АНТРОПОГЕНЕЗ– процесс становления и развития человека

Конспект по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции» "Человек - это микрокосм, соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Пико дело Мирандола Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение! Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания – антропология, занимающаяся исследованием феномена человека. Человек по своей сути существо биосоциальное – он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как сознание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Второй подход при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия.   Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий. Гипотезы о происхождении человека 1. Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая), (от лат. creatio – сотворение). Подразумевает божественное происхождение человека. Религиозное учение о сотворении человечества, планеты Земля, жизни, а также мира в целом богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам и т.д.). 2. Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). 3. Трудовая теория антропогенеза (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса). Изложена в основных трудах Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. 4. Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита). Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте (теория палеовизита) считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.     Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; - обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; - выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.     Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека. У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль (например, отца, учителя, директора, учёного) принимается им абсолютно серьезно. Он возлагает её на себя свободно и несёт всю полноту связанной с этой ролью ответственности. ЛИЧНОСТЬ — это человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе. Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представителям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует. Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями. Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реакций других людей на его присутствие в пространстве социальных отношений. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я». Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обществе. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индивидуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, устанавливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность. Общество как особая реальность имеет свои законы развития и привносит в существование человека свои особенности: — общество изменяет среду обитания человека, создавая искусственную, машинно-технизированную среду — «вторую природу», которая полностью отделяет человека от природы; — видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма, регламентирует их удовлетворение существующими в культуре правилами и обычаями; — формирует у человека новые, «надприродные», социально-культурные потребности и ориентации; — накладывает множество запретов на Поведение людей, сдерживая и подавляя их природные инстинкты. Нельзя пройти мимо и того факта, что человек как существо социальное может вступать в конфликт со своей биологической природой, а именно, подавлять инстинкты и даже преодолевать наиболее важные из них. Например, воин преодолевает свой инстинктивный страх смертельной опасности, когда вступает в бой. Тем не менее социальное как часть, хотя и особая, природного бытия, не может полностью перечеркнуть изначальных физических и биологических признаков человеческого рода. Тип личности Характеристика Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения. Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен. Религиозный Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение. Социальный для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности. Экономический Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы.     ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

АНТРОПОГЕНЕЗ– процесс становления и развития человека

ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойства и качеств, которые он реализует в общественной жизни


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!