Мир сознания и мир материального бытия отличаются по трем основаниям



Материальный мир:

- все существующее образуется из предыдущих элементов материи;

- процесс мирового бытия обнаруживается механически определенным соотношением причин и следствий;

- результаты мировой деятельности выражаются в законе сохранения материи и силы.

Мир сознания (духовный):

- творится самим сознанием;

- психический процесс сознания выражается в логически установленном соотношении целей и средств;

- результаты психической деятельности отражаются законом возрастания психической энергии в развитии и осуществлением в жизни духовных ценностей.

Эти различия указывают на невозможность соединения духовного и материального начал в единое целое. Они разнородны и в основном несовместимы ни при каких условиях, так как взаимоисключают друг друга.

Поэтому содержание дуалистических концепций в большей мере соответствует действительному положению вещей, но всякая попытка научно обосновать дуалистическое мировоззрение сталкивается с возникновением двух вопроcов:

- о форме связи духа и тела;

- о возможности их взаимодействия;

и они оба до сих пор безответны.

Онтологический дуализм в религиозном сознании язычников

Языческие религии Древнего мира - брахманизм, буддизм, зороастризм, верования египтян и греков указывали на вечное, независимое сосуществование духовного и материального начал. Космогонии этих религиозных культов разнились в решении вопроса о соединении двух природ (духовной и материальной), но все языческие религии указывали, что следствием соединения или смешения природ явилось возникновение богов, мира, а также человека.

Так, в брахманизме, всегда существовал только Брама, погруженный сам в себя. Все пребывало в смешении, бытие покоилось в пустоте. Рождение Вселенной было связано с нарушением внутреннего равновесия Брамы, который очаровался сам собой под воздействием Майи (призрака-иллюзии). Это прельщение закончилось непроизвольным исторжением от Брамы богов, людей и всего мироздания. Будучи порождением мечты и сам мир - иллюзия, а его возникновение, нарушившее блаженное состояние Брамы и ставшее причиной его грехопадения - есть зло. Злом является и влечение к жизни, которая тоже есть зло. Признание человеком себя, как отдельного, самостоятельного, независимого от Брамы существа, порождает зло, являющееся сущностью индивидуализма. Прекращение зла и спасение человека могут быть только в результате признания в качестве иллюзии и обмана конечного Я, и воссоединении человеческого Я с Брамой. Уничтожение личного самосознания есть тот единственный путь, который приводит к вечному покою в Браме страждущие человеческие души и прекращает цепь бессмысленных перерождений (метемпсихоз), ничего не приносящих человеку, за исключением новых страданий. Это положение определяет содержание этического и антропологического учения брахманизма. Бытие - зло, конечная цель личного бытия - сознательное умерщвление желания, воли, чувства и мысли, полное "затухание" личного начала, вплотную связанное с принятием факта обманчивости чувств и иллюзорности воображения.

Все в мире, даже Брама, подчинено неумолимому Року, который стоит над всем, в нем тайна бытия, богов и людей. Естественно возникает вопрос, если состояние Брамы фатально в своем подчинении Року (Майи), то чем поможет ему усилие отдельного человека? Да и насколько правомерно это желание человека слиться с непредсказуемым Брамой? Поэтому возникает представление о брахманизме, как о мрачном и болезненном продукте религиозного сознания, имеющего стремление определить через первопричину содержание добра и зла, но не сумевшего в жизни примирить эти начала, а потому отвергающего и саму жизнь, как общемировое зло (прот. Иоанн Иванов, 1894).

Буддизм, отвергнув существование Брамы, как вечного зла, полагает вместо него абстрактное, безобразное, неопределенное, но абсолютное начало - нирвану. Этому началу противополагается материя, существующая всегда и самостоятельно. Космологии у буддистов нет, они не дают ответов на вопрос о происхождении мира. Мир - это факт опыта, он не создан, пребывает в бесконечном круговороте происхождения и исчезновения. Ответы на сущностные вопросы известны только испытавшим нирвану. Бытие - абсолютное зло, но виновник возникновения злого бытия не указывается. Жизнь и страдания тождественны. Нирвана - противополагаемая бытию, как вожделенная цель человеческой жизни, не имеет положительного определения в буддизме и характеризуется, как правило, отрицательно: она - ни будущее, ни прошедшее, ни желание, ни действие, ни страдание - это пустота, принимающая существа, мятущиеся в океане скорбей и несчастий, она убежище для тех, кто сбросил оковы перерождений (круговращения, метемпсихоза), блаженное ничто. Глубокая мировая скорбь - сущность буддизма, отказавшего человеку в надежде на Личного Бога, Спасителя, Творца и Промыслителя, осудившая его или на животность, не знающую стремления к Свету, или на вечный пессимизм Будды. Человек, потерявший и не нашедший идеал жизни, поникший пред тайной Бытия - это образ достойный буддиста. Жизнь в буддизме - сон, срок которому - день, такому ничтожеству неведома любовь, которая есть лишь обратная сторона ненависти к бытию. "Это любовь узника, рожденная проклятием темницы" (прот. Иоанн Иванов, 1894).

