Христиане ранней церкви об апостольской преемственности



 

Апостольское преемство – богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов посредством Таинства Священства.

Принцип преемственности отражён в словах Спасителя: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам.

ЕМУ ПРИДВЕРНИК ОТВОРЯЕТ и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их". (Ин. 10:1-3).

Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний (рукоположений), но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви.

По свидетельству Священного Писания, святые Апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Святого Духа (Ин. 20:21-23; Мф. 28:19-20; Мк.16:15-16; Лк.24:47-49; Деян.1:8) рукоположили первых епископов (Деян. 14:23; 20:28; 2Тим.1:6 и др.) и заповедали передавать через Таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1Тим. 5:22; Тит. 1:5).

Что говорит св. мученик Церкви Игнатий Богоносец (начало 2 века) о функциях епископа?

Филад. VII,2.) «Духвозвестил, говорятак: ничегонеделайтебезепископа». (Посл. 

«Пусть никто ничего не делает без епископа, что имеет отношение к церкви. Только та Евхаристия твердая (т. е. действительная), которую совершает епископ или тот, кому он сам позволит. Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви...» (Посл. Смирн. VIII,1—2.)

«Старайтесь же иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один ; жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими...». (Посл. Филад, IV. ).

 

Итак, без епископа нет Евхаристии. А где нет Евхаристии, там нет и Церкви. Ведь вкушая истинную плоть и кровь Христа мы сами становимся истинным Телом Христовым, то есть Церковью! Теперь давайте посмотрим, откуда берутся епископы?

 

Св. Климент Римский (начало 2 века): «Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы… пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис.60:17)» (42 гл.).

 

Св. Ириней Лионский (180 год ): «Каждый желающий узреть истину может свободно созерцать в каждой церкви предания Апостолов, ставшие достоянием всего мира. Мы можем перечислить всех, начиная с епископов, поставленных Апостолами в церквях, и до последователей в наши дни. Они ничему такому не учили, чем эти еретики бредят. Предположим, что Апостолы знали какие-то тайны, которыми имели привычку наделять тайно особо избранных. Несомненно, что (в этом случае) они передали бы эти знания людям, особенно тем, кому доверили церкви. Ибо хотели, чтобы их преемники были совершены и безупречны во всем.» (Против ересей, гл.3:3-1)

 

Он же: "Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца подучили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников..." (Против ересей книга 3.)

Св. Ипполит Римский (3 век): "Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце... Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так... (Апостольские постановления).

 

Св. Киприан Карфагенский: "Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вовне. Если она у Новациана, то не была у Корнелия..., который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению ... Новациан ... не принадлежит к Церкви; И ТОТ КТО ПРЕЗРЕВШИ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ, НИКОМУ НЕ НАСЛЕДУЯ, ПРОИЗОШЁЛ ОТ САМОГО СЕБЯ, НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ЕПИСКОПОМ, не может никаким образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви". "Или, каким образом может "считаться пастырем тот, кто при существовании пастыря, управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним...?" "Господь наш ... определяя достоинство епископа и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Аз тебе глаголю..." (Мф. 16, 18-19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов (vices ерiscoporum ordinatio) и управление Церкви, так что Церковь опирается на епископов и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие".

Он же: "Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас и почти во всех странах: для правильного поставления все ближайшие епископы должны собираться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа..."

 

Епископ Фирмиллиан (3 век): "... власть отпускать грехи дарована апостолам..., а затем епископам, которые наследовали их по преемству посвящения".

 

Правила апостольские (3 век): Правило №1. "Епископа да поставляют два или три епископа"

Правило №2. "Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ" (правило 2).

Апостольские постановления (2-3 век): "Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему (одним епископом) заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, например, во время гонения или по другой подобной причине, то до представит он согласие на то большего числа епископов"

 

Тертуллиан (3 век): «Пусть (еретики) покажут начала своих церквей, и объявят род своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская - Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени» (Прескрипции против еретиков).

 

Св. Василий Великий: "Хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали". (Послание Амфилохию Иконийскому).

