Соотношение науки и вненаучных форм знания и познания



Естествознание и современный мир.

Вопросы лекции:

1. Понятие и сущность науки. Основные функции. Специфика научного познания. Наука и формы ненаучного познания.

2. Становление естествознания. Особенности естественнонаучного познания мира и структура современного естествознания.

3. Особенности методов современного экспериментально-математического естествознания.

4. Этика науки и социальная ответственность ученого.

 

Соотношение науки и вненаучных форм знания и познания

На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов

познания и освоения окружающего их мира:

обыденный (на уровне здравого смысла),

мифологический (),

религиозный (принимается на веру, без верификации знания),

художественный (мир познается в виде художественного образа),

философский ().

На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания и деятельности. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки, как особого способа познания действительности. Таким образом, одним из важнейших способов познания, безусловно, является наука.

Существует множество дефиниций науки и научного познания. К основным структурным компонентам науки как системной целостности относят:

деятельность – процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство объективно-истинных знаний о действительности;

знание – вид информации об изучаемых явлениях и процессах действительности, который должен соответствовать целому ряду требований или критериям научности;

социальный институт – совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определёнными нормами поведения, профессиональные объединения ученых.

Дадим определение науке. Наука – это особая сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, производство и систематизацию объективных знаний об окружающем мире. Наука — это и совокупность самих знаний, отвечающих определенным критериям, и социальный институт, т. е. совокупность организаций, занимающих определенное место в структуре общества и выполняющих общественные функции.

Наука как важнейший компонент современного общества играет огромную роль в его функционировании, которая проявляется в следующих основных функциях.

К общим функциям науки, можно отнести следующие:

· культурно-мировоззренческая (наука формирует особый научный тип мировоззрения);

· познавательная (наука процесс воспроизводства знаний о мире)

· производительная (наука является производительной силой общества);

· регулирующая функция (наука специфическим образом регулирует человеческую деятельность);

· социальные функции науки укорены в культуре общества и детерминируют важнейшие императивы социальной жизни: информационная (наука – носитель огромного количества информации), коммуникативная (наука обеспечивает коммуникацию между обществом и природой, между научными сообществами и т.д.), прогностическая (наука способна прогнозировать, предсказывать дальнейшее развитие общества, техники и т.д.), образовательная (наука образовывает и совершенствует челов.), технологическая (залогом развития техники, является наука).

· Специальные функции науки: функция обнаружения объективных законов действительности; функция получения объективной истины; функция формирования картины мира; функция общественного разделения труда и др.

Все эти характеристики и обозначенные функции подчеркивают тот факт, что наука является сложнейшим и неотъемлемым элементом культуры. Наука в настоящее время является наиболее развитой, сложной и специализированной формой познания. Но наряду с ней был и продолжает существовать значительный ряд вненаучных форм знания, среди которых:

· ненаучное (понимаемое как обыденное или здравый смысл, не формализуется и не описывается законами);

· донаучное, выступающее прототипом и предпосылочной базой научного (алхимия, астрология);

· паранаучное (или девиантная наука) как несовместимое, отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке (парапсихология, концепции Л. Гумилева и Д. Чижевского);

· лженаучное (псевдонаучное), как сознательно эксплуатирующее домыслы, мифы и предрассудки (лысенковская агробиология - борьба с генетикой, запрет на применение в биологии физико-химических методов исследования наследственности);

· антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности в борьбе с наукой.

Эти вненаучные формы познания играют в жизни людей весьма значительную роль и иногда незаменимы с практической точки зрения. Такие знания слабо отражают глубинные, сущностные связи предметов, содержат предрассудки, поспешные и противоречивые обобщения. Это, по сути, результат непрофессиональной познавательной деятельности, свойственной каждому человеку в процессе его жизнедеятельности.

Некоторые ученые, например, знаменитый философ Степин, говорит о том, что необходимо различать вненаучное знание и антинауку. При этом под антинаукой он понимает лженауку, паранауку, псевдонауку, девиантную науку. Что он имеет в виду под этими терминами?

Как он сам говорит, здесь уместно выделить два блока концепций, верований, которые не просто сосуществуют рядом с наукой, но и претендуют на научный статус.