Глубокий пессимизм брахманизма и буддизма накладывал отпечаток на многие философские идеалистические концепции, в частности им был окрашен волюнтаризм А. Шопенгауэра и учение Э. Гартмана, в свою очередь оказавшие влияние на формирование телемизма (сатанизма) А.Кроули, который проблему дуализма духа и материи уже решал не разделяя, а отождествляя и уравнивания полностью Бога и человека, утверждая иллюзорность их противопоставления. Подобное уравнивание позволило А. Кроули прийти к утверждению мысли и о равноправии полов, объявив будущее за человеком-андрогином, эталонным cуществом сатанизма, позволяющим сакрализировать сексуальные действия и объявить их лучшим способом преодоления границ и противоречий, коренящихся в "невежестве" традиционализма, легко снимающихся в разнузданных оргиях (Дугин А, 1998). Это первая форма разрешения проблемы дуализма духа и плоти была знакома еще древним грекам и нашла свое отражение в тайных учениях орфизма и герметизма.

Как мы видим, дуалистическое противопоставление духовного и материального начал, признание их независимого бытия, является основанием не только для религиозных исканий, но и для философских построений. Примером такого дуализма в древнегреческой философии для наc может быть учение Платона, противопоставлявшего истинный мир идей, считаемому миру материальных форм.

В Новое время, по мере отступления от объективного учения о бытии и замены его механистической картиной мира, поменялось место, и значение понятия души как формы тела. Р. Декарт наиболее ярко выразил в своем учении дуалистическое понимание мироздания, не сводя дух к материи и не отождествляя материю с духом. В связи с этим, его антропология сошлась с неразрешимой проблемой взаимодействия разноприродных начал, которую он попытался решить в духе своей теории - механистически, связав тело и душу через шишковидное тело. Теория психофизического взаимодействия описывает взаимное влияние души и тела, при котором каждый физический и психический процесс имеют двойную – физическую и психическую – причину и следствие. У Декарта тело человека является машиной, а сознание (мышление, воля) - отличной от тела субстанцией. С одной стороны, оно испытывает его влияние (в ощущениях, восприятиях), с другой стороны, способно воздействовать на тело (при волевом усилии). Приверженцами этой теории в последующем были Э. Гартман, У. Джеймс, О. Кюльпе, Э. Бехер и др.

Если между телом и духом нет непосредственного взаимодействия, то дуализм становится окказионализмом [Учение о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и духа, которые могут взаимодействовать только при вмешательстве Бога, который вызывает "в случае" телесных движений психические состояния, "в случае" волевых актов - мышечные движения (Энциклопедический словарь…, 2002)]. А. Гейлинкс (1624-1669 гг.) объяснял дуалистическое учение Р.Декарта дивным совпадением телесного и душевного процессов, находя источник этого совпадения в воле Бога, а человека объявляя зрителем этого события, которому ничего не остается, как только безропотно следовать этому неизбежному ходу вещей. Но, в таком объяснении теряется всякий смысл связи тела и души. Если одно не может влиять на другое, то для чего они связаны? Бытие не терпит бессмыслицы. Окказионализм, единственной причиной мирового бытия поставляя Бога, определяет дух и материю как разные формы Божественной деятельности, но при этом, далее определения их разнородности объяснение не идет. Поэтому дуализм, хоть и отвечает действительному содержанию мирового бытия, но, кроме обозначения разнородных процессов, образовываемых деятельностью одной и той же cубстанции, другого смысла не имеет. Такая интерпретация дуализма была предложена еще Б. Спинозой в пантеистическом учении, но и оно не освобождало вопроса, как возможна разнородная деятельность в единой мировой субстанции или в человеке. Так как психические явления в философии XVII века рассматривались, как неотделимые свойства тела, подчиненные единым для всего мироздания законам, то поэтому и появились два варианта решения психофизической проблемы: психофизическое взаимодействие (Р.Декарт) и психофизический параллелизм (В. Лейбниц).

