Личность и общество



 

 

«К основным стремлениям человека относится желание принять, наряду с собой, подобных ему разумных существ; принять их он может только при том условии, что вступает с ними в сообщество. Общественное стремление относится поэтому к основным стремлениям человека. Человек предназначен для жизни в обществе, он должен жить в обществе, он не полный законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно» (И.Г. Фихте).

Отдельная личность входит в самые разные группы — профессиональные и этнические, возрастные и политические, другие. Для понимания поведения людей в группах важно учитывать их субъективные представления о самих себе, о своей собственной группе и о других. Полезно также понять законы, по которым различные типы обществ и человечество в целом влияют на каждого из нас и наоборот — как отдельный человек (дурно ли, хорошо ли) воздействует на общество.

Государство как воспитательный и образовательный фактор; типы взаимоотношений между обществом и государством, между государством и личностью — вот еще один круг вопросов, рассмотрению которых посвящен настоящий раздел. Кроме того, нам предстоит выработать научный взгляд на тенденции развития и будущее государства, о котором хорошо сказано И.Г. Фихте:

«Очень важно не смешивать общество вообще с особым эмпирически обусловленным родом общества, называемым государством. На a priori предначертанном пути рода человеческого имеется такой пункт, когда станут излишними все государственные образования. Это то время, когда вместо силы или хитрости повсюду будет признан как высший судья один только разум. Будет признан, говорю я, потому что еще и тогда люди будут заблуждаться и в заблуждении оскорблять своих ближних, но все они будут обязаны иметь добрую волю дать себя убедить в своем заблуждении и, как только они в этом убедятся, отказаться от него и возместить убытки. До тех пор пока не наступит это время, мы в общем даже не настоящие люди».

С проблематикой государства тесно связаны правовые вопросы семьи, детства и юности. Кроме того, нам предстоит достаточно ясно различить воспитание в демократическом государстве от воспитания в тоталитарном. Воспитание для свободы — от воспитания для рабства.

Наконец, и глобальные проблемы, и опасности тревожат воспитателей. Какова вероятность новых мировых войн? Каковы возможности международной регуляции конфликтов? Как воспитывать людей для мира, а не войны? Какой вклад в силах внести воспитание в совершенствование общества в целом?


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!