Правовое положение посадских людей, крестьян и холопов в Московском княжестве в XIV в. – первой половине XVI в



Правовое положение Церкви и духовенства в Московском княжестве в XIV в. – первой половине XVI в.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: еписко­паты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патри­аршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкнове­ние старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган («Освященный собор») в полном со­ставе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство, как особое сословие, наделялось рядом привилегий и льгот: освобожде­нием от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь, в лице своих организаций, являлась субъектом земель­ной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьез­ная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церков­ных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церков­ном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным органи­зациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные прика­зы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людь­ми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Правовое положение служилых людей в Московском княжестве в XIV в. – первой половине XVI в.

Главной опорой престола были служилые люди, призванные к отправлению военной, придворной и приказной службы и пользующиеся за нее частными земельными владениями на условном праве. Этот слой общества образовался из земских бояр и княжеских дружин (дворов), которые состояли из полноправных бояр и несвободных или полусвободных дворян. Статус служилого сословия существенно менялся по мере укрепления власти московского князя. И хотя уже в XIV в. бояре составляли служилый класс в том смысле, что их профессией была высшая военная и административная служба, определяющим для их юридического статуса было то, что служба не была обязательной по отношению к конкретному князю.

Состав служилого класса долго оставался неоднородным. Бояре пользовались правом свободного перехода и служили по договору, причем право собственности на вотчину не утрачивалось с переходом. Они располагали в своих вотчинах некоторыми правами суда и управления над поселенцами. В дополнение к вотчине бояре получали от князя города и волости в кормление с судом и данью. Дети боярские составляли низший разряд землевладельцев, в собственности которых находилось меньшее земельное имущество. Слуги (дворяне) входили в постоянный двор князей. Положение их определялось не земельными владениями, которых они, как правило, не имели, а только службой. Разделялись они на слуг вольных и слуг под дворским. Первые оставались лично свободными, пользовались правом перехода, большинство из них получало готовое содержание при дворе или временно пользовалось служебными участками. Вторые (собственно дворяне) занимали в государстве дворовые (государственные) должности казначеев, тиунов, ключников, дьяков. К ним причислялись и слуги, исполнявшие чисто хозяйственную работу: бортники, садовники, псари и пр., которые по статусу были холопами (по купле, по вине, по браку). С XIV в., преимущественно в приграничных городах, получает распространение и служба "по прибору".

В XV в. постепенно складывается единый служилый класс с более или менее универсальным набором обязанностей и привилегий. Это происходит посредством как понижения статуса бояр, так и постепенного повышения дворян в правах. Пути понижения используются великими князьями еще со времен Дмитрия Донского. Именно тогда важнейшие земские должности упраздняются или переводятся в разряд служебных. Это означало, что родовитейшие бояре уже не имели приложения своим амбициям в земской службе и вынуждены были связывать их только с княжеской службой. Сокращаются и имущественные права знати. Удельные князья поступают на службу к великому князю и входят в разряд боярства. Первоначально они пользовались прежними владетельными правами в остатках уделов – это означало, что им предоставлялись некоторые государственные полномочия по управлению. Но с укреплением централизованного государства у них первых отнимается право перехода с сохранением вотчин. Позднее, в начале XVI в., этого права лишаются и бояре.

Право личного перехода без земли, которое признавалось за служилыми князьями и боярами, сначала было ограничено переходом от удельного князя к великому, а с уничтожением уделов – ликвидировано вовсе. Переход оставался возможным в Литву, не состоявшую в союзе с русскими княжествами, что однозначно трактовалось как измена. С конца XV в. московские князья стали брать с бояр крестоцеловальные записи о непереходе. Такие договоры были тем более важны, что первоначально отъезд вольного вотчинника означал не только прекращение его личной службы князю, но и выход вотчины из-под юрисдикции покидаемого князя[3]. По новое начало, которое пытаются внедрить договоры, приживается плохо. С этим и связаны санкции. Скажем, Великий Новгород постановил в 1368 г., что бояре, отъезжающие на службу к тверскому князю, лишаются своих земель. Именно в этих условиях московские и некоторые другие князья прибегают к другой мере – устанавливают право боярского отъезда без потери вотчины. Происходит это потому, что мощью, подобной новгородской, эти князья пока не располагают и остерегаются конфисковывать вотчины. Такой порядок не мог не быть переходным, поскольку отличался неустойчивостью и внутренней противоречивостью, ведь "боярин обязан был не только лично нести военную службу, но и приводить с собою отряды своих слуг и людей, живущих на его земле". Таким образом, сохраняя за собой право собственности на землю во владениях оставленного им князя, боярин привлекал людей из чужого княжества для военной службы своему новому господину, не говоря уже о том, что он извлекал с земли в чужом княжестве средства для военной службы иному князю"[4].

