Список населенных мест Калужской губернии в 1914 году.»



 

Многими славными сыновьями и дочерями годиться дворцовская земля. Уроженцами Дворцовской земли были: последний настоятель Храма Приображения Пафнутьв - Боровского монастыря Андрей Иванович Жаров (родился в 1873 году в деревне Ново - Скаково (ныне Новоскаковское). Видный Российский Военный историк Иван Иванович Растунов (уроженец д. Старо - Скаково, ныне д. Староскаковское, 1919 - 1993 гг.). Родился в деревне Старо -Скаковское Дзержинского района Калужской области в 1919 г. В 1947 году закончил исторический факультет Свердловского государственного университета, затем в 1948 году поступил на военно-исторический факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 50-х годах служил в Военно-научном управлении Генерального штаба. В 1968 году И. И. Растунов перешел на работу в Институт военной истории Министерства обороны СССР, где занимал должность начальника отдела досоветской военной истории. После выхода в отставку в середине 80-х продолжил научную деятельность в этом институте в должности ведущего научного сотрудника. Погиб в 1993 году в результате несчастного случая.

Дерюгин Иван Стефанович, волостной старшина. В 1905 г. ему преподано архипастырское благословение за труд и щедрые пожертвования в церковь - школу села Дворцы. В июне 1915 года он был избран на должность церковного старосты.

Андрей Александрович Рихтер (1871 - 1947 гг.) ботаник, физиолог растений, академик АН СССР (1932 г.) родился в д. Куровское Калужской губернии. Деревня известна с позднего средневековья. С 18 века принадлежала семейству Рихтеров. Ими же в деревне построена церковь Петра и Павла (1750 г.), с юго-восточной стороны которой сохранились захоронения Рихтеров. А. А. Рихтер в 1893 г. окончил Петербургский университет, в 1903 - 17 гг. читал лекции по физиологии растений в учебных заведениях Петербурга. Работал в Пермском (1917 - 24 гг.) и Саратовском (1924 - 31 гг.) университетах. В 1931 - 32 гг. - профессор Московского университета. С 1932 г. - директор лаборатории биохимии и физиологии растений АН СССР. С 1939 г. - руководитель лаборатории фотосинтеза Отделения биологических наук АН СССР. Основные научные работы посвящены изучению фотосинтеза, физиологической устойчивости растений к неблагоприятным условиям среды. Первым применил прерывистый свет для изучения механизма фотосинтеза, роста и разведения растений. Экспериментально проверил теорию хроматической адаптации В. Т. Энгнельмана и внёс в неё существенные поправки. Занимался вопросами иммунитета растений против грибных болезней. Автор «Практикума по физиологии растений (8-е издание. 1934 г.).

Унковский Иван Семёнович (29.03.(10.04.) 1822 - 11(23). 08.1986 гг, адмирал, сенатор, мореплаватель, командир фрегата «Паллада. Из дворян. Родился в отцовском имении в с. Колышево Перемышльского уезда Калужской губернии. Крещён в церкви с. Богородицкое (ныне Козлово). Его отец - Семён Яковлевич Унковский, капитан - лейтенант российского флота, соратник и друг адмирала М. П. Лазарева, попечитель и директор Калужской гимназии, губернский предводитель калужского дворянства, участник русско-шведской войны… получил благодарность Адмиралтейств - коллегий (1809 г.). 20.09.181305.08.1817 гг.) совершил кругосветное путешествие на корвете «Суворов» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева. За участие в более чем 18 - ти морских операциях награждён орденом Святого Георгия четвёртой степени (12.12.1817 г.). 21.06.1818 г. в чине капитан - лейтенанта вышел в отставку по состоянию здоровья. Переехал в Калугу, где вступил во владение имением тетки А. П. Унковской. Сначала жил в имении Колышево, затем в Калуге. С мая 1824 г. служил чиновником особых поручений при белорусском, смоленском и калужском генерал - губернаторах. В марте 1830 г. избран губернским предводителем калужского дворянства. В 1932- 34 гг. - директор Калужской Николаевской гимназии и народных училищ губернии. Вскоре после посещения Гимназии императором Николаем Первым (17.09.1834 г.) за образцовый в ней и пансионе порядок награждён орденом Святой Анны Второй степени (14.10.1834 г.). Трижды избирался Почетным попечителем Калужской гимназии. В 1854 г. награжден орденом Святого Владимира Четвёртой степени. Похоронен на кладбище Лаврентьева монастыря. Мать - Варвара Михайловна (урождённая Белкина) (1794-1853 гг.) из дворян Смоленской губернии. «Имя боевого офицера Российского флота Михаила Федоровича Белкина (1825 -1909) связано с двумя важнейшими событиями российской истории середины XIX века: победой отечественного флота над турецким в 1853 г. при Синопе и беспримерной 11 -месячной обороной Севастополя (1854 - 1955 гг.), сорвавшей планы Западной Европы оторвать от России Кавказ, Крым, Западную Украину и Белоруссию, а также Прибалтику и Финляндию. Михаил Белкин был представлен Нахимовым к ордену Св. Владимира 4 степени. «За отличную храбрость и распорядительность во время боя при метком и быстром действии дека» и наряду со всеми участниками боя, одарен годовым окладом жалованья. Лейтенант Белкин в числе других 24 офицеров, наиболее отличившихся в октябре, был представлен к самой почётной боевой награде - ордену cв. Георгия Победоносца 4-й степени, а также он был награжден орденом cв. Анны 2-й степени. Кавалер Ордена cв. Станислава 2-й степени с императорской короной и мечами». «11 сентября 1905 года Великий князь Александр Михайлович, председатель Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, утвердил проект памятного знака «Люнет Белкина 1854-1855». Памятный знак на месте люнета открыли в том же году, во время празднования 50-летия обороны Севастополя. Автором проекта памятного знака является инженер-полковник О. И. Энберг. В 1886 году именем Михаила Федоровича Белкина назван один из мысов в Японском море (Именем Михаила Федоровича Белкина названа банка в 6 (шести) кабельтовых от восточного берега залива Находка (Америка). Открыта в 1890 году экипажем канонерской лодки «Бобр». «Род дворян Белкиных известен в России с начала XIV века. Многие Белкины отмечены ратными заслугами. Отец Михаила - Фёдор Михайлович Белкин - в чине полковника со своим полком гнал французов в 1812 г. с родной земли. Недалеко от Вязьмы ему удалось настичь обоз отступавших французов и в коротком бою отбить его. Среди награбленного в московских домах и храмах обнаружилась митра святителя Алексия, митрополита Московского. После окончания войны с Наполеоном Фёдор Михайлович вышел в отставку и занялся своим имением. В 1817 г. он женился на Екатерине Ивановне Энгельгардт, а в начале 1820-х семья перебралась в свое родовое имение Белкино - Дольское, находившееся в Малоярославецком уезде Калужской губернии. Ранее, в 1815 г., младшая сестра Фёдора Михайловича - Екатерина вышла замуж за Николая Матвеевича Нахимова, владельца обширного имения на Смоленщине - села Волочек Сычёвского уезда. Николай Матвеевич, будучи в 1812 г. дворянским предводителем в своём уезде, организовал отпор захватчикам, фактически начав народную партизанскую войну в губернии против французов. Имя его было занесено на памятную доску отличившихся в войне 1812 г. (она установлена внутри храма Христа Спасителя в Москве). Император наградил его орденом Св. Владимира. Последнюю самую младшую сестру Фёдора Михайловича Белкина - Варвару Михайловну взял в жёны капитан-лейтенант Российского флота Семён Яковлевич Унковский, боевой офицер, сподвижник М. П. Лазарева в его втором кругосветном плавании. Обвенчавшись 6 июля 1817 г. в храме села Богородицкого Калужской губернии (ныне - с. Козлово), они направились в соседнюю деревню Колышево Калужской губернии, принадлежавшую тётушке супруга, где и свили своё семейное гнёздышко. В 1822 г. у них родился сын Иван, продолживший дело отца и ставший одним из самых известных и удачливых мореходов Российского флота середины XIX века. Капитан-лейтенант Иван Семёнович Унковский командовал фрегатом «Паллада» в плавании в 1852-1855 гг. к берегам Японии, талантливо описанном И.А. Гончаровым в книге «Фрегат «Паллада».