Первый из этих блоков составляют различные эзотерические и мистические учения и практики - их сегодня пытаются истолковать в качестве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Однако сегодня есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экстрасенсов статус науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Эти практики описываются в терминах биополя, воздействия биополей на организм и т.п.

(даже у нас в университете есть такая практика. Назовите сами несколько учений¨Кашпировский, Чумак, Мулдашев… доктрина Елены Блаватской)

Предлагается особая картина мира, альтернативная современной научной. При этом постоянно смешиваются два разных подхода и класса понятий: с одной стороны, понятия электромагнитного воздействия на живое (клетки, организмы), с другой - понятия биополя как особого поля, не сводимого к известным науке полям. Изучение электромагнитных полей, генерируемых клетками и многоклеточными организмами, - это, бесспорно, область научной проблематики, где сделан ряд открытий. В том числе и нашими учеными (исследования академика Ю.В. Гуляева). Но предлагаемые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практику экстрасенсов и магов выходят за рамки науки.

Этот блок антинаучных концепций рождается как результат переноса представлений из соседствующего с наукой обыденного знания, магии и религиозного опыта в сферу науки и маскируется под науку.

А вот вопрос, почему происходит такая маскировка?

На взгляд того же Степина, это связано с особым статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену традиционалистским обществам, зародившись в Европе примерно в эпоху Ренессанса и Реформации. Начиная с XVII столетия наука завоевывает себе право на мировоззренческую функцию, ее картина мира становится важнейшей составляющей мировоззрения. Научная идеология, идеалы науки, ее нормативные структуры, способы доказательства и ее язык выступают как основа принятия решений, часто подпитывая власть. Доминирующая ценность научной рациональности начинает оказывать влияние на другие сферы культуры - и религия, миф часто модернизируются под этим влиянием, На границе между ними и наукой и возникают паранаучные концепции, которые пытаются найти себе место в поле науки.

Второй блок антинаучных концепций. Его истоки – внутри самой науки.

Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальное изменение научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда начинается апелляция к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это "открытие". Идет борьба за средства, перераспределение денег. Но такие люди не обязательно прагматичны - они могут быть убеждены, что сделали переворот в науке, хотя этого никто и не признает.

Например, еще в XIX - начале XX вв., когда было открыто рентгеновское излучение, в науке возникло целое направление поиска новых типов излучений. Французский ученый Блондло объявил об открытии им так называемых N-лучей. По его мнению, некоторые металлы, например алюминий, излучают N-лучи самопроизвольно, и эти лучи усиливают при определенных условиях освещенность окрашенных поверхностей. Все газеты Парижа писали о "выдающемся открытии Блондло". Ему даже дали золотую медаль Парижской академии. А разоблачил его известный экспериментатор Р. Вуд, который попросил Блондло продемонстрировать его опыты. В процессе демонстрации Вуд незаметно взял алюминиевую призму, которая якобы была источником N-излучений, и положил ее себе в карман - а Блондо между тем все повторял, что по-прежнему регистрирует излучение. После этого разоблачения ему пришлось вернуть золотую медаль, и этот бедный человек сошел с ума, окончив жизнь в психиатрической клинике.

 

Вненаучное знание необходимо отличать от научного. Но сделать это порой не просто. Интуитивно кажется ясно, чем отличается, например, физика от парапсихологии, однако сформулировать определенные черты науки и ненауки не всегда удается.

Почему же так важно нам отличать науку от антинауки? Причины этого социальные.

Важнейшая причина в том, что мы живем в эпоху постиндустриальную, техногенную,и наука все больше влияет на наше мировоззрение, формирует его,определяет тип мышления. А наш тип мышления заметно отличается от типа мышления человека, например, традиционного общества. Приведу пример.

Группы Выготского и Лурии (а потом эти выводы в Либерии повторил Скин Коул) обследовали мышление дехкан в кишлаках - людей традиционалистского общества. Обнаружилось, что даже у мудрых аксакалов, которые учат жить других, отсутствует абстрактная схема рассуждения по логике силлогизма. Они рассуждали совсем не так, как привык человек, обученный науке. Например, задают ему такую задачу: в Германии нет верблюдов; Берлин - город в Германии; есть ли в Берлине верблюды? По логике нужно сказать - нет. Но он отвечает: "Наверное, есть". - "Почему?" - "Ну, город большой? Большой. Может, туда пришел киргиз с верблюдом или таджик". По-своему он мыслит правильно - он мыслит по логике здравого смысла. Но не по формуле абстрактного силлогизма.