Выход из службы сначала был возможен, для этого достаточно было фактически оставить службу. Но уже в конце XV в. такое право (в смысле возможности свободного волеизъявления) отсутствует. Судебник 1497 г. специально запрещал холопить служилых и их детей, если только они не отставлены от службы государем. Причина издания этой нормы заключалась в том, что многие дворяне пытались бежать от государевой службы в частное холопство.

Права и преимущества служилых людей определялись фактом принадлежности к государственной службе, а не к определенному сословию. Но, конечно, объем этих прав и привилегий был различен. Основной привилегией оставалось право владеть вотчинами и поместьями. В принципе, и тяглые могли владеть недвижимостью, по не поместьем, так как оно рассматривалось исключительно как жалованье.

Тяглые люди

Другую часть населения Московского царства составляли тяглые люди. В основе их статуса лежали тягло (финансовая служба государству, осуществляемая в разных формах) и общинное землевладение. Различались большие торговые общины (посады) и меньшие земледельческие. Соответственно, различали посадских людей и крестьян.

Посадские люди жили на посаде, т.е. в поселении внутри города. Посады, возникавшие вне укреплений города, назывались слободами. Посадских людей делили на разряды, в число которых входили следующие категории. Гости – обладатели соответствующего звания, пожалованного великим князем. Сначала грамота давалась персонально, затем – всему разряду гостей. Привилегии гостей включали освобождение от суда подчиненных властей и подчинение только суду царя, освобождение от общинных податей и повинностей, а также право получать поместья за финансовую службу (заведование таможнями, оценка и распределение царской казны). Число гостей было ограничено. Торговые люди гостиной и суконной сотен упоминались в законодательстве с XIV–XV вв. Это были богатые, но непривилегированные купцы, которые составляли в городе особые общины. Такие сотни находились во многих городах. Их основная служба состояла в оказании помощи гостям. Привилегии в основном заключались в том, что они не несли общих тягот с посадскими черными общинами. Посадские черные люди – простые посадские люди, которые постепенно прикреплялись к земле. Каждый посад составлял общину на основании общинного землевладения.

Другой категорией тяглого населения были крестьяне. В XIV и XV вв. продолжали развиваться частные формы зависимости крестьян от помещиков, которые пока носили экономический характер.

В черных волостях население разделялось на людей тяглых (вытных) и нетяглых (безвытных). Тяглые представляли собой членов общин, владеющих податными участками (вытями). Это были полноправные члены общин, которые участвовали в выборе общинных властей, распределении налогов. Первоначально земельный надел таких крестьян мог отчуждаться при условии, что покупатель наследует тягло. Отношения с волостью складывались, таким образом, как с частным землевладельцем. Безвытными крестьянами были лица, не входившие в общину, а обрабатывавшие землю по частным договорам с отдельными общинниками (полусуседи, половники). Личные права таких крестьян превосходили нрава вытных – именно они могли при желании переходить на частные вотчины. Фактически они зависели от хозяина земли. В таком же положении находились дети при отцах, племянники при дядьях и т.п.

В частных вотчинах вместо дани крестьяне уплачивали частный оброк. В целом положение зависело от владельца земли, но в эпоху преобладания вотчинного (а не поместного) землевладения считалось, что владелец вотчины может обеспечить крестьянам лучшие условия. Взаимоотношения перехожих крестьян с землевладельцем определялись рядными записями. Это были настоящие договоры, средствами обеспечения которых служили поручительство и неустойка. Поручителями выступали крестьяне вотчины, куда входил новый поселенец (т.е. такое поручительство можно рассматривать как вид частной круговой поруки). В церковных волостях оно дополнялось общей круговой порукой волости. Неустойка (заряд) в случае нарушения условий записи была высокой. Рядная запись определяла: срок перехода (после издания Судебника 1497 г. срок выхода был определен законодательно, поэтому в XVI в. рядной записью определялось лишь начало действия обязательства); размер пожилого (плата при выходе тоже была упорядочена Судебником); использование земли (необработанный участок или готовый участок), размер оброка, характер барщинных повинностей, условия о подмоге (ссуде). Из задолженности по ссуде кабалы для крестьянина нс возникало, т.е. должник не становился холопом и мог при желании переходить к другим землевладельцам, вернув, конечно, ссуду. Крестьяне жили на одном месте по 100–200 лет, и не было возможности даже точно определить, а тем более выплатить долг такого крестьянина в случае выхода. Поэтому обычное право вырабатывает институт давности. Переход запрещается не должникам, а старожильцам. Соответствующие положения позднее были закреплены судебниками.

