Социальные институты, их типы и функции. Социальные организации



Предмет и объект Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объектами социологического познания могут являться: 1)глобальное мировое сообщество; 2)традиционное национальное общество; 3)микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); 4)индивид. Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду. Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят: 1)групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ); 2)становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.); 3)социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.). Методы социологии. Исходной базой является сбор эмпирических данных. Методики сбора включают в себя анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент. Анализ документов. Документами в социологии называются созданные человеком предметы, содержащие информацию и имеющиеся в достаточном количестве. Документы могут быть письменными, визуальными (кино, фото), фонетическими (записи). Наблюдение. Различаются полевые, т. е. проводимые в естественных условиях, наблюдения и лабораторные, которые проводятся в специально созданных группах; краткое и длительное; открытое и скрытое, когда наблюдатель скрывает свое присутствие. Опрос. Основывается на сборе высказываний. Подразделяется на интервью и анкетирование. Анкеты, в свою очередь, могут быть предложены с готовыми вариантами ответов («жесткие») и с пустыми местами для произвольных ответов. Эксперимент. Обычно представляет собой ситуацию, которую социолог искусственно создает для сравнения объектов, в которые вводятся факторы, различающиеся между собой и позволяющие оценить их значимость.

Структура социологии.

Прежде всего, социология подразделяется на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология исходит из того, что, лишь поняв общество в целом, можно разобраться в отдельных социальных фактах и процессах. Микросоциология стоит на противоположных позициях, настаивая, что отдельные повседневные события есть первооснова социальной жизни.

Близко к этому деление на объективную и субъективную социологию. Сторонники объективной социологии считают общество объективной реальностью, следовательно, с их точки зрения, оно имеет свои закономерности, которые следует установить, что позволит строить прогнозы, обосновывать социальную политику. Субъективные социологи считают, что в действительности есть только личности, а то, что называется обществом, есть просто совокупность личностей, которую следует изучить.

Среди социологических теорий выделяются специальные (частные) и общие. Специальные теории посвящены объяснению отдельных специфических явлений или отдельных отраслей социальной жизни, например, теории семьи, малых групп, социальных конфликтов. Общие теории призваны показать целостную картину социальной жизни, выявить ее закономерности. К ним относятся теории общества, социальных структур, стратификации.

Функции социологии.

Будучи гуманитарной наукой, социология выполняет ряд социальных функций: познавательную, прикладную, гуманистическую, прогностическую, идеологическую, воспитательную, мировоззренческую.

Познавательная функцияосуществляется в нескольких аспектах: социология разрабатывает теорию и методологию социального познания, вооружает исследователя социальных систем научными знаниями о закономерностях общественного развития, дает понимание перспектив и вероятных тенденций развития общества и его элементов.

Прикладная функциясвязана с участием в решении практических задач, как на государственном уровне, так и в частном секторе. Социологи проводят исследования и выявляют фактические данные, необходимые политикам, предпринимателям, коммерсантам, военным и т. д.

Гуманистическая функция выражается в том, что социология участвует в формировании мировоззренческих и ценностных ориентаций, вносит свой вклад в повышение культурного уровня общества.

Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.

Социология в системе наук.

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, которая тесно связана с рядом естественных и социально-гуманитарных наук.

Среди социально-гуманитарных наук – история, социальная философия, экономика, социальная психология, политология, социальная антропология, культурология и др.

Так как социология изучает общественное поведение людей, то ее относят к гуманитарным наукам. Но в отличие от политологии, правоведения и т. п., она изучает не политическое, правовое, экономическое поведение, а социальное в узком, социологическом смысле, т. е. протекающее в рамках социальных систем и подсистем. Так, например, социологию интересует не экономическая суть денег, не правовые формы денежных сделок, а отношение людей к деньгам и обусловленное им поведение.

Существуют науки, также изучающие социальное поведение – социальная философия, социальная этика, социальная психология. От них социология отличается тем, что изучает реальное поведение и реальные объекты, массовые, типичные.