 

Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Если прочесть стихи, которые предшествуют данному высказыванию, то получим совершенно другой смысл: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф. 18:15-17)

Видите? Когда согрешивший брат твоё лично обличение не слушает - нужно позвать ДВУХ или ТРЁХ свидетелей. Церковь ли они все вместе? Нет, ещё не Церковь! Именно поэтому и сказано далее: Если и их не послушает, то скажи Церкви. И только через стих Господь утверждает: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Предыдущие рассуждения вносят в смысл этого высказывания одну деталь: "Собраться во имя Моё", это и есть собраться внутри Тела Церкви. Ведь Церковь - это экклесиа, то есть собрание учеников Христа. Но это ещё не всё. "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова." (Еф. 4: 11-12). Здесь сказано, что для созидания Тела Церкви нужны апостолы, учителя, пастыри, пророки и евангелисты. С пророками всё понятно. Они в Церкви появляются стихийно. У нас в Православии такими пророками являются старцы. А вот пастырям "привратник должен отворять" (см. Ин. 10: 1-3). Так что без преемственности нет пастырей, а без пастырей не созидается Церковь, а без Церкви мы остаёмся вне спасения. Даже если мы соберём толпу в 1000 человек. Даже если эта толпа будет на коленях в течении часа орать в микрофон: "Господи сделай нас твоею Церковью"! - они Церковью не станут, как мантра очень доброго буддиста никак не может стать молитвой спасения. Ведь нам Господь открыл истину о Церкви в Писании и в Предании. И всё, что нам нужно - это принять эту истину и покориться Богу. А это значит нам нужно принять учение об апостолькой преемственности как истину Божию.

 

Вот что Господь говорит о священстве в Ветхом Завете: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

 

Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но этого недостаточно для того того, чтобы быть Телом Христовым. Нужна ещё покорность той Церкви, которую основал Христос и которая пронесла неискажённую истину через 2000 лет и отдала её нам, словно это сосуд с кристально чистой водой.

Некоторые современные христиане утверждают, что они приехали основать Церковь в таком- то городе. Сразу скажем: Церковь уже основана раз и навсегда 33 г. н. э. в день Пятидесятницы. С тех пор, к Церкви можно только присоединиться, а потом в этом (присоединённом состоянии) Тело Христово действительно можно распространять. Однако нельзя присоединиться к Церкви без покорности пастырям, которых дал нам Бог. Покорность лжепастырям не делает группу верующих Церковью. Св. Климент Римский упрекал коринфских христиан начала 2 века за то, что они законных пастырей прогнали и поставили себе тех, кто льстил их слуху, кого они рукоположили себе сами, вместо тех, кого им рукоположил ап. Павел. И св. Климент Римский считал этих новоиспечённых "пастырей" Коринфа обманщиками, вводящих общину в соблазн. Никто из христиан, находящихся в общении с такими самодеятельными "пастырями" не может угодить Богу, не может получить от Него благодать и не может быть спасён, поскольку раскол - это кощунство, беззаконное раздрание ризы Господней, разрушение Богозданной церковной иерархии, незаконное присвоение священной учительной и тайносовершительной власти. Каковы плоды такого "пастырства"? Община, лишённая истинных пастырей, начинает делиться на фракции, разваливаться по частям. Некоторые протестанты могут вам рассказать, как у них в общине за 10 лет происходит по два, три раскола. Но и после расколов сектантские разговоры не смолкают. Ведь никому из отделившихся лидеров не хватает настоящего авторитета для объединения всех членов одной общины.

 

Некоторые христиане говорят, что Бог сделал священниками всех учеников Христа и ссылаются при этом на "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас на чудный свой свет..."

(1 Пет. 2,9). Да, Писание говорит нам, что все христиане входят в Царственное священство. Однако есть в Новом Завете и другое священство. Можно назвать его "душепопечительским". Вот оно: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства". (1 Тим 4:14). Это полностью соответствует двум типам священства в Ветхом Завете:

А. Царственное священство: "А вы будете у Меня царством священников и народом святым." (Исход 19:6)

Б. Священство богослужебное по чину Аарона.

Есть такая древняя каноническая норма в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

Но мы знаем, что это не так.

 

Почитание Божией Матери

 

^ Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией

 

Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (ή παρθένоς) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (7:14). «Если бы это была не дева», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь: если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно? Потому и в самом начале пророчества он не сказал: се, дева (παρθενος), – но: ή παρθενоς, – прибавлением члена указывая нам на некоторую особенную, единственную Деву… Но почему, скажешь, он не прибавил, что рождение будет от Духа Святого..? Дева, оставаясь девою, как иначе могла бы зачать, если не от Духа Святого? Превзойти закон природы не мог никто другой, кроме Творца природы. Таким образом, сказав, что родит Дева, он выразил все. Возвестив о рождении, пророк называет и имя Рожденного; не то, которое дано Ему, но которое приличествует Ему по делам… Действительно, тогда особенно Бог был с нами, когда Он явился на Землю, обращался среди людей и показал великое о нас попечение… Он не просто вселился в человека, созданного Им, но зачался, был носим во чреве в течение девяти месяцев, переносил и рождение, и пелены… То, что Он родился от женщины, есть общее с нами; а что Он родился от Девы, это – выше нас». – «Как бы рожденное от хотения плоти могло быть наименовано Еммануилом..? Если даруемое есть знамение», – замечает святой Василий Великий, – «то и рождение да будет необычайно… посему Еммануил родился от Святой Девы, Которая говорила: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» – и Которой сказал ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:34-35). Поелику бессеменно стала Материю Еммануила, то чиста, свята, пренепорочна, и после того, как стала Материю, пребывает Девою». Ангел Гавриил, благовествуя «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу», сказал Ей: «Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:27-35). Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: «не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся (γεννηίθέν от γίγνоμαι – рождаться, делаться, происходить – «зародившееся», – «зачавшееся») в Ней есть от Духа Святого» (Мф.1:20, ср. 22-23). «Не спрашивай», – говорит святой Иоанн Златоуст, – «каким образом Дух образовал Младенца в Деве. Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух… Безумны те, которые с любопытством исследуют и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное… Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем; например, как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается девою?» – «Елисавета исполнилась Святого Духа… и сказала: и откуда это мне, что пришла Матерь Господа(еще носимого во утробе) ко мне?» (Лк.1:41-43). Следовательно, Пресвятая Дева Мария зачала от Духа Святого, носила в Своей утробе и родила не человека только, а Богочеловека, т.е. с самого момента зачатия Бог Сын внутренне и нераздельно соединился с человеческим естеством, восприняв его в Свою Ипостась, почему именуется Она Богородицею или Божией Матерью.

 

^ Приснодевство Божией Матери

 

«Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Ис.7:14), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки» (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39).

 

«И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2). Блаженный Феодорит, объясняя это пророчество, замечает: «снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки».

 

 

^ Почитание Божией Матери

 

«Ибо отныне будут ублажать (μακαριоυσι) Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» (Лк.1:48). «И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета», – объясняет блаженный Феофилакт, – «но и роды верующих. За что же ублажат? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его Сильным, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. Имя Его назвала святым, чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь во утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят». – «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). «Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» (41-42). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (11:27).

 

 

^ Свидетельства древне-христианских отцов

 

Святого Игнатия Богоносца: «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого… от князя века сего сокрыто было девство Марии и ее деторождение».

 

Святого Иустина, философа и мучен.: «мы признаем Его (Иисуса Христа) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода и благоволил сделаться человеком».

 

Святого Иринея, епископа Лионского: «Бог сделался человеком… Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была Девою».

 

Святого Мефодия, епископа Патарского († 312): «какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся поистине вместительным небом для невместимого Бога..? С отеческими хвалебными песнями я обращаюсь к Тебе, дщерь Давидова и Матерь Господа и Бога Давидова… Итак, прими благосклонные дары, драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей… Молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою».

 

Святого Ефрема Сирина: «это был младенец, в Котором под простым естеством сокрыт был совершенный Бог… Он рожден безболезненно, потому что зачат не растленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа; потому родился от Девы… потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней».

 

 ^ Опровержение возражений

 

Сектанты говорят:

 

1) откуда известно, что Дева Мария дала обет девства?

 

Из Священного Предания, подтверждаемого Священным Писанием. По закону Моисееву (Чис.30:7-9) обет девы, данный ею до замужества, по выходе ее замуж утверждался мужем ее, как равно им же и уничтожался. Если бы Дева Мария не давала обета девства, или если бы Иосиф отверг обет Ее, то Она не имела бы основания сказать ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Этими словами Она показывает, что ее обручение не повлечет за собою никаких супружеских отношений между Нею и Иосифом. Следовательно, Иосифу был известен обет, им признан, почему Пресвятая Дева так и говорила ангелу.

 

2) Так говорила ангелу Дева Мария (Лк.1:34), потому что не была женою Иосифа, а только была обручена ему (стих 27).

 

По закону (ср. Втор.22:23-24) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела. «Сомневающийся о сем», – замечает святой Епифаний, епискор Кипрский, – «не знает того, что по закону, как скоро наименована женою мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женою наименованного мужем ее. Посему святой ангел говорит: не бойся принять жену твою (Мф.1:20). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая либо ошибка».

 

3) Если Мария дала обет девства, то зачем ее обручили Иосифу?

 

Иосифу обручена была Пречистая Дева Мария с тою целью, чтобы была сохранена и избавлена от худого подозрения. В глазах иудеев Она была женою Иосифа, хотя пребыла девою.

 

4) Если Мария была Приснодева, то почему Иисуса называли сыном Иосифа? (Ин.6:42 и др.).