Часть населения Московского княжества составляли холопы. Судебник 1497 г. довольно подробно регламентировал порядок отпуска холопов на волю. Отпускались в первую очередь дети, больные, старики. Автоматически освобождался холоп, бежавший из татарского плена. Во владении знатных землевладельцев находилось от 10 до 100–150 холопских семейств. Холопы получали некоторые личные и имущественные права. Особую категорию составляли страдники – холопы, посаженные на землю своих владельцев или работавшие в хозяйстве знати как ремесленники или занятые в промыслах[5].

Правовое положение посадских людей, крестьян и холопов в Московском княжестве в XIV в. – первой половине XVI в.

характеристика Соборного Уложения.

Соборное уложение 1649 года явилось новым этапом развития юридической техники. Стало первым печатным памятником русского права.

До него публикация закона ограничивалась их оглашением на торговых площадях и в храмах.

Источниками уложения являлись каноническое и светское право (преамбула)

1. Уставы, указные книги приказов.

2. Указы и боярские приговоры.

3. Судебники

4. литовский статут.

1) Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.

Развитие крепостного права.

Первым законодательным мероприятием, направленным на массовое прикрепление крестьян к земле, явилось введение Юрьева дня Судебником 1497 года. Около 1580 года вводятся заповедные лета, отменяется право перехода в Юрьев день, сразу же после этого была проведена перепись населения, законченная в 1592 г. Она зафиксировала принадлежность крестьянина тому или иному владельцу и имению. Чтобы упорядочить сыск беглых крестьян и споры между феодалами о них, в 1597 г. издается указ от урочных летах, устанавливающий пятилетнюю давность сыска беглых. В первой половине 17 в. этот срок удлиняется. В 1607 г. Василий Шуйский издает указ об удлинении срока возврата беглых до 15 лет. Но этот закон был предан забвению после его низвержения. В период восстановления народного хозяйства после Смуты феодалы неоднократно добиваются отмены урочных лет, то есть установления права сыска беглых крестьян без всякого ограничения во времени (1614 г. Троицкий монастырь получил разрешение сыскивать беглых в течение 9 лет). Только Соборное уложение удовлетворило требования феодалов в полной мере удовлетворило интересы феодалов. Был разрешен бессрочный сыск беглых

Крестьянин по своему правовому положению приближается к холопу. В ряде статей крестьяне упоминаются наравне с холопами (XI, 13,16,19,33,34).

Правовое положение женщины определяется по ее мужу (XI, 16)

Крестьянин бесправен и в имущественном отношении. Его имущество по сути считается принадлежащим помещику. Поэтому везде, где упоминается возврат крестьян, говориться и об их имуществе.

Правовое положение зависимого населения ощутимо ухудшается. Так, например, теперь оно должно было:

1. нести военную службу (даточные люди) (VII, 9) помещики посылали их вместо себя на военную службу, по выходу в отставку, не имея родственников мужского пола, достигших возраста службы.

2. бремя расходов по выкупу пленных ложилось на податное население, в разной мере, в зависимости от конкретной соц. группы. (VIII, 1)

3. бремя по содержанию недельщика также ложилось на крестьян (X, 122)

при невозможности вызова ответчика в суд, отвечать должны его крестьяне и холопы. Эти люди, дав на себя поручительство, обязаны доставить своего хозяина в суд (X, 138-141).

4. XIII, 7 Крестьяне недееспособны перед судом по основной массе дел и лишь в сложных уголовных делах они остаются субъектом преступления

5. XI, 9 – в наиболее полной форме приводится принцип окончательного закрепощения крестьян Речь идет обо всех крестьянах без различения того, кому они принадлежат.