3.социология Конта 

Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии».Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;

эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

сопоставление жизни человечества с животным миром;

сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

4.эволюционизм и органицизм в социологии Спенсера, их современное значение

Основными социологическими идеями Спенсера стали концепции органицизма и эволюционизма. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества – с частями организма, влияющими на функционирование целого. Эта концепция сыграла большую роль в становленииструктурного функционализма (методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию), одного из главных направлений в социологии прошлого и современности. Социальный организм состоит из трех основных систем: производящей, распределительной, регулятивной. (1-это организация частей, обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе — производство необходимых продуктов. 2- обеспечивает связь различных частей социального организма на основе разделения труда. 3- в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому).

Не менее важным основанием социологии, по Спенсеру, является развитие общества от простого к сложному под воздействием окружающей среды. Усложнение социального организма связано с углубляющимся разделением труда в индустриальном обществе и переходом от взаимозаменяемости к взаимозависимости его частей. Специализация требует более полной реализации человеческого потенциала, что, в свою очередь, приводит к конкуренции и «естественному отбору» в обществе. Такой «социал-дарвинизм», по мнению Спенсера, «оздоровляет» общество, вытесняя неприспособленных индивидов и их производительные и экономические ассоциации.

           5.социологические концепции Маркса

Хотя К. Маркс и не считал себя социологом, разрабатывавшиеся им направления общественной мысли носили явный отпечаток применения как эмпирических данных, собранных предшественниками, так и социологического теоретического метода. Результатом стал один из самых существенных вкладов в социальный анализ, отразившийся на общественной жизни всего мира во второй половине XIX столетия и на всем протяжении XX в.

Во взглядах Маркса экономический фактор приобрел приоритетное значение, сочетание понятий «производительные силы», «производственные отношения» им было названо базисом общественно-экономической формации (ОЭФ), определяющим остальные стороны жизни, включенные в надстройку. Вся история человечества укладывалась в рамки пяти ОЭФ: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Формационный подход надолго стал определяющим для многих обществоведов, особенно советских, распространивших его даже на страны с «азиатским способом производства», где на протяжении многих веков частная собственность не имела такого значения, как в европейских странах, и которые сам Маркс выводил за пределы своего анализа.

Социальный прогресс заключался в смене формаций путем революции – этот вывод стал еще одним постулатом марксизма. Сама же революция представлялась вершиной классовой борьбы – постоянного социального конфликта, отражавшего общественное неравенство, связанное с собственностью на средства производства.

Маркс одним из первых в социологии развил положения теории конфликта, имевшего, по его мнению, экономические причины. Таким образом, многие современные социологические дилеммы своими корнями уходят в марксистское «прошлое».

6.Социальные факты, разделение труда, солидарность в социологии Дюргейма.

Э. Дюркгейма вполне справедливо считают тем ученым, который, уточнив предмет и метод социологии, превратил ее в современную науку. Так, важнейшее значение для отделения социологии от других наук об обществе имела его идея о «социальном факте» как объективно существующем фрагменте действительности, который нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне. Социальные факты регулярно повторяются, социолог способен уловить в них закономерность.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Разделение труда - признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. Следовательно, разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности.

Социальную интеграцию Дюркгейм объяснял разными типами солидарности, характерными для аграрного и индустриального обществ – первому была присуща «механическая» солидарность, при которой люди выполняли однородные функции, а связи укреплялись религией и жесткими контролирующими санкциями; второму – органическая солидарность, которая возникает при современном разделении труда, когда разнообразие функций, выполняемых людьми, ведет к их взаимозависимости.

Согласно Дюркгейму, механическая и органическая солидарности представляют собой две противоположные теоретические модели и в любом человеческом обществе присутствуют, хотя и в разных сочетаниях, элементы как механической, так и органической солидарности. Как уже в первобытном обществе возникают простейшие элементы разделения труда, а в развитом индустриальном обществе сохраняются определенные коллективные представления.

Быстрота и интенсивность перемен порождают значительные социальные трудности: старые нормы ослабляются и не действуют, а новые еще не принимаются – возникает, как считал ученый, состояние аномии общества, опасное негативными общественными проявлениями.

