно совершенствуется.

Дисгармоничность современного социального и природного мира. Недостаток разумного отношения к миру как одна из причин такого положения. Диалог как процесс, пробуждающий стремление человека стать разумным и человечным. Философствование как одна из практик диалога в культуре. Приобщение участников этой практики к стихии мысли, вовлечение в поток коллективного самосовершенствования. Формирование среды «коммуникативной общественности» как путь к воплощению идеалов разума в социальной жизни (Ю. Хабермас). Возникновение «общего созерцания» идеалов разума среди участников коммуникативной общественности как фундамент государства, основанного на праве (Кант). Примерно так можно обозначить место философии в культуре и смысл её изучения.

 

2. Основные этапы историко-философского процесса. Главные школы и направления в философии[1]

 

Мифологическое сознание как исходная форма осмысления мира. «Осевое время» (К. Ясперс) и переход от мифа к логосу. Философская мысль на Востоке: мировоззренческие основания. Китайские религиозно-философские школы. Веданта как философское осмысление индуизма. Дзэн-буддизм и логика адвайты (не-двойственности). Суфизм: попытка рационального постижения бесконечного личного Абсолюта, идея диалога между различными религиями.

Античность: появление формально-доказательного мышления, диалектического метода. Досократический этап и линия Сократа. Эллинистическая и римская философия, платонизм и аристотелевский рационализм как две линии, приводящие соответственно к традиции святых отцов (и к православной философии), с одной стороны, и к западноевропейской схоластике, с другой стороны. Христианская мысль: опыты рационального уяснения Божественного откровения. Главные идеи схоластики.

Философия Возрождения: формирование гуманистического социокультурного проекта. Философия Нового времени: поворот к самосознанию субъекта. Просвещение: критика предрассудков, формирование идеи развития. Эмпиризм и рационализм, их синтез в «Критике чистого разума» Канта. Немецкая классическая философия: опыт выведения реальности из разумного субъекта. Кризис рационалистического способа философствования после Гегеля, появление иррационализма. Выработка категорий воли и жизни и их эволюция в иррационализме во второй половине XIX – начале XX веков. Главные школы западной философии ХХ века. Их условное разделение на продолжателей традиций рационализма (неокантианство, неогегельянство, прагматизм, феноменология, структурализм) и иррационалистические (экзистенциализм, постмодерн).

Философия «серебряного века» русской культуры: опыт синтеза славянского языческого миропонимания, православного мировоззрения и западной рационалистической традиции. Разрыв традиций, господство идеологии в России в ХХ веке. Пути российской самостоятельной философской мысли во второй половине XX в. и после 1991 г. Осознание кризисного состояния современной философии. Плодотворность современной ситуации для выработки новых оснований философии.

 

3. Структура философского знания

 

Обращение к проблеме бытия как водораздел, отделяющий философию от мифологического сознания. Онтология как самый древний раздел философии. Положение Гегеля: «Бытие есть чистая мысль» и эволюция метафизики. Связь философии с личностным сознанием – необходимый переход от онтологии к философской антропологии. Наличие нескольких базисных интуиций бытия у различных философов-основателей школ, постановка вопроса о том, одна ли истина или её много – как основание перехода к гносеологической проблематике. Проблема истины, уяснение связи между добродетельной жизнью и доступностью истины для человека – основание обращения к ценностям. Философская этика как попытка рационального осмысления содержания универсальных ценностей и поиска нравственного идеала для человека. Общественная жизнь человека: имеет ли она отношение к разумному устройству мира, и при каких условиях общественная жизнь не будет противоречить нормам разума. Социальная философия как результат рефлексии на общество с позиции универсальных ценностей, её отличие от социологии, которая описывает общество с объективистских позиций – таким, каково оно есть. Новоевропейская наука как развёртывание интуиции cogito ergo sum, появление философии науки. Профессионализация философии, уход её в конкретную проблематику (философия языка, культуры, религии, экономики и пр.) Красота как универсальная ценность, связь её с истиной и добром. Философская эстетика и её место в структуре философии. Итоговая классификация структуры философского знания, разъяснение базисных принципов построения курса.