Весной 1841 года Ивана Семёновича Унковского по желанию отца перевели в списки Черноморского флота и направили для прохождения службы в город Николаев. С апреля 1842 г. И. С. Унковский был назначен адъютантом к колдующему флотом адмиралу М. П. Лазареву. Являясь представителем командующего, И. С. Унковский постоянно находился в плаваниях на различных кораблях. В 1843 - 44 гг. - командир брига «Персей», со специальным заданием», побывал во всех портах Средиземного моря, собирая разведывательные данные о состоянии иноземных военных флотов и политической обстановке, складывавшейся на Балканах. Составил подробный отчет по морскому ведомству о состоянии иноземных флотов. За этот труд был награжден орденом Святого Станислава Третьей степени. За успешную службу на фрегате «Громоносец» Унковский был награжден орденом Святой Анны Третьей степени. В 1846 году И. С. Унковский был назначен командиром яхты (тендера) «Орианда». По описанию В. К. Истомина, «Орианда» - одномачтовое судно, выстроенное в 1836 году под личным наблюдением М. П. Лазарева, составляла предмет особой гордости адмирала. На ней Унковский три года плавал по Бугу и в Днепровском лимане, постоянно принимая участие в морских учениях, проводимых М. П. Лазаревым. Служба на «Ореанде» принесла И. С. Унковскому первый большой успех и общефлотскую славу благодаря победе в гонке яхт, тендеров и шхун на императорские призы. Гонка проходила летом 1848 года в Кронштадте. Перед этим «Орианда» пересекла Чёрное и Средиземное моря и через Гибралтар по Атлантике достигла Балтийского моря. С 1852 года командир фрегата «Паллада», отправляющегося с дипломатической миссией в Японию. Это плавание положило начало новому этапу в истории российского мореплавания в Тихом океане. Оно совпало с Восточной войной. Плавание на фрегате «Паллада» описано русским писателем И. А. Гончаровым в серии очерков «Фрегат «Паллада» (находился на корабле в качестве ученого секретаря вице – адмирала Е. В. Путятина). В то время нашим морякам трудно было противостоять превосходящим силам англо - французского флота, но, как сообщал находившийся на фрегате «Паллада» И. А. Гончаров, «у нас поговаривают, что живыми не отдадутся, - и если нужно будет, то будут биться, слышишь, до последней капли крови». И. С. Унковский - Кавалер ордена Святой Анны Второй степени. Командовал фрегатом «Аскольд» (1856 г.). Кавалер ордена Святой Владимир Третьей степени «За заслуги перед Отечеством». В 1860 году И. С. Унковскому был присвоен чин контр-адмирала. С 1881 г. на этом поприще был пожалован в полные кавалеры орденов Святой Анны, Святого Владимира и Святого Станислава. Награждён - орденами Белого Орла и Святого Александра Невского «За активную деятельность и процветание губернии». В 1873 году был избран в сенаторы. Внесен в дворянскую родословную книгу Калужской губернии, как и его отец. На его деньги в с. Богородицком (ныне Козлово) была выстроена церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы (1885-1899 гг.), где и был похоронен в часовне – усыпальнице. 2 ноября 1999 года Воротынской школе № 2 было присвоено имя флотоводца Ивана Семеновича Унковского. Унковский Сергей Семёнович (20.09.(02.10.)1829 -13(26).02.1904 гг.) родился в с. Колышево, восьмой ребенок в семье Унковских, брат И. С. Унковского. Участник Крымской войны 1853-1856 гг., в которой был тяжело ранен. За боевое отличие под Инкерманом в 1855 г. В 1860 г. назначен помощником командира Московского оружейного арсенала. С 1862 г. полковник. С 1871 г. - генерал - майор. Во время русско - турецкой войны (1877-1878 гг.) заведовал пересылкой раненых, следующих в Москву с театра военных действий. С 1883 г. произведён в генерал - лейтенанты от артиллерии. С 1886 г. - Московский комендант, произведён в генералы от артиллерии. Награждён орденами: Святой Анны Второй степени (1864 г.), Святой Анны Второй степени с императорской короной (1867 г.), Святого Владимира Четвертой степени (1870 г.), Святого Станислава Первой степени (1878 г.), Святой Анны Первой степени (1880 г.), Святого Владимира Второй степени (1886 г.), Белого Орла (1889 г.), знаками ордена Святого Александра Невского (1894 г.), многими медалями, в том числе медалью «За защиту Севастополя (1854 г.), «За войну 1853-1856 гг.». В 1861 году дворяне Калужской губернии единогласно избрали его мировым посредником в родном ему Перемышльском уезде. С. С. Унковскому удалось быть «вестником мира» между помещиками и крестьянами. И те и другие считали его человеком чести и долга. Как пишет потомок Унковских, их девизом были вера и верность. «Далекая от морей калужская земля за последние три века (со времен Петра Великого) дала Отечеству столько выдающихся военных моряков, что даже краткое перечисление их имен и заслуг вполне «потянуло» бы на отдельную книгу. Славные мореплаватели и флотоводцы России XVIII–XIX вв., жившие на калужской земле: С. И. Челюскин, В. В. Прончищев, Д. Н. Сенявин, С. Я. Унковский, И. С. Унковский, С. И. Яновский и другие хорошо известны калужским историкам и краеведам. Постепенно выходят из тени забвения моряки-калужане, доблестно сражавшиеся на бастионах осажденного Севастополя в годы Крымской войны (1853–1856) и во время Русско-японской войны (1904–1905)».

