Января по старому стилю / 20 января по новому стилю



Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления74. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.

Календарные заметки:

С этого дня по 14 января – попразднство Богоявления.

Порядок чтений, согласно календарю:

Субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 7 зач., IV, 1–11.

Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 3 зач., I, 29–34.

На великой75вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во пло́ти свети́льниче…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Сло́во яви́ся…» (догматик гласа не поется)76.

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами (по обычаю).

Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи…». Просительная ектения и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Ду́ха рачи́тель…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, подража́им…».

По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

Примечание. На повечерие в пятницу вечером может быть перенесена служба прп. Домни́ки (с 8 января). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 16-я и 17-я77. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иорда́н струя́ми…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника78 и Предтечи (см. в Минее). (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «А́нгел из непло́дных ложе́сн…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с на Иорда́н…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 3-я – 4 (1-го канона – со ирмосом) и Предтечи, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Предтечи79.

Апостол и Евангелие – субботы по Богоявлении и Предтечи.

Задостойник праздника (и до отдания).

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

74 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее – попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства – служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...»

Некоторые особенности попразднства Богоявления:

1) На утрене по кафизмах произносятся ектении.

2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется.

3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.

4) На Литургии по входе поется: «…спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «...Воскресы́й из мертвых...»).

5) Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

6) Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.

7) На Литургии во все дни попразднства поется задостойник – припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоуме́ет всяк язык…».

75 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

76 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.

77 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

78 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

79 Ср.: Типикон, 7 января, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378–379.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!