Непрерывность онтогенеза

Е.Л. Солдатова СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ

Психологические концепции развития личности

Непрерывность онтогенеза

Интерес к психическому развитию (изменению, связанному с возрастом) в психологической науке появился не сразу. Долгое время психология существовала как наука, изучающая особенности психики человека: его мысли и переживания, позднее, поведение. Объектом для изучения был, разумеется, взрослый человек, однако существовало мнение, что взрослость – период «окаменелости» (Клапаред) – достигнув определенных высот в росте своих биологических, физиологических и психических возможностей, человек останавливается в развитии, а затем начинает резко регрессировать, деградировать, стареть.

Период расцвета психологии развития как психологии детства приходится на XX век. Самые разнообразные подходы к исследованию детства, к определению стадий и периодов развития, к источникам и условиям, определяющим развитие, были реализованы в это время. Стали классикой теории, возникшие в начале XX века: бихевиоризм и эмпиризм, психоанализ, генетическая теория развития интеллекта Ж. Пиаже, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Многочисленные направления исследования проблем детского возраста находят достойное продолжение в современных концепциях онтогенеза.

Интерес к другому полюсу изменений психики человека – к старости возник гораздо позже. А развитию в зрелости вообще долгое время не уделялось внимание.

Тем не менее, постепенно взгляд на развитие менялся и объектом исследования психологов становился взрослеющий человек, развивающийся на всем его жизненном пути.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Он выделял: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип – это когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Примером может служить эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свои особенности (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития. В психологии попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития принадлежит Ст. Холлу. В основе его теории рекапитуляции лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен. К нему относится развитие Вселенной, развитие планеты, процесс биологической эволюции, социальное развитие. Процесс психического развития человека также относится к этому типу. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Люди – представители различных культурно – исторических эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. В этом смысле верно представление о том, что возраст – категория конкретно – историческая. Развитие человека не предопределено биологически или генетически, с рождения ребенку не заданы те этапы, через которые он должен пройти, не определены итоги, которых он должен достичь в процессе развития.

По мере развития психологии подходы к толкованию процессов, происходящих в человеческой психике с возрастом, изменялись. На сцену выходили и выходят разные научные теории и концепции, общим для большинства из них, пожалуй, является понимание того, что развитие – это смена этапов, границы которых очерчены весьма условно. Каждая научная концепция пытается определить закономерности процессов развития, источники и условия, его опосредующие.

Деление онтогенеза на отдельные периоды и стадии, фазы и эпохи, возрасты суть периодизации психического развития. Основание для периодизации определяется конкретной концепцией – теоретической или эмпирической. Рассмотрим некоторые концепции, обращающиеся к феномену онтогенеза с точки зрения такого деления и учета возрастных закономерностей.

У современных периодизаций возрастных изменений человека есть предшественники – древние системы, которые делят человеческую жизнь на периоды в 7, 14 или 21 год, и системы, которые выделяют пять, семь или девять неравных жизненных фаз. Б. Ливехуд, анализируя некоторые периодизации, приходит к заключению, что различий между многообразными подходами меньше, чем представляется вначале, что практически во всех системах важнейшие поворотные пункты биографии идентичны, а разделение на этапы происходит по второстепенным критериям (44):

Старейшая система, которая оказала влияние на западную культуру, это греческое деление на 10 периодов по семь лет. Птолемей делил жизнь на равномерные фазы, которые подчиняются влиянию отдельных планет. Римляне знали пять фаз жизни: 0–15 лет – годы раннего детства и латентная фаза первых школьных лет; 15–25 лет – юность; 25–40 лет – первая фаза взрослого возраста; 40– 55 лет – вторая фаза взрослого возраста; с 55 лет – до смерти – старость. Рюмке добавляет еще предстарость – с 55 до 65 лет и считает началом старости 65 лет.

Уотеринг следует после Рюмке греческому делению на 10 фаз по 7 лет:

· 0–7лет время жизни фантазий;

· 7–14 лет: время воображения, имажинации;

· 14–21 год: половое созревание и юность;

· 21–28 лет: завоевание жизненного базиса;

· 28–35 лет: подтверждение и сличение найденных основ жизни;

· 35–42 года: вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях;

· 42–49 лет: маниакально-депрессивный период;

· 49–56 лет: борьба с собственным закатом;

· 56–63 года: мудрость;

· 63–70 лет: вторая молодость – переход признают сознательно – в этой фазе человек может еще раз достичь кульминации своей жизни.

Вайнгаарден различает три больших фазы

· 0–18 лет: изучение внутреннего и внешнего мира;

· 18–42 года: принятие внутреннего и внешнего мира;

· с 42 лет и до конца: осознание внутреннего и внешнего мира.

Ш. Бюлер (представитель персонализма) разделяет взгляды Рюмке на выделение фаз. Идея Ш. Бюлер – у каждого человека есть лейтмотив, на основе которого он ставит перед собой цель и выбирает путь к осуществлению этой цели. По Ш. Бюлер, в течение человеческой жизни осуществляется развитие на основе определенных биологических стремлений: удовлетворение потребностей, самоограничивающаяся адаптация изнутри, называемая также регулированием жизни, поддержание внутреннего порядка, благодаря которому становится возможной последовательность (Ш. Бюлер приводит в пример совесть, которая способствует самоограничению «благодаря подлинной самости») и творческая экспансия.