           7.Теория социального действия М. Вебера: сущность, методологическое значение в социологии и криминологии.

Сильное влияние на социологию ХХ в. оказали взгляды М. Вебера. С его точки зрения, социология – это наука о социальном поведении, которое нужно «понять», «интерпретировать», «объяснить».Веберовская «понимающая» социология противостояла взглядам Дюркгейма, считавшего главным исследование общественных структур. В понимании поведения личности и общности позволяли лучше разобраться его теория социального действия и концепция «идеальных типов», особых эталонов взаимодействия.

Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1)осмысленный характер;

2)ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

1)целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

2) ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

3)традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

4) аффективное — определяется эмоциями;

 

В основе социального деления, по мнению ученого, лежали богатство, престиж и власть. В отличие от марксистов Вебер не абсолютизировал законы общественного развития, а признавал лишь вероятностные суждения, подтверждаемые наблюдением, конкретным по времени и месту предмета анализа. Ученый должен быть строго объективен и не должен становиться реформатором или революционером в отношении объекта исследования, на чем настаивали Конт и Маркс.Мощной силой, побуждающей к социальным переменам, он считал духовные ценности, в частности религию. Этому выводу предшествовал глубокий сравнительный анализ содержания различных конфессий. Однако главную тенденцию современного развития он видел в рационализации производства.

В политической социологии Веберу принадлежит заслуга анализа слоя бюрократии – растущего слоя профессиональных управляющих, контроль над которым должна сохранять господствующая элита. Само господство рассматривалось им как монопольная власть, опирающаяся на ее легитимацию – признание в глазах населения ее законности в силу традиции, веры в вождя или правовые нормы. Особую роль ученый отводил институту президентства, в котором всенародно избранный лидер являлся воплощением демократии.

 

9.Социология Ковалевского: рост населения как фактор соц перемен.

Наиболее значительный вклад в становление русской социологии внес М.М. Ковалевский (1851-1916), и как исследователь происхождения общества, и как педагог, подготовивший десятки последователей в России и за рубежом.

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками;

2) сравнительно-историческому методу исследования,

3) многофакторной основе общества;

4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

В центре так называемой генетической социологии Ковалевского находилось учение о солидарности, по которому важнейшим фактором социального прогресса являлся рост численности населения, в свою очередь, побуждавший к учащению взаимодействий и солидарности, а затем к разделению функций, создававшему все большую зависимость между членами общества. Ученый считал основными этапами солидарности род, племя, группу племен и государство, а в перспективе – всемирное объединение народов. Главным условием процесса являлось эволюционное развитие начал солидарности во внутренних и межгосударственных отношениях – родового единства, патриотизма и космополитизма. Ковалевский одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии и, в частности, к исследованию социальных явлений России.

           10.теории социальной стратификации и мобильности сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Социология, по его мнению, наука, рассматривающая социокультурную систему как целое.В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, которые имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с общими свойствами, признаками социальных явлений.

Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге". Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы.Выделяют три основных формы социальной стратификации: экономическую — деление на имущих и неимущих; политическую — неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную — разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции расслоения.

П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали — "вертикальная мобильность", либо по горизонтали — "горизонтальная мобильность".

           11.структурный функционализм Парсонс, Мертон

Структурный функционализм — методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог ТолкоттПарсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также ученик Парсонса Роберт Мертон, который внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональные последствия – безразличны для системы. Одни и те же последствия могут быть функциональны для одного явления и дисфункциональны для другого.

Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма:

1) Общество - это система частей, объединенных в единое целое.

2) Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

3) Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4) Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5) Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Базовой идеей структурного функционализма является идея `социального порядка`, то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.

12.теория соц. Конфликта маркс, дерендорф,коузер

Теория социального конфликта – это направление социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем.

Маркс изучал теорию социального конфликта и пришёл к выводу, что конфликт является неизбежным в любой группе, организации, обществе. Основной причиной возникновения конфликта Маркс выделил дефицит и несправедливое разделение ресурсов и, конечно же, власти. Причины и факторы конфликта, по мнению Маркса, заложены в следующем.

