Сентября по старому стилю / 15 сентября по новому стилю



Суббота. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна по́стника, патриарха Царегра́дского. Прпп. Анто́ния и Феодо́сия Пече́рских.

Калу́жской иконы Божией Матери.

Служба мч. Маманта и прп. Иоанна постника не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. Антония и Феодосия Печерских (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Мч.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 50 зач., XV, 1–792.

Ряд.: 1 Кор., 146 зач., X, 23–28. Мф., 101 зач., XXIV, 34–44.

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мученика, глас 2-й: «Нов сад…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мученика, глас 4-й: «Прииди́те, согла́сно, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Свеще́ неугаси́мая...».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон мученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален мученика, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь мученика. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак мученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен3 – мученика и дня.

Апостол и Евангелие – мученика и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 2-й – 8 (первая и вторая стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «Яко Христо́вых де́лателей…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3 (см. в Минее общей).

На стиховне стихиры преподобных, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Кто по достоя́нию восхва́лит…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобных…». Стихира преподобных (см. в Минее общей).

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)5.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – ин кондак и ин икос преподобных, глас 2-й; седален преподобных, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобных, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас тот же: «Мы́сли очи́стивше…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ от бед…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...».

На часах – тропарь преподобных. Кондаки преподобных читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобных, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак преподобных. «Слава» – ин кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма, кондак преподобных. «Слава» – ин кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных и дня6.

Апостол и Евангелие – преподобных и дня.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 Причастны мученика и дня совпадают.

4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

5 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!