Учению о взаимодействии психического и физического начал в человеке был противоположен принцип их параллельного протекания в философии Б. Спинозы и В. Лейбница. Теория психофизического параллелизма активно развивалась в последующем Ф. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Г. Фехнером и др. В ней утверждалось, что соотношение физического и психического в человеке реализовывается параллельностью протекания обоих процессов.

И. Кант попытался преобразовать учение Б. Спинозы в своей критической философии. Разделив мир бытия на "сущий в себе" и "являемый в познании", Кант свел разнородность мировых процессов к простому различению в способах их восприятия, подменив онтологию гносеологией. Онтологическую проблему соединения природ, И. Кант переводит в разряд гносеологии, где формы сознания и мышления означают не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, располагающиеся в человеческом разуме. Все отличие между духовным и телесным началами он попытался сблизить к различию между внутренним и внешним. Поскольку такое объяснение указывает не на природу явлений, а на способ их восприятия субъектом, то он пришел к выводу, что, по существу, духовная и телесная природы тождественны, но по-разному воспринимаются субъектом. При таком подходе, дуализм теряет онтологическое значение и все его "вопросы" становятся чистым недоразумением.

Возможно, такое решение проблемы дуализма стало бы истинным, если бы не одно "но". Если бы "Я" другим людям являлось как материальный объект, а сам себя человек воспринимал бы лишь в качестве мыслящего субъекта, отражающего разнообразные переживания, то теория Канта вполне разрешала бы все противоречия. Но, человек воспринимает своё Я двойственно: как телесный, деятельный объект и, как субъект, которому присущи различные переживания. Поэтому нельзя утверждать, что материальное начало - только субъективный призрак, порождаемый чувственной формой внешнего восприятия, и что истинный мир бытия есть лишь мир духовных деятельностей и cил. Двойственная точка зрения на бытие связана с переживанием двух различных деятельностей, что свидетельствует не на психологическое значение дуализма, а на его онтологическое основание.

Наше восприятие дает всем нам представление о двух различных видах мировой деятельности. Жизненные факты говорят о несомненном взаимодействии между психическим и физическим мирами явлений, а данные психологического анализа и выводы научной теории познания утверждают невозможность превращения психических процессов в физические, или наоборот. По мнению В.А. Снегирева, научная мысль последовательно приходит к известной теории психофизического параллелизма, представляя мировую действительность в виде параллельного хода двух причинных рядов, сосуществующих рядом, но никогда прямо не входящих друг в друга, вследствие различия их членов (Снегирев В.А., 1893).

При такой постановке вопроса мы опять возвращаемся "на круги своя" - к дуализму, а философия тянется к идеалистическому монизму, пытаясь объяснить закономерную cвязь мировых противоположностей из деятельности единой мировой субстанции. По теории монизма необходимо представлять дух и материю как две независимые субстанции, которые являются разными проявлениями Божественной жизни. Но на самом деле, они существуют как подлинные cилы и как автономные причины реальных действий.

Представление мира таким, каким он действительно дан и каким существует, служит утверждению дуализма. И закономерно возникает вопрос, а возможно ли мыслить действительный дуализм бытия?

По мнению В.И. Несмелова, человеческая мысль естественно разделяет мир на две отдельные области (в силу их разнородности), в результате чего, на основании законов нашего мышления, мы строим свое понятие о духе и материи c учетом разнородного содержания мирового бытия и не принимаем в расчет связанное единство мира.

Так, возникает иллюзия, взаимоисключающая понятия о духе и материи, и связать их в единое целое дискретному человеческому разуму практически невозможно. В связи с чем мир представляется нам не единым, а разделенным на два: материальный и духовный, где дух посещает материальный мир ненадолго, а после возвращается в свой привычный духовный мир. Но, мы знаем о духе только в условиях его физического существования, и невозможное в мысли взаимодействие духовного и материального в действительности существует. На основании вышеприведенного рассуждения можно придти к заключению: или у нас неверное понятие о духе, или неверное понятие о материи, или они оба неверны (Несмелов В.И., 2000).

При этом, если дух понимается не как субстанция, а как элементарное явление бытия, то формируется концепция материалистического монизма, которая не может объяснить, да и не берется объяснять духовную деятельность в мире. Но, если материя не субстанциональна, а есть только представление духа, то мы получаем концепцию субъективного идеалистического (спиритуалистического) монизма, которая, в свою очередь, не объясняет материальной деятельности в мире.

Если оба эти понятия ошибочны, то строится концепция объективного идеалистического монизма, которая покрывает туманом непостижимости даже то, что в мире достаточно понятно.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!