1. Неравномерное распределение ресурсов ведёт к конфликту интересов.

2. Чем глубже люди начинают осознавать свои права и интересы, тем более вероятно, что они станут сомневаться в законности и справедливости, навязываемых им норм и правил.

3. Чем больше люди сомневаются, тем реальнее они могут вступать в конфликты с доминирующими группами.

4. Чем сильнее противоположность взглядов людей, тем насильственнее будет конфликт.

5. Насильственный конфликт может изменить социальные системы.

Дарендорф Ральф – немецкий социолог. Дарендорф утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

Козер Льюис (р.1913) – американский социолог. Конфликт, согласно Козеру, является важнейшим элементом социального действия, каждое общество хотя бы потенциально содержит социальные конфликты. Существуют условия, при которых даже открытый конфликт может способствовать усилению интеграции социального целого.

 Согласно концепции Л. Козера:

• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

13.Культура: понятие, функции, значение в социальном прогрессе

В человеке «состоявшемся» (в отличие от феральных, диких детей человека, воспитанных животными, – такие редчайшие случаи описываются учеными с XVIII в.) наряду с природными чертами присутствуют и особенности, присущие данной общности людей, начиная с членораздельной речи и языка общения и продолжая общими чертами образа жизни, обрядов, правил, норм, окружающих предметов быта и многих других проявлений, носящими обобщенное название культуры.Определений понятия «культура» немало: от простейшего – «культура – это все, что произведено человеком», до более пространных – «культура – это ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества», «культура – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы» и т. п.

Функции культуры, такие как познавательно-эвристическая, функция передачи от поколения к поколению знаний и предметов материального производства, регулятивная, ценностная, отражают ее определяющее значение в социальном прогрессе.

Культурам различных обществ присущи как общие черты, получившие название универсалий, так и специфические, отражающие суть различий обществ, разнообразие культур. Оценка других культур с позиций собственной называется этноцентризмом, способным привести к национализму. Напротив, культурный релятивизм означает целостный и непредвзятый подход к чужим ценностям и обычаям. Т. е. культура, с одной стороны,формирует чувство единства, принадлежности к определенной группе или сообществу, а с другой – такое самосознание способствует разделению групп и обществ.

Специфические черты культуры, определяемые как субкультура, могут быть присущи не только обществу, но и отдельным социальным группам. Если эти отличия противоречат ценностям и нормам общества, то это явление определяется как контркультура.

14.Культурные универсалии и разнообразие культур. Контркультура и субкультура.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам,независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Но существуют такие элементы культур, которые делают их различными и своеобразными. Это такие элементы, как язык, ценности, манеры, обряды, правила, привычки.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой.Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются Стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаютсякакие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Выполнение ритуалов или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

Специфические черты культуры, определяемые как субкультура, могут быть присущи не только обществу, но и отдельным социальным группам. Если эти отличия противоречат ценностям и нормам общества, то это явление определяется как контркультура.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

17.Концепции развития личности кули, мид, фрейд, пиаже.

В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, окружающей среды, индивидуального опыта и культуры - происходит формирование неповторимой личности.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.;Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. На следующей стадии человек начинает противопоставлять себя общественному мнению, вырабатывается его индивидуальность, собственное мышление. С этим и происходит становление личности.

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида,поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. СогласноФрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процессобуздания этих побуждений.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. Эго ("Я") контролирует поведение человека,помогая личности ориентироваться в окружающем мире. Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию.

 Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго.

В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот (оральная стадия). На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. Третья стадия названа фаллической. После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период главным источником удовольствия становится половое сношение противоположного пола.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

 

18.социализация личности: сущность, виды.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Виды социализации:

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

19.Правовая социализация: особенности, значение. Правовое поведение личности

Правовая социализация составляет необходимую часть общей социализации и представляет собой специфическое проявление ее законов в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания.

