Можно выделить несколько факторов, повлиявших на складывание единого государства



Географические факторы. По сравнению с Тверским Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Благодаря этому Москва стала в XIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Прикрытое с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями освободительного процесса и освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности.

Экономические факторы. В начале XIV в. дробление русских земель прекращается, уступая место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая требует посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла.

В результате все глубже идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный момент соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Однако в отличие от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он не был таковым (единый всероссийский рынок сложился только в XVII веке).

Социально-политические факторы. Одним из факторов, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их.

Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов – монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства – подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

В то же время, как бы ни был велик размах классовой борьбы в данный период, все же она не приобретала таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России. Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.

Идеологические факторы. Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в христианскую церковь, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий Радонежский. Он строит Троицкий монастырь, видя в нем призыв к единству земли Русской.

Большую роль сыграло перенесение кафедры митрополита в Москву. Еще в 1299 г. киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от время посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником Максима в 1308 г. стал митрополит Петр. Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своем епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г.

Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.

Личностные (субъективные) факторы. В.О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III похожи друг на друга как две капли воды. В их деятельности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах типические фамильные черты. Прежде всего, Даниловичи отличаются замечательной устойчивой посредственностью – не выше и не ниже среднего уровня. Даниловичи – это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия. Но проводимая ими политика объективно способствовала не только усилению собственно Московского княжества, но и прогрессивному объединению русских земель.

13. Характеристика общественно-государственного строя Московского княжества в XIV-XV вв. Белозерская и Двинская уставные грамоты.

Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Отношения с боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу московскими князьями.

Но уже с середины XV в. происходят серьезные изменения, и великий князь московский превращается в самодержавного монарха, вассалитет сменяется подданством.

 Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. С падением Византии (1453 г.) московский князь становится главой крупнейшего в мире православного государства и рассматривает себя в качестве преемника византийских императоров. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику.

Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. Передача престола, начиная с Ивана Грозного, осуществлялась по праву первородства (до это имело место и завещательное право)

В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Дворцово-вотчинная система управления не отвечала потребностям единого государства, но она явилась основой формирования новых органов центрального управления. Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристокра­тический совещательный орган (например, Иван III женитьбу на Софье Палеолог предпринял, «подумав о сем с митрополитом, матерью своей и бояры»).

В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы – до 20 человек.

В России к середине XVI в. сформировались элементы сословно-представительной монархии. Органом сословного представительства стали Земские соборы, действовавшие в России чуть более ста лет (первый – в 1549 г., последний – в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение.

Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещав­шие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Административное деление Московского княжества на уезды, станы и волости было перенесено и на все Московское государство. Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен.

Двинская уставная грамота открывает историю законодательства русского централизованного государства, в этой грамоте делается попытка обобщить действующие в Московском княжестве нор мы права. Так, ст. 1 определяет наказания за важнейшие преступления против личности. Интересна ст. 5, которая напоминает постановления "Русской Правды" о краже, но является первым дошедшим до нас предписанием русского уголовного закона о введении и смертной казни. появление в Двинской уставной грамоте упоминания о смертной казни через повешение свидетельствует о том, что данный законодательный акт выражает правовые воззрения крепнущего феодального государства.

Белозерская уставная грамота - один из первых памятников праваРусского централизованного государства, в котором законодатель основное внимание уделяет деятельности органов государственного управления. Она стала одним из заключительных этаповкодексов русского права перед изданием Судебника 1497 г. Так, ст. 2 определяла размеры получаемого кормленщиком содержания, вознаграждения должностным лицам; ст. 10 содержала цикл постановлений, посвященных вопросам уголовного права, в которых говорилось о татьбе, разбое, душегубстве; ст. 4, 5 устанавливали размер пошлин за вызов в суд истца и т. д. Интересна ст. 17, которая впервые определяла размер пошлин, взымаемых при вступлении в брак, при этом выход девушки замуж за пределы волости облагался более высокой пошлиной, так как здесь усматривалась потеря рабочей силы.

Итак, нормы права, предусмотренные в Двинской и Белозерской грамотах, имели большое значение в кодификации норм русского права периода становления централизованного государства.

 

14. Судебник 1497 года: источники права, общая характеристика.

