ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКА 14 страница



теории на той же идее, что удовольствие -- не первоначальный мотив поступка,

а спутник плодотворной деятельности.

В "Этике" Спенсера мы находим исчерпывающее и систематическое

рассмотрение принципа удовольствия, которое мы можем использовать в качестве

отличной отправной точки дальнейшего рассмотрения.

Ключом к спенсеровской идее удовольствия-страдания служит понятие

эволюции. Он предполагает, что удовольствие и страдание выполняют

биологическую функцию стимуляции человека к деятельности, согласующейся с

тем, что благодетельно и для него, как индивида, и для человеческого рода;

поэтому они являются совершенно необходимыми факторами в эволюционном

процессе. "Страдания -- это корреляты действий, вредных организму, а

удовольствия -- корреляты действий, способствующих его благополучию".[105]  "Индивид и род изо

дня в день поддерживает свою жизнь тем, что отыскивает приятное и избегает

неприятного".[106]

Удовольствие, хотя это и субъективное переживание, не может оцениваться лишь

по субъективному элементу; оно имеет и объективную сторону -- физическое и

душевное благополучие человека. Спенсер признает, что в нашей нынешней

культуре встречается много случаев "извращенного" удовольствия и страдания,

и объясняет это явление противоречиями и несовершенствами общества. Он

заявляет, что "когда социальная жизнь станет вполне гуманной, придет

понимание тех истин, что наши действия совершаются правильно только тогда,

когда, кроме того, чтобы способствовать будущему счастью, частному и

всеобщему, они доставляют еще и непосредственное удовольствие, а страдание,

не отдаленное во времени, а ближайшее, сопутствует действиям

неправильным".[107]  Он

говорит, что те, кто считает страдание благодетельным, а удовольствие

вредным, виновны в искажении истины, заставляющем исключение принимать за

правило.

Спенсер совмещает свою теорию биологической функции удовольствия с

социологической теорией. Он предполагает, что "полное приспособление

человеческой природы к требованиям социальной жизни, в конечном счете,

должно сделать всякую полезную деятельность доставляющей удовольствие, а

деятельность, не согласующуюся с этими требованиями,-- лишенной всякого

удовольствия".[108]  И

продолжает, "что удовольствие, сопровождающее пользование средствами для

достижения цели, само становится целью".[109]

Концепции Платона, Аристотеля, Спинозы и Спенсера содержат такие общие

идеи: 1) субъективное переживание удовольствия само по себе не является

достаточным критерием ценности; 2) счастье сопутствует добродетели; 3) можно

найти объективный критерий оценки удовольствия. Платон считает критерием

истинного удовольствия "хорошего человека"; Аристотель -- "назначение

человека"; Спиноза, как и Аристотель,-- реализацию человеком своей природы

путем использования своих сил; Спенсер -- биологическую и социальную

эволюцию человека.

Указанные теории удовольствия и его роли в этике страдают отсутствием в

их построениях достаточных проверенных данных, полученных при помощи четкой

техники исследования и наблюдения. Психоанализ своим детальным исследованием

бессознательной мотивации и динамики характера заложил основу для такой

четкой техники исследования и наблюдения и тем самым позволил нам анализ

удовольствия как нормы жизни вывести далеко за традиционные пределы.

Психоанализ поддерживает идею, разделяемую оппонентами гедонистической

этики, что субъективное переживание удовлетворения само по себе является

обманчивым и недостаточным критерием ценности. Психоаналитическое

проникновение в природу мазохистских устремлений подтвердило правильность

антигедонистической позиции. Все мазохистские желания можно считать

влечениями к тому, что вредит всей личности. В своих наиболее очевидных

формах мазохизм представляет собой жажду физической боли и последующее

наслаждение ею. Как извращение мазохизм связан с сексуальным возбуждением и

его удовлетворением при сознательном желании боли. "Моральный мазохизм" --

это влечение к психическому вреду, униженному, подвластному состоянию;

обычно такое желание не осознается, но оно рационализируется как

преданность, любовь и самоотверженность, или как покорство законам природы,

судьбе, другим трансцендентным человеку силам. Психоанализ показывает, как

глубоко могут быть подавлены и благопристойно рационализированы мазохистские

влечения. Но мазохистские феномены -- это лишь наиболее заметный пример

бессознательных желаний, являющихся объективно вредными; все неврозы следует

понимать как результат бессознательных влечений, имеющих тенденцию наносить

вред и препятствовать развитию личности. Жажда того, что вредно,-- вот в чем

сущность душевного заболевания. Всякий невроз, таким образом, подтверждает,

что удовольствие может противоречить действительным интересам человека.

