Философия Возрождения и Нового времени (пантеизм, антропоцентризм; эмпиризм-рационализм)



Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Представители: Франческо Петрарка (1304—1374), Николло Макиавелли (1469—1527), Николай Коперник (1473—1543), Андрей Везалий (1514—1564),

Выделим основные характеристики философии Возрождения.

Антропоцентризм (от греч. – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм в истории философской мысли представлен в разных вариантах. Христианство, равно как и ислам, в противовес буддизму, – религия антропоцентрическая и гуманистическая, в ней человек является вершиной творения и центром созданного Богом мира.

Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.

Пантеизм– (от греч. pan – все и theos – бог) – философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в пантеизме: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для Николая Кузанского Бог проявляет себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У Бруно Бог становится внутренней причиной природы, жизнь космоса – Божественной жизнью. Все события происходят в соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность чуда.

Эмпиризм -это философское направление исходит из того, что все наше знание происходит изэмпирического опыта (от греческого слова empeiria) - иными словами, восходит к тому, что сообщают нам об окружающем наши органы чувств. В этом отношении эмпиризм противоположен рационализму.

Английский историк и государственный деятель Френсис Бэкон (1541-1626) был одним из первых мыслителей, начавших отстаивать эмпирические методы в науке.

Джон Локк (1632-1704), еще один англичанин и последователь Бэкона, завоевал признание как первый философ эмпиризма.

В следующем веке шотландский философ Дэвид Юм (1711 -76) вернулся к рассмотрению того, каким образом люди мыслят и действуют, и, отходя от рационализма, проявлял в данном случае известную скептичность, не лишенную психологизма. Юм полагал, что людьми управляют преимущественно желания, а не рациональные причины, и идеи формируются под влиянием впечатлений благодаря работе воображения и памяти. Наш образ мыслей несет на себе печать «обычая». Наши моральные суждения основаны более на чувствах, чем на следовании рассудочным принципам, а такие понятия, как причинность, по мысли Юма - всего лишь дань умственной привычке.

Рационали́зм(от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Представителями рациoнализмаНoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рациoналисты утверждают, чтoвсеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнoпoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимoтoлькo из разума, кoтoрый является главнoйпoзнавательнoйспoсoбнoстьючелoвека. В разуме изначальнoзалoженывсеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрыхпooпределеннымлoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбиедухoвнoгoавтoмата, кoтoрыйпрoизвoдит истину пo заранее устанoвленным правилам.

____________________________________

Философия И.Канта, Г.Гегеля, Л. Фейербаха: сравнительный анализ.

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

– Иммануила Канта (1724–1804);

– Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

– Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

– для Канта человек – нравственное существо;

– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

_________________________________


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1784; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!