 

Так называли Иисуса Христа Иудеи, не ведавшие тайны воплощения Сына Божия. Евангелисты в своих родословиях (Мф.1:1-17; Лк.3:23-38) свидетельствуют, что Иосиф небыл отцом Иисуса Христа. Евангелист Матфей о рождении Иисуса выражается иначе, чем о рождении Его предков по плоти. Так он пишет: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (стих 16), а не написал: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, Иосиф же родил Иисуса. Евангелист Лука пишет: «Иисус был, как думали, сын Иосифов» (стих 23). «Не Иисус ли это, сын Иосифов?» (Ин.6:42). Из этих слов», – говорит святой Иоанн Златоуст, – «видно, что они (иудеи) не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа, – не потому, что Он был сыном Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении».

 

5) Евангелисты упоминают о братьях и сестрах Иисуса (Мф.13:55; Мк.3:32, 6:3), следовательно, Мария не была Приснодева.

 

Нужно обращать внимание, во-первых, на то, что евангелисты, именуя братьев Иисуса Христа, нигде не называют Деву Марию матерью их, а всегда Она именуется Материю только Его (ср. Мф.1:18, 13:55; Лк.8:19; Ин.2:1, 2:5 и др.), следоват., «братья Иисуса» не были детьми Марии, а были ближайшими родственниками Его, детьми Иосифа обручника от первой его жены. Во-вторых, поведение «братьев Иисуса», именно тот род опеки, который они хотели иметь над Ним в начале Его служения (Мк.3:21) и пред окончанием (Ин.7:2-5), показывает, что они были старшими братьями Господа, между тем, по свидетельству евангелист., старшим («первенцем») из детей Марии, наконец, невозможно допустить, чтобы Дева Мария, удостоившись чудесно быть Матерью Господа, нарушила обет девства. Невозможно, чтобы и Иосиф «муж праведный» (Мф.1:19), знавший сверхъестественное зачатие и рождение Бога Сына, перестал быть хранителем ее девства. «Братья и сестры Христовы были дети Иосифа», – говорит блаженый Феофилакт, – «которые родились ему от жены брата его Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей: четыре сына и две дочери: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию».

 

6) За девственным рождением Иисуса было брачное сожитие Иосифа (Мф.1:25) с Мариею.

 

«Здесь евангелист», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «употребил слово: «как, наконец»; но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал Ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово – «пока?» Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: «выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт.8:7), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: «Господи! Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2), но тем не полагает пределов… Так и здесь евангелист употребил слова «как, наконец», удостоверяя то, что было до рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому… т.е. что такой праведник, каков Иосиф, не захотел познать Деву после того, как Она столь чудно соделалась Материю и удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод». Наименование Иисуса Христа «первенцем» Марии не означает, что после Него были другие дети, а только показывает, что прежде Его не было детей у Его Пречистой Матери, что Он был первый родившийся (ср. Исх.13:2, 34:19). «Есть такие», – пишет святой Ефрем Сирин, – «кои осмеливаются говорить, что Мария после рождества Спасителя стала женою Иосифа. Но каким образом могло быть, чтобы Та, Которая была жилищем и обителью Духа и Которую осенила божественная сила, сделалась потом супругой смертного человека и рождала в болезнях по подобию первого проклятия..? Как в чистоте зачала, так в святости и пребыла. Если сыновья Аарона были умерщвлены за то, что внесли в святилище огонь нечистый (Лев.10:1-2), то сколь великим наказаниям была бы подвергнута сия..? Если же на основании того, что некоторые ученики именуются «братьями Господа», думают, что они были детьми Марии, то пусть знают, что и Сам Христос называем был сыном Иосифа и притом не только иудеями, но и Самой Марией, Материю Своей (Лк.2:48). Что ангел повелел Иосифу принять «Марию жену» (Мф.1:20), то это было сделано для того, чтобы удалить подозрение людей, которые могли клеветать на Нее, преимущественно же для того, чтобы Иосиф охранял Ее, дабы Она не была убита… по причине зачатия… Итак, Дева родила первенца, и девство ее пребыло непорочно и ненарушимо». – «Со всех сторон изобличает их (говорящих о брачном сожитии Иосифа)», – учит святой Епифаний, епископ Кипрский, – «следующее: первое, что старец, бывший свыше восьмидесяти лет, взял Деву не для того, чтобы пользоваться Ею, но, напротив, Она вверена ему была для охранения ее девства; второе, что они и сами оба были во всем праведны. И услышавший, что зачавшееся в Ней есть от Духа Святого, после такого устроения Божия, уже не дерзнул бы покуситься на то, чтобы пользоваться сосудом, удостоившимся вместить Того, Которого небо и земля не вмещают по преизбытку славы Его. Ибо если и ныне девы во имя Его стараются о том, чтобы пребыть в совершенстве, чистоте и воздержании, то не тем ли более были набожны Иосиф и Сама Мария? (Лк.2:19, 51). Да и возможно ли опять, чтобы после такого великого устроения Божия старец сожительствовал с Девою чистою и удостоенною чести, с сосудом, вместившим Невместимого и принявшим такое таинство знамения небесного и спасения человеческого».

