Методические указания по подготовке к письменному дифференцированному зачёту



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по специальности для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования

 

Русский язык и литература. Литература

 

 

Методические рекомендации для проведения письменного зачета

 

Курс__1___

Семестры___1,2____

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП по форме обучения 2 года 10 месяцев

Квалификация выпускника юрист

 

 

Симферополь, 2017


Составитель: Морозли Л. В., преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

         _____________________ 30 октября 2017 г.

                                                                                             подписи

 

Методические рекомендации по проведению письменного зачета (промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины)разработаны в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

 

Методические рекомендации по проведению письменного зачета (промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины)обсуждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 3 от 30 октября 2017 г.

 

 

Зам. зав. кафедрой __Хутько Т.В., к.ю.н.

                                      (ФИО, ученая степень, ученое звание)        

 

_______________ 30 октября 2017 г.

                                                                                                                      подпись

 


1. Перечень компетенций (части компетенций), проверяемых письменным дифференцированным зачётом (наименование, код):

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

 

Процедура проведения письменного дифференцированного зачёта

Промежуточная аттестация по литературе проводится в виде письменного дифференцированного зачёта, который включает в себя теоретические вопросы и практическую работу с литературным текстом, позволяющие определить уровень владения студентами пройденного учебного материала.

Цель проведения письменного дифференцированного зачёта по дисциплине «Русский язык и литература. Литература»:

-проверка теоретических знаний и практических навыков студентов по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература», являющейся составной частью общеобразовательного учебного предмета ФГОС среднего общего образования, профессионального СПО или специальностей СПО соответствующего профиля;

- стимулирование систематической и самостоятельной работы студентов;

- повышение объективности оценки знаний студентов, представлений о специфике литературы как одного из видов искусства, образной природе художественных произведений;

- обеспечение всестороннего изучения дисциплины, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

- повышение мотивации самостоятельной и индивидуальной работы студентов с целью освоения текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

- демонстрация сформированности студентами компетенций анализа и интерпретации художественных произведений;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их историко-литературной обусловленности;

- применения навыков анализа и интерпретации художественного произведения при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков литературных героев, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- определения выводов на основе анализа той или иной историко-литературной ситуации, так и дополнительно собранной информации.

Методические указания по подготовке к письменному дифференцированному зачёту

Для более эффективного выполнения промежуточной аттестации, студент должен в течение всего курса изучения дисциплины

знать / понимать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений XIX – XX -начала XXI вв.;

· историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

· основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, характерные черты литературных направлений и течений;

· основные теоретико-литературные понятия; иметь представления о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

уметь:

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика и проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

· ориентироваться в современной литературной, политической и культурной ситуации в России и мире;

· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

приобрести практический опыт:

анализа литературного произведения, эпизода, сцены, объясняя связь с проблематикой художественного текста;

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их историко-литературной обусловленности;

· применения навыков историко-литературного анализа при критическом восприятии получаемой извне информации, выявляя «сквозные темы» и ключевые проблемы русской и мировой литературы;

· соотнесения изучаемых произведений с литературным направлением эпохи, поступков героев с исторически возникшими формами социального поведения;

· определения жанрово-родовой специфики литературного произведения;

· сопоставления литературных произведений и их интерпретации;

· выявления авторской позиции, характеристика особенностей стиля;

· аргументации формулировок своего отношения к прочитанному;

· определения выводов на основе анализа как имеющейся в той или иной исторической ситуации, так и дополнительно собранной информации.

В процессе выполнения заданий для итоговой аттестации студент должен внимательно ознакомиться с их содержанием. Теоретические вопросы и практическая часть билетов построены так, что позволяют на основе практических заданий, выяснить как знание теоретического материла, так, что более важно, применение его на практике, продемонстрировав навыки развития историко-литературного мышления. Предельно внимательно необходимо выполнять задания, связанные с умением практически применять знания важнейших событий и проблем российской и мировой литературы последней четверти XX – начала XXI веков в процессе работы с литературной критикой, документами. Для этого студент должен знать весь курс данной дисциплины.

Теоретические вопросы и практические задания, представленные в билетах, отрабатывались на семинарских занятиях. Таким образом, при подготовке к экзамену необходимо подготовится по предложенным теоретическим вопросам.

 

Перечень вопросов и практических заданий для дифференцированного зачёта по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» в письменной форме.

Русская литература конца ХVIII – ХIХ веков

1. Почему первая половина ХIХ века получила название «Золотой век русской литературы»?

2. Жанры, основные темы типы героев в русской литературе начала – первой половины ХIХ века.

3. Назовите основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Рассказать стихотворение наизусть.