 

Раздел 2. Онтология (учение о бытии)

 

4. Категория бытия в истории философской мысли

 

Фундаментальность понятия бытия для мысли, логики и нашей речи. Парадоксальность размышлений о бытии: его нельзя подвести под более универсальное (родовое) понятие. Связь рассуждений       о бытии с размышлениями о границах самосознания и разума. Переход от мифа к Логосу и формирование личностного сознания: появление у «аутентичных личностей» осознания себя «на грани бесконечности» (К. Ясперс).

Обзор восточных философских культур: китайской и индийской. Бытие как безличное начало, доступное пониманию в состоянии «недеяния», в традиции даосизма, и как социальный порядок, укоренённый в нравственных законах Неба, в традиции конфуцианства. Бытие как многоуровневый самосознающий организм в традиции брахманизма, тождественность индивидуальной души (Атмана) и универсального божественного человека (Брахмана). Иллюзорность самосознания в традиции буддизма, опыт постижения пустотности бытия, которое превосходит разделение. Идея тождества субъекта и объекта, или «познания через отождествление» (Ауробиндо Гхош), на Востоке.

 Космоцентризм древнегреческой философии, опыт логического постижения структуры бытия. Поиски первоначала. Дискурсивный характер мышления: формулирование оснований и выведение из них следствий, проверка их непротиворечивости, ориентация на убеждение слушателя. Появление метафизики, чёткая формулировка её предмета у Аристотеля («метафизика есть наука о первопринципах бытия»). Диалектический метод (бытие можно осознать путём обнаружения фундаментальных противоречий – в мире, в индивидуальных точках зрения, в устройстве общества и пр.) и его соотношение с метафизикой (связь с темой № 5). Христианская традиция: опыт рационального прояснения истин откровения. Мистика Церкви как коллективного Тела Христа, объединение бытийственной проблематики с нравственной. Формирование идеи развития из эсхатологической перспективы.

Осознание субъективности как ключевой опыт для новоевропейского философского сознания. Постижение субъектом основания своего бытия в акте мышления. «Располюсование» реальности на субъект и объект, выведение субъектом самого себя за пределы космоса. Установка на познание и преобразование мира как необходимый результат cogito ergo sum. Различие между бытием самим-по-себе и бытием-для-нас. Размывание сверхчувственного мира, появление установки нигилизма (Ф. Ницше: «Бог мёртв!») по отношению к нему. Два возможных исхода – в интерсубъективность и в постмодерн. Модель реальности как неограниченного сообщества разумных существ в феноменологии и в философии Франкфуртской школы. Поворот от философии сознания к философии языка, навёрстывание содержания религиозно-метафизических картин мира средствами философии диалога: бытие есть фундаментальная предпосылка самой возможности согласия, диалог проясняет способ понимания бытия у каждого из его участников (К.-О. Апель). Постмодерн: опыт распада субъективности, фрагментаризации бытия. Идея многоуровневой структуры бытия в постмодерне и его динамических трансформаций (бытие изменяется как целое, на всех его уровнях, а человечество тем самым входит в кризисное состояние).

Русская философская традиция: «философия органической целостности». Понятие всеединства: бытие открывается разумному существу как исток его самосознания. Субъект как один из уровней многоуровневого бытия, бытие как организм, состоящий из «субстанциональных деятелей» (Н. Лосский). Близость такой модели бытия христианскому персонализму и лейбницевой монадологии (каждое самосознающее существо несёт в себе в возможности всё содержание бытия, но реализует эти возможности под неповторимо-личностным аспектом). Идеал соборности, проект органической цивилизации, вырастающей из развития психических способностей человека, которые не задействует технократическая цивилизация – связь с дальнейшим содержанием курса (темы № 24, 26).

 

5. Бытие и сущее. Основные категории онтологии: бытие и ничто, единое и многое, сущность и существование, материальное и идеальное, пространство и время

 

Необходимость категорий для конкретизации понимания бытия и обозначения его внутренней структуры. Связь между бытием и человеческим разумом: бытие открыто нам в той мере, в какой оно «преломляется» сквозь призму нашего «я». Разум позволяет человеку осознать себя через осознание ограниченности своего «я»: «Я знаю границы моего незнания, а другие люди не знают и этого» (Сократ).

