Эллинистический (греко-римский) этап античной философии



Отв.:                                                                                  

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н. э. ( т. е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т. е. до падения Рима в 476 году, захваченного варварами – германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части – Западную и Восточную (Византию). Поэтому конец античной философии связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалась развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм и т.д.)

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При это завоеванные греки «покорили» своих завоевателей оказав громадное влияние на все сферы римской культуры. Под влиянием греческой культуры начинается развитие римской философии. Римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие греческих школ, поэтому в период I в. до н.э. по VI в. можно говорить о существовании Греко – римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Новые школы:

· школа Эпикура (341-279 г.г. до н.э.)

· школа стоицизма

· школа скептизма

· школа неоплатонизма

 

Эпикур – материалист, возрождает идеи Демокриты (идеи атомистов).

Задачи философии – практическая потребность, искусство правильной жизни. Развивает философию… Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель философии– освободить человека от страха. Особенно от страха смерти. Вносит изменения в демократическую доктрину. Человек может самостоятельно достичь равновесия и покоя.

Стоицизм. Делает акцент на практическое познание. Учение о бытии подчиняется познанию. Человек ставит на первое место твердость духа, практическое отношение к реальности.

Космос – огонь, мир – космический огонь. Огонь – “логос”, мир – живой организм, пронизанный огнем. Все окружающее нас в мире телесно. Космический пожар очищает мир: идет повторение прежних норм реальности.

Материя – разум, активное начало. Форма - неразрывное, пассивное начало.

Пантеизм – бог во всех вещах. Идея судьбы начала развиваться; ничего нельзя изменить в мире, но можно изменить свое отношение к миру. Мировое целое – вечно и абсолютно.

Идеал апатии, невозмутимости, вечности духа. Люди – граждане космоса. Все в мире упорядочено. Нужно уметь видеть гармонию. Следовать идеалу – следовать бесстрастию природы. Все люди равны в социуме. Уравниваются рабы, варвары. Представители социума: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Наше неблагополучие от нашего неправильного восприятия. Все усилия нужно направлять на понимание и любовь к космосу. Человек должен готовить себя к смерти. Он должен постоянно заниматься философией, чтобы не бояться смерти.

Скептицизм. Основоположник Пирон. Усиление мотивов субъективизма, индивидуализма. Пирон считал, что истинного знания о реальности человек получить не может, поэтому не следует делать никаких утверждений, что приведет к гармонии жизни. Наши волнения связаны с тем, что мы взяли на себя ответственность утверждать, делать утверждение о реальности.

Неоплатонизм. Основоположник – Плотин (204-270 н.э.). Проблема абсолютного (единого) бытия – неограниченной потенции. Бытие – бесконечное богатство, сверхжизнь. Оно есть причина всего и самой себя, самопродуцирующая активность, источник. Процесс альмонации: мировой разум содержит в себе идеи⇒ мировая душа содержит платоновские души ⇒ возникает космос ⇒ материя – неопределенное бесконечное начало. Цель жизни – познание бытия.

Особенности античной философии.

1. Это философия свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2. Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3. Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

4.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 808;