Показательно, что такие задачки легко решали дети из тех же кишлаков, которые прошли курс обучения математике и основам естествознания в начальной школе. Такой же вывод получил Коул, когда он в Либерии исследовал традиционалистские группы. Этот тип мышления вообще характерен для людей, сформировавшихся в традиционалистском обществе, которое не знает науки. Наука не только дает нам образы мира, она формирует наше мышление, транслируя в культуре и внедряя в сознание людей особые структуры рациональности.

Более того, наука превращается в производительную силу общества. Она долгие годы считалась магистральной линией человеческого прогресса. Правда, сейчас задумываются, а не станет ли техногенная цивилизация концом цивилизации вообще?

 

Итак, перечислим отличительные признаки научного познания:

· особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного

· опыта);

· предметный и объективный способ рассмотрения изучаемых объектов, направленный на выявление их сущности, закона;

· особый язык науки, придающий строгие значения научным терминам и понятиям;

· научное познание вырабатывает свою методологию, т.е. совокупность методов и приемов познания;

· использование особых средств научно-познавательной деятельности – специальной аппаратуры, инструментов, приборных установок;

· для занятия наукой необходима специальная профессиональная подготовка;

· истинность знания в науке всегда специально обосновывается, доказывается, подтверждается экспериментом;

· системность, которая задает определённую форму научного знания;

· научное познание ориентировано на истину и оно принципиально не утилитарно (то есть познание ради сущности, а не ради славы, денег и т.д.).

· научное знание всегда оформлено в виде теоретической системы: гипотез, суждений, умозаключений

 

Как же происходило становление науки?

Накопление донаучных рациональных знаний о природу началось еще в первобытную эпоху. Духовный мир первобытного человека был двухуровневым:

1 – уровень обыденного знания, накопленного жизненного опыта;

2 – уровень мифотворчества как дотеоретической формы систематизации обыденного, повседневного знания.

Был накоплен первоначальный массив сведений о мире, сложились исходные абстракции, разработаны системы счета, календари…

Миф есть способ обобщение мира в форме наглядных образов, совокупность которых выражала мифологическую картину мира. Человек переносил на окружающую действительность собственные черты.

Первобытное сознание теснейшим образом было связано с ритуалом, магией. Магия – попытка воздействия на мир с помощью определенных ритуальных действий, обряда. Магическое сознание опиралось на две главные идеи:

1. Подобное производит подобное.

2. Вещи, бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать.

Постепенно мифологическое сознание вытесняется рациональными формами. Причина этого крылась в накоплении противоречий между мифологией и накопленными знаниями о мире. Мифы логически упорядочивались, знания обобщались, систематизировались, развивалось абстрактное мышление, складывался понятийно-категориальный аппарат. Возникли предпосылки становления естествознания.

В частности, некоторые исследователи пришли к мнению, что познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.

В практической деятельности человек накапливал знания о местности, животных, растениях и самом себе. Эти отрывочные знания, рецепты и правила отражены на глиняных табличках Месопотамии. Письменность появилась в Вавилонии в середине IV тысячелетия до н.э., а в Египте — на 500 лет раньше. Давно эти народы начали пользоваться водяными и солнечными часами, ввели единицы веса, длины, площади и объема. Они знали 5 видимых планет и целый ряд созвездий, научились предсказывать затмения. Свитки папируса, обнаруженные в долине Нила, относятся ко II тысячелетию до н. э. Египетские жрецы пользовались снадобьями для лечения и умели бальзамировать трупы. Знания частично классифицировались сначала образно, а затем и количественно. В Вавилоне и Древнем Египте были попытки упорядочить данные опытов и наблюдений. Около 5 тыс. лет назад появились определенные приемы счета времени по Луне и Солнцу; при этом ритмики природы, организма и трудовой деятельности связывались между собой. Разработку медных рудников, освоение рудного дела и плавку металла относят к V тысячелетию до н.э. Затем сложилось бронзолитейное производство, а ко второй половине IV тысячелетия до н.э. — производство рудного железа. Использование металлических изделий повысило производительность труда в несколько раз; появились плуг и мелкое ремесленное производство.

