ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ: основные причины 15 страница



Приведенная структура сознания ставит несколько тезисов. Коль имеется сознание, как механизм психического отражении, можно говорить о его сужении и расширении (т.е. переход на иной энергетический уровень) и о формах нарушения сознания и его составляющих. Так, например, временное расширение с ознания возникает во время инсайта (внезапное "озарение"), а длительное - в период творческой деятельности. Временное сужение сознания возникает во время гипноза, а длительное сужение во время сна.

Если мы говорим о сознании, значит, имеется и самосознание. Этот механизм психического отражения зависит от направленности внимания. Если внимание направлено на окружающий нас мир, то говорим о сознании; если внимание направлено на себя, то возникает самосознание (концепция "я"). При патологически суженном сознании возникает разная степень угнетения его составляющих: от оглушенности, сопора до комы. Для возникновения оглушенности или комы необходимо, чтобы были повреждены или угнетены функции, либо коры головного мозга (передний мозг), либо структур, расположенных парамедиально диэнцефальной области (средний мозг), и верхних отделов ствола мозга (задний мозг), либо ретикулирной формации - либо имеет место совокупное повреждение как (полушарий, так и ствола мозга (Ф. Плам, Дж.Б. Познер, 1986 г.).
При патологическом расширении сознания возникает определенная степень его изменения, которая проявляется (патологической продукцией личности) следующими синдромами: делирий, онейроид, аменция, сумеречное состояние сознания.
При оценке степени сужения и расширения сознания, его нарушения можно пользоваться таблицей.

 

 

Ощущение - Восприятие - боль - температура - шум - свет и др. Представления - воображение - фантазирование - сон - бормотание и стон
Стереотипные <------ движения - защитные рефлексы - синкинезии - поза (положение рук, ног, всего тела) Осознанные и неосознанные движения - открывание глаз - ходьба и др. движения - глотание - облизывание губ
Потребность <------ - дышать - пить - мочеиспускание - дефекация и др. Мотивация (осознанная потребность) - желание есть - проглатывание слюны - контроль за физиологическими отправлениями
Функция вегетативной и эндокринной систем - слюноотделение - потоотделение - сердцебиение - перистальтика - артериальное давление и др Центральные механизмы вегетативной нервной системы эндокринной системы - выражение лица - мимика - гримаса - блеск глаз - цвет лица и др.

сужение <---------------

 

Хотя в (экстремальных условиях проще шкала комы Глазго (1974), где используются только 3 клинических признака: открывание глаз, двигательная активность и словесные ответы. (Признаки разбиты на градации, получившие балльную оценку.
Много неизученного и таинственного остается в структуре сознания. Однако, используя таблицу суженного и расширенного сознания, симптомы выпадения высших корковых функций (афазия, апараксия, агнозия), можно сказать, что взрослый человек при выходе из состояния (клинической смерти на самом деле видит белый свет. Однако этот феномен связан не с потусторонним миром, а с (отеком мозга и раздражением коркового конца зрительного анализатора. При раздражении клеток зрительного анализатора человек всегда видит свет, будь то удар по глазу или по голове или отек мозга. Все это воспринимается как вспышка света. Но этот феномен описывается взрослыми людьми, вышедшими из состояния клинической смерти, как отрыв души от тела, душа как бы движется по туннелю. Все время повторяя это, в такое толкование начинает вешить и сам взрослый человек, так как оно объясняет сам феномен общения души человека с потусторонним миром. У ребенка еще нет понятий о душе, о боге, так как о нем рассказывают взрослые, эти понятия, знания прививаются в процессе научения, воспитания. Ребенок при выходе из состояния клинической смерти может видеть и рассказывать только о чем-то белом, ярком.
Во всех классических учебниках по неврологии описывается феномен трубчатого зрения. При повреждении затылочной доли головного мозга (области, где происходит анализ всех зрительных образов, а если точнее, передней части поля 17) остается лишь телескопическое, или трубчатое, поле зрения. Этот механизм патологически суженного сознания может объяснить понятие, предлагаемое экстрасенсами как "выход в астрал" и др.