Применение к бытию операции отрицания и получение категории небытия. Связь небытия с тем, что недоступно субъекту, что невозможно соотнести с «я». При попытках описать бытие и небытие разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии («что первично – курица или яйцо?», «может ли Бог сотворить камень, который он не сможет поднять?»). Невозможность подвести бытие и небытие под другие категории в силу универсальности бытия и небытия. Возможность мыслить их в единстве, как переходящие друг в друга. Небытие как источник изменений в бытии, переход от категорий бытия и небытия к категории становления. Становление приводит к структурной оформленности бытия.

Появление в бытии различий. Необходимость сохранения единства в многообразии (все различия есть) и многообразия в единстве (бытие как многоуровневая реальность). Невозможно помыслить единое в качестве единого и многое в качестве многого, единичное и множественное предполагают друг друга (см. диалог «Парменид» у Платона). Специфика категорий единства и множественности применительно к проблеме самосознания: каждое разумное существо есть Вселенная в себе (в возможности), однако же, занимает определённое место в структуре бытия и отличается от других. Противоречие между «я» и миром, две возможности его разрешения: противопоставление в смысле «отрыва от целостности» или гармонизация через развитие способностей любви («Бхагават-Гита»: «Действуй ради вклада в целокупность мира!»). Реализация самосознающим существом своего предназначения как развитие своих потенциальных возможностей и усвоение содержания бытия (бытие становится в-себе и для-себя).

Множественность уровней реальности и сохранение структуры бытия как целого. Проект разума – восхождение от абстрактного к конкретному: выведение каждого предмета познания из универсальной структуры бытия («Всё заключается во всём», однако: «Золотом кажется нам то, в чём много золотого, хотя есть в нём всё» – Анаксагор). Категории сущности и существования как посредствующее звено в этих рассуждениях. Тождественность конкретного предмета с собой и вовлечённость в связи с другими. Сущность как выражение «чтойности» предмета и существование как выражение его качественной оформленности. Предмет, приобретая новое качество, перестаёт быть тождественным с собой, однако не превращается в другой предмет («осины не родят апельсины»). Примеры из теории сложных систем: каждый элемент системы изменяет свою природу под влиянием связей с другими элементами, однако остаётся сам собой. Точка зрения о приоритете сущности над существованием в средневековой схоластике. Экзистенциализм Сартра: переворачивание привычного представления, существование наоборот предшествует сущности и её определяет. Свобода как основное свойство человеческой сущности. Акт выбора как оформление свободы, так что человек существует и становится самим собой через этот акт выбора.

Неизбежность обращения к антропологической проблематике при любых рассуждениях о бытии. Категории материального и идеального как осмысление определённого опыта соотношения сознания с телом, разума – с миром. Вопрошание о возможности существования сознания только в человеческом облике или нет – обращение к идеализму (при отрицательном ответе). Связь человеческого разума со всемирным разумом, который превосходит способности индивидуального «я», но постепенно открывается последнему – позиция объективного идеализма. Идея о том, что содержание бытия развёртывается из сознания человека (я бессознательно проецирую себя вовне и порождаю предметы, как паук плетёт из себя паутину); убеждённость в невозможности человека выйти за границы собственного сознания и встретиться с миром, каков он есть на самом деле – позиция субъективного идеализма. Категория материи в античности: материя есть неопределённая субстанция, структуру которой задаёт форма (бестелесная «идея», рождённая мировым разумом – нусом, а философ способен узреть эту идею посредством созерцания). Христианство: материя есть творение Бога из ничего, предметы суть материализованные мысли Бога. Разочарование в христианском мировоззрении после Просвещения и формирование установки «нигилизма» (Ницше) по отношению к сверхчувственному миру. Утверждение о примате материального над идеальным, о том, что материя не зависит от сознания, что сознание наоборот есть продукт постепенной эволюции материального мира – точка зрения материализма. Диалектический материализм как философская установка советской идеологии. Возвращение к идеализму после крушения последней. Главная идея Канта о разделении мира на «вещи-сами-по-себе» и «вещи-для нас», плодотворность этой идеи.