 

7) Если бы Господь почитал Свою Матерь, то не сказал бы: «что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин.2:4).

 

В приведенных словах напрасно сектанты хотят видеть как бы неудовольствие Иисуса Своей Матерью или отказ в ее просьбе, тогда как Сама Она усмотрела в них готовность Его оказать по ее ходатайству помощь нуждающимся (стих 5); ими Господь указывал, что для совершения чуда не пришло еще предопределенное время. «Не пришел час Мой, т.е. когда пожелают пить», – замечает святой Ефрем Сирин, – «и окажется, что вина недостает, тогда и произойдет чудесное знамение». Да разве Господь, давший заповедь о почитании отца и матери и подтвердивший ее (Исх.20. 12; Мф.19:19), мог не почитать Свою Матерь, Которая, по словам даже сектантов хранила и соблюдала слово Его? (Лк.2:51, ср. 11:28; 1Тим.5:8). На браке в Кане Галилейской Божия Матерь явилась заступницею и ходатайницею пред Своим Сыном за людей, за которых и ныне возносит Свои молитвы, ибо любовь ее к роду человеческому «никогда не перестает» (1Кор.13:8).

 

8) Господь отверг Свою Матерь (Мф.12:46-50; ср. Лк.11:27-28).

 

«Кто Матерь Моя, и кто братья Мои? Это говорит Он», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не потому, что стыдится Матери Своей или отвергал родившую Его; но желая этим показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного… Если бы Он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от Нее тогда, когда поносили Его иудеи (Мк.6:3). Напротив, Он так заботится о Ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о Ней великую заботливость… Христос хотел (указанными словами) привести к правильному о Себе понятию и убедить, что Он Сын не только Матери Своей, но и Господь… Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Мне; но возражает ему: кто Матерь Моя? (Как Бога). Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они (братья), и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство – исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства. Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетели их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и, родивши, не быть отцом, и, не родивши, быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, – но ответил: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего (ст. 28)! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Христос не сказал: у Меня нет матери, – но сказал: если Мать Моя хочет быть блаженною, пусть творит волю Отца Моего. Таковой для Меня и брат, и сестра, и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали Эту Святую Деву и чрево Ее и желали быть такими матерями и все отдать за такую честь!» Церковь православная величает Божию Матерь за высокие ее добродетели, как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», и верит в ее великое молитвенное предстательство, удостоверяемое многочисленными чудесами, являемыми через св. иконы в честь Ее.

 

9) Зачем в молитве к Богородице говорят: «спаси нас», когда Спаситель один?

 

Это выражение взято из Священного Писания (ср. Рим.11:14; 1Кор.7:16, 9:22; 1Тим.4:16) и означает: Своими молитвами помоги нам, чтобы Господь спас нас.

 

10) «Не имамы иные помощи».

 

Приведенными словами Церковь указывает, что в молитвенном предстательстве пред Богом Пресвятая Дева преимуществует пред всеми святыми.

 

11) «Ублажать (Лк.1:48) значит считать блаженным, или счастливым… но не значит, что Ей должно, подобно божеству, воспевать славословия или обращаться к Ней за ходатайством».

 

«Ублажать» (μακαριоυσι), как выше было объяснено, не значит только считать блаженным, но и прославлять, т.е. славословить. Церковь Христова, прославляя Божию Матерь и призывая ее в молитвах, никогда не считала ее за божество, а величала и величает выше ангелов и святых человеков. «Мы не отдаем божеской чести святым Божиим, но молим их, как братий наших и другов Божиих, чтобы они испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом». (Правосл. испов. кафол. и апост. Церкви вост., ч. 3, отв. на вопр. 52). Разве за божество почитал Авимелех Авраама (Быт.20:17), друзья – Иова (Иов.42:9), Израильтяне – Самуила (1Цар.7:8, 12:19), иудеи – Иеремию (Иер.42:2), апостол Павел – христиан (Рим.15:30-31; 2Кор.1:11; Еф.6:19; Кол.4:3 и др.), прося молитвенного ходатайства пред Богом?

 

Строго библейское обоснование православного почитания Пресвятой Богородицы:

 

Лк. 1,28: Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

 

Почему в акафистах постоянно повторяется слово «радуйся»?

 

Повторяющееся многократно слово «радуйся» взято из святого Евангелия. Так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

 

Лк. 1,43: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

 

Почему христиане называют Ее Богородицей?

 

Потому, что даже пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. «Сам Господь даст вам знамение, сказал пророк Исаия: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), что значит, поясняет Апостол, с нами Бог (Мф. 1:23). Также и Елисавета, когда увидела Богоматерь, то от Духа Божия воскликнула: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне.»