Судебник 1497 г. – законодательный акт, изданный в период правления московского великого князя Ивана III. Большинство норм Судебника 1497 г. было посвящено уголовному и гражданскому праву. Источники Судебника 1497 г. – это Русская Правда, Псковская судная грамота, нормы обычного права, нормы уставных грамот, нормы судебной практики.

Предпосылками принятия Судебника 1497 г. являлись:

· наличие централизованного управления великим князем всей территорией государства;

· уничтожение правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей;

· наличие централизованного управления и суда при отсутствии формального их закрепления.

Особенности содержания Судебника 1497 г.:

· нормы права не имели четкой системы;

· открыто закрепляются привилегии господствовавшего сословия;

· закрепляется неравное положение зависимых сословий.

В систему Судебника 1497 г. входят:

1) первая часть о суде центральном;

2) вторая часть о суде провинциальном (наместничьем);

3) третья часть, содержащая нормы материального права (положения о давности, наследстве, договорах личного найма и купли-продажи, о переходе крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве). По Судебнику 1497 г. процесс носил состязательный характер, но имел элементы инквизиционного процесса. В общем, процесс по Судебнику 1497 г. был схожим с процессом по Псковской судной грамоте. Процесс имел 3 стадии: установление сторон, судебное решение, вынесение судебного решения. В качестве доказательств в Судебнике 1497 г. были предусмотрены также пытки (по делам о татьбе). Предусматривалось письменное ведение протокола судебного заседания.

По Судебнику 1497 г. судебными актами являлись:

· срочные грамоты;

· приставные грамоты;

· судные списки;

· правые грамоты;

· бессудные грамоты.

В состав суда, помимо великокняжеского (царского) наместника, должны были входить лучшие люди. При судебном поединке должны были присутствовать ассистенты (секунданты), которые назывались стряпчими. За все процессуальные действия истец должен был платить. Судебник 1497 г. не содержал положения о розыске и своде. В Судебнике 1497 г. предусматривалась вышестоящая (вторая) инстанция – Боярская дума и великий князь (царь). По Судебнику 1497 г. под преступлением понимали не обиду, а лихое дело. Лихими делами были тяжкие преступления, отнесенные к ведению великого князя.

Составы преступлений по Судебнику:

· крамола (государственное преступление);

· «подым» (антиправительственная агитация);

· поджог с целью причинения большого ущерба;

· головная татьба (кража людей, в т. ч. и холопов, либо кража, приведшая к убийству);

· разбой и грабеж;

· убийство;

· заговоры;

· мятежи.

Наказаниями по Судебнику 1497 г. являлись:

1) смертная казнь;

2) торговая казнь (битье кнутом на торговой площади);

3) штраф.

Материальное право в Судебнике 1497 г. регламентировало вещные, наследственные права, положения о договорах, переходе крестьян, холопстве. Договорное право было схожим с договорным правом Псковской судной грамоты, но по Судебнику 1497 г. применение договора личного найма расширялось. По Судебнику 1497 г. новым источником холопства было городское ключничество. Судебник 1497 г. впервые вводил правило, ограничивающее переход крестьян от одного хозяина к другому. Такой переход допускался только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (26 ноября). При этом крестьянин должен был уплатить хозяину пожилое (деньги за двор). Освобождение холопа допускалось в случае побега из татарского плена.

Наследственное право по Судебнику 1497 г. различало наследование по закону и по завещанию.

15. Судебник 1550 года: источники права, общая характеристика правовых институтов.

Судебник 1550 г. получил название царского судебника, т. к. был принят в годы царствования Ивана IV Грозного. Положения царского судебника были основаны на положениях Судебника 1497 г., утраченного судебника князя Василия III Ивановича (отца Ивана IV Грозного), грамотах, иных ранних законодательных актов Руси, обычаях и судебной практике. Судебник 1550 г. содержал:

o запрет в выдаче тарханных грамот, по которым допускалось освобождение от уплаты налогов;

o принцип «закон не имеет обратной силы»;

o порядок внесения дополнений в Судебник 1550 г.;

o подробную регламентацию судебного процесса, уголовных и имущественных отношений;

o усиление черт уголовного процесса;

o расширение круга субъектов преступления;

o соотношение тяжести наказания с социальной принадлежностью преступника;

o разработку более четких форм вины;

o установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры;

o регламентацию деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, а также судных мужей в процессе.