Елисеев Николай Акиндинович (30.07.1935 г.) уроженец д. Камельгино Лев Толстовского р - на Калужской обл. - 30.08. 2001 г.). Кандидат технических наук (1965 г.), доцент (1969 г.). Трудовую деятельность начал в 1964 г. младшим научным сотрудником института катализа СО АН СССР в г. Новосибирске. С 1967г. по 1978 г. доцент, заведующий кафедрой химии и физики Калужского филиала МВТУ им. Н. Э. Баумана, с 1978 г. по 2001 г. доцент той же кафедры. В 1977-78 гг. избирался председателем профсоюзного комитета сотрудников филиала. Имеет около 70 научных и методических работ и 1 изобретение. Награждён медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Окончил в 1961г. с отличием Московский институт тонкой химической технологии им. Ломоносова, в 1964 г. аспирантуру при институте органической химии им. Н. Д. Зелинского АН СССР.

Бирюков Геннадий Ефремович (1935) - российский художник, живописец, пейзажист. Член Союза художников России. Г. Е. Бирюков родился 25 мая 1935 года в Калуге. Вся жизнь Николая Ефремовича связана с Дворцами. Здесь прошло его военное детство, здесь он любит проводить свои летние дни в родном доме, в котором всё сделано его руками. Окончил Московский авиационный институт (МАИ) и Академию внешней торговли. Служил в армии в Заполярье, работал на Целине и на строительстве Кедрограда. Учился в Академии живописи, ваяния и зодчества. Десять лет работал международным чиновником Секретариата ООН, по службе побывал во многих странах мира. Работы Бирюкова хранятся в музее - панораме «Бородинская битва», Центральном музее Вооруженных сил, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Калужском областном художественном музее, Малоярославецком военно - историческом музее 1812 года, Калужском областном краеведческом музее и др. У Геннадия Ефремовича Бирюкова прошло более 20 персональных выставок, в том числе и за рубежом - во Франции, Швейцарии, Португалии и т. д. Персональные выставки художника, приуроченные к его 75 - летию, прошли в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (февраль 2010 г.) и Представительстве Правительства Калужской Области в Москве (май 2010 г.). Род Бирюковых один из самых древних родов Калужской области, происходит от скифского военачальника Борте - Чино, жившего в далеком 14 веке на Байкале. В дальнейшем род потомков Борте - Чино породнился с «чингизидами» и династией Романовых. Когда потомок хана Едыгея Бирюча Мурза - разгромил поляков под Смоленском, он получил от своего родственника Михаила Романова дворянство. Бирюча принял православие и все его потомки стали именоваться Бирюковыми.

Коробецкий Иосиф Петрович (1915-14.09.1943 г.), уроженец д. Камельгино, капитан, зам. командира 2 стрелкового батальона, 879 стрелкового полка, 158 стрелковой дивизии; убит в бою, член ВКП(б), проживал в момент призыва: г. Москва, Новогиреево, Свободный проспект, д.7а (ЦАМО). Ларичев Иосиф Иванович (1895-1983 гг.), служил в полку охраны императора Николая Второго, возвратился со службы с конем и саблей, подаренной за службу.

