Медитация это Выведение бытия из ума 2 страница



Сейчас все психоанализы на западе делают только это и ничего другого: прислушиваются ко второму виду сновидений и меняют порядок вашей жизни соответственно этому. И психоанализ помог многим людям. Он обладает своей собственной ограниченностью, но он помог, потому что, по крайней мере, эта часть, когда вы прислушиваетесь ко второму виду сновидений, делает вашу жизнь более расслабленной, менее напряженной.

Затем, существует третий вид сновидений. Третий вид сновидений это взаимосвязь со сверхсознанием. Второй вид сновидений это взаимосвязь с подсознанием. Третий вид сновидений встречается очень редко, потому что мы утратили все контакты со сверхсознанием. Но все же оно приходит, потому что сверхсознание принадлежит вам. Может быть, оно стало облаком и парило в небе, испари­лось, может быть, дистанция очень велика, но оно все же опустило в вас свой якорь.

Контакт со сверхсознанием возникает очень редко. Когда вы становитесь очень, очень бдительными, только тогда вы начнете чувствовать это. Иначе, оно потеряется в той пыли, которую ум выбрасывает в сновидения, и в удовлетворении желаний, о котором ум постоянно мечтает: незаконченном, подавленном. Оно будет потеряно. Но ко­гда вы становитесь осознанными, оно становится похожим на сияющий алмаз — совершенно отличный от всех кам­ней, которые есть вокруг.

Если вы можете почувствовать и найти сон, который приходит из сверхсознания, наблюдайте его, медитируйте на него. Он станет вашим путеводителем, он будет вести вас к Мастеру, он будет вести вас к правильной дисципли­не. Это сновидение станет путеводителем глубоко внутри вас. Вы можете найти Мастера, руководствуясь сознанием, но Мастер будет не более, чем учителем. Вы можете найти Мастера, руководствуясь подсознанием, но тогда Мастер будет не более, чем возлюбленным — вы влюбитесь в оп­ределенную личность, в определенный образ. Но только сверхсознание может вести вас к правильному Мастеру. Тогда он не учитель; вас привлекает не то, что он говорит, вас привлекает не то, что он собой представляет. Скорее наоборот, ваше сверхсознание указывает, что этот человек подойдет вам, что этот человек даст вам верную возможность для роста, что этот человек может стать вашей поч­вой.

Затем, существует четвертый вид сновидений, кото­рые приходят из прошлых жизней. Они встречаются не так уж редко. Это случается; они приходят много раз. Но внутри все находится в таком беспорядке, что вы не можете ничего разобрать.

На востоке мы очень интенсивно работали над этим четвертым видом сновидений. Именно из-за этих сновиде­ний мы наткнулись на явление реинкарнации. Исходя из этих сновидений, постепенно, мы обнаружили существова­ние прошлых жизней. Вы возвращаетесь назад, назад во времени. Тогда в вас происходят большие изменения, по­тому что, если вы можете помнить, даже во не, кем вы бы­ли в своих прошлых жизнях, многое станет незначи­тельным, и много нового станет значительным. Весь поря­док изменится, изменится ваш взгляд на мир.

Если вы накопили слишком много богатства в про­шлых жизнях, если вы у мерли как самый богатый человек в стране, но глубоко внутри вы были нищим, и вы снова делаете то же самое в этой жизни, тогда, внезапно, ваше видение изменится. Ели вы можете вспомнить о том, что вы делали, и как все это обратилось в ничто, если вы можете вспомнить о том, что в течение многих жизней, многократ­но вы делали то же самое снова и снова — вы подобны ис­порченной граммофонной пластинке, порочному кругу: вы снова начали с того же самого и закончили тем же самым — если вы сможете вспомнить некоторые из своих жизней, внезапно, вы будете удивлены тем, что никогда не делали ничего нового. Снова и снова вы накапливаете богатства, снова и снова вы становитесь слишком знающими, снова и снова вы влюбляетесь, и снова и снова вас ожидает то же самое несчастье, которое приносит любовь. Когда вы види­те повторение, как вы можете оставаться прежними? Тогда эта жизнь внезапно преображается. Вы не можете больше двигаться по той же колее.

