Учиться любви через благодарность



Давайте поговорим о любви. Как любить? Как мы говорили в самом начале разговора, мы должны любить Бога больше всего. Вот это именно то, для чего мы были созданы. Единственна цель нашей жизни — быть единым с Богом. Когда ты строишь эту связь, всё остальное вокруг работает. Когда ты ее не имеешь — ничего не срабатывает.

Когда ты любишь Бога — тогда ты и начинаешь совершать молитву. А когда ты начинаешь совершать молитву, любя Бога — тогда ты любишь и ближнего. А когда любишь ближнего — тебе опять легко продолжать любить Бога, и во всем появляется смысл.

Как добиться этого? Через благодарность. Мы можем научиться любви только через благодарность. Что такое благодарность? Благодарность возникает тогда, когда ты кому-то что-то должен. Когда делают что-либо для вас, но вы не имеете никакой возможности отплатить за это. И вот это неимение возможности вернуть долг смиряет вас, оно заставляет вас понимать, что вы не можете отблагодарить.

Благодарность к Богу в понимании, что мы и всё, что мы имеем, — от Него. И поэтому мы благодарны Ему со смирением. Не с гордостью, но со смирением. А когда мы смиренны, тогда мы можем любить. Без этого мы горды и любим только себя.

Приручить медведя

Вот мы сейчас закончили с определениями в подходе к молитве. Это примерно так же, как на просьбу «Я хочу поиграть в футбол» говорить: «Давай, я объясню тебе, что такое футбол, расскажу все правила и какие есть известные футболисты». Ты скажешь: «Хорошо. А когда я буду играть?» А тебе говорят: «Позволь, я сначала объясню». — «Я слышал уже достаточно, позволь мне поиграть». «Хорошо, теперь иди сам и играй» — «Но ты должен мне показать, я понимаю принципы, но не знаю, как это сделать».

Позвольте мне начать. Некто мне сказал: «Я страдаю. Я пытаюсь молиться, и я теряю рассудок. Простите меня, я подошел к священнику и сказал ему: „Я хочу помолиться“. Он мне дал целый канон и молитвенные правила, которые ломают мою спину. Я не могу этого делать. Мне нужно совершить большое количество усилий, прочесть все эти каноны перед Причастием, утренние молитвы, вечерние молитвы. И я чувствую, что мне на спину положили большой камень. Что я делаю? Я отбрасываю этот камень и падаю в сторону с переломанной спиной». Звучит знакомо? Нет?

И он мне сказал: «Что мне делать?» Я ему сказал: «Ты знаешь молитву Господню?» Он говорит: «Конечно». «Ты знаешь молитву Пресвятая Богородице, спаси нас?» — «Конечно». Я говорю: «Вот, уже хорошо». Мы — те, кто любит себя и кто не знает, что значит молиться. Мы внутри как дикие звери. У нас внутри демон большой любви к себе, который рвет нас на части, когда мы собираемся помолиться.

Представь, что ты пошел в лес и построил там маленький домик. Как только ты собираешься переехать, тот человек, который продал тебе землю, говорит: «Кстати, тут в нескольких метрах от тебя живет громадный медведь, и он убьет тебя, если ты не будешь внимателен». И ты начинаешь соображать: а что же мне делать? Мне что, уезжать, я ж только дом построил? Или мне попытаться избегать этого медведя, или убить его? Или приручить?

Человек принимает решение приручить медведя. Ты понимаешь, насколько близко ты можешь к нему приблизиться, чтобы он тебя просто не уничтожил. Невозможно подойти, погладить его и сказать: «Я твой друг», — он сразу руку отъест. Берешь еду, подходишь на безопасное расстояние, бросаешь еду и убегаешь прежде, чем он может тебя поймать. И делаешь это много раз, постепенно ближе и ближе к нему подбираясь.

Приходит время — и ты начинаешь его кормить всё больше и больше, а он приближается к тебе все ближе. И он начинает тебе доверять, потому что он оценил еду и понял, что ты являешься ее источником. Он тебе доверяет. И он к тебе приходит поесть, желая большего, даже когда ты его не приглашаешь. Вот так нужно учить людей молитве.

Нужно начинать с маленьких трех молитв. Когда мне люди говорят, что «я должен больше», я отвечаю: «С этих начни, но каждый день. Позже накормим тебя больше». И когда ты почувствуешь, насколько сладок и благ Господь, ты захочешь большего, и тебе давать будут больше. Придет время — и тебе не нужно больше давать, ты будешь просить, потому что ты это вкусил и увидел, что Господь Бог сладок и благ.

Вот как мы начинаем. Не сами по себе, но с тем, кто может помочь, сказать, сколько тебе получать до того момента, когда ты сам будешь определять норму. Но когда мы наполнены гордостью и любовью к себе, мы хотим сами получать эту молитву. Обычно такого человека хватает на день или два, а дальше он просто ломается.

Я предлагаю тем, кто имеет борение по этому поводу, попытаться быть тихими. Это очень трудно. Найдите такое место, неважно когда, среди дня, где вы можете быть один. Если в ванной комнате никого нет — закройтесь там. Господь Бог везде. И скажите: «Господи, я хочу вкусить и увидеть, как Ты благ, накорми меня» — и Он накормит.

Начните с одной молитвы и попытайтесь эту молитву сделать от всего сердца: «Господи, я хочу увидеть Твое лице». Он скажет: «Посмотри вокруг, вот, Я здесь». Это изменит ваше сердце. «Господи, научи меня любить» — вот это молитва. И только после этого возьмите свой ум и поместите его в Бога: «Наполни меня, Господи, я не хочу ничего, кроме Тебя, потому что нет ничего, кроме Тебя, и я — ничего без Тебя». Это молитва.

«Все эти каноны перед Причастием»

Все имеющиеся формальные молитвы очень важны, потому что они написаны людьми, которые начали с того, что сказали: «Господи, я хочу любить Тебя. Господи, я хочу увидеть Твое лицо. Господи, позволь мне увидеть Тебя, как благ Ты». И из тех малых молитв они научились молить Бога, а потом написали эти прекрасные молитвы о совершенно великом знании и великом путешествии, которое они проделали с Богом. Мы используем эти молитвы, когда хотим, чтобы наши ум и сердце были в Боге.

Иногда некто любит кого-то так сильно, что хочет высказать силу этой любви. Но вы не являетесь великим поэтом и не всегда умеете говорить правильные слова. Поэтому мы находим кого-то, кто имеет талант говорить прекрасным языком. И мы пишем тому, кого мы любим, словами того, который любил. Вот что такое наши молитвы. Но они не заменяют вашего сердца. Без желания, без ума в Боге они становятся камнем, который вас раздавливает и крушит.

Провести остаток жизни, хотя бы одну минуту в день пребывая с умом полностью в Боге, гораздо лучше, чем провести сто лет со словами и без знания Бога. Это не означает, что нам нужно остановиться в словах. Если мы делаем всё, что в жизни можем делать, жизнь этого стоит. Но многие даже к этому не стремятся, потому что не могут переступить через болезнь болезней — любовь к себе.

Не полюбив Бога, невозможно молиться. И вы не будете спасены до того момента, пока не перестанете любить себя, но полюбите Бога и ближних. Когда вы это делаете, вы можете совершать молитву. Трудность в молитве существует потому, что вы любите себя.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!