4. В чем состоит основной конфликт поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»?

5. Назовите основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Рассказать стихотворение наизусть.

6. Как раскрывается в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя тема бездуховности, торжествующей пошлости?

7. Какие основные темы развивала русская литература второй половины ХIХ века?

8. Расскажите о взаимоотношениях Базарова и Кирсановых в рамках спора о путях улучшения мира (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

9. В чем суть конфликта «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

10. Какова основная тематика лирики Н. А. Некрасова? Почему его произведения в основном посвящены народной жизни? Как это согласуется с его творческим кредо? Рассказать стихотворение наизусть.

11. Какое значение имеет композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Докажите, что она традиционна для произведений, в которых описывается поиск счастливых земель.

12. Сравните цели в жизни Обломова и Штольца (по роману И. Гончарова «Обломов»). Чего достиг каждый? Составьте план сравнительной характеристики героев.

13. Дайте характеристику «темному царству» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»). Как возникла эта метафора?

14. Определите особенности конфликта, сюжета и композиции в пьеса А. Н. Островского «Гроза».

15. Докажите философский характер тютчевского романтизма. Рассказать стихотворение наизусть.

16. Проанализируйте любовную лирику Ф. И. Тютчева на примере стихотворений «Я встретил вас, и все былое…» и «Денисьевского цикла». Докажите, что поэт изображал любовь как стихийную силу и «поединок роковой» (на примере нескольких стихотворений). Составьте план ответа.

17. Жанровое своеобразие и основные темы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере 2-3 сказок).

18. Особенности сатиры М. Салтыкова-Щедрина в романе «История одного города».

19. Образ Флягина как отражение народной нравственности в повести «Очарованный странник»

20. Живописное и музыкальное начало А. Фета. Прочитать стихотворение наизусть.

21. Назовите основные темы и проблемы творчества Л. Н. Толстого.

22. Какое место в системе персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» занимают образы Кутузова и Наполеона? Какую роль эти образы играют в раскрытии идейно-философского содержания романа?

23. Как в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыта «мысль семейная»? Какую роль в раскрытии этой «мысли» играют женские образы?

24. Расскажите о духовных исканиях главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»: князя Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи.

25. Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

26. Как вы понимаете, в чем сущность и истоки теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)? В чем, по мнению автора, ошибочность его теории и причины ее крушения?

27. Тема гибели человеческой души в «маленькой трилогии» А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

28. Особенности драматургии А. П. Чехова.

29. Тема прошлого и будущего в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

30. Система образов в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

Русская литература ХХ века

31. Новые явления в литературе первой половины ХХ века как отражение культурно-исторической ситуации в России.

32. Основные темы и проблемы в творчестве И. Бунина (на примере 2-3 произведений).

33. Основные темы и проблемы в творчестве А. Куприна (на примере 1-2 произведений).

34. Художественные особенности и проблематика повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот».

35. Поэзия русского символизма (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

36. Поэзия русского акмеизма (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

37. Русский футуризм (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

38. Раннее творчество М. Горького (на примере романтических и реалистических произведений).

39. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне». Основные темы и проблемы.

40. Основные мотивы лирики В. Маяковского. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

41. Основные мотивы лирики А. Блока. Чтение наизусть стихотворения.

42. Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать».

43. Основные мотивы лирики С. Есенина. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

44. Идейно-тематические особенности лирики М. Цветаевой.

45. Тема революции и гражданской войны. Проблематика и особенности поэтики рассказов И. Э. Бабеля.

 46. Драматизм личной судьбы в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

47. Судьба донского казачества в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

48. Фантастическое и сатирическое в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

49. Философский смысл любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

50. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере произведений А. Солженицына, В. Шаламова).

51. Лирика Б. Пастернака. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

52. Лирика А. Ахматовой. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка).

53. Основные мотивы поэзии А. Твардовского.

54. Художественное своеобразие и нравственно-философская проблематика повести А. П. Платонова «Котлован».

55. Тема Великой Отечественной войны в литературе советского периода (на примере конкретных произведений).

56. «Деревенская» проза 2-й пол. ХХ века. Проблематика романа В. Распутина «Прощание с Матёрой».

57. Основные особенности русской прозы второй половины ХХ века (на примере одного - двух произведений по выбору).

58. Драматургия 2-й пол. ХХ века. Нравственные и социальные проблемы в пьесе А. Вампилова «Утиная охота».

59. Особенности русской поэзии второй половины ХХ века (творчество Р. Гамзатова, Б. Окуджавы, Н. Рубцова, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, В. Высоцкого и др.).

60. Основные тенденции современного литературного процесса (на примере конкретных произведений).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!