Вот почему восточные люди снова и снова вопроша­ли в пространство: "Как выйти из этого колеса жизни и смерти?" Это кажется одним и тем же колесом. Кажется, что та же самая история повторяется снова и снова — по­вторение. Если вы не знаете этого, тогда вы думаете, что делаете нечто новое, и вы так возбуждены. Я могу видеть, что вы много раз делали то же самое снова и снова.

В жизни нет ничего нового; это колесо. Оно движет­ся по одной и той колее, потому что вы постоянно забывае­те о прошлом. Вот почему вы чувствуете такое возбуж­дение. Если вы вспомните, все возбуждение спадет. В этом воспоминании случается саньяса.

Саньяса это усилие, направленное на то, чтобы вый­ти из колеи сансары. Это усилие, направленное на то, что­бы выпрыгнуть из колеса. Вы говорите себе: "Хватит!" Теперь я не больше не собираюсь участвовать в той же са­мой старой бессмыслице. Мне нужно выйти из этого". Саньяса это совершенное выпадение из колеса — не из общества, но из вашего собственного внутреннего колеса жизни и смерти. Таков четвертый вид сновидений.

И затем, существует пятый и последний вид сновиде­ний. Четвертый вид идет назад в прошлое, пятый вид идет вперед в будущее. Это редко встречается, очень редко; это случается только иногда. Когда вы очень, очень чувстви­тельны, открыты, восприимчивы, прошлое отбрасывает тень и будущее отбрасывает тень; это отражается в вас. Если вы можете осознать свои сновидения. В один пре­красный день вы станете осознавать также и эту возможность: это будущее заглядывает в вас. Просто, внезапно, дверь открывается, и будущее вступает в контакт с вами.

Это пятый вид сновидений. Современная психология понимает только второй вид. Русская психология понимает только первый вид. Три вида, три других вида почти неиз­вестны, но йога понимает их все.

Если вы медитируете и начинаете осознавать свое внутреннее бытие во сне, произойдет много всего. Первое это то, что, постепенно, чем в большей степени вы будете осознавать свои сновидения, тем все меньше и меньше вы будете убеждены в реальности мира в то время, когда вы бодрствуете. Отсюда, индуисты говорят, что мир подобен сну. Прямо сейчас происходит как раз наоборот: из-за то­го, что вы так убеждены в реальности мира во время своего бодрствования, то, когда вы спите, вы думаете, что эти сно­видения тоже реальны. Никто не чувствует, когда спит, что сновидения нереальны. Когда вы видите сновидения, это кажется совершенным, это кажется абсолютно реаль­ным. Утром, конечно, вы можете сказать, что это был только сон, но дело не в этом, потому что сейчас функцио­нирует другой ум. Этот вовсе не был свидетелем; этот ум слышал только отголосок. Этот сознательный ум, который просыпается утром и говорит, что все это было сном, этот ум вовсе не был свидетелем. Как может этот ум что-то ска­зать? — он просто слышал отголосок. Это подобно тому, как вы спите, а два человека разговаривают, и вы в своем сне слышите некоторые слова, и это происходит потому, что они говорят слишком громко. Осталось только впечат­ление о всякой чепухе.

Это случается: когда подсознание создает сновиде­ния, и создается огромная деятельность, сознательный ум спит и только слышит отголосок. Утром он говорит: "Это было фальшивым. Это был просто сон". Прямо сейчас, когда вы видите сон, он кажется абсолютно реальным. Да­же абсурдное выглядит реальным, нелогичное выглядит реальным, потому что подсознанию не ведома логика. Вы ходите по дороге сновидения, вы видите, как пришла ло­шадь, и, внезапно, лошадь больше не лошадь, лошадь ста­ла вашей женой. С вашим умом ничего не произошло. Он не спросил: "Как это могло произойти? Лошадь внезапно стала моей женой?" Не возникает никаких проблем, ника­ких сомнений. Подсознанию не ведомы сомнения. Даже в такое абсурдное явление можно поверить; вы убеждены в его реальности.