Стихийный материализм классической науки: мир существует объективно, то есть, независимо от воли и сознания человека. Пространство и время как главные характеристики мира, их абсолютность. Кантовский подход: пространство и время на самом деле укоренены в субъекте, они есть априорные (т.е. до-опытные) формы, структурирующие чувственность. Научная революция начала ХХ века: разрушение представлений об абсолютности пространства и времени. Попытка вывести всю материю из определённых состояний многомерного пространства в современной физике. Возвращение к идее об укоренённости времени в субъекте. Модель «виртуальной» реальности (П. Девис: «А не живём ли мы на самом деле в многоуровневом пространстве»?).

 

 

6. Проблема движения и развития. Сложная система как предмет философского и научного анализа

 

 

Всё изменчиво и преходяще, но подвержено ли изменениям бытие как целое? Представление о «круговращении космического ума» (А.Ф. Лосев) в античности. Эсхатологическая перспектива христианства: провозглашение преходящести мира, развитие как созидание мистического Тела Христова в человечестве и приближение Преображения – сотворения нового мира, где смерти и страдания уже не будет. Замена эсхатологической христианской перспективы на установку прогресса в результате Просвещения. Прогресс как постепенное движение к царству разума, в котором предрассудки будут искоренены, а человечество сможет раскрыть все свои лучшие качества. Обнаружение амбивалетности прогресса («любой прогресс имеет две стороны») и разочарование в линейной модели развития во второй половине ХХ века.

Появление теории сложных систем для осмысления многовариантности развития. Система как механическая и как органическая целостность: механизм служит идее конструктора, которая выступает как нечто внешнее по отношению к составным частям, а в организме отдельные органы могут существовать только внутри системы. Диалектика целого и части: целое больше, чем сумма его составных частей, поскольку те отношения, которые устанавливаются в системе между её частями, изнутри преобразуют природу каждого из элементов системы.

Равновесное и неравновесное состояние системы со средой. Органическая система стремится к самосохранению путём установления квазиравновесного состояния со средой, механическая нуждается в постоянном воздействии извне (например, ремонте) ради её поддержания. Информация как количественная величина упорядоченности системы. Положительная и отрицательная обратная связь. Появление нового фактора во внешней среде и три варианта реакции системы на него: отбрасывание, перестройка внутренней структуры и выход в состояние хаоса. Перебор различных альтернативных вариантов развития системы. Изменение классического представления о причинности: хаос непредсказуем исходя из линейной стадии развития, логика хаоса определяется ещё не реализованными возможностями системы. Будущий порядок, который «притягивает» (to attract) к себе настоящее – основание для объяснения того, что же происходит в хаосе. Близость современной модели «развития-через-хаос» учению Аристотеля о «целевых причинах» («каждая вещь стремится к благу» и осуществляет тем самым скрытую цель, заложенную в неё верховным разумом – нусом). Актуальность теории сложных систем для осмысления современного социокультурного состояния человечества.

 

 

7. Научные, религиозные и философские картины мира. Истина и формы её постижения человеком

 

 

Истина в узком – гносеологическом – смысле (как соответствие наших знаний предмету нашего размышления) и в широком – онтологическом (полностью осознанное пребывание одарённого разумом существа в своих бытийственных корнях). Единство истины, но наличие разных аспектов, в которых она открывается человеку.

Идея объективности реальности как фундаментальная характеристика научного отношения к бытию. Объективность как предметность. Выделение субъекта из познаваемой реальности как предпосылка научной формы постижения истины. Чувственное восприятие и рассудочное осмысление предметного мира. Разъяснение границ научного объективизма: это – априорная структура нашего опыта (выйти за её пределы мы не можем, пока она сама не изменится). Связь чувственно-рассудочного познания с трансцедентальным единством нашего самосознания (если бы «я» не поддерживалось как целостность, то в мире для нас не было бы ничего стабильного). Неклассическая наука ХХ века: идея о том, что сам акт познания изменяет познаваемую реальность. Движение к синтезу естественнонаучного и гуманитарного знания.