Для сравнения нужно привести другую точку зрения. В теологической литературе такие состояния описываются иначе. Д.С. Мережковский в трилогии "Христос и антихрист" (1990) писал: "...Надо, чтобы все умолкло в душе, все небесные и земные голоса. Тогда мы услышим Его. Пока сияет разум и, как полуденное солнце, озаряет душу, мы остаемся сами в себе, не видим Бога. Но когда разум склоняется к закату, надушу нисходит восторг, как ночная роса. Злые не могут чувствовать восторга; только мудрый делается лирой, которая вся дрожит и звучит под рукой Бога. Откуда этот свет, озаряющий душу? - Не знаю. Он приходит внезапно, когда не ждешь; его нельзя искать. Бог недалеко от нас, надо приготовиться; надо быть спокойным и ждать, как ждут глаза, чтобы солнце взошло - устремилось, по выражению поэта, из темного Океана. Бог не приходит и не уходит. Он только является. Вот Он. Он отрицание мира, отрицание всего, что есть. Он - ничто. Он - все.
Душа человека во время сна старается вспомнить Бога, но не может, отягощенная материей. Она созерцает Его смутно и дремотно. Все миры, все звезды, и море, и земля, и животные, и люди, все это - сны природы о Боге. То, что она созерцает, как, как рождается и умирает. Она создает одним созерцанием, как бывает во сне; создает легко, не зная усилия, ни преграды. Вот почему так прекрасны и вольны ее создания, так бесцельны и божественны. Игра сновидений природы - подобна игре облаков. Без начала, без конца. Кроме созерцания в мире нет ничего.
- Чему уподоблю мир, все эти звезды, солнце? Сети уподоблю их, закинутой в море. Бог объемлет вселенную, как вода объемлет сети, сеть движется, но не может остановить воду; мир хочет и не может уловить Бога. Сеть движется, но Бог спокоен, как воздух, в который закинута сеть.
Если бы мир не двигался, Бог не создавал бы ничего, не вышел бы из покоя, ибо зачем и куда ему стремиться?
Там, в царстве вечных Материй; в море мировой Души, таятся семена Идеи - Формы всего, что есть74 и было, и будет.
Кто же Он? Кто Он? Зачем Он не отвечает, когда мы зовем Его? Как его имя? Я хочу знать Его, слышать и видеть! Зачем Он бежит от моей мысли? Где Он?
Ему нет имени: Он таков, что мы умеем сказать лишь то, чем Он не Должен быть, а то, что Он есть, мы не Знаем. Создавший все, сам Он - ничто из всего, что создал. Когда ты говоришь: Его нет, ты воздаешь Ему не меньшую хвалу, чем если молвишь: Он есть. О нем ничего нельзя утверждать; ничего - ни бытия, ни сущности, ни жизни, ибо Он выше всякого бытия, выше всякой жизни.
Отрекись от сущего, от всего, что есть - и там, в бездне бездн, в глубине несказанного мрака, подобного свету, ты найдешь Его. Отдай Ему и друга, и родных, и отчизну, и небо, и землю, и себя самого, и свой разум. Тогда ты уже не увидишь света, ты сам будешь свет. Ты не скажешь: Он и Я, ты чувствуешь, что Он и ты - одно, и душа твоя посмеется над собственным телом, как над призраком "
Таблицу суженного и расширенного сознания можно использовать специалистам для оценки сознания при его изменении. В реанимационных отделениях всегда встает вопрос - каким образом восстанавливать функции того или иного органа. В настоящее время уже не секрет: если у пациента отсутствует самостоятельное дыхание, то применяют аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Если оперируют на открытом сердце, то используют аппарат искусственного кровообращения (АИК). Если не функционируют почки, то используют аппарат гемодиализа и гемодсорбции ("искусственная почка"). Тем самым врачи научились моделировать функции внутренних органов. Используя эту таблицу, так же можно моделировать психику. Система моделирования при выходе из комы должна строиться из многоступенчатых действий: нейропсихологическая реабилитация + восстановительное лечение, психологическая реабилитация + психофармакотерапия, психотерапия и психокоррекция.