Процесс по Судебнику 1550 г. являлся состязательным, но по сравнению с процессом по Судебнику 1497 г. сильнее проявлялись элементы инквизиционного процесса.

Различали 2 формы процесса:

1) состязательный (процесс, используемый при ведении гражданских и тяжких уголовных дел);

2) розыскной (процесс, применяемый в наиболее тяжких уголовных делах). Доказательствами по Судебнику 1550 г. являлись:

1) при состязательном процессе – свидетельские показания, присяга и ордалии;

2) при розыскном процессе – поимка с поличным и собственное признание с помощью пытки. Основными процессуальными документами признавались:

· челобитная грамота;

· приставная грамота;

· срочная грамота;

· ставочные челобитные грамоты;

· правовая грамота;

· зазывная грамота;

· погонная грамота.

Судебная система:

· суд наместников;

· приказной суд;

· суд Боярской думы или великого князя;

· церковные и вотчинные суды;

· смешанных суды.

Составы преступлений по Судебнику 1550 г.:

· крамола – антигосударственное деяние;

· подым – антиправительственная агитация;

· поджог с целью причинения большого ущерба;

· татьба (церковная и головная) – похищение людей и имущества;

· посул (взятка);

· вынесение заведомо несправедливого решения;

· казнокрадство;

· фальшивомонетничество;

· душегубство (государственное и разбойное);

· оскорблением действием и словом;

· разбой;

· грабеж.

Система наказаний по Судебнику 1550 г.:

1) смертная казнь, которая могла быть отменена в случае помилования царем;

2) телесные наказания (торговая казнь (битье кнутом на торговой площади));

3) членовредительские наказания (урезание ушей, языка и клеймение);

4) штрафы и денежные взыскания.

Помимо разработки новых уголовно-правовых институтов, в Судебнике 1550 г. были разработаны и новые – гражданско-правовые. В Судебнике 1550 г. были рассмотрены вопросы, касающиеся права выкупа вотчины, а также был уточнен порядок обращения в холопство.

В общем, положения Судебника 1550 г. были посвящены развитию судебного процесса, уголовному праву, но нормы гражданского права по-прежнему базировались в основном на нормах обычного права и юридической практике

16. Великое княжество Литовское: государственно-общественный строй.

Великое княжество Литовское образовалось в XII — XIII вв. как результат белорусско-литовского общественного синтеза. Главной движущей силой объединения западно-русских (белорусских) и ли­товских княжеств в одно крупное государство было развитие производительных сил и экономических связей между отдельными княжествами. Необходимость объеди­нения военных сил в борьбе с Тевтонским и Ливонским орденами, а также нашествием татар.

В 1385 г. – уния Польши с Литвой. Персональная уния с Польшей сохранялась до смерти Ягайлы в 1434 г. В 1447 г. уния была возобновлена после избрания королем Польши великого князя Литовского Казимира.

В 1569 г. - Люблинская уния, образование Речи Посполитой.

Общественный строй. Социальный состав населения характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В пра­вовом отношении все население подразделялось на сословия: шляхту, духовенство, мещан и простых людей. Внутри каждого сословия име­лось также деление на определенные группы. Класс феодалов, состав­лявший небольшую часть населения, занимал господствующее по­ложение в экономической, политической и идеологической жизни об­щества. Все феодалы входили в состав привилегированного сословия шляхты либо духовенства.

Феодалы. различались феодалы высшей категории («высшего стану») — князья, паны радные, паны хоруговные и низшей категории — земляне-шляхта, имевшие собственные имения.

Верхушка класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась панами радными. В ее руках находилось все управление государством. К этой же категории относились и католи­ческие епископы. Панами хоруговными были крупные феодалы, вы­езжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли значительное число воинов.

Промежуточное положение между феодалами и простыми кресть­янами занимали бояре. Бояре считались лично свободны­ми людьми и могли переменить своего господина, что сопровожда­лось потерей прав на землю.

Крестьяне. Основную массу населения составляли феодально зависимые крестьяне, правовое положение которых определялось нормами обычного права, привилеями (грамотами) и статутами. Все крестьяне в зависимости от их принадлежности подраз­делялись на людей господарских (государственных) и людей панских.

1.Господарские люди подразделялись на:

- тяглые (барщина, оброк, иные повинности)

- осадные (не выполняля барщинных работ, пользовались большей самостоятельностью)

- огородники (бывшие холопы)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1035; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!