Удовольствие, возникающее от удовлетворения невротических влечений

может быть, но не обязательно бывает бессознательным. Мазохистское

извращение дает пример сознательного наслаждения невротическим влечением.

Садист, находящий удовлетворение в унижении людей или в ничтожном

наслаждении накопленными деньгами, может осознавать или не осознавать

удовольствие, получаемое им от удовлетворения этого влечения. Будет это

удовольствие осознано или подавлено, зависит от двух факторов: от величины

тех сил в человеке, какие противостоят его иррациональным влечениям; и от

того, до какой степени нравы общества позволяют или запрещают наслаждаться

таким удовольствием. Подавление удовольствия  может иметь два различных

значения; менее полная и более распространенная форма подавления -- та, при

которой удовольствие воспринимается на уровне сознания, но не в связи с

иррациональным влечением как таковым, а скорее в связи с рационализированным

его выражением. Скряга, например, может думать, что ему приносит

удовлетворение его благоразумная забота о семье; садист может считать, что

ему доставляет удовольствие его чувство морального возмущения. Более

радикальный тип представляет собой то подавление, где отсутствует осознание

какого бы то ни было удовольствия. Многие садисты будут искренне отрицать,

что вид униженных ими людей доставляет им какое-то чувство удовольствия.

Однако анализ их снов и свободных ассоциаций вскрывает существование такого

бессознательного удовольствия.

Страдание и несчастье также могут быть бессознательными, и подавление

может облекаться в те же формы, какие только что были указаны относительно

удовольствия. Человек может чувствовать себя несчастным или потому, что у

него нет такого успеха, какой он хотел бы иметь, или потому, что его

здоровье подорвано, или из-за каких-то других внешних жизненных

обстоятельств; однако основной причиной его несчастья может быть отсутствие

плодотворности, пустота его жизни, неспособность любить или какие-то

внутренние дефекты, делающие его несчастным. Он, так сказать,

рационализирует свое несчастье, и вследствие этого не понимает его реальной

причины. Самый тяжелый случай подавления несчастности имеет место тогда,

когда отсутствует всякое ее осознание. В этом случае человек считает, что он

вполне счастлив, в действительности будучи неудовлетворенным и несчастным.

Концепция бессознательного счастья и несчастья наталкивается на одно

серьезное возражение, состоящее в том, что счастье и несчастье тождественны

нашему осознанному чувству счастливости или несчастности, и наслаждаться или

страдать, не зная об этом, все равно, что не наслаждаться или не страдать.

Этот аргумент имеет не только теоретическое значение. Это аргумент

величайшей социальной и этической важности. Если рабы не осознают страдания,

причиняемого им их хозяином, как может посторонний человек выступать против

рабства во имя счастья человека? Если современный человек такой счастливый,

каким мнит себя, не доказывает ли это, что мы создали лучший из всех

возможных миров? Достаточно ли иллюзии счастья, или, точнее сказать, не

является ли "иллюзия счастья" самопротиворечивым понятием?