В своем развернутом виде правовая социализация означает все более осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества. Основной содержательный смысл и особенность социализации индивида в условиях демократического режима - в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности, которая является универсальным способом совершенствования социальной среды и одновременно - формирования личности. Правовая социализация предполагает преемственность и трансляцию всего этого наследия, в ходе которых происходит интерпализация индивидом норм и ценностей.

Неотъемлемой составной частью процесса социализации выступают политическое и правовое воспитание. Они основаны на сознательном усвоении и `переработке` определенных принципов, политики, права,

           20.Девиантное поведение: его причины и виды. Преступление как форма девиантногоповедения

Девиантное поведение можно рассматривать с двух позиций: в узком и широком смысле слова.

В широком смысле слова под ним понимают любое по­ведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Его основными формами являются: алкоголизм; наркомания; криминальное поведение; суицид; проституция; гомосексуализм.

Но чаще этот термин используют в узком смысле сло­ва для обозначения поступков, которые являются отклонением от общественных норм, однако не подлежат уголовному или административному наказанию. Откло­нения не обязательно направлены в худшую сторону. Иног­дадевиантное поведение носит позитивный характер.

Общество не оставляет девиантное поведение без вни­мания: оно осуждает его худшие и одобряет лучшие проявления. Осуждаются преступники, террористы и т.д. А одобряются герои, писатели, художники, спортсмены, люди, занимающиеся благотворительностью.

По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Преступность. По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему социально - политическую.

21.Концепция социальной аномии дюргейммертон, ее значение в криминологии.

Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.

В XX в. значительный вклад в разработку концепта аномии внес американский социолог Р. Мертон, исследовавший дисфункциональные состояния общественных систем, возникающие в результате обострения социальных противоречий. В условиях кризиса и дисфункциональности общественной системы возрастает число индивидов, которые для решения своихжизненных задач и достижения имеющихся целей склонны использовать средства, ведущие к успеху кратчайшим путем. Чаше всего это оказываются противоправные средства.

Для Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Он выделяет несколько основных типов отношения между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп:

1) законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения;

2) противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств;

3) ритуальное поведение, предполагающее сосредоточенность на средствах при полном забвении тех целей, которым они должны служить;

4) эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям, и ксредствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц);

5) бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами.

Дюркгейм приходит к выводу, что преступность — это нормальное общественное явление. Её существование означает проявление условий, которые необходимы для того, чтобы общество не останавливалось в своём развитии, преступность подготавливает почву для общественного прогресса, а ненормальной является лишь чрезмерная или слишком низкая преступность. Дюркгейм полагал, что даже если у общества каким-то образом получится перевоспитать или уничтожить существующих преступников (воров, убийц, насильников и т. д.), общество будет вынуждено сделать преступными другие деяния, которые раньше таковыми не считались. Это объясняется тем, что преступник представляет собой отрицательную ролевую модель поведения, необходимую для формирования человека как полноценного члена общества.

Этот вывод достаточно парадоксален и потому встретил серьёзное противодействие со стороны других криминологических школ. Тем не менее, его значение заключается в том, что он объясняет все неудачи попыток радикальным образом искоренить преступность.

22.Социальный контроль:понятие, функции, субъекты.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

ФУНКЦИИ СОЦ. КОНТРОЛЯ.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

— регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

— охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

— стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

 СУБЪЕКТЫ.

В число сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обучение.

Существует также дифференциация социальных норм по субъектам их оценивания и контролирования. Часть действующих в обществе норм контролируется малыми социальными группами, к которым принадлежат совершившие отклонения от них индивиды, - семьей, группой друзей или сослуживцев. Например, чрезмерное пристрастие к алкоголю или к наркотикам как несомненная девиация становится, прежде всего, предметом озабоченности семьи или друзей; клевета, злословие, интриги - членов коллектива, в котором работает индивид, совершающий подобные поступки. Значительная часть существующих в обществе норм контролируется государством, специально созданными им организациями и институтами -полицией, прокуратурой, судом.

23.Нормы и сакции, их виды.

Социальный контроль — это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.

Это понятие включает в себя два главных элемента — нормы и санкции.