Различные фазы жизни определяются этими основными стремлениями с различной интенсивностью. Кроме того, возможность развития по Ш. Бюлер основываются на противоположности между виталитетом (жизненной силой, биолого-физичсским аспектом человека) и менталитетом (душевным складом, духовным аспектом человека, ориентированным на осуществление жизненной задачи.) Она видит две линии развития во взаимодействии –биологическое и душевно-духовное развитие. От биологической личности исходят основные стремления, от духовной личности – мотивы.

Согласно представлениям Ш. Бюлер развитие – это изменение в определенном направлении, подчиняющееся законам созревания. «Развитие это 13 фундаментально-биологическое свойство. Благодаря количественному росту любой организм достигает той точки, когда старая примитивная структура больше не может управлять расширившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо распад организма (примером может служить биологическая смерть), либо реорганизацию внутренней структуры организма, которая снова смогла бы управлять расширившимся организмом.

Развитие – это рост, происходящий от структурного кризиса к структурному кризису. При этом развитие проходит несколько фаз: рост всего организма или его частей; дифференциация и образование органов (образование субсистем); при этом функции, которые сначала глобально исполняла вся система, концентрируются в субсистемах, достигающих более высокой степени совершенства (образование органов); иерархизация; определенные органы управляют другими органами, иногда это называют иерархической интеграцией; наконец, интеграция в новую систему; весь организм работает на более высоком уровне и с возросшей комплексностью.

Биологическое развитие финишно-ориентировано, направлено к одной цели, поставленной в самом начале, к зрелому организму. В этом процессе играют роль созидание, равновесие и упадок. Этому закону подчиняются все живые организмы, не является исключением и человек. Однако развитие человека не сводится только к биологическому созреванию. Психологический образ человека глубже и содержательнее. Потому, кроме биологического, рассматривают психическое, социальное и духовное развитие.

Философ Гвардини в книге «Возрасты жизни» пишет, что «человек характеризует себя всегда по-новому... во всех фазах он всегда один и тот же человек, который живет здесь... собственно персона, которая знает о себе и несет ответственность за соответствующую фазу жизни... Каждая фаза своеобразна, она не может быть выведена ни из предшествующей, ни из последующей... Жизненные образы создают и оценочные фигуры. В них возникают определенные ценности с определенными доминантами... Ребенок не только для того существует, чтобы взрослеть, а и для того, и прежде всего, чтобы он сам именно как ребенок был человеком. Потому что человек является живущим в каждой фазе своей жизни... Таким образом, настоящий ребенок не меньше человек, чем настоящий взрослый» (цит. 44). Гвардини ищет для каждой фазы доминанту оценочной фигуры, центр тяжести или середину. Выделяемые им фазы жизни следующие:

1. жизнь в чреве матери, рождение и детство;

2. кризис созревания (половая зрелость);

3. молодой человек (юность);

4. кризис из-за приобретения опыта (переход от юности к экспансивному взрослению);

5. совершенный человек (тридцатые годы);

6. кризис узнавания границы (начало сороковых годов);

7. отрезвленный человек;

8. кризис овобождения;

9. мудрый человек.

Обращает на себя внимание в этой периодизации неоднородность периодов, выделяемых Гвардини. Удивительно, но он отмечает переходы между фазами жизни, как кризисы, связанные с созреванием, опытом, переопределением своих границ в обществе, эти кризисы ведут к определенным изменениям человека. Каждая фаза в этой периодизации существует ради целого и ради любой другой фазы.

М. Мере в работе «Фазы развития человеческой жизни» описывает жизнь как задачу, которую должен решать человек с помощью своих физических и душевно-духовных сил. Духовные силы придают жизни собственный и более глубокий – соответствующий человеческому достоинству – смысл. Она рассматривает человеческую жизнь как прогрессирующее развитие духовного в человеке, определяет в качестве центрального требование к взрослому человеку развивать себя самого. Не случайно, поэтому она вводит для средней фазы взрослого возраста – периода от начала двадцатых до начала сороковых годов, следующие понятия: жизненно-душевные устремления, деловые устремления и духовные устремления. В каждой фазе описываются творческая работа и способ решения своих задач, социальные связи и общее отношение к ценностям.

1. первая жизненная фаза: детство и юность примерно до 14 и 21 года;

2. вторая жизненная фаза: первая фаза взрослости и двадцатые годы, 21–28 лет;

3. третья жизненная фаза: примерно от 28 лет до 42 лет;

4. четвертая жизненная фаза: примерно от 42 до 56 лет;

5. пятая и шестая жизненная фазы две фазы старости.

