Неопозитивизм и возрожденная естественно – правовая концепция



Концепции Г.Кельзена, Г.Харта, Р.Алекси в рамках неопозитивма.

Чистое учение о праве Г.Кельзена

Позитивизм – это действующая концепция. Позитивизм критикуют за то, что право связывают с государством; чистые позитивисты считали (Дж.Остин) право – это приказ суверена и не нужно искать в нем справедливость и т.д. Данные постулаты подвергаются критике. Содержание очень вольное, т.к всякий произвол рассматривается правовым. Одним из первых разработал вопрос о праве Кельзен – право – не есть только государство. Он последователь Дж.Остина, разработавшего концепцию позитивного правопонимания. Он излагает, что есть в реальности право, а не каким оно должно быть. Кельзен очищал свое учение от ненужностей (психология, поиски морали). Очищение он осуществлял специфическим методом – нормативисткий или нормологический метод – описание права как системы норм и определенной сферы долженствования. Исходил из кантовского понимания подхода дуализма всего реального: должное и сущее (как должно быть и как оно реализуется). Право рассматривал как нормативный порядок человеческого поведения; система норм, регулирующая поведение. Понятие норма подразумевает то, что должно быть или должно совершаться и что человек должен действовать определенным порядком. Норма, придающая тому или иному акту характер правового, сама получает правовое значение от другой нормы. У него это иерархия норм и в самом верху находится грюнд норма. Он не указывает, что это за норма. М.М. говорит, что это какое – то общественно – политическое событие, которое совершает народ, например, революция 1917 г, события 90 в России, т.е когда существенно меняется порядок правил. И в соответствии с этим принимается Конституция, т.е после грюнд нормы идет конституционный акт. В силу данного акта создаются органы государственной власти, далее они создают НПА. И заканчивается актами муниципальных органов, сельских поселений и т.д. В этой пирамиде все взаимосвязано. Данные нормы относятся к определенному порядку, также Кельзен считает, что право имеет принудительный характер. Основная норма носит ключевой характер и придает действительность, т.е правомерность всем остальным нормам. Но чтобы признать норму правовой, она должна быть не только действительной, но и действенной. А это значит, что правовая норма не только опирается на основную норму, но и воплощается в жизнь, т.е поддается контролю. Кельзен отмечает, что приказание отдельного человека – это тоже акт принудительный, но не правовой (например, грабителя). Кельзен отверает справедливость нормы, за это он критикует Святого Августина и его работу о царстве божьем, где он рассматривает, что государство без справедливости – шайка. Кельзен же считает, что с позиции правовой науке нацистское право – тоже право, и может быть признано таковым. Чистое учение о праве понимает под действием права – правоустанавливающую власть, властную силу, способную принудить при необходимости, а действительность права – установленное право, установленные приказы власти. Кельзен считает, что право – это порядок или организация власти. Правопорядок – это реализованное право. Акты из должного переходят в сущее. Традиционный позитивизм он этатизирует (огосударствляет право). Чистое учение легализует государство. Любое государство есть правовое государство. А «правовое государство» - надуманное слово. Кельзен рассматривает государство как централизованный правопорядок. Децентрализованный правопорядок был в первобытном обществе. Он отвергает концепцию самообязывания государством права. Он считает, что государство не подчиненно праву. Не государство подчиненно созданному им праву, право, подчиняя себе людей, воздействует на государство.

Герберт Харт – «Понятие права» - рассуждения о правилах, т.к право – это правило. Он считает, что нужно ответить на 3 вопроса:

1) Как право соотносится с моралью? Он признает, что право должно в себе содержать моральные требования, в том числе справедливость. Потому что право и мораль регулируют сходные отношения, пересекаются и регулируют друг друга.

2) Как соотносится право и принуждение?

3) Как соотносится право с привычкой?

Правило – это то, что признается большинством. Правило всегда осуждается. Правило поведение должно вырабатываться не только государством. Первичные правила – налагают на членов общества обязанности, они вырабатываются самим обществом. Основные правила поведения вырабатываются обществом, хоть оно не очень динамично, не очень подвержено быстрым изменения, значит, нужны вторичные правила – правила признания, правила контроля, исполнения и правила изменения. Эти правила уже прерогатива государства.

Роберт Алекси. Немецкий политический философ, работа – «Понятие и действенность права». Обязательные элементы понимания права:

1) Легальность установления того или иного правила

2) Социальная действенность

3) Правильность содержания

И, соответственно, можно по – разному рассматривать. Первый элемент – чистый позитивизм. Он считает, что на первое место должны ставить социальную действенность и правильность содержания. (случай про немецкого еврея).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!