 

Лк. 1,48: что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

 

Вопрос:

 

Многие протестантские конфессии не молятся Пресвятой Богородице. Единственным подтверждением благословления Марии в Библии Православная Церковь считает отрывок из Лк. 1:48: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Однако некоторые считают перевод «ублажать» неточным. Перевод с греческого будет якобы «считать счастливой»: получается, что Богородица просит не молиться к ней, а просто считать ее счастливой. Вера в заступничество Марии Девы перед Господом за нас является одним из ключевых моментов Православия. Пожалуйста, дайте ответ относительно перевода.

 

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

 

Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1. прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу.

 

Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1:46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5:24; Иов. 13:11; 1 Пар. 29:11; Евр. 1:3, Евр. 8:1; Иуд. 1:25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием.

 

«Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5:24); «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие» (1 Пар. 29:11); «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1:25).

 

Учение и практика протестантов показывают, что они поступают вопреки святому Евангелию, ибо не признают величие Божией Матери и не почитают Ее. Православная Церковь имеет великое множество свидетельств об исполнении Ее пророческих слов о Себе: «Кому из внимательных к церковному богослужению не памятна часто слышимая церковная песнь в честь Пресвятой Девы Марии: “Блажим Тя вси роди, Богородице Дево?” Если размыслим, от чего произошла эта песнь и на что указывают самые слова ее, то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видим мы, что из незнатного Назарета в другой не славный город нагорной страны Иудейской приходит бедная неизвестная в мире Дева, приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием, но внезапно возбуждает в ней пророческий восторг, приветствуется от нее как Матерь Господа и, быв объята подобным же восторгом Сама, о Себе пророчествует: “Отныне, – говорит, – ублажат Мя вси роди”. Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенной – и народы, веки, концы вселенные ответствуют Ей: вот, мы исполняем Твое слово – блажим Тя вси роди, Богородице Дево» (Филарет Московский, святитель. Слава Богоматери).

Иеромонах Иов (Гумеров)

 

Источник

 

http://www.pravoslavie.ru/30925.html

 

Кто больше всех возвышен в Церкви Небесной торжествующей?

 

Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Божия Матерь, Оттого-то христиане и чтут Ее больше всех и поют Ей: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!» Христиане высказывают этим ту мысль, что, если Божия Матерь не поможет нам своими молитвами, то среди твари нет уже никого выше Ее, и нет нам надежды на заступление пред Христом Богом.

 

На каком основании христиане величают Богоматерь, превозносят Ее выше всех тварей и всячески ублажают?

 

Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елисавете: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный... (Лк. 1:46–49) Ясно, что все роды христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог.

Святой мученик Николай (Варжанский)

 

О некоторых "странностях" в молитвенных текстах, обращенных к Богородице, смущающих новоначальных людей и тех, кто находится под влиянием протестантских проповедников, силящихся доказать, что якобы Богородица в Православии воспринимается как "богиня".

 

В молитвах к Богородице встречается много таких моментов, которые смущают новоначального христианина, особенно того, кто впервые услышал Благую Весть из протестантских уст и не знаком с таким понятием, как восточная поэзия, т.е. воспринимает любой текст только буквально, без оглядки на аллегории, метафоры, гиперболы и т.д. Надо сказать, что православные молитвы и гимны, в большинстве своем возникшие на Востоке, наполнены этими изобразительно-выразительными средствами. Но помимо них, в текстах есть и определенный, достаточно глубокий богословский смысл.

 

Прежде всего следует сказать о том, почему мы вообще обращаемся с молитвами к Богородице. Наша вера в молитвенное предстательство Богородицы и святых происходит от нашей Пасхальной веры. Мы верим в то, что Христос воскрес из мертвых, смертью смерть попрал, и находящимся во гробах даровал жизнь. Мы верим, что для праведного человека смерть не есть смерть, а просто переход в жизнь вечную. Никто из людей праведных, живущий в Боге здесь на земле, не умирает после смерти тела. Так сказал Сам Господь наш Иисус Христос: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век" (Ин. 11:26). Эти слова Господа, как и другие "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк.20:38) стоит почаще вспоминать протестантам, которые презрительно говорят о наших православных святых - "зачем вы просите мертвых, как мертвые могут вам помочь?". 2000-летний опыт Православной Церкви показывает, что мертвые телом святые - живее всех живых, ибо Дух Святой, обитающий и в их душах, и в их телах, делает их способными слышать молитвы разных людей из разных мест земного шара одновременно, и подает по вере человека исцеления и другую разнообразную помощь через мощи и изображения святых угодников. В наши христианские времена исполнилось то, что было предсказано еще в Ветхом Завете пророком Осией: "И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель" (Осия 2:21-22). Господь слышит небо (тех, кто обитает на небе), а небо слышит землю (обитающие на небе слышат обитающих на земле). Апостол Павел говорит: "при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас." (2Кор.1:11). Вот такими молитвенными ходатаями за нас и являются Богородица и святые.