Дмитрий Николаевич Глинков был строителем храма во имя Рождества Богородицы в Гуслицах Павлово - Посадского района Московской области, умер в 1915 году, не дожив до его освящения. Он был родом из калужского села Дворцы (это очень известное старообрядческое место, откуда вышло немало замечательных священников). Вместе с семьей был сослан в Благовещенск - за отказ перейти в единоверие. В семье было два сына и пять с дочерей. Братья умерли младенцами. Один из них по дороге из ссылки, на Ангаре. Семья плыла на пароходе, принадлежавшем старообрядке Курбатовой, бесплатно. Отец Николай сам писал крюковые книги настолько хорошо, что власти подозревали его в обладании печатной машиной. Своих дочерей он сам обучил грамоте. После его смерти семья жила очень трудно - занимались надомной работой: шили платки. Одна из сестер - Евгения - в 1931 году уехала в Москву, работала проводником, а потом 22 года уборщицей в посольстве США. И хотя посещать церковь почти не было возможности, но веру крепкую и знание Священного писания она, как и сестра, сохранила на всю жизнь. В семье сохранялась большая икона с семью тезоименитыми святыми всем сестрам, но была украдена в 70 - е годы.

 «Камельгино - деревня в Калужском уезде (ныне Дзержинском районе), практически полностью заселенная старообрядцами. Здесь существовал один из немногих калужских приходов, объединявший старообрядцев, не признававших белокриницкой иерархии. Другие находились в Калуге, Боровске и Козельске.

Чванов Тимофей Сидорович (1871-1934 гг.), уроженец и житель д. Камельгино, священник. «Тимофей Чванов был коренным камельгинцем. Как все, крестьянство­вал, мастерил прялки. От рукоположения он долго отказывался, считая себя недостойным. Родители были против. Но в конце концов дал согла­сие. 8 июня 1908 года епископ Калужско - Смоленский Иона поставил его во священника к храму Святителя Николы деревни Беклеши Медынского уезда. Отца Тимофея уважали не только как духовного наставника, а еще - за золотые руки. Он мог и прялку сработать, и тележку смастерить, и по плотницкой части разумел: обтесать бревна, сложить дом, срубить баню. Крестьянских корней человек, из таких же мужиков, как и прихожане. В этом, кстати, одно из решающих отличий старообрядческих священников: они не составляли особого сословия, не пользовались никакими положенными духовенству льготами, они выдвигались паствой, а потому не отрывались от нее почти никогда. Они были друг другу поня тны.Спустя два года отец Тимофей перевелся в родное Камельгино. Здешняя община старообрядцев белокриницкого согласия образована была также в 1908 году. Храма в деревне тогда не имелось. Старообрядцы по-прежнему собирались на молитву в доме Ефима Рубцова, пришедшем уже в крайнюю ветхость, ходили в соседнее село Фролово, что в шести верстах, и за три версты в деревню Дворцы. Поэтому после выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) и закона о регистрации общин выхлопотали они разрешение построить храм. Возвели церковь в 1909 году, и тогда в Камельгино образовался самостоятельный приход. Новый храм воздвигнут был в честь Трех Святителей. Потребовался священник. Им и стал отец Тимофей. В 1913 году к Трехсвятской церкви в Камельгино пристроили колокольню. Раньше верующие извещались о службе звоном в чугунную доску, а 18 мая следующего года в деревне зазвонили настоящие колокола. Их было пять. Перед поднятием отслужили молебен храмовому празднику. Затем отец Тимофей окропил колокола святой водой. Когда их установили, церковный хор пропел: «Благовествуй земле радость великую, хвалите небеса, Божию славу». И в это время священник ударил трижды 8 один из колоколов. Над деревней застыл торжественный веселый звон. «У многих на глазах появились слезы умиления и вместе с тем неизреченной радостью наполнились сердца присутствующих на торжестве прихожан от сего трогательного зрелища», - писал об этом событии очевидец. Началась первая мировая. Старший сын отца Тимофея - Семен, человек уже самостоятельный, взрослый, ушел на фронт. Он был кавалеристом. В 1917 году у Чванова родилась девочка Клавдия - последний, девятый ребенок в его семье. Потом началась революция. За ней «на буржуа широкою облавой пошел российский пролетариат», как писал Владимир Нарбут, сам ставший впоследствии жертвой этого «пролетариата»... Маленькой Клавдии очень хотелось увидеть большой губернский го­род. Как-то отцу Тимофею понадобилось в Калугу по делам. Он взял дочку с собой. Возвращаясь, они ехали по крутому спуску Смоленской улицы. Навстречу телеге, вверх, шла группа школьников. С ними была женщина, то ли учительница, а может, пионервожатая. Увидев длиннобородого человека в черной рясе, дети, не сговариваясь, разом, будто свора дворовых собак на прохожего, побежали к повозке да плевать в него. Но то было не озорство, не шалость, а сознательное проявление ненависти, воспитанной и выпестованной в их душах целенаправленно. Ведь они ведали, что творят. И с другим проезжавшим так не поступили бы. И знали, что им ничего не будет. Что, может быть, даже похвалят... Дети, плюющие в священника. Символ нового поколения и новой, приходящей России. Судом 3 февраля 1930 г. отец Тимофей был приговорен к 3 годам лишения свободы, раскулачен: «как служителя религиозного культа /поп/ произведя раскулачивание данному хозяйству, с выселением из пределов деятельности сельсовета с изъятием у него нижеследующего имущества: дом жилой со всеми надворными и хозяйственными постройками, один плуг, одну борону, одну корову, одного поросенка, семенного овса 68 кг, ячменя 48 кг и гречихи 48 кг. Хозяйство индивидуально обложенное в сумме 448 рублей. Отца Тимофея и Дмитрия Ермилова приговорили к трем годам лагерей. Григория Соловьева - к ссылке на тот же срок. Но спустя несколько месяцев судебное решение в отношении церковного старосты было пересмотрено. Его освободили от наказания, разрешив свободное проживание на всей территории СССР. В лагере отец Тимофей перенес цингу. Болезнь до того доходила, что священник мог пальцами вытащить из размякших десен зуб... Чванов сдружился в заключении с одним человеком, который приглашал его к себе пожить, когда закончится срок. Неизвестно, как его звали, старообрядец он или нет, откуда родом. Может, он был откуда-то с юга и предлагал отдохнуть у него, поправить здоровье... Но за две недели до освобождения его задавило на лесоповале бревном. Насмерть. Отец Тимофей отбыл срок до последнего звонка и через три года перед ним открылись лагерные ворота. Седой, сгорбленный, изможденный, вернулся он на родину. Семья его тогда переселилась в соседние Дворцы. Отец Тимофей добрался до дома ночью. Все спали. Он стучать. Родных перепугал - думали ОГПУ за ними явилось... В 1933 году Тимофей Чванов служил в Дворцовской церкви Успения. Трехсвятский храм после его ареста превратили в новый клуб. Коло­кола сняли, иконы погрузили на подводы и увезли. Кресты спилили. Колокольню укоротили и подвели с храмом под единую крышу. Церковь стала похожа на простой дом. Известно точно, когда закрыли Камельгиновский храм - 15 февраля 1930 года. На Сретенье. А 12 февраля был престольный праздник Трех Святителей. Тою же зимой в калужский окрисполком приехали три женщины жаловаться на местную власть. Существовал ведь особый порядок закрытия церквей, задуманный, конечно, не в пользу верующих, но все-таки порядок. А тут и им пренебрегли. Чиновник записал на первом подвернувшемся обрывке бумаги фамилии женщин: Рыбакова Н. С., Куцева С. И., Хоботова П. И. Листок сохранился в архивных бумагах по сей день. 2 января 1934 года отец Тимофей умер. Умер неслышно, как и жил. Спустя примерно три месяца, в апреле, скончалась и жена отца Тимофея. Ее похоронили рядом с ним на старообрядческом кладбище в сосновом бору близ Камельгино. Во второй половине 1930-х годов дворцовскую церковь тоже превратили в клуб. Просуществовал он в бывшем храме немного - сгорел дотла. У камельгинского клуба - храма судьба была чуть-чуть иная. Теперь на месте Трехсвятской церкви расположен обыкновенный дачный домик, огороженный сеткой - рыбицей. Там, где была «Московская» моленная - ровное место. Стараниями неравнодушных людей в деревне установлен скромный памятник камельгиновцам, не вернувшимся с фронта. В Великую Отечественную войну погиб старший сын отца Тимофея Семен. Он воевал в конной разведке. Была возможность пристроиться писарем - отказался. Лошади были привычнее, чем чернила с бумагой. Но давал знать возраст. В одном из писем домой Семен Чванов жаловался, что уже не в его годы скакать на лошадях, но «что поделаешь, надо защищать Родину...» Его убили зимой 1942 или 1943 года». 