Достижения древней науки используют в Античности. Значение этого периода для науки очень велико. Тогда были заложены основы научного мышления. Развивалась письменность и идея числа. Родиной научного постижения мира считают Древнюю Грецию (с 6-5 в. До н.э.). А вот Восток не считают родиной науки потому, что вся система знаний сводилась там к своду практических рецептов.

Развитие естествознания в средние века распадается на два отрезка:

- время упадка европейской науки, развитие науки на востоке (8-10 вв.);

- период подъема европейской науки (10-15 вв.).

Большое влияние оказали арабы. Здесь стоит вспомнить имя аль-Хорезми, автора основополагающих трактатов по арифметике и и алгебре. Европа переняла индийскую систему счисления, с арабскими цифрами и употреблением нуля. Ученый также показал, как решать линейные и квадратные уравнения. На Востоке получил развитие экспериментальный метод: аль-Бируни точно определил плотность металлов и других веществ, а также радиус Земли. Ибн аль-Хайсам исследовал оптику, Ибн Сина (Авиценна) прославился в области медицины, Улугбек составил таблицы движения планет и каталог звезд.

В Средние века жили такие известные ученые, как Р. Бэкон, У. Оккам, И. Гуттенберг.

В эпоху Возрождения ключевыми фигурами были Н. Коперник, Г, Галилей. В Новое время появились научные общества, Академии: Флорентийская академия опыта, Лондонское королевское общество, Парижская академия наук. И. Ньютон разработал теоретические основы механики. Началось формирование механистической картины мира. Продвинулись вперед науки о живой природе: К. Линей открыл путь для теорий, объясняющих поразительное многообразие растительного и животного мира.

В 19 в. Развитие Земли исследуют Ч. Дарвин, Ж. Кювье, Ж.-Б. Ламарк, клеточную теорию создают ученые Шванн и Шлейден. Химия добивается успехов благодаря А, Лавуазье, Ф, Вёлера, Д.И. Менделеева. Решающие открытия совершаются в физике: Дж. Джоуль, Майер, Гельмгольц, Максвел.

 

 

Между тем, существует насколько точек зрения на происхождение науки и научного познания.

1. Освобождение сознания от мифологии — основной признак перехода к научному мышлению. Евклид и Архимед стремились выявить закономерности, строили свои теории согласно логике и обоснованности и только после этого выясняли возможности их практического использования. Обобщенная форма восприятия и объяснения явлений окружающего мира природы, зародившаяся в античности в трудах Гераклита, Демокрита, Аристотеля и послужившая началом формирования науки в целом, получила название натурфилософии. Ее подход соответствовал эмпирическому уровню исследования. Формулировка законов выводила науку на теоретический уровень исследования. В период возникновения наука практически не отличалась от философии. Существенны\й вклад в обоснование науки и ее методов внесли такие мыслители, как Ф.Бэкон, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц и др. Но с развитием специфических особенностей эксперимента и технологии примерно с XVI—XVII вв. единая наука разделилась.

2. Другая концепция относит возникновение науки к XVI — XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, Хр. Гюйгенса и др., и связывает рождение науки с естествознанием. Естествознание создает идеалы и критерии научности. Постепенно из натурфилософии выделилась философия, обретя свой предмет среди проблем, которые не могут быть решены объективно: проблемы смысла, души, духа, сознания, бытия. Философская мысль только создает предпосылки для индивидуального поиска ответа на вечные вопросы бытия вообще и собственного — в особенности.

 

Наука разделяется на фундаментальную и прикладную. Выделяют науки гуманитарные и естественные. Гуманитарное знание включает этику, историю, философию, юриспруденцию, педагогику, филологию, искусствоведение и т. п. Кроме того, существует ряд наук о человеке (физиология, психология), которые используют гуманитарные и естественно-научные методы исследования. Естествознание направлено на изучение природы, в которой действуют независимые от человека законы, которые он пытается постичь.

В гуманитарной методологии понимание достигается через истолкование явлений, текстов и событий; такой метод часто называют герменевтическим по имени бога Гермеса, служившего посредником между богами и людьми и способного истолковывать людям волю богов. Общественные науки больше используют гуманитарное знание, так как в обществе ничего не происходит без действий и намерений человека.