Приведенное возражение игнорирует тот факт, что счастье, как и

несчастье, это не просто состояние ума. Фактически, счастье и несчастье --

это проявления состояния всего организма, всей личности. Счастье

соответствует увеличению жизнеспособности, силы чувств и мышления,

плодотворности; несчастье способствует ослаблению этих способностей и

функций. Счастье и несчастье настолько являются состоянием всей нашей

личности, что телесные реакции зачастую в большей степени выражают нашу

счастливость или несчастность, чем сознательные чувства. Изможденное лицо,

апатичность, вялость, физические симптомы вроде головной боли, или даже

более серьезные формы заболевания часто являются проявлениями несчастности,

а физическое ощущение здоровья может быть одним из "симптомов" счастья. Да,

наше тело менее, чем наш ум, способно обманываться насчет того, счастливы мы

или нет, и можно надеяться, что с течением времени в будущем появится

возможность судить о наличии и степени счастья человека по результатам

анализа химических процессов, происходящих в теле. Более того, наши

умственные и эмоциональные способности зависят от того, счастливы мы или

нет. От этого зависит острота нашего ума и сила чувств. Несчастье ослабляет

и даже парализует все наши психические функции. Счастье усиливает их.

Субъективное ощущение счастья, если оно не выражает состояния здоровья всей

личности, это не что иное, как иллюзорная мысль об ощущении и не имеет

никакого отношения к подлинному счастью.

Удовольствие и счастье, существующие только в голове человека, но не

являющиеся состоянием его личности, я предлагаю называть

псевдо-удовольствием и псевдо-счастьем. Например, человек предпринимает

путешествие и на уровне сознания он счастлив; он может испытывать это

чувство уже потому, что именно счастья-то он и ждал от приятного

путешествия; а на деле он бессознательно разочарован и несчастлив. Сон может

открыть ему истину; или, возможно, позднее он осознает, что его счастье не

было настоящим. Во многих ситуациях, где печаль или несчастье предполагаются

самой ситуацией и потому испытываются людьми, можно наблюдать

псевдо-страдание. Псевдо-удовольствие и псевдо-страдание -- это в

действительности лишь вымышленные чувства, они являются скорее мыслями о

чувствах, чем подлинными эмоциональными переживаниями.

    

Б. ТИПЫ

УДОВОЛЬСТВИЯ

 

Анализ качественного различия между теми или иными видами удовольствия,

как уже отмечалось, дает ключ к проблеме связи удовольствия с этическими

ценностями.[110]

Первый тип удовольствия, какое Фрейд и другие ученые считали основой

всякого удовольствия, составляет чувство, сопровождающее избавление от

болезненного напряжения. Голод, жажда, потребность в сексуальном

удовлетворении, сне и физическом движении имеет своим источником

органические химические процессы. Объективная физиологическая потребность в

удовлетворении этих нужд ощущается субъективно как желание, и если какое-то

время они остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное

напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается,

как удовольствие, или как я предлагаю это называть,-- удовлетворение

(satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere, что

значит удовлетворять, кажется наиболее подходящим для этого вида

удовольствия. Сама природа всех таких физиологических потребностей состоит в

том, что их удовлетворение избавляет от напряжения благодаря физиологическим

изменениям, происходящим в организме. Когда мы, проголодавшись, едим, наш

организм (и мы) насыщается до некоей определенной степени, а если продолжать

есть, то это уже будет болезненно. Удовлетворение избавлением от

болезненного напряжения дает удовольствие самое обычное и самое легко

достижимое в психологическом плане; оно также может быть одним из самых

сильных удовольствий, если напряжение длилось довольно долго и само стало

поэтому достаточно сильным. Значение этого типа удовольствия несомненно;

несомненно и то, что в жизни многих людей оно составляет едва ли не

единственную форму удовольствия, какое им удалось испытать.

Следующий вид удовольствия, вызываемого освобождением от напряжения, но

качественно отличающегося от уже описанного, имеет своим источником

психическое напряжение. Человеку может казаться, что некое желание  вызвано

телесными нуждами, в то время как в действительности оно обусловлено

иррациональными психическими потребностями. Человек может испытывать сильный

голод, вызванный не нормальной физиологической потребностью организма, а

психической потребностью заглушить тревогу или депрессию (хотя этим

потребностям могут сопутствовать неправильные физико-химические процессы).

Хорошо известно, что потребность в питье часто бывает вызвана не жаждой, а

состоянием психики.