Специфика религиозного отношения к бытию: над человеком имеется высшее Существо, с требованиями которого я соразмеряю свою жизнь. Вера как состояние сознания и как форма постижения истины (апостол Павел: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»). Дуализм религиозной антропологии, укоренённый в разделении бытия на мир дольний и мир горний. Связь между человеком и Богом через переживание «истинного я» в глубинах своего сознания; пробуждение такого переживания как «второе рождение». Ритуальные действия как поступки, призванные ввести религиозную общину в сакральное бытие. Религиозный культ как попытка воссоздания сакрального бытия силами жрецов и мирян в человеческом мире. Переживание сверхпространственного и сверхвременного единства верующих как социально-психологический фундамент института религии. Нравственные ценности и их обоснование из перспективы Абсолюта. Объективистский подход к религии у неверующего (Р. Рорти: «Странные ритуалы непонятного племени»). Национально-культурные особенности религиозных картин мира. Позиция веротерпимости и экуменическое движение – возможна ли коммуникация между сторонниками разных религий?

Специфика философского отношения к миру: мыслитель стремится постигнуть суть бытия в опоре на разум и соотнести её со смыслом человеческой жизни. Переживание бесконечности в глубине личностного сознания, постижение целостности бытия в её соотнесённости с самостью как исходный пункт философствования. Способность личности попадать в брешь обыденности и «становиться в просвет бытия» (Хайдеггер) как основание разрыва с мифологическим сознанием, перехода от мифа к логосу. Близость философии и религии: переживание самости «позади» эмпирического я как фундамент философского и религиозного опыта. Отличие – в средствах выражения этого опыта: служение абсолюту через культ, ритуал и нравственное подвижничество в религии (святой царь Давид: «Жертва Богу – дух сокрушен»), выражение интуиции бытия в рациональных категориях в философии. Философская категория и рассудочное понятие: наличие общей основы – логической формы; принципиальное отличие: категория несёт в себе выражение опыта бытия, она отграничена от других категорий по форме, но неисчерпаема по содержанию; понятие есть рассудочная абстракция от чувственного опыта, оно имеет чёткие границы применимости и однозначную содержательную наполненность.

Каждая личность имеет свой собственный опыт бытия. Необходимость культивировать настроение «попадания в себя» (А.М. Сергеев).

 

 

Раздел 3. Философия сознания

 

8. Сознание и самосознание. Природа сознания (основные философские подходы)

 

 

Фундаментальность проблемы сознания для мировоззрения. Связь между сознанием и осознанием себя, между разумом и идеей «я». Тайна сознания – это тайна центра психической жизни. Материалистический подход: сознание есть результат согласованной деятельности всех нервно-телесных процессов. Критика этого подхода в диалоге Платона «Федон»: сознание как более сложная система «настраивает» под себя телесную организацию, а не следует рабски за нею. Точка зрения психофизического параллелизма: сознание и тело существуют параллельно друг с другом, они косвенно влияют друг на друга, но процессы их взаимодействия никогда не будут познаны людьми до конца. Индуистская идея реинкарнации: сознание существует после смерти, меняет тела как платья и увеличивает уровень духовности, стремясь к слиянию с Абсолютом; цель человеческого существования – достижение состояния освобождения от перерождений (мокши), когда эмпирическое я войдёт в Атман (я универсальное) и будет пребывать там вечно. Христианская антропология: Бог творит сознание в момент рождения человека, человек в ходе жизни очищает своё сознание, следуя нравственности (либо загрязняет греховностью), затем сознание существует без тела до Страшного Суда, а в момент Суда происходит воскрешение человека как целого, ради определения его (т.е. человека) окончательной судьбы в вечности.

Переведение проблемы сознания в проблему самосознания в эпоху Нового времени. Смысл Декартовского ego cogito. Трансцендентальный субъект Канта как условие сохранения непрерывности психической жизни и как предпосылка постижения предметов в их единстве. Нравственный аспект самосознания: осознание человеком своего предназначения и стремление к самореализации на базе универсальных принципов (Кант, «Основоположения к метафизике нравов»). Гегель: выведение социальных отношений из диалектики самосознания («господин» и «раб» в «Феноменологии духа»). Проблема множественности самосознающих существ. Культурная традиция тоже обладает своеобразной формой самосознания (О. Шпенглер, «Закат Европы»); представление о коллективной душе различных народов и культур (Д. Андреев, «Роза Мира»). Учение неокантианцев о ценностях как об идеалах, оформляющих самосознание представителей культурной традиции. Проблема интерсубъективности: все другие самосознающие существа присутствуют в моём самосознании как условие его возможности, а также как его бытийственные истоки. Доступ к интерсубъективному самосознанию – через диалогические структуры языка (К.-О. Апель, Ю. Хабермас). Проблематика бессознательного. Учение о коллективном бессознательном К.-Г. Юнга и его близость идеям интерсубъективности.

