Глава II. Связь заговоров с явлениями природы



Чаще всего заговоры на природные явления, скот и урожай были приурочены к определенному времени года, давайте рассмотрим примеры таких заговоров.

Зимние заговоры.

Зима всегда была тяжелым периодом. Если год был неурожайным, а зима суровой, то для человека этот период года был самым страшным. Неудивительно, что ведуньи и колдуны «заговаривали» такие явления, как мороз и вьюгу.

Мороз ассоциировался со смертью, во многих заговорах говорится о том, что мороз «кормят» кутьей и киселем. Кисель и кутья в христианской культуре используются в обряде поминания усопшего.

Примером такого рода заговоров служат:

В ночь на Коляду или на Велесовы Святки кормят мороз кутьей из ложки, расметываястраву через левоерекут слова:

Мороз, Мороз! Ходи кплечо, нам кутью есть!

А не ходи, Мороз, ты на наш овес,

На рожь, на пшеницу,

На всякую пашницу,

На курей, на гусей,

На малых детей!

Не бей их, не колоти!

А шишки с ели

Да посконь в чистом поле –

Сколько хочешь молоти!

Гой!

Весенние заговоры.

Сведения об обрядах, донесенные подлинными материалами XVII в., драгоценны для нас, так как из самих текстов заговоров никак не явствуют те разнообразные ритуальные действия, которые должны были производиться колдуном или обывателем, прибегающим к заклинанию, для того чтобы заклинание имело силу.

Иногда описание действий настолько подробно и так детально регламентирует все поступки заклинателя, что его можно назвать сценарием обряда, своеобразным языческим служебником. Вот один из вариантов обряда оберега скота при первом весеннем выгоне в поле:

 

«Первое: встать по утру до зари, взять рогатину, которая в звере бывала, да которой скот на лето пущать. Кругом трижды очерти, а сам на вонную сторону двора ходи, а говори: „Пусть тын железной круг моего скота колко в отпуске!».

Да рогатину положь во вонную сторону ворот, а ходячи говори:

«Покажися мой скот всякому зверю черному, и серому, и рыскуну пнем да колодою, да камнем от сего дни и во все лето до белого снегу».

Да сам поставь свещу святому Георгию. Да помолись о сбережении живота…

Да сам поставь угарчик одной свечи, да обед смысли, а на тот день припаси: свежую щуку, а костей того дни не мечи.

Да как отобедаешь, стол отодвинь, да не трони на столе ничего, да угарчик свечной затопи… да выди на двор со всею семьею, да скот весь, благословясь, выпусти вон з двора, а сам стань против рогатины.

Да возми рогатину, да положи в таково место во укромное, чтоб никто не тронул, покамест живот (скотина) на лесу ходит до белого снегу.

Да, пришед в избу, по подобию спрячь (приведи в порядок) стол.

А костей собаке того дня не давай и никому ничего не давай».

В этой же рукописи есть другой вариант подобного обряда:

«Канун Егорева дни в ночь скотине во хлеве не клади ничего. Добуди косача (тетерева), да с косачом куриче яйцо; да свечю без огня с вечера положи пред Егоря. Как люди уснут – один или два человека вас (как ко Егорюприде) – трижды поклон.

Да возьми топор да косача и яйцо и свечю возьми и зажги, то же в руки подними и неси на посолонь, а топор в правой руки по земли тяни, а в другой руке свечю отнести и косача за горло и яйцо да поди трижды и говори:«Пусть около моего скоту железной тын стал от земли до небеси от зверя и от волку и от всякого зверя, по земле ходящего, и от леса». И обойди трижды и говори трижды. Пришед к Егорю, свеча с огнем поставить и яйцо по сторому (?), а косача убить ножыкомтылем и говорить: «Тебе, святыйЕгорей, черной баран от меня и от моего скота и ты, святыйЕгорей, стереги и береги мой скот…».