В мировоззрении Штайнера и его образе человека центральным является понятие развития. В отношении биологического развития он примыкает к учению Гете о метаморфозах, подхватывает учение Шиллера о триединстве духовных устремлений человека и развивает из них совершенно иное мировоззрение, рассматривающее человека как единство тела, души и духа. Тело, подчиняющееся определенным законам развития, возникло в результате длительной эволюции. В отличие от него дух, проникающий и сознание человеческого «Я» ориентирован на будущее и стремится к свободе. Между обеими сферами находится человеческая душа или психика – та арена, на которой встречаются обе силы и где человек предстает как человек здесь и теперь. Штайнер также исходит из десяти периодов развития, по семь лет каждый: 3 раза по семь лет на физически – душевное развитие, 3 раза по семь лет на собственно душевное развитие, 3 раза по семь лет на развитие духа. Таким образом, за 63 года человек проходит основные ступени развития, и потом у него остается еще десятое семилетие, чтобы закрепить развитие. Семидесяти лет он готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Согласно взглядам Б. Ливехуда, всякий живой организм хронотипически определен своим родом. Если предположить, что продолжительность жизни человека составляет около восьмидесяти лет, то в ходе человеческой жизни можно различить три фазы:

1. период роста, в который происходит более созидание, нежели разрушение;

2. период, равновесия между созиданием и разрушением, и

3. период инволюции, нарастающего разрушения.

Б. Ливехуд утверждает: «Аргумент о постепенном изменении, которое исследуется только путем наблюдения за небольшими интервалами, мало что говорит о существовании детства, юности и о взрослении. Здесь происходит то же, что и при переходе от дня к ночи. Если следить за ним с минуты на минуту, то нельзя сказать: «Теперь закончился день, наступила ночь». И все же вдруг становится совершенно темно, наступает ночь, и можно различать день и ночь. Столь же маловероятно назвать определенный день перехода от юности к взрослому состоянию, и все же есть момент, когда человек приобрел так много характерных черт взрослого и отбросил так много юношеского, что теперь с полным правом можно говорить о достижении взрослого состояния (предварительной формы)» [146](Б. Ливехуд,).

И, не смотря на то, что разделение на жизненные фазы до сих пор не является аксиомой в психологии развития, снова и снова предпринимаются попытки систематизировать знание о развитии через деление человеческой жизни на фазы. Наиболее известные теоретические концепции психологии развития сложились в прошлом веке и получили свое признание в связи с тем, что ввели в психологию определенный понятийный аппарат, строгие научные суждения (конечно, в рамках определенной парадигмы) и обосновали представление о психическом развитии.

Анализ доступных исторических представлений о динамике изменений в психике человека свидетельствует о том, что подходы к интерпретации источников, условий и фаз развития, во-первых, весьма разнообразны, во-вторых, суммируют разные представления и пытаются обосновать их в логике, доступной научному знанию соответствующей эпохи.

Так, если не принимать во внимание различные внешние факторы (такие как влияние планет и других стихий), то можно обнаружить в самых первых теориях следующие основания для выделения фаз или этапов:

· изменение и переживание мировосприятия (Уотеринг);

· изучение и принятие внутреннего и внешнего мира (Вайнгаарден);

· изменение жизненных целей и путей их реализации (Ш. Бюлер);

· изменение жизненных ценностей (Гвардини);

· динамика жизненных смыслов (М. Мере);

· возрастное изменение соотношения телесного, душевного и духовного в человеке (Штайнер, Ливехуд).

Современные концепции часто содержат аналогичные историческим представления о содержании развития, предлагая соответствующие современному уровню развития науки объяснительные принципы и эмпирические обоснования.

Выяснение источников и причин возрастных изменений – основная задача теорий онтогенеза. Через выявление соотношения объективного и субъективного, биологического и социального, роли природы и общества, среды и воспитания в контексте детерминации процессов развития психологические теории трактуют содержание его источников, механизмов, условий, направленности изменений в онтогенезе, причины личностного развития в детстве, юности, зрелости, старости.

Наиболее ранние психологические концепции развития (Ст. Холл, А. Гезелл, К. Бюллер, В. Штерн) строились в основном, на объективных законах эволюции. В основе этих теорий («теории рекапитуляции») лежит биогенетический закон Геккеля: «онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии повторяет развитие человеческого рода и что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Им впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь. Идеи Ст. Холла оказали влияние на А. Гезелла, К. Бюллера и автора «теории конвергенции двух факторов» В. Штерна. Среди них выделяется позиция А. Гезелла, который был преемником идей Ж. Руссо и признавал наличие «внутренней силы развития» – спонтанной, не поддающейся обучению. Оставаясь в рамках преформизма, А. Гезелл наметил последовательность форм поведения в ходе созревания и ввел понятие возрастной нормы. Он считал, что роль обучения и воспитания лишь в том, чтобы своевременно следовать за процессами созревания, тем самым А. Гезелл первым сделал акцент на самом ребенке, признавая его субъектность в развитии.

Психоаналитический подход стал поистине революционным шагом в описании закономерностей развития и преемственности возрастных изменений личности. Теория З. Фрейда оказалась наиболее разработанной и наиболее полно раскрывавшей механизмы развития, действующие на каждой стадии. Теория и метод психоанализа, разработанные З. Фрейдом, положили начало целому направлению в теоретической и прикладной психологии, актуальному и в настоящее время.

Он разработал трехуровневую классификацию конфликтующих между собой тенденций, составляющих структуру личности. Три обособленные подсистемы человеческой личности: Ид, Эго и Суперэго возникают в процессе развития закономерно, а особенности их взаимодействия и внешние факторы способствуют организации уникальной структуры личности.