Георгий Федоров (1782 год) Георгий (Егор) Федоров поселился в Калуге в самом начале 1800 годов, когда город только-только повысили до звания губернского центра. Георгий Федоров бросил приход в 1782 году с женой и сыном. Священствовал же он в селе Высоцкая слобода Боровского уезда, ныне оно в черте города Боровска. В 1789 году он попался в Боровске с подложными документами. Священника препроводили в московское губернское правление и заключили в тюремный замок. Оттуда отцу Георгию удалось бежать. Он покочевал по разным старообрядческим слободам, и когда ему Высочайшим Именем даровано было прощение за оба побега, осел в Калуге. Служил он не только у местных старообрядцев, не только у Скудновых. Ездил в окрестные села и деревни: Камельгино, Акатово, Дворцы. 1 и 2 июня 1802 года - на Троицу - отец Георгий провел торжественную службу в мещовском селе Щелканове и открыто обошел с крестом старообрядческие дворы, за что «заработал» донос от местного духовенства. Неприятие официального православия было у него активным. В Калуге Федоров призывал старообрядцев не ходить в единоверческую церковь, которую тогда строили. Он не сидел, как мышь в норе, и не держал язык за зубами. Федоров себя вел независимо и часто выходил за рамки осторожности. Авторитетом он пользовался огромным. Арест и преданность вере обеспечивали ему ореол исповедничества. Популярность отца Георгия и его самоуверенность быстро обернулись вторым арестом. Сведения о священнике дошли в 1803 году до самого Александра Первого. И вот калужский губернатор получил письмо от министра внутренних дел Виктора Кочубея. Тот сообщал, что Его Величество были очень раздражены Федоровым: он ведь имел право только жить, где хочет, но не служить! Министр предлагал арестовать священника и отдать под суд, гражданский или духовный. Словом, если отец Георгий был столь смел из-за грамоты, подписанной императором, коей все старое ему прощалось, то он переоценивал ее значение... В мае 1804 года Федоров был схвачен и увезен под конвоем в калужскую духовную консисторию. Его дальнейшая судьба не прослеживается.