 

Теперь по поводу "странностей" в молитвенных текстах, вызывающих порой недоумения.

Люди читают молитвы, обращенные к Матери Божией и встречают там выражения: "спаси нас", "нова сотвори мя", "услыши глас непотребного раба Твоего", "избавимся Тобою от бед", "едина вскоре предстательствующая", "Ею же обнажися ад" и т.д. Богородица действует через Свою молитву к Сыну Своему. Потому что "много может усиленная молитва праведного" (Иак 5:16). Именно через Свою молитву к Сыну Богородица изменяет людей ("нова сотвори мя"), избавляет от бед ("избавимся Тобою от бед"), сохраняет под Своим покровом, охраняет "сохрани мя под кровом Твоим", "имущая державу непобедимую" переводится как "имеющая непобедимую силу" (т.е. силу Духа Святого), силой Духа Святого, живущей в Ней, Она обновляет всякую тварь.

 

Изначально молитва "спаси нас" по отношению к Богородице не рассматривалась именно в сотериологическом контексте. Спасти Ее просили от вполне земных врагов, постоянно осаждавших Константинополь. И в качестве благодарности за избавление Константинополя от осады, появился акафист "Взбранной Воеводе". А вот уже позже эти молитвы стали рассматриваться именно в сотериологическом смысле - что является несомненно верным. Своими молитвами за нас Пресвятая Богородица помогает нам спастись, участвует в нашем спасении, направляет нас ко спасению. И одно из Ее наименований - Одигитрия, т.е. Путеводительница, Указательница пути ко спасению. На иконах, носящих название "Одигитрия", жестом правой руки Богородица указывает на Своего Сына - как на конец пути каждого христианина. Спасает Она не Своей человеческой силой, но Своей молитвой к Богу, которая сильна, как молитва Матери за детей. Точно также как апостол Павел не был Спасителем, но говорил: "для всех я сделался всем, что СПАСТИ по крайней мере некоторых"(1 Кор.9:22) , и советовал апостолу Тимофею: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и СЕБЯ СПАСЕШЬ и слушающих тебя" (1.Тим. 4; 16). Но ведь Тимофей не Спаситель, не Христос! Как он может спасти себя и тех, кто его слушает? Как апостол Павел мог спасти хотя бы некоторых? Не своей естественно силой, но силой Духа Святого через утверждение в них веры во Христа. Богородица действует также - не Своими человеческими усилиями, но силой Духа Святого.

 

"Глубина неудобозримая" означает, что Боговоплощение, совершившееся через Богородицу, является неизреченной "тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге" (Еф. 3; 9), принятие неописанным Божеством совершенной человеческой жизни не может быть до конца исчерпано ограниченным человеческим языком, догматическими формулами — всегда останется неизреченный остаток тайны домостроительства Сына.

 

Почему Богородицей обнажился ад? И почему Ей облекаемся славой? Потому что если бы Она не дала Своего согласия на Боговоплощение, не сказала бы "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38), то не было бы Боговоплощения, не было бы сошествия Христа во ад и разрушения ада, не было бы и прославления человечества в лице Иисуса Христа. Именно свободная воля Богородицы повлияла на все то, что сделал для нас Христос. И на этом Ее ответе Гавриилу построено содержание всего Акафиста.

 

Владычица. В Писании сказано: "праведники будут владычествовать над ними" (Пс. 48:15). Т.е. праведники фактически будут владыками. Сам Бог называл владыкой Соломона (3Цар. 11,34), Езекию (4Цар. 20,5). Если они могли именоваться владыками, то Богородица во много раз достойнее называться так, Она ведь Мать Владыки и Царя вечного, Того, Кто владеет Вселенной.

 

Царица Небесная. Это наименование Богородицы основано на образе царицы, взятом из 44 псалма. "Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя" (Псалом 44, 10-16). Пророчество о Царице, стоящей одесную Царя, относится одновременно и к Церкви, и к Богородице. Святитель Григорий Чудотворец еще в 3-м веке толковал их по отношению к Богородице. "Восстани, Господи, из лона Отца, чтобы восставить падший род первозданного. Прославляя это, Давид пророчески говорит к Лозе, имеющей произрастить из него прекрасно-плодный цвет: «слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой, и дом отца Твоего, и возжелает Царь красоты Твоей, и поклонишься Ему» (Пс.44:11–12). Слыши, Дщерь, пророчествуемое о Тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующего Тебе, и Архангела, ясно возвещающего Тебе совершенное таинство" (Св. Григорий Чудотворец, Беседа на Благовещение 1-я). Одним из ветхозаветных прообразов Божией Матери была царица Вирсавия - мать царя Соломона. "И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе."(3 Цар. 2:19-20). Кроме того, все христиане именуются царственным священством, не тем ли более лучшая представительница рода человеческого достойна называться Царицей? "Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь".(Апокалипсис святого Иоанна Богослова 1, 5-6) "И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и cвященниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле."(Апокалипсис святого Иоанна Богослова 5, 9-10).