В момент рождения младенец обладает только Ид. Но очень скоро настойчивые требования Ид наталкиваются на суровую ограничивающую реальность. Конфронтация между желанием и реальностью ведет к возникновению целого ряда новых реакций, которые призваны примирить их между собой. Конфликты формируют новую подсистему личности – Эго. Эго возникает из Ид и предназначено для служения ему. Но, в отличие от Ид, Эго подчиняется принципу реальности, эго – прагматично. С возникновением Суперэго, Эго оказывается в сложной ситуации, так как две других части находятся на противоположных полюсах, противоречат друг другу. Возникает новый конфликт. Согласно теории Фрейда, конфликт между этими тремя силами происходит внутри человека, причем решающее значение для него имеют детские переживания и все это находится за пределами человеческого сознания. Для погашения внутренних конфликтов, личность «изобретает» психологическую защиту.

Психодинамические теории З. Фрейда, Э. Эриксона, Г. Меррея, Р. Лэнга ведущую роль отводят инстинктивному биологическому источнику развития, где социальное либо травмирует, либо задает объективную модель воспитания и развития, либо создает условия для несвободы субъекта и его отчуждения от общества.

Теории А. Адлера и Э. Фромма акцентируют процесс развития на социокультурные влияния. А.Адлер соотносит развитие с понятием «жизненный стиль», который особенно ярко проявляется и формируется при столкновении с новой сложной ситуацией, где вступают в действие скрытые в обычной, комфортной ситуации неосознаваемые внутренние нормы поведения. В связи с этим ученик Адлера Ф. Кюнкель указал на возможность типологизации жизненного стиля по характеру основных отношений субъекта к себе и окружающим. По Адлеру – социальный интерес врожден так же, как стремление к превосходству и власти. Но это – не лидерство или высокое положение в обществе. Это – могущественный динамический принцип развития, под которым Адлер подразумевал нечто сходное с «самостью» Юнга и «принципом самоактуализации» К. Гольдштейна. С рождения до смерти стремление к превосходству ведет человека на все более высокие стадии развития. «Все душевные феномены в целом определяются стремлением к превосходству, но все несут в себе индивидуальные нюансы этого стремления и того общественного чувства, которое соединяет данного индивида с другими. Последнее, данное человеку от рождения, должно постоянно развиваться в раннем детстве, иначе индивид будет испытывать затруднения в приспособлении к обществу [6].(Адлер, 1993 с. 136)

Индивидуальная психология А. Адлера дополнила психоанализ положением, что подлинной движущей силой развития личности является генерализованное чувство неполноценности и, стало визитной карточкой теории Альфреда Адлера. Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков – реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению к все большему совершенству и реализации.

Наиболее интересными с позиции нашего исследования являются положения индивидуальной психологии А. Адлера о стиле жизни и творческой силе Я. Стиль жизни обычно формируется уже к 4–5 годам и в дальнейшем с трудом поддается каким-либо изменениям. Он задает рамки для восприятия и упорядочивания всего доступного жизненного опыта.

По мнению Адлера, постоянство личности человека на протяжении жизни объясняется именно стилем жизни, которым определяются пути и способы, используемые человеком для решения жизненных проблем. Знаменательно, что он говорит о трех фундаментальных проблемах, с которыми сталкивается человек в своей жизни – это работа, дружба и любовь. Эти задачи всегда взаимосвязаны и решение их зависит от индивидуального стиля жизни. «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» [261] (цит. Л. Хьелл и Д. Зиглер,1997).

Адлер предложил условную типизацию, хотя соглашался с тем, что сложно такое сугубо индивидуальное понятие как стиль жизни привести к определенным типам. Тем не менее, на основе двухмерной системы, где одно измерение представлено социальным интересом, а другое – степенью активности индивида, он выдел четыре типа установок:

· управляющий тип – напористый, активный, но с невысоким социальным интересом;

· берущий тип – «паразитирующий» на других и низкой степенью активности;

· избегающий тип – отсутствуют и активность, и социальный интерес;

· социально-полезный – наиболее зрелый тип с высокой степенью социального интереса и уровнем активности.

Концепция творческой силы Я составляет основную идею его теории. Адлер высказал предположение, что человек может сам формировать свою личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Эта творческая сила составляет активный принцип человеческого существования. Адлер считал, что, скорее, индивид сам определяет свою судьбу, нежели оказывается объектом воздействия детского опыта. В этом смысле стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, которые связаны с социальным интересом и степенью активности человека. Творческая сила определяет способы достижения цели и формирует саму эту цель. Творческая сила, по мнению А.Адлера – качество истинно человеческое, оно развивается в раннем детстве и влияет на его индивидуальный жизненный путь, на его мировосприятие.

Для Э. Фромма объективность означает не научную абстрактность и отстраненность, а заинтересованность, уважение и способность субъекта видеть объект таким, каков он в действительности и реально осознавать себя, как субъекта. Доминирующий фактор развития личности определяется главной формулой его теории – «иметь или быть». Всестороннее самопознание и развитие человека и его близких определяется как высшая цель жизни. «Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности [251, 252] (Э. Фромм, 1990 С. 176). Рассмотренные выше теории передают ступенчатый характер развития, присущий эпигенезу, по принципу «лестницы существ» Аристотеля.