Социальные нормы — это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Нормы - некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

Нормы формируют социальные отношения в группе и обществе и упорядочивают систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Нормы люди стараются соблюдать, так как они являются стражниками ценностей.Различия между нормой и ценностью выражаются так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло и т.д.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют четыре типа санкций:

а) позитивные и негативные;

б) формальные и неформальные.

Формально позитивные санкции (Ф +) — публично одобряемые со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): государственные премии, правительственные награды, почетные грамоты, допуск к высоким должностям (например, избрание председателя правления).

Неформальные позитивные санкции (Н +) — публичное одобрение не исходящее от официальных организаций, лестный отзыв, улыбка, дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение.

Формальные негативные санкции (Ф - ) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности и т.д.

Неформальные негативные санкции (Н - ) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, пренебрежение.

     24. Социальная структура общества: основные элементы и их взаимосвязь.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

Статусы – положение индивида в соответствии с выполнением функции (приписываемые/достигаемые) профессия, раса

Роли – поведение индивида, занимающего определенную социальную позицию

Группы - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности(большие/ малые, формальные/неформальные)

Институты – объединения, которые обеспечивают социально значимые потребности

Страты – пласты статусов представляющие сходные возможности в достижении социальных благ

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой,взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов.

25.Социальные группы: виды, роль в обществе.

Социальная группа — объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку.

Социальные группы делятся на: первичные и вторичные.Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. Например, семья — это первичная группа, а школьный класс — вторичная. НА внутренние и внешние.Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим.Референтные группы — это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. НА формальные и неформальные. Формальная структура группы определяется внешними факторами (к-л регламентация), неформальная- внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. НА малые и большие.

Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.

Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.

Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.Социальные группы — своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент.

26.Молдежь как социальная группа. Причины девиантного поведения подростков.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Особенности социального положения молодежи:

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Причины девиантного поведения различны: это и среда воспитания, и наследственность, и собственное развитие, и влияние сверстников и т.д. ФАКТОРЫ:

1) Генетический.Они передаются по наследству или появляются в период беременности.

2) Психофизиологический.Эти отклонения связаны с психологическими нагрузками на человека. Очень часто дети просто с ними не справляются, что становится причиной девиантного поведения подростков. К этому фактору относится и отрицательное воздействие на организм окружающей среды.

3) Физиологический.Здесь психологи называют непривлекательную внешность, дефекты речи, отклонения в умственном развитии. Часто, все это вызывает неприятие подростка со стороны окружающих его детей и взрослых, что, в свою очередь толкает его на самоутверждение с помощью девиантного поведения.

4) Психологический.выражается в различных заболеваниях психики, нервных расстройствах, повышенной возбудимости ребенка, в проявлении неадекватных реакций на обыкновенные вещи.

Социальные институты, их типы и функции. Социальные организации.

Социальные институты— ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

           Функции.

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3.Закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

4. Регулятивная.Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

ТИПЫ:

1) Семьи и брака. Воспроизводство населения

2) Государства. Безопасность и порядок

3) Производство (экономика). Средства существования

4) Образование, наука, культура. Получение знаний, социализация

5) Религия. Решение духовных проблем

Социальная организация - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.Наиболее объемный пример социальной организации это гражданское общество, которое определяется понятием, характеризующим относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству.

28.Семья как социальный институт и малая группа

 Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная (рождение детей), воспитательная (формирование личности), хозяйственно-экономическая, духовная и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

29.Право как социальный институт. Социология права , ее объект и предмет

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.

Объектом исследовательского внимания для социологии права является правовая реальность. И в этом отношении она может считать себя наукой, родственной таким дисциплинам, как правоведение и философия права, поскольку это и их объект. Правовая реальность, существуя в единственном числе в контексте мировой цивилизации, является общим объектом указанных наук. Для того чтобы разграничить их сферы влияния на одном теоретическом пространстве, вводится понятие предмета для каждой из них.

Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.

Социология права понимает право как сложную постоянно изменяющуюся систему, которая определяется повседневнойдействительностью и зависит от исторической ситуации, от типа общества, его географического положения, от уровня развития общественного и индивидуального сознания.