 

Порой вызывает недоумение наименование христиан как "рабов Богородицы". Насчет этого надо сказать следующее. Мы называем так себя, имея в виду наше рабство Богу. Мы рабы (служители Божии), но одновременно мы служители (рабы) всех рабов и служителей Божиих, потому что это то же самое, что и рабство Богу. В книге Исайи, 60 глава, 11 стих Бог говорит Иерусалиму (творению): "Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — СЛУЖИТЬ ТЕБЕ; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе". Иисус Навин был служителем (рабом) Моисея (Чис. 11:28), потому, что он был одновременно и служителем (рабом) Божиим (Нав. 24:29). Так почему мы не можем быть рабами Богородицы, будучи одновременно рабами Божиими? Петрова теща стала служить не только Христу, но и апостолам (творению), и никто ее не осудил за это: "Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им" (Мк. 1:31). Христос в притче говорит: "Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им"(Лк. 12:37). Т.е. фактически будет рабом рабов. "А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему" (Деяния 24:23). Т.е. близкие приходили и служили апостолу Павлу в заключении, т.е. близкие были рабами раба Божия Павла. Апостол Павел говорит: "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым" (Рим. 15:25). Раб (служитель) Божий Павел идет в Иерусалим, чтобы стать рабом (служителем) святых - христиан Иерусалимской общины. Апостолу Тимофею апостол Павел говорит: "Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай." (1 Тим. 6:2). Ибо "служения различны, а Господь один и тот же" (1 Кор. 12:5). Т.е. служения верным есть служение Самому Богу, а не служение творению.

 

Разумеется, что Богородице никто не совершает жертвоприношений, Ее лишь ублажают и прославляют, молитвенно воздавая Ей почтение, в соответствии с Ее словами: "ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1:48), но не поклоняются Ей как богине, как ошибочно думают враждебно и предвзято настроенные к Православию люди. А само слово ублажать можно понимать и переводить по-разному, и в любом случае православные христиане будут правы. Можно дать перевод: "ибо отныне ( с этого дня) все поколения будут называть Меня блаженной (счастливой)". Это мы делаем каждый день: ежедневно мы произносим молитву "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего...", т.е. православные принадлежат к тем поколениям. которые будут называть Деву Марию блаженной (счастливой). О более точном переводе слова "ублажать" можно прочитать здесь: http://www.pravoslavie.ru/answers/30925.htm

 

Подстрочный перевод Лк. 1,48: "ότι потому что επέβλεψεν Он обратил взгляд επι на την ταπείνωσιν ничтожность της δούλης рабы αυτοũ. Его. ιδου Вот γαρ ведь απο от τοũ νũν ныне μακαριοũσίν будут прославлять как блаженную με Меня πασαι все αι γενεαί· поколения; " (Лк. 1:48)

 

μακαριοũσίν (макариУсИн) - будут прославлять как блаженную

Глагол, Будущее время , Действительный залог , Изъявительное наклонение

Номер Стронга: 3106

Произношение:

Варианты перевода:

3106, μακαρίζω

ублажать, считать илиназывать блаженным, счастливым; LXX: 0833 (אשׂר‎) C(pi), D(pu).

 

Словарное определение:

μακαρίζω (будущее время. μακαρίσω и μακαριω )

1) считать счастливым (τινά Гомер (X-IX вв. до н.э.); βροτων ουδένα Софокл (496-406 гг. до н.э.); τινά τινος Лисий (445-378 гг. до н.э.));

2) прославлять, превозносить (την ρώμην τινός Геродот (484-424 гг. до н.э.); τινά Novum Testamentum (Новый Завет I-II вв. н.э.)); страдательный залог быть восхваляемым (σωφροσύνη̣ Ксенофонт (444-354 гг. дон.э.)).

Места, где встречается данное слово (поиск мест в ВЗ (в LXX) по номеру Стронга, в НЗ по лемме):

 

Быт 30:13

Числ 24:17

Иов 29:10 Иов 29:11

Пс 41:2 Пс 72:17 Пс 144:15

Песн 6:9

Ис 3:12 Ис 9:16

Мал 3:12 Мал 3:15

Всего найдено мест: 12 Лк 1:48

Иак 5:11

Всего найдено мест: 2

http://www.biblezoom.ru/

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 185;