Представление о личности в эпоху Возрождения и нов времени



XIV - нач. XV вв.характеризуется расслоением и распадом средневековой общей культурной зоны: это

2 этап начинается с середины XV в.Тут происходят три важные события: падение Византии со всеми вытекающими для Европы последствиями; окончание Столетней войны с полной переориентацией европейской политики и изобретение книгопечатания.

Идеи гуманизма,возрождения, созданные титаническими усилиями Данте, Петрарки и Боккаччо подхватываются представителями других стран Европы. Латынь проникает в самые медвежьи углы Старого Света, например, в Скандинавию. Разрушается старая неприступная крепость феодально-церковной идеологии, уступая идеологии гуманизма, подтверждающейся не только литературой и искусством, но и обилием всевозможных научных открытий и расширением географических горизонтов. И уже не просто человека, но человека свободного на века прославляет гуманистическая гармония Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Дюрера, Ариосто, Раннего Микеланджело, Рабле, поэтов Плеяды. Т. Мор создает свою знаменитую гуманистическую "утопию". Политические писатели Макиавелли, Гвиччардини открывают эпохе закономерности исторического развития. Философы Фичино, Мирандолла, ла Раме возвращают интерес к Платону. Лоренцо Валла, Деперье, Лютер пересматривают религиозные догмы.  

3 этап проходит в обострившейся и усложнившейся политической и идеологической ситуации: с середины XVI в.

Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».

Гуманизм (от слова homo - человек) противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции - теоцентризму (от teos -бог). С точки зрениятеоцентризма(средьневековье), Бог - создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выполнение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интересы греховны и вредны. С ними необходимо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни. Феодальное общество создало и поддерживало сᴨȇцифическую систему ценностей, направленную на сохранение неизменного состояния социального целого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человеческих способностей и потребностей, которые пытались заместить другими.

 

Именноэпоха Возрожденияознаменовалаоткрытие личности человека в современном её понимании. Возникает новая, малосвязанная с церковью, светская культура –гуманизм. Её основой было признание интересов и прав человеческой личности, достоинства и самоценности человека.в представлениях нового времени: человек уже становится личностью, его черты индивидуализируются, он становится уникальным, отличным от других представителей общества. Происходит процесс перехода от теоцентризма к антропоцентризму. Феодальные устои прекращают свое существование, и эпоха Возрождения знаменуется обретением свободы человека, происходит подъём чувства личности. Важное значение гуманисты придавали всесторонности развития личности Гуманистысчитали жизнь человека и человеческую личность произведением искусства, придерживались того мнения, что человек сам творит свою жизнь.

Гуманисты приветствовали эстетическоесамоутверждение человека. Они видели это могущество в творческой самореализации человека, произведения художественной культуры есть не что иное, как выражение сущности человеческой личности.

Франческо Петрарка– один из представителей гуманизма придерживался мнения, что жизнь человека благополучна, если он материально обеспечен, у него есть положение в обществе (достигнутое без применения насилия), проще говоря, когда он сыт. Вдобавок, он страстно верит в могущество человеческого ума, создающий великие произведения искусства,

 

О способности человека к самостоятельному решению вопросов, к выбору своего пути. Самое главное, что установил Макиавелли, это то, что человек оформляется какличностьтолько в том случае, если он способен к самоопределению и самосознанию, и осознает ответственность за свои решения и поступки.Николо Макиавелли (1469 - 1527) - считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. В связи с этим ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления - все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.

От античности до эпохи Возрождения. Как показало время, европейский человек не мог сразу осознать себя в качестве творца или деятеля, так как этому мешали принятые в обществе догмы и ценности. В античности, за исключением стоической теории, чувство личности было растворено в макрокосмосе. Средневековая христианская традиция, соединяя высшие силы в одного Бога, также всячески подавляла самосознание человека, Наконец, возрожденческий гуманизм Петрарки и политические убеждения Макьявелли приблизили представление европейского человека о личностном самосознании к современному.В н

 

НОВОЕ ВРЕМЯ

основателем новоевропейского рационализма вообше и антропологического рационализма в частности по праву считаетсяР. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» («cogitoergosum»). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается усᴨȇха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. В связи с этим ᴨȇрвыегумаʜᴎϲты создают новый идеал человека - это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи - например Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - сами были близки к этому идеалу.


 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1057; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!