Сильное сексуальное желание также может быть обусловлено не

физиологическими, а психическими потребностями. Неуверенный в себе человек,

обладающий настойчивой потребностью уверить самого себя в собственной

ценности, показать другим, какой он неотразимый, или подчинить себе других

людей, "завоевывая" их сексуально, легко будет испытывать сильные

сексуальные желания и болезненное напряжение в случае их неудовлетворения.

Он будет склонен считать, что силой своих желаний обязан потребностям своего

тела, тогда как на самом деле эти потребности являются проявлением его

психических потребностей. Невротическая сонливость представляет собой другой

пример желания, которое кажется вызванным телесными причинами вроде

нормальной усталости, а на самом деле бывает вызвано такими психическими

причинами, как подавленная тревожность, страх или раздражение.

Эти желания похожи на нормальные физиологические потребности, поскольку

и те, и другие берут начало в некоей нехватке или дефиците. В первом случае

в основе дефицита лежат нормальные химические процессы внутри организма; во

втором случае желания являются результатом психической дисфункции. В обоих

случаях дефицит является причиной напряжения, а избавление от напряжения

является причиной удовольствия. Все прочие иррациональные желания, такие,

как жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность, не принимающие

форму телесных потребностей, также коренятся в складе характера человека и

порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности. Удовольствие,

испытываемое от удовлетворения этих страстей, также порождено избавлением от

психического напряжения, как и в случае невротических физических желаний.

Хотя освобождение от напряжения доставляет удовольствие как в случае

удовлетворения подлинных физиологических, так и в случае удовлетворения

иррациональных психических потребностей, по качеству эти удовольствия

существенно различны. Физиологические желания, такие как голод, жажда и тому

подобное, удовлетворяются устранением физиологического напряжения и

возникают вновь только тогда, когда опять возникает физиологическая

потребность; они ритмичны по природе своей. А вот иррациональные желания

ненасытимы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с их

удовлетворением, разве что на какой-то момент. По самой своей природе эти

иррациональные желания не могут быть "удовлетворены". Они вызваны внутренней

неудовлетворенностью человека. Отсутствие плодотворности и порожденное им

бессилие и страх -- вот источник этих страстных влечений и иррациональных

желаний. Даже если б человек мог удовлетворить все свои желания власти и

разрушения, это не избавило бы его от страха и одиночества, а, значит, и от

напряжения. Благо воображения оборачивается бедствием; будучи не в состоянии

освободиться от своих страхов, человек рисует в своем воображении все больше

удовольствий, какие удовлетворят его алчность и восстановят его внутреннее

равновесие. Но алчность --  бездонная пропасть, а идея освобождения от

алчности путем ее удовлетворения -- мираж. Источник алчности -- конечно же

не животная природа человека, как часто считают, этот источник -- его ум и

воображение.

Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения

физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом

устранения болезненного напряжения. Но если удовольствия первого типа

действительно удовлетворимы, нормальны и являются условием счастья, то

удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от

потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной

несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения

иррациональных желаний, называть "иррациональным удовольствием" в

противоположность "удовлетворению", представляющему собой исполнение

нормальных физиологических желаний.

Для проблем этики различие между иррациональным удовольствием и

счастьем намного важнее различия между иррациональным удовольствием и

удовлетворением. Для лучшего понимания этого разграничения полезно будет

ввести понятия психологического дефицита и психологического избытка.

Неудовлетворенные физические потребности порождают напряжение,

устранение которого приносит удовлетворение. Основу для удовлетворения дает

само его отсутствие. Иррациональное желание также проистекает из дефицита,

но из дефицита другого рода: из неуверенности и тревоги, которые заставляют

человека ненавидеть, завидовать или покорствовать; удовольствия, получаемые

от исполнения этих страстных желаний, берут свое начало в исходном

отсутствии плодотворности. И физиологические, и иррациональные психические

потребности входят в систему дефицита. Но кроме сферы дефицита существует

еще сфера избытка. Хотя даже у животных наличествует излишек энергии и

выражается он в игре, сфера избытка -- это по существу человеческий

феномен.[111] Это сфера

плодотворности, внутренней деятельности. Она возможна лишь там, где человеку

не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!