Стилистические приёмы, интонационно-синтаксические фигуры.

 

Аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Ш и пен ье пен истых бокалов и п у нш а пл ам ен ь голубой (Пушкин).

Ассонанс. Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил снаряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (Лермонтов).

Алогизм. Стилистический приём намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии и т. д., например соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий. Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

Анафора. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

  • Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Гр озой снесённые мосты,

Гр оба с размытого кладбища.

(Пушкин.)

  • Анафора морфемная. Повтор одних и тех же морфем или частей сложных слов.

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня!

(Лермонтов.)

  • Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(Есенин.)

  • Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(Пушкин.)

  • Анафора строфическая (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Смотри стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Эпифора. Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь.)

Антитеза. Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах.

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт.

(Пушкин.)

Градация. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Пришёл, увидел, победил (Юлий Цезарь).

Инверсия. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Сначала очень была огорчена (Пушкин).

Оксюморон. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь.

Параллелизм. Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

Парцелляция. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. Широко используется как стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Повтор. Повторы бывают грамматические, лексические, стилистические др.

Повтор стилистический. Повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой).

Риторический вопрос. Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Стилистическая фигура. На кого не действует новизна? (Пушкин)

Риторическое обращение. Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Стилизация. Подражание стилю речи, типичному для какой либо эпохи или социальной среды, манере повествования, характерной для того или иного жанра, приёмам литературного мастерства, свойственным отдельным авторам и т.д. обычно с целью произвести впечатление подлинности. Стилизация в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!