 Лавров Петр Петрович (1885 г.р.), уполномоченный гр. Учредителей храма Св. Василия Великого с. Камельгина (д. Камельгино) Льва - Толстовской волости Калужского Уезда общины старообрядцев, приемлющих священство от греко - российской церкви («беглопоповцы»). Лавров Петр Петрович, учредитель храма св. Василия Великого. Шумов Иван Семенович построил моленную в д. Камельгино на собственные деньги и сам же вел в ней службу, какая дозволялась уставом мирянину. Иногда к Шумову приезжал священник из Москвы, потому и прозвали эту моленную в деревне «Московской». Бердиков Алексей Семенович, (1856 - 1934 гг.), священник, служивший у старообрядцев, не признающих белокриницкой иерархии. Моленную, где он служил, в д. Камельгино называли «Московской», поскольку ранее (конец ХIХ в.), предшественник Бердникова приезжал из Москвы. Старообрядцы белокриницкого согласия молились в доме крестьянина Ефима Филипповича Рубцова. Это было еще в конце девятнадцатого века, когда и слова такого - «клуб» - в деревне не знали. Более поздние сведения о д. Камельгино отрывочны. Из камельгиновских церковнослужителей-старообрядцев, не признававших белокриницкой иерархии, забрали в ОГПУ двоих. Псаломщик Дмитрий Гаврилович Ермилов, как многие, мастерил и продавал прялки. Ремеслу этому обучил его отец, тоже кустарь. Дмитрий Ермилов родился в 1892 году. С 1914 по 1922 был чернорабочим на железнодорожной станции Тихонова Пустынь и кроме этого служил при церкви. Староста «Московской» моленной Григорий Климович Соловьев, в 1915 году его трудами учредили в деревне Камельгино старообрядческую общину. По профессии прялочник, он имел до 1914 года собственное дело - пек баранки и продавал. В феврале 1916 г. он был избран председателем совета общины. То есть стал в ней первым лицом среди мирян.

Козлов Семен Меркулович (1 сентября 1884 - 1937 г.). Родился в дер. Камельгино Калужского уезда. После смерти Боровского священника о. Карпа Тетеркина рукоположен к тамошнему храме Всех святых 20 февраля 1924 г. Расстрелян в 1937 г. Новоселов Иван Тимофеевич, 1894 г. р., участвовал в 1 - й мировой войне в 1914 г. в качестве взводного командира пулеметчика, исключенного из рядов ВКП (б) в 1920 г., с 1 июля 1918 г. председатель Лев Толстовского волисполкома, 1 апреля 1919 г. начальник милиции 1 - го района Калужского уезда, с 1 июня 1920 г. состоял на должности уездного военного комиссара начальник Губернской милиции, снят в апреле 1922 г., уехал в деревню. Судим в 1928 г. за срыв общественных работ и приговорен к 2 годам лишения свободы условно, в суде 28-29 декабря 1929 г. полностью изобличен и приговорен к 10 годам лишения свободы со строгой изоляцией.

Хоботов Евстратий Иванович (13 .12. 1870 г. - 05. 12. 1937 г.). Родился в дер. Камельгино Калужского у., в крестьянской семье. Служил в царской армии ратником ополчения. Рукоположен 20 марта 1911 г. епископом калужским и смоленским Ионой к Никольскому храму с. Поречье Малоярославского уезда. После закрытия этой церкви переведён в дер. Горбатово. В 1931 г. о. Евстратий осужден тройкой ОГПУ на три года ссылки в Северный край за антисоветскую агитацию. Священнику было предложено выехать за свой счет в г. Котлас (ныне Архангельская обл.). В 1933 г. о. Евстратий был досрочно освобожден как инвалид. Вернувшись на родину, он поселился в деревне Дворцы в трех километрах от Камельгино. Вскоре он снова подвергся репрессиям: у него отобрали дом, сарай и амбар. В 1937 г. о. Евстратий был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации (а фактически за то, что он продолжал свою священническую деятельность после закрытия Дворцовского храма). 25 ноября 1937 г. о. Евстратий приговорен тройкой УНКВД к расстрелу. Реабилитирован в 1988 г. Хоботов Федор Иванович, (1890-1930 гг.), уроженец д. Камельгино служил в 1-ю мировую войну в подразделении связанном с разведкой на воздушных шарах; 1926г. брал патент на торговлю прялками, член ревкомиссии Камельгиновского потребительского общества (ПО) Пятовской волости Калужского уезда.

 Фокин Кузьма Иванович (01.11.1882 - 04.0. 1938). Родился в дер. Камельгино Калужского у., в крестьянской семье. Родители занимались изготовлением прялок. С 1929 г. священник. В 1931 г. в Вязьме был привлечен к ответственности за контрреволюционную агитацию и сослан в Алма-Ату. Полностью отбыв срок, вернулся в Камельгино. Ко времени ареста (в 1937 г.) служил в храме Сошествия Святаго Духа (бывшем единоверческом). 27 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен за контрреволюционную агитацию (обв.: по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР.) к ВМН. Расстрелян 4 января 1938 г. Реабилитирован в 1989 г. (Источник: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-14636).

