Марта по старому стилю / 23 марта по новому стилю



Пятница 5-й седмицы. Мч. Кодра́та и дружины его.

Прав. Павла Таганрогского57.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Порядок чтений, согласно календарю:

На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17.

На веч.: Быт. XXII, 1–18. Притч. XVII, 17 – XVIII, 5.

На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Марии Еги́петской (с 1 апреля)58.

Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 6 февраля; особенности его см. 10 февраля.

На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 8 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусали́ма…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» (единожды), и Богородицы (Похвалы́), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы́), глас 2-й: «Е́же от ве́ка та́инство…» (догматик гласа не поется).

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. В храме Похвалы́ Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Примечание. «На трапе́зе пие́м вино́, труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

57 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359).

58 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).

Марта по старому стилю / 24 марта по новому стилю

Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы.

Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского. Свт. Евфи́мия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софро́ния, еп. Врача́нского. Перенесение мощей мч. Епима́ха (службу зри 31 октября).

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского, поется на повечерии в Неделю 4-ю поста вечером (см. 6 марта).

Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. «Повече́рие же ма́лое и полу́нощницу пое́м в ке́ллиях. Кано́н ме́ртвен гла́са пое́м в гробни́це» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Календарные заметки:

На утрене поется Акафист Пресвятой Богородице.

Порядок чтений, согласно календарю:

Евр., 322 зач., IX, 24–28. Мк., 35 зач., VIII, 27–31.

Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Утреня.

Примечание. «Ко у́трени зна́менает в 4-й час но́щи, моле́бнаго ради после́дования Ака́фиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец59: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди)60: «Повеле́нное та́йно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.

После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Неве́сто Неневе́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на среде́» храма, кондаки и икосы «глаго́лются от иере́я во святе́м олтаре́», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».

Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).

Каноны (в 1-й – 5-й песнях):

В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6.

В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

В храме святого61 – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди).

По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Вели́кий во́ин…», «Слава, и ныне» – тот же седален.

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 862, на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди).

По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепе́тая Ма́ти…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «А́нгел предста́тель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы.

Примечание. «На трапе́зе яди́м два варе́ния с еле́ем и пие́м вино́, благодаря́ще Всесвяту́ю Влады́чицу на́шу Богоро́дицу о бы́вшем от Нея́ чудеси́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

59 «И собра́вшимся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем у́треню, я́коже предписа́ся [в четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

60 «По шестопса́лмии Бог Господь, во глас 8-й, и пое́м тропари́ ко́сно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

61 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

62 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!