Церковь взывает к Божественному милосердию



Церковь возвещает истину Божьего милосердия, раскрывшегося в распятом и воскресшем Христе, и по-разному исповедует эту истину. Кроме того, Церковь стремится к тому, чтобы милосердие по отношению к людям осуществлялось через людей, ибо усматривает в этом необходимое условие своей деятельности, направленной на улучшение и "очеловечивание" сегодняшнего и завтрашнего мира. И все же никогда, ни в один из периодов истории - и особенно в такую критическую эпоху, как наша, - Церковь не имеет права забывать о молитве, вопле, взывающем к милосердию Божьему перед лицом многообразных форм зла, нависшего над человечеством и угрожающего ему. И это, в Иисусе Христе, право и основной долг Церкви - это право Церкви, ее долг перед Богом и перед людьми. Чем больше люди, поддаваясь секуляризации, забывают само значение слова "милосердие", чем больше, отходя от Бога, они отступают от тайны милосердия, тем больше возрастает право и долг Церкви взывать "великим воплем" (см. Ев 5.7) к Богу милосердия. Этот "великий вопль" должен постоянно звучать в Церкви нашего времени. Он должен быть обращен к Богу, чтобы умолить его о милосердии, - том милосердии, которое Церковь исповедует и о котором возвещает, что оно особенно ясно раскрылось в пришествии Христа, распятого и воскресшего, - иными словами, в Пасхальной Тайне. Именно эта Тайна заключает в себе самое полное Откровение милосердия, любви, более сильной, нежели смерть, более сильной, нежели грех и всякое зло, - любви, которая не дает человеку окончательно погибнуть даже в самом страшном падении и защищает его от самых опасных угроз.

Современный человек ощущает эти угрозы. То, что было сказано по этому поводу выше, - всего лишь слабый набросок. Часто современный человек с большой тревогой пытается разрешить вопросы, связанные со страшной напряженностью, сгустившейся над миром и вторгшейся во все сферы жизни. И если у современного человека иной раз недостает смелости произнести слово "милосердие" или если он, потеряв всякое религиозное чувство, не может найти этому слову замены, то тем более необходимо, чтобы это слово произнесла Церковь, произнесла бы его не только во имя свое, но и во имя всех людей нашего времени.

Необходимо, следовательно, чтобы все, что я сказал здесь о милосердии, вылилось бы в горячую молитву: чтобы все это непрерывно преобразовывалось бы в вопль, умоляющий о милосердии, столь необходимом человеку во всех обстоятельствах современной жизни. Да будет этот вопль насыщен всей истиной о милосердии, истиной, которая так щедро выражена в Священном Писании и Традиции, как и в подлинной жизни веры стольких поколений Народа Божьего. Подобно авторам Богодухновенныхписаний, воззовем таким воплем к Богу, не могущему пренебречь ничем из Своего творения (см. Прем 11.24; Пс 145(144).9; Быт 1.31), к Богу, верному Самому Себе, Своему отцовству, Своей любви! Подобно пророкам, обратимся к этой Божьей материнской любви, которая, подобно матери, печется о каждом из своих сыновей, о каждой заблудшей овце, воззовем к этой любви, даже если вокруг нас будут миллионы заблудших, даже если в мире сем бесчестность возьмет верх над честностью и даже если современное человечество по своим грехам будет заслуживать нового потопа, подобно тому как заслужило его поколение Ноя! Прибегнем к Божьей отцовской любви, которую Христос Своей мессианской миссией раскрыл перед нами и чья вершина - Крест, смерть и Воскресение! Посредством Христа прилепимся к Богу и вспомним слова Величания Марии, возвещающие милосердие "из рода в род"! Будем умолять о Божественном милосердии ради современного поколения! И Церковь, стремящаяся, подражая Марии, быть в Боге матерью людей, да выразит через эту молитву свою материнскую заботу и все доверие своей любви - той любви, что рождает глубочайшую потребность молитвы!