6. Если дети крестьянина родились после переписи 1626 года, то, если они не успели отделиться, следуют судьбе своих родителей – возвращению к прежнему владельцу.

Правовой статус посадских людей.

К середине XVII вв. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на гос. земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определенные повинности (тягло) в пользу государства. Посад имел монополию на торговлю (XIX, 17)

Термин «посадские люди» не получил однозначного толкования. Правовые документы чаще всего употребляют его для обозначения торговой профессии.

Торговые посады возникали, как правило, около городов. Единицей при исчислении посадского тягла был посадский двор. Основными постоянными податями посада являлись: прямая государева подать, стрелецкие деньги, ямские деньги, полоняночные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга)

На посадских людей возлагалось выполнение и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и т.д.)

Вольные люди могли обращаться в тягло, вступая в семейные связи с посадскими. Но если дочь выходила замуж за вольного человека на сторону, последний в тягло не записывался (XIX, 21)

Вернувшиеся из плена посадские люди и их дети могли выбирать месть жительства и освободиться от тягла (XIX,33).

Соборное уложение употребляет термины «посадские люди» и «тяглые» в разных значениях. Ст 34 гл. XIX проводит различие между гостиной и суконной сотнями и посадскими людьми. Некоторые исследователи посада не включают в число посадских людей гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен. Так, они освобождались от тягла и повинностей с двора, от пошлины за питье, постоялой повинности и других.

Посадские люди делились на лучших, середних и молодших. Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и другие) Стрельцы поселялись в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и кроме военного дела занимались промыслами., торговлей, огородничеством.

Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей. Посадские люди в своих сословных интересах требовали ликвидации «белых» слобод. Вопрос о белых слободах поднимался еще в 16 в. Законодательство неоднократно выдвигало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торгово-ремесленных занятиях, но белые слободы продолжали существовать. Посад выступал также против права владельцев вотчин и поместий облагать пошлинами в своих землях проезжих купцов и их товары.

Общая тенденция Соборного Уложения – ограждение посадских людей от конкуренции беломестцев. Мыта и перевозы на землях отдельных феодалов не входят в источники доходов, находящихся в непосредственном ведении государства (IX, 6).

Слободы, принадлежащие духовым и светским феодалам, переходили в посад безлетно и бесповоротно (XIX, 13). Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить гос. подати. Исключение делалось для старинных, вечно кабальных людей и для дворовых людей Патриарха, они оставлялись прежним владельцам (XIX, 1-3,37).

Белые слободы были практически ликвидированы (XIX, 5-9)

Правовое положение холопов (XX)

Виды холопов:

Полные Выдача грамот на полных холопов была прекращена не позднее начала XVIIв. Но полные грамоты от конца XVI века и ранее могли быть ко времени уложения на руках какой-то части холоповладельцев (101)

Докладные Люди, которые пошли в услужение к другим феодалам и попали в холопство, если заключается договор по сути личного найма, выполняя определенные ф-ии

Кабальные ( займ с самозакладом, не наследуются, ст 78 – платят жалованье, 63 –зависимость до смерти господина, 61 – запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передавать их в приданное или по завещанию, но если кабальной записи сделана оговорка, что холоп должен служить не только кредитору, но и его детям -> он передается по наследству)

Источники холопства:

1/ Служба без оформления кабалы более 3 месяцев (16-18,19)

Объектом похолопления не могли быть лица, младше 15 (20ст) лет.

Верстанные и неверстанные дети боярские могли идти в докладные холопы

2/ по холопу роба, по робе холоп (85), искл (27) Когда бежит крепостная девка и выходит замуж за служилого человека, выплатить хозяину холопки компенсации в размере 50 или 10 рублей

3/ заемная кабала (39-40)

4/ жилые записи (43-45)

5/ рождение в семье кабального холопа (106)

Источники выхода из холопства:

1.Холоп, взятый в плен и вышедший из плена, освобождается от холопской зависимости по старому правилу вместе с женой и детьми.

2.жилые записи (43-45) – во время голода отпускают на волю.

3. Получение отпускной грамоты от господина, таким образом холоп освобождается.

4. Возвращение долга кабальным холопом

У полных холопов отсутствовала собственность, если с крестьянами связанно понятие о «животах», то в отношении холопов предусматривалось платье, в котором бежал холоп от господина


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!