О восхождении к совершенному
По учению Святителя Григория Нисского, - “природа естественным образом, как бы по степеням, в отношении отличительных свойств жизни, делает восхождение от менее к более совершенному”.
Другими словами, мир действительно представляет собою систему стройного восхождения предметов, явлений, сил и существ по лестнице строгой постепенности совершенствования и сложности. Все это делает ее единым органическим целым.
Человек, как конечная цель всего предшествовавшего ему творения, является вершиной этой лестницы (иерархии) и смыслом всего Божественного творения мира.
Однако греховное падение первого человека произвело в нем противоречие духа и тела, то роковое, мучительно-тягостное и гибельное противоречие, которого не было и быть не могло в нормальном, здоровом человеке, каким он был сотворен Богом.
Так, высшие силы и способности человека утратили со временем нормальное взаимодействие между собой.
О созерцании духовной и тварной природы.
Все сотворенное Богом различается на духовное, или умное, и чувственное, или телесное; причем духовному принадлежит первенство и по достоинству и по порядку осуществления.
Духовная природа не имеет, по словам Святителя Григория Нисского: «ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни количества, ни вообще чего-либо узреваемого под солнцем».
О созерцании тварной природы, как форме Богопознания (христианский гносис) Святой Апостол Павел учил: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Рим. 1, 20).
|
|
О рассуждениях на эту тему читаем у Святителя Григория Нисского о том, что чрез рассматривание устройства мира людям может быть доступно “постижение высшей мудрости и силы” Творца.
В тварях, Богом и созданных, и управляемых отражается, в известной степени, величие Божие.
О пребывании вне Бога.
О том выразительно и точно говорится в учении Святителя Григория Нисского: “Кто пребывает вне любви Божией, тот, без сомнения, бывает вне Того, от любви к Кому он удалился... пребывающий вне Бога необходимо оказывается и вне света, вне жизни и нетления... так как все это сосредоточено в Боге. А кто не в этом, тот, без сомнения, - в противоположном. Т. е. такой становится достоянием тьмы, тления, погибели и смерти. Отпадение от подлинно Сущаго действительно повреждение и разрушение существующего. Никому невозможно существовать, не находясь в Сущем”.
О деле искупления и спасении человека.
Совершить дело искупления, спасения человека может только Бог.
|
|
Только Он способен воссоздать природу человека, избавив ее от греха, ибо только Он может взять от нас грехи.
Господь, по словам Святителя Григория Нисского, по благому Своему промыслу в величайшем к нам человеколюбии, снова воспринимает нас: “Бог – Причина, и Начало, и Сущность и Жизнь всего. Он призывает к Себе и возстановляет отпавших от Него; возобновляет образ Божий в тех, которые стремятся к Нему”.
С этой целью вочеловечился Сын Божий – снова соделать людей участниками Его Божества, чтобы изменить, преобразить и обновить нашу природу, и душу низложенную страстями. С тем чтобы растворить ее Своим Божественным Духом.
Целью пришествия Сына Божия было очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением и восстановить ее первообразное состояние.
О последствиях грехопадения.
Ум, отдалившись от Бога, терял свою точку опоры, ослабевал в своих силах, в результате дух, порвавший живой союз любви с Богом, отдалялся от Него.
По мере этого и чувственность, освобождаясь от подчинения духу, от контроля и управления разума, все более и более вступала в решительное противоречие с духовной сущностью человека, активно восставала на нее.
Вся гармония духовной жизни в человеке расстроилась, ибо она держалась на только на единением духа с Богом, ибо в таком союзе был источник и залог его крепости и господстве над чувственностью.
|
|
Со временем усилилась численность и интенсивность чувственных желаний человека, они разбрелись в разные стороны и получили характер безмерности.
Силы и способности человека получили извращенное направление, приобрели дурные навыки, в коих и заключается религиозно-нравственное зло.
Это одностороннее развитие сил и желаний человека называется страстями. И если до грехопадения человек владел своими страстями и неразумною частью своей природы, то после него – страсти и неразумная сторона его природы овладели им.
Именно в страстях и выражается отпадение человека от живого союза с Богом, поскольку до этого в нем получили преобладание себялюбие и эгоизм.