Когда вы начинаете осознавать сновидения, происхо­дит прямо противоположное: вы чувствуете, что это реаль­ные сновидения. Ничто не является реальным; это просто спектакль ума, психодрама. Вы являетесь сценой, и вы же актеры, продюсер, режиссер — больше никого нет, только творение ума. Когда вы начинаете осознавать это, тогда, в то время как вы движетесь, весь этот мир меняет свое ка­чество. Тогда вы увидите, что здесь также происходит то же самое, но только на более продвинутой стадии. Сны это то же самое.

Индуисты тоже называют этот мир майей, иллюзией, подобием сна, воображением. Что они имеют в виду? Имеют ли они ввиду, что он не реален. Нет, он не реален. Но когда ваш ум смешивается с этим, вы создаете свой соб­ственный нереальный мир. Мы не живем в одном и том же мире; все живут в своем собственном. Миров столько сколько умов. Когда индуисты говорят, что этот мир — майя, они имеют в виду, что реальность плюс ум равняется майя. Реальность это то, чего мы не знаем. Реальность плюс ум, и все становится сном, потому что ум это то, что создает сны. Реальность минус ум, и ничто не сможет быть сном; только реальность остается в своей кристальной чис­тоте. Ум это просто зеркало. В зеркале отражается мир. Это отражение не может быть реальным, это отражение есть просто отражение. Когда зеркала больше нет, отраже­ние исчезает. Теперь вы можете видеть реальность.

Когда наступает полнолуние, озеро спокойно. Луна отражается в озере, и вы пытаетесь поймать луну. Именно это все делали в течение многих жизней — пытались пой­мать луну в зеркале озера. И, конечно, вы никогда не до­биваетесь успеха. Вы не можете добиться успеха, это невозможно. Вы должны забыть об озере, и посмотреть в совершенно противоположном направлении. Вот луна.

Ум подобен озеру, в котором мир становится иллю­зией. Спите ли вы с закрытыми глазами, или вы спите с открытыми глазами, это не имеет значения. Если ум при­сутствует, все, что происходит, есть сон. Если вы медити-руете на сновидениях, это будет первым, что вы поймете.

И вторым, что вы поймете, будет то, что вы свиде­тель: есть сон, но вы не его часть. Вы не часть своего ума, вы трансцендентность. Вы находитесь в уме, но вы не ум. Вы используете ум, но вы не ум. Внезапно, вы — свиде­тель, ума больше нет. И это свидетельствование есть ко­нец, высшее понимание. Тогда, видите ли вы сны, когда спите, или вы видите сон, когда бодрствуете, не имеет зна­чения, вы остаетесь свидетелями. Вы остаетесь в мире, но мир не может больше войти в вас. Все существует, но ум не является этим, и это не является умом. Внезапно, вхо­дит свидетель и все меняется.

Это очень, очень просто, ели вы обладаете этим на­выком. В противном случае это кажется очень, очень трудным, практически невозможным — как быть осознанными, когда вы видите сон? Это кажется невозможным, но это не так. На это потребуется три или девять месяцев, ес­ли, когда вы засыпаете каждую ночь, и когда вы погружае­тесь в сон, вы пытаетесь быть бдительными, и наблюдать это. Но помните, не пытайтесь быть бдительными в смысле активности, иначе вы не сможете заснуть. Будьте пассив­ной бдительностью: простыми, естественным, расслаблен­ными, просто смотрите со стороны, не развивайте большой активности в отношении этого, только пассивная осознан­ность, не беспокойтесь слишком сильно. Когда вы сидите на берегу, река течет мимо, и вы просто наблюдаете. На это потребуется от трех до девяти месяцев.

Тогда в один прекрасный день, внезапно, сон опус­кается на вас как темный экран, как темный занавес, как будто бы солнце село, и опустилась ночь. Она воцаряется повсюду вокруг вас, но глубоко внутри пламя продолжает гореть. Вы наблюдаете — молчаливо, пассивно. Затем вы входите в мир снов. Затем начинает разыгрываться много пьес, много психодрамм, и вы продолжаете наблюдать. По­степенно начинают появляться различия. Теперь вы можете видеть, какого вида сновидения к вам приходят. Затем, внезапно, однажды вы понимаете, что все происходит точно так же, когда вы бодрствуете. Нет качественного различия. Весь мир становится иллюзорным. А когда мир иллюзо­рен, только свидетель реален.