Летние заговоры.

Летние заговоры направлены прежде всего на защиту урожая. Человек пытался оградить пашни и скот от засухи, гроз, дождей и ветров.

Примеры заговоров от подобных бедствий встречаются во многих источниках, рассмотрим некоторые из них:

Заговор во время грозы и грома

Свят, свят, свят, седяй в грому, обладавый молниям, проливый источники на лице земли, о Владыко страшный, сам суди окаянному диаволу с бесы, а нас, грешных, сохрани и спаси всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Заговор от засухи

Выхожу я, удал добрый молодец, из ворот в ворота, в чистое поле, заговором заговариваюся, на все четыре стороны покланяюся, вижу: лежит гроб поверх земли; земля того гроба не принимает, ветер его не обдувает, с небеси дождь не поливает; лежит в том гробе опивец зубастый, собой он головастый, как гадина, в гробу распластался, язык его в темя вытягался; Божьи тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий (имярек), от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу орясину осистую, воткну еретникув чрево поганое, в его сердце окаянное, схороню в болоте смердящем, чтоб его ноги поганыя не были ходящия, скверныя его уста не говорящия, засухи не наводящия, лежал бы в земле, ничем не движим, окаянные бы его на ноги не подымали, засухи на поля не напущали, окаянный бы их набольший кружало, самого сатаны нечисто воздыхало, в триисподнюю был проклят, аминь, помоги, Господи, словесам утверждение.

4. Осенние заговоры.

Осенние заговоры связаны с любовью. Гадания и заговоры на суженого в период с Семенова дня и до дня Веры, Надежды, Любви и Софии. Также применяли заговоры для путников и просили помощи у ветра, неба, Матери – сырой земли.

Вывод: заговаривание природных явлений – характерно для всех народов. В стремлении оградить себя от голода, холода и страданий человек подбирает такие заговоры, что они становятся сезонными.


 

Вывод.

Сквозь века к нам пришла культура заговоров. В каждой стране можно найти заговор на все случаи жизни. Данный жанр фольклора обладает чисто практической направленностью и обладает четкой структурой.

Желание человека обладать магическими способностями и приручить силы природы, уверенность в том, что словом и обрядовыми действиями возможно приручить и обмануть судьбу, наслать беду, приворожить девушку, отвести болезнь или защитить урожай приобрело феноменальные масштабы.

Как любой жанр фольклора заговор вариативен, но в отличие от сказок, он является магическим ритуалом и считается, что сильно менять текст заговора нельзя. После появления письменности заговоры стали записывать, возможно, что именно этот факт стал основным в том, что известно более тысячи различных заговоров и заклинаний.

Направленность на результат – цель любого заговора. Применение его крайне широко: бытовые заговоры, сельскохозяйственная магия, заговоры на любовь, на дальнюю дорогу, силы природы.

В текстах четко прослеживается, что славяне обращались к четырем стихиям, которые считались помощниками – земля, вода, воздух и огонь. Обращаются к ним и в современных заговорах.

Огромное влияние на «помощников» оказала смена верования с языческой на христианскую. Понятия языческой культуры принимают облик христианских персонажей, так Мать – Сыра земля заменяется Святой Марией, как покровительницей плодородия и всего живого на земле. Заговор в христианстве приобретает образ молитвы и сохраняется до сих пор. Обращение к высшим силам присуще всем религиям мира, изменяется лишь имя «помощника» к которому обращается персонаж.

В моей работе выделены примеры заговоров на многие случаи жизни, каждый из них связан с явлениями природы, чаще всего они являются не объектом заговора, а силой, которая может помочь в достижении желаемого результата. Во многих работах авторы особо подчеркивают значимость настроя, обрядового места, необходимого инвентаря колдуна или ведуньи во время призыва сил природы.

Заговоры сопровождали наших предков во многих случаях жизни и являются объектом культурного наследия во всем мире.


 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!