Выделяется в этом ряду аналитическая психология К. Юнга, который не делил развитие в онтогенезе на четко обозначенные периоды, но обращался к роли объективного и субъективного, сознательного и бессознательного. В своей статье «Стадии жизни» он сравнивал человеческую жизнь с Солнцем, где круг жизни делится на четыре части. Первая четверть – детство, когда ребенок не осознает собственных проблем. «У маленького ребенка еще не разгорелся «спор факультетов» и его художественные, научные и религиозные возможности еще дремлют в спокойной рядоположенности, так же, как у первобытных людей элементы искусства, науки и религии еще сосуществуют в нераздельном хаосе магической ментальное» [274, 275](Юнг К., 1997, С. 95). Вторая и третья четверти наполнены осознаваемыми проблемами. В глубокой старости человек становится в некоторой степени проблемой для других. В этом символе Солнца заключена для Юнга завершенность, целостность, цикличность развития. Это соответствует главному положению юнгианской психологии – человек имеет тенденцию к развитию в направлении стабильного единства. Развитие для Юнга – это раскрытие изначальной врожденной недифферецированной целостности. Объективно заданная архетипами бессознательного эта целостность идет по пути все большей дифференциации и индивидуации к ментальному центру. Главный символ его аналитической теории – «мандала». Он выражает основную цель развития личности – самореализацию. Его концепция развития, своего рода, точка отсчета субъектной парадигмы в психологической науке.

Главные отличия аналитической психологии К.Г. Юнга от психоанализа З. Фрейда касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная сторона присутствует только как один из компонентов.

Для Юнга человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается в детстве. Человек может меняться на протяжение всей своей жизни.

Юнг добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное). Юнг выделял два уровня бессознательного: индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого и более глубокий уровень – коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Человек не может осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием индивидуального бессознательного.

Наиболее важным архетипом Юнг считал самость. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости – интеграция различных подсистем личности в процесс развития.

По его убеждению, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (между 35 и 40 годами) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития – рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.

Эпигенетическая теория Э. Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной проблемой развития выступает поиск собственной идентичности (107, 108). Э. Эриксон не был непосредственным учеником З.Фрейда, однако он продолжил его теорию, сохранив в ней больше идей первоисточника, нежели другие представители психоанализа.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежны, нормативны.

Каждая такая стадия включает в себя кризис, с которым человек сталкивается в своем развитии. Определяют развитие социальные и физические условия среды, создают ситуации нового вызова общества. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис завершается, человек приобретает адаптивное или неадаптивное качество и готов к преодолению нового кризиса. Человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности – установления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности эго, По Э. Эриксону должен быть решен в юности. (примерно 12–18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие идентичности – процесс сложный и необходимый на этой стадии развития. Те, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности.

Концепция идентичности эго Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных исследований (104). В целом эти исследования подтвердили, что те юноши, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство идентичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадий развития. Те же, кто обладает более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследования подтверждают основные положения концепции Эриксона. В то же время есть данные, говорящие о том, что кризис идентичности может иметь место и в более позднем возрасте, нежели юность. По мнению одного из его последователей, кризис идентичности происходит в поздней юности, а более 30 процентов испытуемых продолжают поиски идентичности вплоть до 24 лет (Archer). Другие данные свидетельствуют о том, что те подростки, которые после окончания школы начинают самостоятельную трудовую жизнь, раньше, чем их сверстники-студенты, обретают идентичность эго, а учеба в колледже может на некоторое время замедлить процесс формирования идентичности эго. В работах Эриксона есть указание на то, что формирование идентичности продолжается всю жизнь.

Персоналистический подход к пониманию человека упор делает на значение, которое имеет для человека высшее «Я», на личность, ставящую перед собой цели, взвешивающую и выбирающую, находящую и устанавливающую ценности и нормы. После второй мировой войны возникла гуманистическая психология, занимающаяся описанием и исследованием человеческой личности, ее проявлениями и ее развитием, включая возможность достичь психического здоровья, активного душевного покоя, способности к творчеству и мудрости. Теории гуманистического направления (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс) трактуют идею развития с точки зрения реализации внутренней сущности личности, учитывая при этом удовлетворение потребностей, адаптивное самоограничение, творческую экспансию и внутреннюю гармонию.

По К. Рождерсу, главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуалиэации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать–дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция К. Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психически здоровая или актуализировавшая свое развитие личность характеризуется следующими чертами: открытость по отношению к опыту любого типа; намерение жить полной жизнью в любой момент жизни; способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих; чувство свободы в мыслях и поступках; высокий уровень творчества.

В теориях саморазвития развитие индивидуума тоже предполагает становление личной идентичности, реализацию «Я-концепции» личности в жизненных отношениях и профессиональной деятельности (У. Джемс, Т. Шибутани, Р. Бернс, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, М.Ф. Секач, А.В. Иващенко, В.С. Агапов и др.).

Представителей экзистенциальной психологии (Бинсвангер, Босс, Франкл, Лэнг, Купер, Мэй, Бугенталь) объединяет то, что основой развития считается обретение смысла жизни, где личностное развитие является процессом становления, самотрансцендирования. Экзистенциональный анализ строится на реконструкции внутреннего мира и субъективного опыта человека. Существование не статично, это процесс становления нового, процесс самотрансцендирования. Структура мира индивида раскрывается через его жизненную историю.