Русская философская традиция: связи человека с миром устанавливаются одновременно на многих уровнях, разум выступает только как одна из возможных форм самосознания. Любовь как сила, созидающая полную осознанность человеческого существа и – тем самым – бессмертие (В. Соловьёв). Поиски высшей осознанности в других мистических традициях (например, в «интегральной йоге» Шри Ауробиндо). Актуальность этих идей в условиях надвигающейся смены мировоззренческих систем и новые возможности для философии, открывающиеся в связи с этим.

 

 

9. Понятие рациональности. Вера и знание. Понимание и объяснение

 

 

Методология осмысления феномена рациональности. Спор номиналистов и реалистов. Номиналисты: реальны только единичные предметы, наш разум образует понятия путём абстрагирования – выделения классов по соответствующим признакам (Т. Гоббс: «Нет ничего в мышлении, чего бы не было в ощущении»). Реалисты: разум есть «глаза души», орган внутреннего зрения (Платон). Способность с помощью разума узреть мир реальных «эйдетических сущностей», определяющих качественные характеристики вещей. Рассмотрение проблемы рациональности в курсе – с точки зрения реализма.

Разум как орган, с помощью которого человеку открывается целостность мира: «Всё имманентно всему» (Н.О. Лосский). Движение познания от абстрактного (постижение идеи единства бытия) к конкретному (исследование того, что интересует человека). Работа рассудка: установление конкретных связей в мировой целостности и переведение интуиций разума в теоретические конструкции, описывающие данный предмет познания. Аналогия между рассудком и лучом прожектора, высвечивающем конкретный предмет на фоне тьмы. Познание как сосредоточение психической энергии я на познаваемом предмете. Необходимость того, чтобы теоретические конструкции были бы логичными, непротиворечивыми и соответствовали бы опыту. Опыт выступает фактором, который ограничивает произвол разума и рассудка, сужает возможности теоретизирования (отсекает нереальные теоретические конструкции). Знание как результат познания, как уяснение места познаваемого предмета в системе связей между объектами реальности.

Вера как непоколебимая убеждённость человека в чём-то. Сложность феномена веры, необходимость его расчленения на различные уровни. Вера в авторитеты: «Истина есть то, что выгодно сильному!» (Фрасимах в диалоге «Государство» у Платона). Авторитет как идеал и как идол: я верю, чтобы подняться над собой и в чём-то соответствовать идеалу; или же: я верю, потому что это мне выгодно. «Зомби-ситуации» (М. Мамардашвили) – человек перестаёт пользоваться своим разумом и воспринимает реальность сквозь призму «программы», которую общество в него закладывает ради того, чтобы им манипулировать; носители разных «программ» становятся врагами друг друга. Возникновение опасности «ухода в виртуальную реальность» и распада личностного сознания. Вера в самого себя – как альтернатива «зомби-ситуациям»: вера есть непоколебимая убеждённость субъекта в чём-то, возникшая уже в результате работы разума. Идеал Просвещения: формирование у человека способностей пользоваться своим разумом самостоятельно. Социокультурные предпосылки: развитые традиции гражданского общества, личностное самосознание, правовые отношения. Разум помогает обрести человеку уверенность в меняющемся мире: добиться окончательной истины невозможно, но вера в идеалы истины побуждает человека постоянно совершенствоваться (Ч. Пирс). Специфика религиозной веры (в христианском смысле), недопустимость её смешивания с языческими предрассудками. Способности христианской веры пробуждаются, когда человек осознаёт свою принципиальную ограниченность и конечность, но стремится их преодолеть, обретая своё подлинное бесконечное я. Связь между христианской верой, идеей служения и любовью. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (апостол Павел). Невозможность прямого соотнесения результатов научного познания и истин веры, необходимость «разграничения полномочий» науки и религии.