Это то, что Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Также медитируйте на знания, которые приходят в тече­ние сна" — и это сделает из вас реализовавшегося челове­ка.

Также медитируйте на все, что вас привлекает.

Медитируйте на лицо вашей возлюбленной — меди-таруйте. Если вы любите цветы, медитируйте на розу. Ме­дитируйте на луну, или на все, что вам нравится. Если вы любите поесть, медитируйте на еду. Почему Патанджали говорит: "...на все, что вас привлекает?" Потому что меди­тация не должна быть навязана насильно. Если она навя­зана, она обречена с самого начала. Это нечто навязанное, что никогда не сделает вас естественными. С самого начала найдите что-то, что привлекает вас. Не создавайте ненуж­ного конфликта. Это нужно понять, потому что ум облада­ет естественной способностью медитировать, если вы даете ему объект, который привлекает его.

В маленькой школе ребенок слушает птиц, чири­кающих на деревьях. И он слушает, он захвачен слушани­ем, у него есть связь. Он забыл об учителе, он забыл о классе. Он больше не здесь; его внимание поглощено. Слу­чилась медитация. И затем учитель говорит: "Что ты дела­ешь? Ты что, спишь? Смотри на доску!" Теперь ребенок должен стараться, совершать усилия. Эти птицы никогда не скажут ребенку: "Посмотри, мы поем. Будь внимате­лен!" Это просто случилось, потому что они сильно при­влекают ребенка. Доска выглядит уродливой, и учитель кажется убийственным. Все навязано. Он будет стараться, но никто не может медитировать насильно. Снова и снова ум будет засыпать. За стенами классной комнаты происхо­дит так много всего: внезапно, начинает лаять собака, или мимо проходит поющий нищий, или кто-то играет на гита­ре. Так много всего случается снаружи, но он должен об­ращать свое внимание снова и снова на доску, на уродливую классную комнату.

Мы сделали школы точно такими же, как и тюрьмы. В Индии здания школ и здания тюрем одного цвета, красного. Классные комнаты уродливы. Здесь нет ничего при­влекательного: нет игрушек, нет музыки, нет деревьев, нет птиц — ничего. Классные комнаты предназначены для того, чтобы навязать вам внимание. Вы должны учиться концен­трироваться.

И в этом различие между концентрацией и медитаци­ей: концентрация это нечто навязанное, медитация естест­венна. Патанджали говорит: "Также медитируйте на все, что вас привлекает" — затем спонтанно все ваше существо начнет течь. Просто смотрите на лицо своей возлюбленной, в ее глаза, медитируйте.

Обычные религиозные учителя станут говорить: "Что вы делаете? Разве это медитация?" Они учат вас не думать о своих возлюбленных, когда вы медитируете. Они думают, что это будет мешать. И этот тонкий смыл должен быть понят: в мире ничего не может мешать. Если вы со­вершаете неестественные усилия, тогда вам может что-то мешать — вы создаете их. Все ваше существо хотело бы видеть лицо вашей жены, мужа, вашего ребенка, а религи­озные учителя говорят: "Все это соблазн, все это помехи. Вы должны идти в храм, в церковь и медитировать на крест". Вы медитируете на крест, но снова и снова вы вспоминаете своего возлюбленного. Теперь лицо возлюб­ленного станет помехой. Это не так, это не помеха. Нет ничего особенного в том, чтобы медитировать на крест; вы просто глупы. Какая нужда в том, чтобы идти и медитиро­вать на крест? Если он привлекает вас, это хорошо, но в этом нет необходимости. Крест не наделен никаким особым качеством.

