Работу выполнила И. Каширина, группа ИДР-51

Стилистический анализ текста научного издания

на примере монографии Л.А. Мосуновой «Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов»

Работу выполнила И. Каширина, группа ИДР-51

1) Средства словообразования:

– соединение частей основ разных слов: смыслопорождение, смыслопонимание, жизневосприятие, жизнепонимание;

 

– образование слов с помощью суффиксов: учени к, пуст ова ть, два жды, словес н ый, творче ск ой, вечер ом, душев н ой, читатель ск ой, внутр енн ий, перечит ыва ть, обдум ыва ть, форм ирова ть, придум ыва ть, уплотн и ть;

 

– образование слов с помощью приставок: со переживание, со/при косновение, со относить, при умножить, у точнение, предо ставление, по требность, со творчество, во/ссоздать, рас членять, с равнение, у глубление, со/поставление, на значение, из учение, не/исчерпаемый;

– сращение: целесообразность, полноценность, взаимосвязь.

 

2) Лексические особенности:

 

– использование абстрактной лексики и терминов: ключевое понятие, происходит, перевод, процесс, деятельность, положение, специфика, угол зрения, анализ, границы восприятия, тактика, учебная деятельность, постижение, личность, художественная информация, эксперимент, обучение, репродукция, трактовка;

 

– использование узкоспециальных терминов: замысел автора, высказывание, понимание текста, литературовед, смыслопонимание, смыслопорождение, построение смыслов, оппозиция смыслов, синхронное чтение, модель сочинения, осмысление текста, смысловые гнезда, авторский текст, прием смыслового чтения, механизм чтения, адекватные интерпретации, редукция художественной структуры.

 

3) Морфологические особенности:

– глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида: выступает переоценка, классифицируем типы, определяется характером функциональных отношений, задаем ориентировку, анализ подтверждает, выделяем ошибки, сужаем контекст, приводим примеры, анализируем результаты, раскрываем логику;

– возвратные глаголы с суффиксом –ся: рассматривается, делится, сужается, повторяется, разрабатывается;

– местоимения. Мы – местоимение множественного числа, 1 лица и притяжательное местоимение наш + глаголы в форме прошедшего времени, множественного числа:

Мы предположили, что главным условием взаимосвязи элементов сочинения являются задания полной психологической ориентировки…

Мы уже писали, что «выявление бинарных оппозиций» и «синхронное чтение» соотносятся друг с другом.

Итак, мы показали некоторые способы чтения «с мыслью».

Иными словами, наш метод конкретизации и детализации подходов к организации смыслового чтения в индивидуальном опыте обогатил методику новыми идеями.

– отвлеченные существительные среднего рода: понимание, стремление, использование, предоставление, упоминание, выявление, взаимодействие, определение.

 

4) Синтаксические особенности:

– вводные конструкции: тем самым, таким образом, так, мы видим, отметим, итак, наконец, кроме того, предположим;

– обороты: по опыту, по Леонтьеву, система взглядов Брудного, идеи Гуссерля;

– использование слов данный, тождественный, соответствующий в качестве средства связи: данный смысловой контекст – целостная модель мира, точно определяющая смысл отдельных входящих в него элементов;

– прямой порядок слов в предложении:

Прием «продолжения действия» организует соотнесение сюжетно-смысловых структур.

Эта ошибкапородила противопоставление сути персонажей внешним явлениям.

– использование именных сказуемых:

Чтение – это активность, направленная на ознакомление с альтернативными смысловыми перспективами.

– использование безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений:

Приходим к заключению, что чтение художественного текста является симультанным актом смыслопонимания и смыслопорождения.

Они носят аналитико-синтетический характер.

– предложения с деепричастными и причастными оборотами – средствами логического уточнения, выделения:

Человек, хорошо понимающий значение предмета, может точно и объективно описать его, оставаясь к этому предмету безразличным.

Третье положение, которое постулирует восприятие как форму бытия искусства, открывает еще один важный поворот в проблеме развития полноценного восприятия художественных произведений.

Положение о том, что искусство способно воздействовать на сознание и смысловую сферу человека, является фундаментом многих представлений о психологических механизмах развития личности.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!