Марта по старому стилю / 15 марта по новому стилю



Четверг 4-й седмицы, Крестопоклонной. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского. Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная».

Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 5619. На 6-м часе: Ис. XXVIII, 14–22.

На веч.: Быт. X, 32 – XI, 9. Притч. XIII, 20 – XIV, 6.

Лит. – Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

[Литургия Преждеосвященных Даров]5.

Совершается великопостное богослужение в соединении со службой сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы6 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б)7.

А. На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского (с 31 марта).

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 6 февраля; особенности его см. 9 февраля.

На утрене – кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я. На вечерне – кафизма 18-я.

Примечание. На вечерне в четверг вечера на «Господи, воззвах» в Постной Триоди отсутствуют дополнительные стихиры Креста (в отличие от службы среды 4-й седмицы): Триодь указывает петь после обычных подобнов (глас 4-й: «Присноблаже́нный сподо́бившеся...», «Умерщвле́ние претерпе́л еси...» и «Твой Крест святы́й...») стихиры из рядовой службы Минеи (т. е. мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска, с 3 марта).

Б. На великом повечерии в среду вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды).

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха), служба сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского (с 2 марта) и служба сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского (с 31 марта).

По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 1-й: «Си́лою Креста́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Мари́е, Честно́е Влады́ки Прия́телище...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 7-й: «Го́споди, Твой Крест зря́ще…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Го́споди, мы есмы́ лю́дие Твои́...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избра́нный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)8.

4-я, 8-я и 9-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)9 и трипеснцы Триоди на 810.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по 4-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 7-й.

По 3-й песни – седален Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален.

По 6-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы (если есть), или тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы (иконы), глас 5-й – 4. «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы).

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы), глас 6-й (см. по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 24 февраля).

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»]11, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 9-я. Тропарь Богородицы (иконы). Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются12. По «Отче наш...» – кондак Богородицы (иконы). После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется общий кондак Божией Матери «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе– кафизма 10-я. На 6-м часе– кафизма 11-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе– кафизма 12-я. На всех часах – тропарь Богородицы (иконы), по «Отче наш...» – кондак Богородицы (иконы), конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны13 «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

Кондаки:

В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы).

В храме Богородицы – кондак Богородицы (иконы).

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении сЛитургией Преждеосвященных Даров см. 8 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 6-й: «От Го́спода, смири́вшаго Себе́…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди...» (эти стихиры Триоди см. на стиховне в четверг вечера), и подобны Триоди, глас 4-й: «Присноблаже́нный сподо́бившеся...», «Умерщвле́ние претерпе́л еси...», и глас тот же: «Твой Крест святы́й...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в четверг вечера); и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на «Господи, воззвах» великой вечерни). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 8-й: «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет.

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода...» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы).

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и Богородицы (иконы): «Ча́шу спасе́ния прииму́...».

Примечание. Канон и стихиры с «Господи, воззвах» мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска (см. в Минее 3 марта) переносятся на великое повечерие в четверг 4-й седмицы вечером (по причине совершения триодной службы Креста в пятницу 4-й седмицы).

Примечание. «По отпу́сте же вхо́дим в трапе́зу, и яди́м два варе́ния с еле́ем, и пие́м вино́. В сре́ду же и пято́к, яди́м два варе́ния без еле́я, и пие́м вино́» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

5 Литургия Преждеосвященных Даров служится, если совершается полиелей в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б).

6 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

7 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в понеде́льник 2-я, или́ 3-я, или́ 4-я неде́ли посто́в», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы во еди́н от дней по́стных».

8 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

9 Там же.

10 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

11 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

12 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

13 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!