Вознесем наше моление, направляемое верой, надеждой и любовью, которые Христос насадил в наших сердцах! Такое молитвенное воздыхание и есть выражение любви к Богу, Которого современный человек так часто отталкивает от себя, считая Его чуждым себе и по-разному возвещая Его "бесполезность". Такая молитва, стало быть, есть выражение любви к Богу, и мы, видя, насколько современный человек оскорбил Бога и отрекся от Него, глубоко скорбим и готовы кричать, подобно Христу, возопившему на кресте: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (Лк 23.34). Молитва эта есть, вместе с тем, и выражение любви к людям, ко всем людям без исключения и дискриминации, независимо от расы, культуры, языка, мировоззрения, независимо от того, друг он тебе или нет. Такова любовь к людям, та любовь, которая желает истинного блага для каждого человека, для каждой человеческой общины, каждой семьи, каждой нации, любой социальной группы, для юных, взрослых, стариков, больных, - эта любовь ко всем без исключения. Такая любовь означает заботливое усердие, направленное на обеспечение каждому всей полноты истинного блага, на предотвращение и удаление от человека любого зла. И если тот или другой из наших современников не разделяет веры и надежды - которые меня как служителя Христа и домостроителя тайн Божиих (см. 1 Кор 4.1) принуждают в этот час истории умолять о милосердии Божием ради человечества, - то пусть он, по крайней мере, постарается понять причины нашего рвения. Оно диктуется любовью к человеку, ко всему человеческому, к тому, чему, как интуитивно чувствуют многие люди нашего времени, угрожает великая опасность. Тайна Христа, раскрывшего нам высочайшее призвание человека, понудила меня напомнить в энциклике "Искупитель человека" о несравненном достоинстве, присущем каждому человеку; эта Тайна также обязывает меня возвещать о милосердии как о милующей любви Божией, раскрывшейся в этой Тайне. Эта Тайна также понуждает меня обратиться к Божьему милосердию, умолять о нем в нынешний, столь трудный и критический, период истории Церкви и мира, когда все мы приближаемся к концу второго тысячелетия. Во имя Иисуса Христа распятого и воскресшего, в духе Его мессианского посланничества, постоянно присутствующего в истории человечества, мы подаем наш голос и возносим наше моление ради того, чтобы еще раз, на нынешнем этапе истории, раскрылась любовь, пребывающая в Отце, чтобы через дела Сына и благодать Святого Духа Отец явил в нашем современном мире Свое присутствие, Свою любовь, более сильную, нежели зло, более сильную, нежели грех и смерть. Мы молимся, обращаясь к предстательству Той, Которая не перестает возвещать о "милосердии из рода в род"; мы обращаемся также к предстательству тех, кто уже узрил в самих себе полное свершение слов Нагорной Проповеди: "Блаженны милосердные, ибо они сподобятся милосердия" (Мф 5.7).

 

***

Продолжая практическое выполнение великой задачи, поставленной Вторым Ватиканским собором (который мы можем по справедливости рассматривать как новую фазу самоосуществления Церкви - соответственно условиям эпохи, в которую нам дано жить), сама Церковь должна руководствоваться все тем же сознанием, что, трудясь над этим, она ни в коем случае не должна замыкаться в самой себе. Ибо раскрытие Бога, иными словами, Отца, Который дает "зреть" Себя во Христе (см. Ин 14.9), и есть то, ради чего Церковь существует. И чем более в истории человечества возрастает сопротивление Богу, и чем более современная цивилизация становится чуждой Ему, и, наконец, чем более среди людей усиливается отрицание Бога, тем больше, несмотря ни на что, должна становиться наша близость к этой Тайне, которая от начала веков скрывалась в Боге, а затем была поистине раскрыта во времени, перед людьми Иисусом Христом.

Благословляю апостолическим благословением.

Дано в Риме, у Святого Петра, 30 ноября 1980 года, в первое воскресенье Рождественского поста, на третий год моего понтификата -

 

Иоанн-Павел II

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!