В. Франкл выдвигает в качестве главной движущей силы развития личности «волю к смыслу». Основной тезис учения В. Франкла о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Свобода – это не то, что он имеет, а то, что он есть. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя» [247](Франкл В. 1990, с.114). Он выделяет поэтическое измерение, в котором локализованы смыслы. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем развития личности.

В концепции Л. Бинсвангера главное понятие – миро-проект, который определяет, как будет действовать человек в определенной ситуации и какие при этом обнаруживать характерные черты. Границы проекта могут быть узкими и сжатыми или широкими и экспансивными. По мнению Бинсвангера, миро-проект – ориентир для любого действия личности. Он указывает на способность психически здорового человека изменяться, расти вместе с жизненным опытом, переживать крах одного своего проекта, чтобы перейти к другому. Гессе процесс развития представляет через полярность и двойственность, которая живет в любом человеке и делает его жизненный путь извилистым, с чередой взлетов и падений, ощущением самоценности, полноты жизни, с одной стороны, и пустоты и никчемности – с другой, человек состоит не из двух натур, а из сотен, из тысяч. Его жизнь (как жизнь каждого человека) вершится не между двумя только полюсами, такими как инстинкт и дух или святой и падший, она вершится между несметными тысячами полярных противоположностей. Вечная смена идеалов, сознание их относительности, легкий переход от одного к другому, отсутствие какой-либо окончательной цели – эти черты существования, как принцип развития, принятый экзистенциальным направлением, соответствуют принципу нелинейности развития.

Культурно-исторический подход в психологии развития трактовал особенности онтогенеза с позиций диалектики, и, являясь продуктом своего времени, соответствовал революционным взглядам на процессы социального развития вообще. Однако потенциал концепции Л.С. Выготского оказался настолько высок, что в положениях его теории о детском развитии до сих пор находят источники научного вдохновения многие современные исследователи онтогенеза.

Л.С. Выготский и многие его последователи (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) отождествляли процессы развития с ростом, т.е. исследовали стадии и кризисы развития в детских возрастах, там, где происходит прогресс физических и психических функций. В последнее время внесен существенный вклад в понимание содержания важнейших понятий культурно-исторической теории, таких как возрастной кризис (К.Н. Поливанова), социальная ситуация развития (О.А. Карабанова), новообразования (Л.И. Бершедова), что значительно обогащает и структурирует феноменологию онтогенеза.

Д.И. Фельдштейн, говоря об учении Д.Б. Эльконина, обобщил основные положения о возрастном развитии в культурно-исторической парадигме, трактуя его как: «общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок». Понятие возраста, возрастных границ и возрастных особенностей в культурно-исторической концепции развития имеет не абсолютное, а относительное значение, что подтверждается, например, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее, психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление развития. Диалектические представления о процессе развития, в той интерпретации, которую им дал в свое время Л. С. Выготский, описывают этот процесс как внутренне детерминированный (то есть детерминированный не случайным набором внешних обстоятельств, а внутренними противоречиями; только через призму этой внутренней логики преломляются любые внешние влияния, только на ее «языке» они говорят), целенаправленный (способный суммировать, накапливать изменения), развивающийся процесс, где «плавные», эволюционные периоды сменяются «скачками», «перерывами постепенности» [242. 243].

В отечественной психологии деление онтогенеза на отдельные возрасты и выделение критических, «переходных возрастов» впервые предложил П.П. Блонский. Он ввел понятие «критический период», которое было связано с феноменом трудновоспитуемости и утвердилось за возрастом полового созревания, П.П. Блонский отметил неустойчивость нервной системы, немотивированное и неуравновешенное поведение детей в критические периоды. П.П. Блонский же с понятием критического периода связал прерывистость развития, определив кризис как скачок в развитии.

Анализ Блонского базируется в основном на обобщении многочисленных эмпирических данных [36][Блонский П.П., 1997.]. Вслед за П.П. Блонским кризисные периоды в общую схему детского развития включил Л.С. Выготский.

К.Н. Поливанова, оставаясь в рамках кульурно-исторического подхода к исследованию возрастного развития, выводит понимание кризиса как конфликтного соотношения реальной и идеальной форм в развитии. Под реальной формой понимается актуальная социальная ситуация развития. Идеальная форма – представление о возможном будущем, которое оказывается привлекательным, притягивающим. Открывая неполноту реальной формы, ребенок сразу пытается реализовать наиболее общие представления об идеальной форме, которые, как правило, являются идеализированными и наивными. Кроме того, появляются различные преграды на пути к реализации идеальной формы как внешнего (ригидность систем воспитания), так и внутреннего (недостаточность способностей) характера. Вследствие этого возникает рефлексия способностей как интериоризация конфликта между желаемым и реальным и появляется мотивация преодоления кризиса, – то есть создаются условия для преодоления кризиса [191][Поливанова, 2000].

А.Н. Леонтьев, исходя из идей Л.С. Выготского и развивая теорию деятельности, предположил, что деление онтогенеза на периоды необходимо проводить по критерию деятельности и смены типов деятельности и для каждого периода определил ведущей тип деятельности, – в рамках которой наиболее интенсивно происходит психическое развитие и зарождаются другие формы деятельности [142][Леонтьев А.Н., 1983].

