Особенности государственного строя Византии.
Византийская империя была основана в 395 г.,когда император Феодосии I разделил Римскую империю на две части – Восточную и Западную. Византия просуществовала свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы в ходе турецкого нашествия. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был пе- реименован в 330 г. старый греческий город Византии). В первые века своего существования Византия располагала огромными территориями (около 750 млн кв. км). Они включали в себя Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и ЛаСО зику на Кавказе, некоторые области Аравии, СО острова Восточного Причерноморья. По территории Византийской империи проходили важнейшие торговые пути: шелковый путь в Китай, путь благовоний – через Аравию. Установление в Византии феодальных отношений идет особым путем – через постепенное устранение рабовладения и его пережитков. В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора ≪народом Константинополя≫ прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве Империи. Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Византийская церковь предпринимала попытки подняться выше светской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. Но императоры практически не пользовались данным правом. После периода политических потрясений наступило относительное спокойствие. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. Начиная с IX столетия выборность императора сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности). Общественно-политический строй. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы – Константинополя. Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства – основная специфическая черта общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. В X—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI — XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии. Только к X в. возобладала тенденция к формированию феодальной сеньориальной системы, осно ванной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства. Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI — XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциально й знатью. На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя. Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государ- ственной налоговой системы. Крупные землевладельцы и военная знать (динаты ≪сильные≫) захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI—XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле. С этого времени основная фигура в византийской деревне – феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.__ Византийское государство IV — VII вв. унаследовало основные ч^рты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Судебно-правовая система Византийской Империи.
После распада Римской империи римское право достаточно широко применялось в Византийском государстве. ВIV—VII вв., которые были для Византии периодом относительной стабильности и благополучия, в стране появляется возможность систематизировать наиболее часто применявшиеся нормы права. Прежде всего кодификации подверглись императорские законы — конституции Феодосия. Большой вклад в развитие права сделал юрист Трибониан. В VI в. он стал организатором серьезной работы, итогом которой явился Свод законов Юстиниана. Этот правовой источник содержал 160 конституций, регламентирующих жизнь византийского общества. Впервые использовались так называемые титулы — разъяснения терминов, краткие характеристики основных понятий. Свод законов определял суть права как неотделимую часть христианской религии, проповедовавшей единство, равенство и справедливость. Император охраняет право, а значит, его власть божественна. Сам сборник был труден для восприятия византийскими судами и требовал дальнейшего разъяснения, чем занимались такие юристы, как, например, Феофан. Изменения, происходившие в Византии в VIII—XIV вв., не могли не повлиять на процесс правотворческой деятельности. В 726 г. был сформирован новый сборник Эклога. Новый свод законов появился на основе переработки практики применения судами Свода законов Юстиниана. Состоящая из 18 титулов. Эклога отражала принципы гуманизма и справедливости. Несмотря на краткость сборника, некоторые положения коснулись даже рабов. Как и в своде законов Юстиниана, в Эклоге многие нормы права опирались на религиозные предписания, особенно в сфере брачно-семейных отношений. Всесторонне рассматривались договорные правоотношения, впервые применяется термин — «эмфитевзис» — аренда на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания. Что касается уголовного права, то Эклога включила ряд положений, подробно раскрывающих сущность государственных преступлений. Тяжесть наказания зависела от признака: умышленное или неумышленное преступление, а также от сословной принадлежности преступника. Приложением к Эклоге были изданы законы: а) земледельческий — в основном регулировал взаимоотношения общинников; б) Родосский морской — охватывал правила перевозки грузов, пассажиров, торговли, перемещения судов; в) военный — определял структуру армии и флота. К X в. Эклога вытесняется более сжатыми и содержательными кодификациями — Василиками. Юрист Симбаций разделил Василики на 60 книг, содержащих титулы и фрагменты. Уже к XII в. они становятся единственным сборником византийского законодательства, использовавшимся повсеместно.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!