Понимание как знание, как уяснение субъектом устойчивых связей между предметами и явлениями. Необходимость применения общего знания к постоянно изменяющимся ситуациям в жизни – необходимость каждый раз находить объяснение. Способность суждения: умение видеть в индивидуальном универсальное. Подчинённый характер этой способности: объяснить может только тот, кто понимает общие принципы (Аристотель). Творческий характер этой способности: её нельзя логически обосновать, а можно развить, только постоянно практикуясь (Г. Гадамер). Опасность вырождения этой способности в «соображение» или слепое следование технологиям. Роль объяснения в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколениям. Специфика педагогического объяснения: ученики не просто воспринимают слова, но и смотрят, не противоречат ли они жизни учителя.

 

10. Главные отношения человека к миру: практическое, познавательное, нравственное и эстетическое[2]

 

Человек как существо, осознающее себя и соотносящее все воздействия мира с психическим центром – самостью. Отношение человека и мира определяется тем планом рациональности, который человек в себе развил. Практическое отношение к миру: способность к целеполаганию. Цель как узрение умом будущего состояния реальности вместе с изменённым состоянием самого себя в этой реальности. За целеполаганием стоит стремление к самосохранению и к господству над миром. Связь между целеполаганием и индивидуалистическим мировоззрением; сложность формирования способности к само-стоянию – гораздо проще придерживаться традиционалистского отношения к миру («день да ночь – сутки прочь»). Обыденный, или житейский, разум как способность, которая задействуется при целеполагании. Житейский разум продвигается методом «проб и ошибок» от одной конкретной и осуществимой цели к другой, руководствуясь внутренним (и непрояснённым) чувством блага. Слепота житейского разума по отношению к конечному смыслу человеческой деятельности (Мак-Интайр). К сожалению, житейские представления о благе разных людей часто вступают в конфликт друг с другом.

Познавательное отношение к миру начинается с умения «выйти из собственной пещеры» (Платон). Необходимость преодолеть в себе «идолы» пещеры, театра, площади и человеческого рода (Ф. Бэкон), чтобы быть способным познавать мир таким, каков он есть. Открытость бытию, готовность познавать истину ради неё самой и ради самого процесса познания. Здесь задействуется разум как орган, позволяющий постигнуть целостность мира, а также рассудок, переводящий идею (Einsicht, умозрение) целостности в теоретические конструкции. Истина как регулятивная идея, стремление к которой позволяет субъекту подняться над ограниченностью своего частного мнения, хотя сама по себе абсолютная истина и недостижима. Редкость познавательного отношения к миру, ситуация переплетения с практически-житейским отношением встречается гораздо чаще.

Нравственное отношение человека к миру: стремление действовать автономно, то есть согласно законам, которые человек сам для себя полагает. Автономное действие есть действие, опирающееся на добрую волю. Нравственный выбор личности (в пользу добра) как выражение глубинной свободы личности. Два вида свободы: «свобода-от» и «свобода-для» (Э. Фромм); здесь имеется в виду именно последнее. Глубинная связанность свободного выбора личности и ответственности – перед собой, другими людьми и бытием. «Великий инквизитор» Ф. Достоевского и феномен «бегства от свободы». Поступок как внесение в мир нового, что не подчиняется железным законам природы и что может иметь даже негативные последствия для его инициатора, однако содействует нравственному росту личности и – косвенно – всего человечества. Реализация потенциала практического разума при нравственном поступке. Практический разум как уровень разума, позволяющий человеку постигнуть своё неповторимое предназначение и действовать в соответствии с ним.

Эстетическое отношение к миру: способность осознавать красоту в мире и в душе. Красота как продукт «незаинтересованного созерцания» (Кант). Связь между осознанием красоты и аутентичностью человеческого существования: гуманистический проект личности, которая сама себя формирует и становится «прекрасной душой» (Ф. Шиллер). Идеал обретения целостности человеческого существа путём гармоничного развития познавательно-практического, нравственного и эстетического «планов» разума. Тенденции дегуманизации в современном мире. Возможно ли возвращение человека к самому себе?

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!