Д.Б. Эльконин вслед за Леонтьевым признавал роль ведущей деятельности в смене одной стадии развития к другой и, предлагал три критерия периодизации: 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3)личностные новообразования. Кроме того, Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу чередования кризисов психического развития в детском возрасте, согласно которой, периоды развития мотивационно-потребностной сферы сменяют периоды освоения общественно выработанных способов действия с предметами [271][Эльконин Д.Б., 1971].

В концепции ведущей деятельности субъекта, которая была ведущей в отечественной психологии многие годы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, ПЯ. Гальперин, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), процесс развития рассматривался как процесс самодвижения субъекта благодаря его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности Е.А. Климов характеризовал, как индивидуально – своеобразную систему «психических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [115, C. 49](Климов Е.А., 1996, С.49).

Еще одна группа теорий связана с ведущей ролью субъекта в развитии. (Б.Г. Ананьев; С.Л. Рубинштейн; А.В. Брушлинский). Собственная активность человека, способность выстраивать самому линию своей жизни возводится в принцип развития, по мере взросления которого, все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д.

В.С. Мухина предлагает модель онтогенетического развития как развитие возрастных форм самосознания. Взятые в качестве критерия выделения возрастных этапов, формы самосознания определяются автором как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности [171](Мухина В.С.1995).

Среди современных концепций развития интересными представляются подходы к изучению смыслообразования и субъективности в индивидуально – психологическом развитии личности. Так М. Лобок, анализируя проблему смыслопорождения в онтогенезе, обращается к мифу. Именно миф расставляет перед человеком систему своеобразных «указателей»: что должно являться более ценным, а что – менее, что должно являться более значимым, что – второстепенно и третьестепенно по своей значимости. Процесс развития рассматривается через мифологические механизмы субъективности. Именно миф – иллюзорная и нелепая конструкция с точки зрения внешнего наблюдателя – создает систему тех базовых ориентиров, которые позволяют представителю той или иной культурной общности твердо знать, каким факторам окружающего предметного мира следует отдавать предпочтение. Концепция субъективной реальности В.И. Слободчикова строится на развитии механизмов рефлексии в диапазоне целостного онтогенеза. Автор проводит параллель между развитием личности и культуры. «В ходе человеческой истории происходит изменение ее смысловых ориентиров, эпоха за эпохой человечество сочиняет смысловые предположения. В жизни отдельного человека его смысловое поле не остается неизменным. Можно говорить об определенной мифологической динамике личности как одного из самых ярких критериев личностного развития вообще. Реальным инструментом, позволяющим преодолеть тот или иной миф и выйти в пространство новых смысловых ориентиров, является рефлексивное размышление, позволяющее взглянуть на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблюдателя» [211, 212, 213, 214] (Слободчиков В.И., 1994, С. 642).

К особой реальности бытия человеческой субъективности причисляется духовность (В.И. Слободчиков) и находит свое высшее выражение в рефлексии. Способность человека придти через рефлексию к самоотношению, самооценке, самопринятию Д.А. Леонтьев называет смыслом, пятой гранью личности. А.И. Зеличенко рассматривает такие формы развития как: самоопределение и нравственный поиск. Самоопределение – это принятие решения, выбор между возможными ролями. Внимание концентрируется на формировании мировоззрения, направленности и ценностей, самопознании, «Я-концепции» и представлении о своих способностях и стремлениях. Центральным вопросом психологии развития А.И. Зеличенко называет вопрос о побудительных силах развития, о том, что направляет жизнедеятельность человека, который идет через развитие духовности к Богу.

С духовным ростом личности связывает развития В.П. Зинченко. «Границы между человеком и миром становятся безусловными на личностном уровне развития человека, когда он самоопределяет себя и свое отношение к миру, доопределяет мир собой, своей деятельностью, познанием, сознанием, совестью или противостоит ему. Лишь на личностном уровне возможна высшая форма рефлексии относительно дихотомии Я и Мир» [105, 106, 107] (Зинченко В.П., 1994).

В отдельном ряду в психологии развития стоят работы по исследованию психологического возраста (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко и др.) и жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логинова и др.). Еще Б.Г. Ананьев выделял целостные качества жизненного пути, зависящего от устойчивых свойств субъекта индивидуальной истории и от меры талантливости жизненного пути. Он понимал жизненный путь как историю формирования и развития личности в определенном обществе. «Положение о том, что развитие – основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» [10, c. 38] (Ананьев Б.Г., 1980, с. 38). Н.А. Логинова выделяет два аспекта в изучении жизненного пути, связанные с двумя главными направлениями биографических исследований в психологии – возрастные особенности и своеобразие психологического развития конкретной, единичной личности, специфика развития которой состоит в ее исторической природе, понимаемой как включенность индивидуальной жизни в исторический процесс общества. Эти представления близки позиции Л.С. Выготского о конкретно- исторической природе возрастного развития.

