Немецкая классическая философия. Черты и историческое значение



С конца 18 столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость.

 

Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской и, следовательно, мировой культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

 

Благодаря естественно-научной революции 17 в., а также открытиям естествознания 18 в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, объявлялось второстепенным. Классики немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства, они самоценны и незаменимы.

 

Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.

 

Философские открытия немецкой классической философии: выработаны идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания.

Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое сознание, с помощью которого можно объяснить самые разнообраз­ные явления духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира; в третьих, поскольку в мире господствует естественный по­рядок, обусловленный взаимозависимыми процессами,то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.

Иррационализм в западной философии.

В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

 

Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры.

Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.

Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом.

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).

Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

· философия науки;

· экзистенциализм;

· психоанализ З. Фрейда;

· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;

· философский мистицизм.

Философия жизни.

 

· Всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть объективность воли. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) – философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико-антропологического принципа. Человек – это биосоциальное существо, личность психика которого состоит из 3-х структур:

· с помощью сознания человек формирует своё собственное Я (эго).

· оно (ид) – бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на Я).

· сверх - Я (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на Я).

В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе.

Феноменология

Феноменология – философское течение, главным направлением которого является:

· стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок;

· достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;

· выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности.

Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).

До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

Феноменология ориентирует познание на непосредственный опыт сознания – созерцание феноменов как очевидных данностей.

Герменевтика

Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов (от имени греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов т.к. боги и люди говорили на разных языках).

Основоположником свободной Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер , который поставил задачу вживания в текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор, т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод герменевтического круга, т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.

В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!