В предыдущих главах высказывалась мысль, что гипноз - это определенное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном; поэтому в этой главе хотелось остановиться сначала на различных видах сознания, а потом осветить вопрос о специфической форме сознания, которая классифицируется как гипнотическое состояние.
Бодрствование обусловлено способностью уловить все явления в окружающей среде, понять их значение (включить их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители. Бодрствование - это поведенческое проявление активности нервной системы, ее функционального состояния в условиях реализации индивидуумом той или иной деятельности. В цикле "бодрствование - сон" различают следующие уровни бодрствования: крайний уровень напряжения; активное бодрствование, пассивное бодрствование (покой, расслабленное состояние), просоночное состояние, дремота, которая со снижением уровня активности нервной системы переходит в сон. Ясность сознания определяется тем, что мы убеждаемся в аутопсихической ориентации (как человек ориентируется по отношению к себе самому, к своей психической жизни) и в аллопсихической "ориентации (как человек ориентируется по отношению к внешней среде). Раздражителем является слово, на которое мы ждем ответа. Ответ такого рода можно получить от человека, находящегося в состоянии сонливости (сомнолентности) и сопора, но не в состоянии комы.
Два американских исследователя - Джералд Вогел и Дэвид Фулкес - провели детальное исследование изменений в психическом состоянии человека при засыпании. Оказалось возможным выделить различные фазы. Первый шаг - это потеря контроля над потоком мыслей. В состоянии бодрствования человек думает, направляет свои мысли в желательном направлении. При засыпании мысли начинают блуждать и разбредаться. Если испытуемого пробуждают через некоторое время после начала засыпания, то отмечается потеря ориентации во времени и пространстве. Он уже не сознает, что лежит в кровати и что сейчас одиннадцать часов вечера. По мере дальнейшего развития сна появляются первые истинные картины сновидений, и спящий более не осознает, что они уже не соответствуют окружающей реальности. Отчеты о сновидениях в этой фазе засыпания напоминают отчеты из парадоксального сна до такой степени, что различить их становится невозможно.
Таким образом, переживание сновидений никоим образом не ограничено парадоксальным сном, но также возникает и при засыпании, пробуждении и в медленном сне. Можно сделать дальнейший шаг и поставить вопрос о том, почему бы психическим процессам, напоминающим сновидения, не возникать также и при бодрствовании? Если днем сидеть или лежать расслаблен и км и с закрытыми глазами,
то мысли также начинают разбредаться. Можно так погрузиться в фантазии, что забудешь, где находишься. Имеются явные указания на то, что дневные и ночные грезы сходны как по характеру, так и по содержанию. Похоже, что состояния сновидений и сознательного мышления в бодрствовании не столь уж отличны друг от друга. В бодрствовании такое психическое состояние может способствовать творческому или художественному воображению.
Сон - это периодическое функциональное состояние со специфическими поведенческими проявлениями, характеризующимися отсутствием целенаправленной деятельности, значительной обездвиженностью от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В ФБС человек может видеть сновидения или попросту сны. Бертран Рассел мог даже читать во сне целые страницы книги, которую он должен был написать.
Несомненно, что одним из величайших достижений Фрейда было это постоянное и убедительное подчеркивание глубинного смысла сновидений. Сновидения являются не просто тенями, как говорил Гамлет, но скорее "посланиями к кому-то". Они изложены метафорическим языком, в котором правила совсем другие, чем в обычном языке. Каждый элемент в сновидении связан с множеством других мыслеи и идей. Связи между ними могут быть выявлены различными путями; один из наиболее важных - это методика известная под названием "свободные ассоциации", когда субъект должен следовать своим мыслям как можно более свободно и тщательно пересказывать, что возникает у него в сознании в связи с каждым отдельным элементом сновидения. Процесс, лежащий в основе сновидения, названный Фрейдом "работа сна", начинается с переплетения и конденсации очень разнородных идей и впечатлений в единую картину. Кроме конденсации, сновидения возникают также в результате "вытеснения" мыслей, т.е. их перемещения в инородный и явно бессмысленный контекст. Фрейд считал, что такой процесс служит для маскировки слишком "больных" мыслей, которые несут большую эмоциональную нагрузку, чтобы быть "включенными" в сновидения.