Страсть всегда указывает на одностороннее, негармоничное и несвободное состояние сил человека. Именно уклонение к страстям, как указывали Отцы Церкви, лишило человека безсмертия. Их именуют “худыми настроениями воли” .
Человеку невозможно приблизиться к Творцу, к понятию о Нем, не устранив себялюбие и эгоизм, не укротив страсти. Потому и в познании сил добра и зла необходимо умерить неразумную сторону человеческой природы.
|
|
Для очищения от греха человек имеет нужду в Божией помощи.
О вере.
Наиболее смелый метафизик и богослов начала нашей эры Святитель Григорий Нисский писал, что многие основания, знания, догмы и истины о Боге, умом не вместимы, ибо они суть “догмы Божественные и таинственные”.
Они приемлемы лишь верой, а потому являются не только теоретическими положениями, но и заповедями – нравственными предписаниями: “Благодать Спасителя нашего даровала любовь приемлющим познание истины, как врачество душам. Она разрушает чарующее человека обольщение, угашает безчестное мудрование плоти, когда приявшая единение душа светом истины путеводима к Богу и собственному спасению”.
Но если безплотно знание ради знания, не достаточно и одного соблюдения заповедей.
Христианин, по учению Святителя, обязан исследовать веру: иначе, он обнаруживает недостаток благочестия и согрешает.
Однако исследование это не должно вырождаться в пустую, внешнюю диалектику, в «Аристотелево злохудожество» (философию), но должно исходить из несомненного содержания веры.
Так, в дальнейшем изучении христианами сути добра и зла не было исконной ошибки, напротив вера требовала это.
Вера требовала от христианина познать Бога, узреть Его, душой и умом приблизиться к Нему.
О вечности Бога.
В своем учении Святитель Григорий Нисский по-новому и глубже освящает тему «вечности жизни Божией».
Бог свободен от времени; для Него нет ни прошлого, ни будущего, а одно настоящее, т. е. вечность.
Его не следует понимать временно, как особого рода время: «У Бога что было, то есть и будет; а если чего-нибудь не было – того нет, и не будет».
Бог не во времени – Он неизменен – не до времени и не после времени, но время и все временное есть как бы частичное и погибающее (ибо тварное) отражение Бога. Потому и возможно, что «во всякой вещи есть Бог, пронизывающий и объемлющий ее в ней пребывающий».
Та же Божия Природа силой Своей и сама «находится во всех существах, чтобы все они пребывали в бытии», но от этого Своего вездесущия не становится ни временной, ни пространственной.
Бог – Первоначало, Он – Первоблаго и Всеблаго!
О Сыне Божием.
Бог породил Сына Своего как начало всего, дабы чрез Него «создать и образовать всяческое».
Так, от пламени исходит, его не умаляя, другое пламя, так звучит вовне мысль – слово или луч исторгается от солнца и в него возвращается.
Предвечно пребывающий в Боге Разум (Логос) «проистек» из Него, чтобы стать «идеей и энергией» всего и спасти людей, которые согрешили, ослушавшись Его Закона, и в «помрачении души и окаменении сердца» подпали смерти.
Из того, что Логос (Иисус) вочеловечился, следует, что средоточие мира – человек и что ради человека создан и спасен мир. Этим фактом и осмыслением его устраняется безличный языческий натурализм и лжегностическое отрицание плоти во имя ложной духовности.
Главный вывод раннехристианских богословов – Христос был не только духовным, но и душевно-плотским человеком и Богом, воплотившимся, как человек Иисус.
По словам Святителя Григория Нисского, - “Бог – причина, и начало, и сущность и жизнь всего. Он призывает к Себе и возстановляет отпавших от Него; возобновляет образ Божий в тех, которые исказили его... Вообще Он руководит тех, которые стремятся к Нему”.
О не разделении Ипостасей.
В числе других апологетов – раннехристианских учителей и богословов – прямых учеников Святых Апостолов Святитель Григорий Нисский учил о Святой Троице: «Освящает, и животворит, и утешает, и все подобное этому делает и Отец, и Сын, и Дух Святой одинаково», ибо «не различено по числу Ипостасей действует Святая Троица, но соделывается некое единое благой воли движение и устроение, из Отца чрез Сына к Духу исходящее».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!