«По сведениям местного станового пристава, в 1877 году почти 500 человек во Дворцах были старообрядцами и только трое придерживались синодального православия. По другим данным, во Дворцах насчитывалось около 700 старообрядцев. Немало старообрядцев жило в окрестных деревнях. Случись бы этот пожар летом, можно было бы предположить, что крышу моленной подожгла молния. Но февральские поземки мели тогда вдоль крестьянских изб. И почему возник пожар, остается лишь догадываться. Огонь уничтожил только часть крыши, «само же здание сохранилось в целости, а также осталось неповрежденным все относящееся до богослужения». По данным 1893 года, в Глотове проживало 156 старообрядцев и 338 человек принадлежали к синодальному православию.). Так сообщал руководству местный становой пристав. Молитвенный дом во Дворцах построили в 1823 году, и до зимы 1876 года ничего не случалось с ним. В 1910 году в деревню приехал делегат совета всероссийского съезда старообрядцев В. Мельников, чтобы ознакомиться с жизнью общины. Тогда он и услышал рассказы о том, что среди сторонников синодального православия нашлись такие фанатики, которые, не давая тушить огонь, вырывали из рук пожарных шланги и насосы. По данным 1893 года, в Глотове проживало 156 старообрядцев и 338 человек принадлежали к синодальному православию.). Документального подтверждения этому случаю обнаружить не удалось. После пожара Дворцовские крестьяне положили на крыше моленной тес, не укрепляя его гвоздями. И вот тут, как будто ремонт моленной страшней, чем сам пожар, зачастила в деревню полиция: кто ремонтировал, кто клал на крыше горбыли, какой вид имела моленная до и после пожара?.. Тут бы могли, конечно, помочь исправнику со становым те самые люди, что отнимали у пожарных шланги, да, видно, власть обошла их стороной, опрашивая очевидцев пожара. Следствие ничего толком не установило. Моленную же опечатали, и простояла она закрытой до апреля 1880 года. Когда калужский окружной суд постановил снять печати, Дворцовские крестьяне Никола Дерюгин и Захар Кузнецов подали губернатору прошение, чтобы дозволил официально провести ремонт. Разрешение получено было в феврале 1881 года. Губернатор подчеркивал, обращаясь к местным властям, что этот шаг навстречу не отменяет запретительных указов, но (поскольку в деревне очень много старообрядцев) «вызывается лишь крайнею необходимостью и потому желательно, чтобы таковое разрешение не было по возможности оглашаемо». После объявления религиозной свободы появилась при молитвенном доме отдельно стоящая деревянная колоколенка. Прихожан прибавилось, несмотря на огромный синодский монастырь с внушительными церквями и колокольней, что стоял неподалеку. Была еще одна причина, из-за которой старообрядцы решили строить новую церковь: год за годом меняла русло Угра и теперь все чаще беспокоили паводки, слишком близко подходила вода. В конце февраля 1913 года Дворцовские старообрядцы подали в губернское правление соответствующее прошение, представили проект храма и пояснительную записку. Церковь предполагалось построить на средства прихожан из принадлежащего общине отборного соснового леса. Храм был рассчитан на 600 человек: не более 15 молящихся на одну квадратную сажень (около 2 кв. метров). Строительство церкви началось в апреле и завершилось летом 1914 года Новый храм освятили во Дворцах в честь Успения Божией Матери, придел в нем - во имя Трех Святителей. Священников при церкви было двое. Старший - Иосиф Борисович Дворин (род. 1851 г.), из крестьян соседней деревни Ново - Скаково, служил в деревне с 1882 года. Ранее он был сторожем при Рождественском старообрядческом храме в Калуге. Не исключено, что и до отца Иосифа имелся в деревне батюшка, но сведений о нем не дошло. О И. Б. Дворине в 1893 году священник из соседней Тихоновой слободы отозвался: «характера мягкого». В 1897 году против о. Иосифа возбудили уголовное дело, обвиняя его в «присвоении» сана. Но Дворин сумел доказать невиновность. В 1918 году епископ Павел возвел о. Иосифа в протоиереи. Он стал одним из старейших священников губернии. Умер И. Б. Дворин не ранее 1924 года, похоронен на старообрядческом кладбище между Дворцами и Камельгино. В 1915 году во Дворцы рукоположили второго священника - о. Глеба Власова (род. 1887 г.) из Острой Луки. В конце 1920-х годов он был переведен куда-то, говорят, в приход своей родной деревни. В 1930-х о. Глеба арестовали, срок он отбывал на строительстве канала «Москва-Волга». Освободившись, служил на Украине, в селе Устьяново (Московская область). Умер в 1963 году в Москве. В одну из весен случился во Дворцах сильный паводок, подмывший фунт под старым молитвенным домом. После той «большой воды» часть моленной обрушилась в реку. Восстановить ее было невозможно. Дом разобрали по бревнам, раздав их прихожанам, нуждавшимся в строительном материале. Сейчас на месте старообрядческого молитвенного дома плещется угорская вода. В новой церкви сложился хороший и большой хор (в советское время, перед самым закрытием церкви, от него осталось человек шесть). Ночью на Пасху, когда наставало время крестному ходу, снаружи храма зажигали бочки из-под дегтя (их жертвовал один из прихожан), чтобы было светло. Недалеко от церкви поселились в отдельных домишках - кельях три «молельницы» - так в старину называли женщин, ушедших от мира, посвятивших себя молитве, чтению канонов, но не принявших обряд монашеского пострига. Так называют их Дворцовские старушки - старообрядки и сейчас. Имена этих женщин известны: Акулина, Степанида и Феодосия. При советской власти женщин выселили. Местные старообрядцы приютили их. Тогда же из закрывающегося храма молельницы взяли некоторые иконы. Однако основная их часть оказалась на церковном чердаке. Там, где находился когда-то храм, теперь ровная земля да железобетонный столб, поддерживающий провода электропередачи. Чуть поодаль, за невысокой металлической решеткой вроде кладбищенской оградки, выходит на поверхность толстая желтая труба газотрассы. Ничто о церкви не напоминает. Ничто о ней не говорит. Храм был рублен «в лапу», не окрашен, с высоким, в полтора метра, фундаментом, длинными порогами, ведущими внутрь, с добротно и красиво отделанным крыльцом. У правого клироса стояло большое распятие с голгофой, пожертвованное кем-то из прихожан. Успенскую общину во Дворцах зарегистрировали в октябре 1907 года. Судьбы всех тех, кто входил в ее совет, и чьи фамилии хранят чернила на архивной бумаге 1910-х годов, не установишь. Одним из церковных старост Успенского храма был Тарас Иванович Корягин. Это вместе с ним и другими «понятыми» летом 1914 года губернский инженер осматривал Успенский храм и признал, что в нем можно молиться. Тогда, как бы сейчас сказали, был подписан акт приемки. Церковь открылась для всех. В деревне Корягин держал лавку, имел свое дело, пек баранки, хлеб и продавал. За что бы он ни брался, что бы ни делал, всегда повторял про себя вслух коротенькую молитву: «Господи, помилуй». В крепкую привычку вошла она. В конце 1920-х годов Корягина насмерть забодал бык. Нелепая смерть? Кто знает. Близилась коллективизация. Какая бы ждала его, «кулака», его семью тогда судьба? Во второй половине 1920-х годов во Дворцы был переведен (вероятно, на место умершего Дворина) о. Мефодий Федорович Костоправкин. Судьба довольно побросала его по стране. В прошлом священник работал на шахтах Донбасса, в 1917 году записался в партию социал-демократов, но вскоре порвал с ней, решив принять сан. Рукоположили отца Мефодия в деревню Брусны Жиздринского уезда. По одним данным, он и родился там. Вскоре, однако, священник попал в тыловое ополчение Красной Армии, а в 1919 году служил в хуторе Романовском на Кубани. Теперь это город Кропоткин. Оттуда о. Мефодий вернулся в Брусны и через какое-то время переехал во Дворцы». Отец Мефодий родился 14 мая 1894 года в деревне Брусны Жиздринского уезда (ныне Ульяновский район). С 1919 года – священник во Дворцах. В 1930 году отца Мефодия в первый раз арестовали, по подозрению в антисоветской агитации. Но судим он не был. В этом же году он вернулся во Дворцы. В 1932 году он был опять арестован вместе с тремя прихожанами: председателем церковного совета местного храма Успения Анастасием Харламовым, певчим Корнеем Рыбаковым и прихожанином Самуилом Слабовым. Обвинение было классическим для того времени: анти колхозная агитация и распевание церковных гимнов. Отец Мефодий получил три года лагерей. Был осужден с ноября 1932 года, но в 1933 году вернулся с Беломорского канала, освобождён был по состоянию здоровья. Был осужден 20 ноября 1937 года на десять лет, за связь с единственным из оставшихся на свободе старообрядческих епископов белокриницкого согласия епископом Саввой и анти советскую агитацию среди монашек. Не расстреляли, видимо, по причине его тяжелой болезни. Из лагерей священник не возвратился. После его ареста в церкви был сделан зерносклад. Был реабилитирован в 1959 году.