"Мир сновидений не менее реален, чем мир бодрствования; только он реален в другом отношении". Можно согласиться с заключением Людвига Клагса, что анализ сновидений позволяет глубже проникнуть в функции сознания.
Анализ сновидений играет важную роль при многих формах психотерапии как способ проникновения в глубины потока сознания человека. Есть знаменитое выражение Фрейда: "Толкование сновидений - это основной путь к познанию бессознательного".
Теперь можно сказать, что сновидения могут быть полезны для проявления активности в бодрствовании. Творческие сновидения подтверждают это, как в знаменитом пересказе немецкого химика Фридриха Августа Кекуле, который долго и безуспешно искал химическую структуру бензола. Однажды ночью ему приснились шесть змей, проглотивших хвосты друг друга, образовав большое вращающееся кольцо. Проснувшись, он понял, что проблема, мучившая его, решена: структура бензола похожа на кольцо из шести змей и представляет собой замкнутый цикл с шестью атомами углерода.
Физиологическую теорию возникновения сновидений привел И.П. Павлов. Он полагал, что торможение в первую очередь охватывает наиболее молодые клетки второй сигнальной системы, которые быстро истощаются. Неравномерное распределение торможения особенно четко проявляется во время неуглубленного сна (у пожилых людей в первых фазах сна и чаще к утру, когда уже начинаем просыпаться). Сновидения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые приведены к деятельности под влиянием внешних раздражителей и перешли в состояние возбуждения. Ввиду того, что отсутствует логический контроль (он, однако, может появиться, если мы находимся в состоянии, близком к пробуждению, и мы даже способны во сне осознавать наличие сновидений и стараемся запомнить их содержание), сны кажутся нам фантастичными.
В старой литературе о сновидениях можно было встретить утверждение, что даже длинные сны на самом деле продолжаются лишь несколько секунд. Некоторые отчеты о сновидениях, казалось, подтверждали это предположение, как например, следующий отчет французского психолога
XIX в. Мори, о котором рассказывал Зигмунд Фрейд: "Он был болен, лежал в своей постели, рядом сидела его мать, и ему снилось, что он попал в эпоху якобинского террора. Он стал очевидцем множеств страшных сцен убийств, и в конце концов сам оказался перед лицом революционного трибунала. Там он увидел Робеспьера, Марата, Фукье-Тенвилля и других жестоких героев тех ужасных дней. Они допрашивали его, и после множества злоключений, которые не сохранились в его памяти, он был признан виновным и отведен на место казни, окруженное огромной толпой. Он поднялся на эшафот, палач привязал его и откинул стопорное устройство. Нож гильотины упал. Он почувствовал, как его
голова отделяется от тела, проснулся в страшном волнении и обнаружил, что изголовье кровати упало и стукнуло его по шее как раз в том месте, где он ощутил нож гильотины. Этот отчет свидетельствует о том, как внешнее событие - падение изголовья кровати, на которой спал Мори, - послужило поводом для развертывания целостной картины сновидения, которая вся, по-видимому, проскочила за несколько секунд, причем окончание внешнего события запустило начало сновидения. Иногда во сне видим длинный сон, который оканчивается звонком ( кто-то звонит, что-то горит, видим во сне целые длинные сцены), и пробуждаемся от того, что у дверей кто-то звонит.