И.С. Кон предлагает рассматривать жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования, а развитие человека в проекции трех автономных систем отсчета. Первая система – индивидуальное развитие, включающее термины «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография». Составляющие развития – «стадии развития», «возрасты жизни». По его мнению, возраст и его измерения многомерны и определяются биологическим, социальным и психологическим возрастом. Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемая в терминах «возрастная стратификация», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение» и т.д. Третья группа отсчета – возрастной символизм, отражение возрастных процессов в культуре – «возрастные обряды», «возрастные стереотипы» [122, c. 65]. (Кон И.С., 1989, С. 65).

В исследованиях проблемы психологического возраста (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко) рассматриваются в качестве детерминирующих развитие индивидуальные особенности и возрастная динамика самореализации личности. Данные показывают, например, что люди с активной жизненной позицией характеризуются высокой сохранностью продуктивности даже в позднем онтогенезе.

Концепция К.А. Абульхановой-Славской предлагает рассматривать жизненный путь личности как стратегию жизни, имеющую три основных признака: выбор человеком основного направления, способа жизни и определение ее основных задач; решение противоречий жизни, достижение своих планов и задач; созидание ценности своей жизни. Принцип «раздвоения» – объективного и субъективного, отраженного и переживаемого лег в основу ее классификации личностной регуляции времени. С одной стороны – организация времени, как способность включаться в события социальной жизни, улавливать их сущность и логику. С другой стороны – самоорганизация человека во времени субъективного пространства. В связи с этим, К.А. Абульханова-Славская выделяет три аспекта времени жизни, – развитие, способности организации жизни во времени и активность и четыре типа регуляции времени по характеру регуляции времени жизни или ее отсутствию и активности: пассивно-ситуативный, активно- ситуативный, активно-ситуативный, пассивно-пролонгируемый и активно- пролонгированный по характеру регуляции времени жизни или ее отсутствию и активности. Данная типология, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, позволяет понять, что только один последний тип обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни, является в подлинном смысле субъектом своей жизни. Личность – это развивающийся, качественно изменяющийся и становящийся во времени объект. Личности присуще специфическое движение во времени, как субъекту жизни. Введенное ей понятие «психологическая перспектива» соотносима со способностью предвидеть свое будущее и личностную перспективу, выстраивать свою «стратегию жизни». «Для каждой личности (в соответствии с ее индивидуальностью) характерен свой, неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования организации, с одной стороны, и способ ее оценивания, осмысления – с другой» [4, c. 245] (Абульханова-Славская К.А., 1991, С. 245).

Рассмотрев многообразие подходов к пониманию онтогенетического развития в психологии можно сделать некоторые выводы.

Роль ранних теоретических теорий развития заключается в том, что их основоположники предприняли попытки научно обосновать процессы изменений, происходящие в психике человека в связи с его возрастом, ввели понятие возрастной нормы, уникальным образом отнеслись к пониманию природы возрастных изменений, предложили научные методы познания, которые впоследствии, развиваясь, приобретали все большую точность, надежность, и универсальность. Но самое главное, на наш взгляд, акцентировали внимание на преемственности развития, определяя влияние источников развития, роль движущих сил, направляющих развитие, тем самым, подтвердив неразрывность и неслучайность процессов развития.

Для современного состояния научного знания в области психологии развития характерно, что современные научные школы, оставив ортодоксальные взгляды основателей на суд истории, ассимилируют накопленные в науке знания, в том числе, заимствуя факты и подходы из других парадигм. Современные представления о развитии в силу этого не исключают, а взаимодополняют друг друга. Это приводит к тому, что вопросы и проблемы, которые ранее не подлежали объяснительным принципам той или иной теории или просто игнорировались ее носителями, теперь обращают на себя внимание исследователей. Все это существенно расширяет возможности теоретического знания относительно процессов развития.

Большинство современных теорий, объясняющих развитие, определяет его в зависимости от взгляда на источники и цели развития. Подходы к пониманию источников, условий, типов, направления развития весьма разнообразны, тем не менее, внимание к таким реалиям как непрерывность и преемственность онтогенеза, возрастные закономерности, роль субъекта и среды, роль культуры в особенностях развития на протяжении всей жизни человека позволяет констатировать, что изучение онтогенеза в настоящее время более продуктивно и многогранно.

Вместе с тем, многообразие взглядов свидетельствует о недостаточном понимании процессов развития и отсутствии единого методологического подхода к исследованию онтогенеза вообще и, столь важного для понимания закономерностей развития личности, периода онтогенеза – взрослости.

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются подходы, интегрирующие представления о роли культуры, особенностей формирования субъективных смыслов и жизненных целей развивающейся личности, представлений о собственном жизненном пути, месте рефлексии в процессах развития, саморазвитии и творческой силы развития. Диалектическое понимание психического развития как чередования процессов перехода, рефлексии и собственно развития, связанное с признанием непрерывности онтогенетического изменения, чередованием стабильных и критических периодов, по-прежнему актуально и может быть, с учетом современных подходов, положено в основу концепции развития личности в периоды взрослости.

Итак, исходными для исследования нормативных кризисов взрослости должны стать представления: о непрерывности психического развития на протяжении всего онтогенеза; о стадиальности развития, т. е. членении онтогенеза на отдельные этапы (возрастные стадии); о существовании общевозрастных закономерностей развития во взрослых возрастах.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!