На самом деле, всегда, когда происходит медитация, существует особое качество. Медитация привносит особое качество. Оно заключается не в предмете, оно заключается в вас. Если вы медитируете на что-то, вы привносите в это свое собственное существо. Внезапно, это становится свя­щенным, святым. Ничто не является святым, медитация делает это святым. Вы можете медитировать на камень, и, внезапно, камень становится храмом. Никакой Будда не прекрасен так как камень, когда вы медитируете на него. Что такое медитация? Она орошает камень дождем вашего сознания. Она движется вокруг камня, вы так поглощены, так глубоко связаны, что между вами и камнем появляется мост. Разрыв исчезает — между вами и камнем есть мост. На самом деле, теперь вы не знаете, кто наблюдатель, а кто предмет наблюдения. Теперь вы не знаете, кто камень, и кто медитирующий. Внезапно, энергии встречаются и смешиваются, и возникает храм. Не создавайте необяза­тельных препятствий, потому что тогда вы будете несчаст­ными.

Кто-то, из приходящих ко мне, в течение многих лет повторял определенную мантру. Он сказал:

— Помехи возникают снова и снова.

— Что такое помехи?

Его жена умерла, а он ее сильно любил. Я знал эту женщину; она действительно была прекрасным человеком. Он никогда не женился вновь. Теперь она была мертва, и создался вакуум, и он чувствовал себя одиноко. Из-за это­го одиночества, он пришел к какому-то учителю, чтобы найти способ избавиться от памяти о своей жене. Он дал ему мантру. Теперь, он повторял мантру в течение, по крайней мере, трех лет, снова и снова, когда он повторял мантру как робот, жена приходила, возникало лицо. Он был не в состоянии забыть жену. Мантра оказалась недос­таточно сильной, поэтому он был здесь и был очень несча­стен. Он сказал:

— Прошло три года, но меня все время посещают воспоминания. Кажется, что я не могу выйти из этого. Даже эта мантра не помогла. И в течение трех лет, я делал это действительно религиозно.

— Ты — глупец. Не нужно повторять эту мантру. Повторяй имя своей жены; сделай это мантрой. Поставь ее фотографию перед собой, и смотри на нее. Сделай ее предметом поклонения.

— Что ты говоришь? Она моя помеха.

— Сделай помеху своей медитацией. Зачем создавать конфликт?

Помеха может быть создана самим объектом медита­ции. И это является помехой, потому что глубоко внутри существует некая привлекательность, некая гармония. Вот почему мантра оказалась бессильной, тщетной. Мантра была просто навязана. Кто-то говорит вам какое-то слово, и вы повторяете его, но это слово вас не привлекает. Оно никогда для вас раньше не существовало, оно не имеет в вас корней. Жена существовала очень глубоко. Любовь глубже чем мантра.

— Так зачем тратить время?

— Я попробую.

И спустя всего лишь несколько дней он написал письмо, в котором говорилось: "Это невероятно! Я чувст­вую себя так спокойно и так умиротворенно. И действи­тельно, моя жена так прекрасна. Не нужно думать, что она мешает мне".

Помните это, потому что вы, может быть, делаете много того, что подобно этому. Всегда, когда вы чувствуе­те, что нечто мешает, это просто говорит о том, что вы ес­тественно привлечены к этому, ничего больше. Зачем создавать конфликт? Двигайтесь в том же направлении; сделайте это объектом медитации. Будьте естественными, не будьте подавленными, и не создавайте конфликта, и вы достигнете.

Никто никогда не достигал посредством конфликта. Конфликт создает расколотую личность. Двигайтесь в ес­тественное тяготение; тогда вы едины, тогда вы целое, тогда вы вместе. Тогда вы одно целое, а не дом, разделенный против своей воли. И когда вы движетесь как одно целое, в ваших шагах есть танец, и нет ничего, что бы не было бо­жественным. Вы будете удивлены.

Случилось так, что один великий Буддистский мо­нах, Нагарджуна, остановился в маленькой деревне. Кто-то пришел к нему, потому что почувствовал к нему боль­шое притяжение. Человек сказал:

— Образ вашей жизни, путь, то как вы идете подоб­но императору в одеждах нищего, сильно привлекает. Я бы тоже хотел стать религиозным человеком, но у меня есть одна проблема. У меня есть корова, и я ее очень люб­лю. И она так прекрасна. Я не могу ее оставить.

У него была только корова. У него не было ни жены ни детей, он никогда не был женат, но он любил корову. Он чувствовал себя немного глупо, когда говорил об этом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!