Стимулом могут быть как внешние раздражители, так и импульсы, исходящие из самого организма, имеющие соматический и психический характер; доказательством сна, вызванного внутренним стимулом, можем быть сновидение ребенка, которому в течение 3 дней снился один и тот же сон: ему казалось, что из его тела вырываются синеватые огоньки. На следующий день у ребенка появилась корь. Это является одновременно хорошим примером "пророческого" сна и ненаучного предрассудка (чему мать ребенка хочет поверить). В этом смысле сны могут иметь и диагностическое значение, даже боль во многих случаях впервые появляется во сне, не подавляемая множеством импульсов, как это имеет место в состоянии бодрствования. По К.Ф. Касаткину, который исследовал 912 сновидений у 149 больных, здоровые люди видят сны в течение 54-76 % всего периода сна, больные - примерно в 87-100%.
В этой главе необходимо несколько слов сказать о ночных кошмарах. Они представляют собой переживания сновидений устрашающей природы, возникающих обычно во второй половине ночи в стадии парадоксального сна и заканчивающихся с началом пробуждения. Мы можем помнить сновидения, но уверены, что это был только сон. В литературе о сновидениях приведен пример одного студента, страдающего сильной зубной болью. Ему все время снился сон о том, что он выступал на ринге как боксер и всегда при этом получал удар в челюсть. Эти так называемые pavor nocturnus (ночные страхи) имеют различные проявления. Обычно спящий вскрикивает и просыпается в ужасе, он покрыт потом, его дыхание учащено. Даже и проснувшись, он выглядит растерянным и не может рассказать, что ему снилось. У детей может пройти 5-10 мин, пока они не успокоятся и придут в себя. Наутро они об этом не помнят. Два типа тревожных сновидений отражают характерные различия между пробуждением из парадоксального сна и из глубокого медленного сна. Человек, который проснулся после эпизода парадоксального сна, способен сразу ориентироваться и отдает себе отчет в том, что происходит вокруг, в то время как тот, кто пробудился из глубокого медленного сна, переживает период сильной сонливости, дезориентации и нарушения памяти.
По А. Адлеру, сны из психической жизни обусловливаются нерешенными проблемами или они возникают как предчувствие новых проблем: трудные жизненные решения могут проецироваться сном об экзамене (аналогичные сны об "экзамене по математике" часто описывают солдаты перед атакой). Сон нельзя полностью отнести к сознательному поведению. Какое бы значение ни имели сновидения, они слишком близки по своему содержанию к делирию или онейроиду.
Очень часто сны отражают напряжение в эмоциональной области, беспокойство, опасения или желания. Так, например, типичным невротическим сном является повторяющийся сон, являющийся признаком неразрешимости проблем или сон о длинном гостиничном коридоре с бесконечным рядом одинаковых дверей, среди которых спящий не может отыскать свою дверь. Враждебная ситуация желающая спящего днем на работе, созданная его коллегами, проецируется сном о диких зверя, рычащих на спящего.
Желание быть признанным отражается в детских снах сценами, в которых ребенок представляет себя королем и отдает распоряжения своим родителям.
Следует отметить символики классического психоанализа, истолковывающие любой сон как сексуальный символ при упраздненной цензуре сознания, так что любой длинный предмет представляет собой мужской половой член, а любой полый предмет - женские половые органы. Символика сновидений понятна как проекция представлений эмоциональных переживаний. Сновидения, по существу представляют собой цепь свободно развивающихся представлении, которые тем более логичны, чем более интенсивным является контроль сознания. Сновидения являются настолько "разумными", как это только может быть. Что касается содержания сновидений, то можно сказать, что нам снится то, с чем мы не чем мы не смогли справиться днем; человеку как будто не хватает времени для решения определенных проблем в дневное время и он решает их ночью во время сна; причем сновидение представляет собой образную, воображаемую символику эмотивных переживаний (страх - дорога над пропастью, беспокойство - напрасный поиск "правильных" дверей и т.д.) (Менегетти, 1991 г.).
Изучая бессознательную продукцию человека во сне, представители психоаналитической школы впервые, таким образом, стали изучать личность.
Еще в начале нашего века И.П. Павлов сравнивал психолога изучающего только сознательные явления в психике, с человеком, идущим в темноте с фонарем, освещающим лишь небольшие участки местности, ибо, по его словам, душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознаваемого и бессознательного.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!