Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей



Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать её. Американский психолог С. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (Сишор является автором первых тестов музыкальности).

Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947г.)

 

Музыкальная одаренность
его определении музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности.

воображение, сила воли и др. способности к пению, движению
^ ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

музыкально — ритмическое чувство это способность эмоционально различать и воспроизводить музыкальный ритм ладовое чувство это способность воспринимать ладовую сторону музыки, слышать характер музыки, узнавание музыки и т.д. это перцептивный и эмоциональный компонент музыкального слуха музыкально слуховые представления это способность воспроизводить звуковысотные движения музыки это репродуктивный (воспроизводящий) компонент музыкального слуха


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ


С педагогической точки зрения очень важны идеи Теплова о неравномерности развития способностей одного человека, о компенсации одних способностей другими, о развитии музыкальных способностей в деятельности. Доктором педагогических наук Н.А. Ветлугиной глубоко изучена музыкальность дошкольника («Музыкальное развитие ребенка», 1968г.),  опираясь на исследования Б.М. Теплова, она определила музыкальность как совокупность качеств необходимых ребёнку для успешной музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяла музыкально-сенсорные способности (их 4), на базе которых формируются основные музыкальные способности – ладовысотный слух и чувство ритма.

Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности:

 

  • в восприятии музыки - это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки;
  • в пении - это чистое интонирование, четкая дикция;
  • в музыкально - ритмических движениях - слитность движения с музыкой, пластичность, изящество;
  • в игре на детских музыкальных инструментах - развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений



    К 80 годам в работах разных исследователей появилась тенденция к интеллектуализации музыкальности. Эта тенденция отражена в исследованиях музыкальности дошкольниковдоктором психологических наук Кирой Владимировной Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей», 1988г.).Она определила музыкальность как комплекс общих и частичных способностей, ответственных за формирование музыкального образа. В группе общих музыкальных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью ею выделена группа познавательных музыкальных способностей, включающих как сенсорные способности (чувство ритма и музыкальный слух: мелодический, динамический, тембровый), так и интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение). Отдельно от интеллектуальных способностей рассматривается музыкальная память.
    На сегодняшний день вопрос о структуре музыкальности в музыкальной психологии остается открытым.

    ^ 4.Теории детерминации музыкальных способностей

    1. Теория врожденности музыкальных способностей.

    Основоположники теории – Г.Ревеш и С.Сишор. По их мнению музыкальность фатально предопределена природой. Это врожденное свойство, которое не поддается развитию, а музыкальное будущее каждого ребенка возможно прогнозировать на основе музыкальных тестов.

    2.^ Социологизаторская теория.

    Ее приверженцы убеждены, что к музыке способности имеют все. Неспособность к музыке – исключительно редкое явление. Средняя музыкальная способность так же универсальна как и способность к речи, а музыкальные успехи зависят от условий обучения и воспитания.

    3.Диалектическая теория опирается на следующие положения:


  • Внутренние предпосылки формирования и развития способностей – задатки

  • Ведущий фактор формирования музыкальных способностей – социальные условия

  • Музыкальные способности формируются в деятельности


Следовательно, в музыкальном воспитании необходимо включать всех детей в разнообразную музыкальную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
^ 4.Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений.

Ниже в таблицах изложен материал (характеристика показателей и уровней), который может быть основой для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет. Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович.
^ Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста

Года

Показатели Характеристика уровней развития ^ Характеристика уровней развития музыкального творчества


1 различает и воспроизводит звуки разной высоты;

2 различает и воспроизводит сильную долю

3 различает и воспроизводит звуки разной силы

4 различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними

5 различает и воспроизводит контрастное настроение музыки

6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество (сжатые синтетические композиции)

^ Музыкальных сенсорных способностей Синтетического
В–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель одновременно со звучанием музыки и показом взрослого, или самостоятельно Д–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель, слегка отставая от показа взрослого, или изредка с ошибками действует самостоятельно С – воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель после показа взрослого, испытывает затруднения при самостоятельных действиях Н – воспринимает и сопереживает образу, но затрудняется в различении и воспроизведении, допускает ошибки после показа взрослого, затрудняется в самостоятельных действиях. В –преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции Д –При косвенном руководстве проявляет сжатые синтетические композиции С – преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции после показа взрослым Н –Не проявляет даже после показа взрослым.

 

^ Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста

Лет

Показатели Характеристика уровней развития ^ Характеристика уровней развития музыкального творчества


1 поет без сопровождения ис аккомпанементом эмоционально, поддерживая мелодию, в ритме пропевая слова

2 двигается пластично, ритмично, один, в паре, передавая характерные особенности образа

3 музицирует один, в паре на предпочитаемом инструменте

4 Проявляет музыкальное творчество (однородное: песенное, инструментальное,

танцевальное)

5проявляет элементарные знания из области музыкального искусства

^ Специальных музыкальных способностей Однородного
Ребенок проявляет указанный показатель В – самостоятельно или при косвенном руководстве педагога Д – самостоятельно или при косвенном руководстве с некоторыми неточностями, легко исправляет их; С – самостоятельно или после показа, допуская ошибки; затрудняется в исправлении после подсказки педагога Н – после показа образца педагога допускае ошибки, ошибается после многократного показа взрослого. В –ярко выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая или сжатая импровизация с новыми и знакомыми элементами; Д – выраженное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с фрагментами новых или знакомых элементов С – выраженное сопереживание, «проблески» перевоплощения; Самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с преобладанием знакомых элементов и композиции. Н –слабое проявление сопереживания,отсутствие перевоплощения; после показа педагога сжатая композиция, отсутствие новизны и схематичность композиции.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 734; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!