В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними, изучая реальную жизнь юридических норм.

30.страты в соц структуре. Исторические типы страт.

Стратификация- это дифференциация всей совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества.В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени.

           Исторические типы. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, то есть закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальнойлестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковы исторические типы стратификации.

           Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

           Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз

           Сословия - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшее сословие (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

           Титулы - установленные законом сословные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшие правовой статус.

31.Социальная стратификация

Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества;

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

 РОССИЯ.

Октябрьская революция 1917 г. создает принципиально иную ситуацию в целостных процессах социального дифференцирования. Во главу угла ставится попытка административными мерами регулировать разделение людей на классы и слои. По существу сводятся к нулю имущественные критерии дифференциации, поскольку частная собственность на средства производства упраздняется. Фактор доходов также перестает играть заметную роль, ибо вместо разнообразных форм индивидуальных источников дохода вводится фиксированная заработная плата разным категориям работников на государственных предприятиях. Все это свидетельствует о том, что демократические тенденции воплощаются в иной форме, иными способами, нежели это имело место в обществе западноевропейского типа. Советская модель стратификации не создает также условий для формирования средних слоев, аналогичных тем, какие развивались в западных странах.

Социальная структура советского общества 30-50 –х годов характеризуется переходом России к индустриальному обществу. В рамках этой модели формировался определенный тип работника, всецело зависимого от государства. Отказ от сословных перегородок, наследственных привилегий не сопровождается упразднением административных барьеров при переходе из одной группы в другую; огромная власть и основные привилегии сосредотачиваются в исключительно узком кругу лиц и определяются местом в бюрократической иерархии; профессиональные роли множатся и дифференцируются, но этот процесс не влияет на уравнительно-распределительную систему благ.С 60-х годов по мере ослабления автократического централизма идет необратимое перераспределение власти с верхних этажей центра на средние вертикальные и горизонтальные этажи.

Новый этап стратификационных процессов начинается в 90-е годы, когда российское общество после распада СССР вступает в состояние поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. Начинает формироваться на правовой основе мощный негосударственный сектор занятости с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности. В этот сектор переходит заметная часть работников из государственных предприятий. Идет сокращение военнослужащих, а также занятых в тяжелой промышленности, в машиностроении, в частности на производствах ВПК; вместе с тем расширяется численность занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживания, финансово-банковских операций.

32.социальная мобильность понятие типы.

Социальная мобильность –изменение индивидом ими группой своего статуса, переход в другую группу.

Классификация социальной мобильности

           Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Примером горизонтальной мобильности является перемещение из православной в католическую религиозную группу (если в обществе существует свобода совести), из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую без изменения уровня престижа профессии (был слесарем, стал плотником).

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это миграция.

           Вертикальная мобильность — перемещение из одной страты в другую.

Она бывает двух типов: нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх).

1.3. Вертикальная восходящая мобильность - изменение положения, которое вызывает повышение статуса. Пример: повышение в должности

1.4. Вертикальная нисходящая мобильность – изменение положения, которое вызывает понижение статуса. Пример: понижение в должности.

33.Социальные изменения причины формы последствия.

Социальные изменения – перемены в базовых структурах социальной группы или общества.

Теорию социальных изменений разработал Парсонс. Если происходит изменение в соотношении элементов (или внутри элемента), это вызывает нарушение равновесия системы (всего общества или отдельного элемента), однако, если при этом структура сохраняется в целости, то утраченное равновесие восстанавливается. Общество (элемент) либо возвращается к прежнему состоянию, либо приобретает новую форму при прежнем содержании. Примером этому служат так называемые «косметические», т. е. не затрагивающие существа системы реформы. Их много и в западном, и в советском, а теперь в современном российском обществе.

Причины социальных изменений надо искать в самом обществе. Так, представители конфликтного подхода движущей силой развития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущи любому социальному строю. Марксистская социология в качестве главной движущей силы общества видит единство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах.В экономической – противоречие между производительными силами и производственнымиотношениями, в социально-политической – борьба классов, в духовной – борьба идеологий.

Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие измененияопределяют облик всего общества.

Эволюция и революция. Развитие может проходить как в виде постепенной эволюции, так и скачкообразной революции. Эволюция многообразна, но все же выделяются некоторые тенденции. Отчетливо прослеживается тенденция ускорения эволюции: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Чем ближе к современности, тем интенсивнее протекают социальные процессы.

В эволюции прослеживаются определенные цикличность и ритмичность.

Революция представляет собой качественный скачок в развитии. Социальные революции могут носить долговременный и кратковременный характер. На социальный прогресс большое влияние оказали и оказывают долговременные глобальные революции, такие как неолитическая, научно-техническая, информационная. Такие революции воздействуют на материальный мир и лишь затем на образ жизни и мышления.

34.формационныйпоодход к анализу общ развития

 Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

           Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

           Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

           У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

35.эволюция и революция как формы соц прогресса.

 Эволюция и революция. Развитие может проходить как в виде постепенной эволюции, так и скачкообразной революции.

           Эволюция многообразна, но все же выделяются некоторые тенденции. Отчетливо прослеживается тенденция ускорения эволюции: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Чем ближе к современности, тем интенсивнее протекают социальные процессы.

В эволюции прослеживаются определенные цикличность и ритмичность.

В XX веке ученые отошли от представления о линейности эволюции. В современной социологии, эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные перемены, носящие кумулятивный характер и представляющие собой процесс постепенного накопления каких-либо качеств или свойств, влекущие за собой изменения в социальной системе.

           В ходе эволюции принято выделять 2 процесса:

Формирование инноваций — процесс зарождения, появления, укрепления новых свойств, качеств, элементов, процессов в социальной системе.

Отбор инноваций — процесс, в следствие которого сохраняются одни инновации и отбрасываются другие.

Инновация — комплексный процесс создания, распределения и использования какого-либо нового средства для удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

           Революция представляет собой качественный скачок в развитии. Социальные революции могут носить долговременный и кратковременный характер. На социальный прогресс большое влияние оказали и оказывают долговременные глобальные революции, такие как неолитическая, научно-техническая, информационная. Такие революции воздействуют на материальный мир и лишь затем на образ жизни и мышления.

Можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:

Они затрагивают все сферы общества

Изменения затрагивают самые основы общества

Изменения, вызванные революцией, стремительны

Эти изменения, как правило, носят насильственный характер.

36.Аграрное, индустриальное и пстинд. Общества.

Э. Тоффлер выделял три стадии в развитии общества и производства:

• аграрную,

• индустриальную,

• постиндустриальную.

           Аграрное общество — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода продукции земледелия, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.

           Основные характеристики аграрного общества:

относительно слабая социальная дифференциация

преобладание сельского населения

основной тип производства — сельское хозяйство

некоторое развитие добывающих отраслей

незначительное развитие промышленных отраслей

           Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает, возрастает доля занятости населения в промышленности, так же происходит прирост городского населения.

           Постиндустриальное общество — это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

37.модернизация общества: сущность, значение, типы.

Понятие `модернизация` обозначает сложную совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации.

Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

Различают два типа модернизации — органическую и неорганическую.

           Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, в частности капиталистической кооперации и мануфактуры, формированием раннемодерных наций, а подъем — с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и внедрением равных гражданских прав, демократизацией, становлением национальных суверенных государств и т. п.

           Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм — имитационные процессы. Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием».

Модернизация общества складывается из следующих категорий: индустриализации, урбанизации, либерализации и из культурных источников модернизации. Все составляющие в процессе развития общества тесно взаимодействуют друг с другом.

Индустриализация – это формирование нового типа общества, которая существует в разветвленных рыночных условиях. Урбанизация предусматривает улучшение материального условия быта. Либерализация предполагает формирование такой власти, которая бы зависила от общественных организаций. Культурный источник – это создание единого культурного пространства и постепенный переход общества от религиозной ментальности к рациональной.

38.миграция ее особенности в соврроссии

 Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния; любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих.

РОССИЯ

В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами.

Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!