Утраченные храмы: Храм в честь Свт. Николая, с. Дворцы, Тихоновская церковь – школа, с. Дворцы. Православная церковь - школа построена в 1905 году на средства монастыря Тихонова Пустынь и частично на вклады благотворителей. Здание деревянное на каменном фундаменте, в одной связи с колокольней. Престол один - во имя преп. Тихона, Калужского чудотворца. В церковной ограде находился некрополь, ныне уничтоженный. В войну храм сгорел. На этом фундаменте построено жилое здание. (ф.33,оп.2,д.2304,ф.62, оп.17,д.2389). с. Обухово, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 Фокин Василий Иванович (04.12.1928 - 09.10. 2004). С 1945 - 1950 гг. - студент МОПИ им. Н. К. Крупской. С 1951 по 1976 гг. - военнослужащий Советской Армии, с 1977 по 1978 г. - учитель математики средней школы № 1 г. Троицка. С 1978 г. по 1993 г. Василий Иванович Фокин работал в Отделе Народного образования Администрации г. Троицка. В круг его обязанностей входила забота о создании образовательного пространства, соответствующего высоким требованиям высоко интеллектуальной среды наукограда. В результате его деятельности и под его руководством в городе появились лицей, гимназия, школа старшеклассников с начальным профессиональным образованием. Выпускниками Дворцовской школы были: Андрей Леонидович Комаров, занимавший должности мэра Кондрова и заместителя главы администрации Дзержинского района, Виктор Иванович Павлов и Алексей Михайлович Терехов, ранее возглавлявшие администрацию СП «Село Льва Толстого», Каграманов Семен Александрович - зав. операционным блоком МНТК Микрохирургии глаза имени академика С. Федорова», Забелина Ольга Александровна   - работник областного Департамента дорожного строительства и многие другие видные люди.

  Новая эпоха началась для села Дворцы и окрестных деревень с приходом Советской власти. В 20-е годы прошлого века началось колхозное строительство. Надо сказать, что тогдашняя сельская молодежь активно занималась общественной жизнью села. Один из таких активистов-комсомольцев В. В. Диков вспоминал: «В начале 20-х годов мы жили весело. Жизнь кипела вовсю. Участвовали в агитбригадах, давали концерты и даже ставили спектакли. Беда была одна: клуба своего не было. Просили помещение у новой власти…» Как уже говорилось ранее в 1929 году был образован Дзержинский район. Когда-то он именовался Говардовским (по одноименной станции), позднее Бухаринским, в честь видного теоретика большевистской партии Николая Ивановича Бухарина. В 1944 году Медынский и Дзержинский районы были включены в составвновь образованной Калужской области. История села Дворцы неразрывно связана с наиболее трагичными событиями Российской истории. На берегах реки Угры нашли своё отражение отголоски русско-литовских порубежных конфликтов, Отечественной войны 1812 года, революции 1917 года, колхозного строительства 20-30-х годов 20 века, ожесточённых боёв с немецко-фашистскими захватчиками Великой отечественной войны 1941-1945 годов.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1929; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!