Английский писатель Ч.Сноу в Кембридже прочитал лекцию «Две культуры и научная революция» (1959), вызвавшую много споров. Отмечая факт разрыва между «естественно-научной и гуманитарной культурами» в ХХ в., Сноу указывал на необходимость срочных мер по их сближению. Это те споры, которые у нас называют спорами физиков и лириков. Но разрыва не произошло, наука и искусство продолжают сосуществовать и развиваться. Они разными способами исследуют окружающий мир и отражают его в сознании; научные понятия и художественные образы по-разному воссоздают его, но они совместимы. Их сосуществование даже плодотворно, о чем говорят примеры истории науки (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов, И.В.Гете, А.П.Бородин). Именно успехи математики меняют ситуацию «размежевания культур». Постулаты Евклида или закон Архимеда были связаны с эстетическими критериями: круг — идеальная замкнутая кривая, регулярно повторяющееся движение должно совершаться равномерно по круговым орбитам; целые числа являются чудом, лежащим в основе мироздания, они определяют гармонию прекрасных созвучий и т.д. И такое знание согласовывалось с гармонией мира.

Сейчас на границе между «двумя культурами» возникло много новых дисциплин. Так, филология разветвилась на лингвистику, поэтику, литературоведение, фольклористику; появились психофизиология и математическая лингвистика. Проникают внелогические элементы в кибернетику. Переход к системному анализу, диалоговым ЭВМ означает включение элементов, которые не связаны с числом, не формализуются. Это — и синтетическая оценка ситуации, и неформализуемый отбор существенных факторов в отличие от несущественных и т.д. И не случайно ЭВМ требуют создания рабочих коллективов, где математики работают вместе с лингвистами и психологами.

 

Есть еще такое разделение наук на естественные, общественные, гуманитарные, технические.

Общественные науки изучают специфику организации и законы функционирования общности людей различного уровня (социология, политология, демография, социальная психология).

Гуманитарные науки изучают индивидуальные и социальные ценности человека.

Технические науки нацелены на решение практических задач, они все являются прикладными – помогают человеку преобразовать мир (прикладнач математика, космонавтика, горное дело…).

Отдельно в данной классификации ставят математику, служащую рабочим инструментом многих других наук, прежде всего естественных. Ее особенностью является то, что она исследует не реальные, а идеальные объекты.

Много наук занимают промежуточное положение.

 

Хайдеггер: наука не мыслит (отсутствует процедура понимания, она не постигает все законы, мы ведь не живем только по законам техническим, естественным).

Кант: узко образованный, технически и естественно человек – одноглазый циклоп. Это абсолютно несвободный человек (не личность).

 

2.

Естествознание – совокупность наук о природе как единой целостности;

1)изучает природные объекты и происходящие в них процессы,

2) включает в предмет своего познания объекты, созданные человеком.

Совокупный объект естествознания – природа. Природный мир представлен живыми и неживыми объектами. В самом широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

Истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта

естествознания. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Следовательно, предметом нашего курса выступает современная естественнонаучная картина мира.

Будучи составной частью науки, естествознание имеет длительную историю.

Процесс познания человеком природы начался ещё в глубокой древности. Понятие «естествознание » появилось в Новое время в Западной Европе. Особенностью науки Нового времени является:

1) опора на опытно-экспериментальное знание;

2) в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.

Система ествествознания не является незыблемой: с XVII - до середины XX вв. лидером была физика, то сегодня подъем переживают биологические исследования (особенно в пограничных областях – биофизике, биохимии, молекулярной биологии, евгенике).

В естествознании выделяют 4 глобальные научные революции, которые способствовали смене исторических типов научной рациональности.

1. Первая революция (XVII-XVIII) ознаменовала собой становление классического естествознания. Сформировалась первая физическая картина мира, представлявшая механическую картину природы.

2. Вторая глобальная революция (конец XVIII - начало XIX вв.) К сер. XIX в. – появление дисциплинарно-организованной науки. Происходит развитие специализированных отраслей естественнонаучного исследования. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании участвовали в

оформлении и развитии классического типа научной рациональности, с присущими именно этому типу нормами и идеалами.

Что характеризует этот классический период?

- цель науки- давать объективное знание, причем выраженное в системе научных знаков.

- требование: постигать объекты науки безотносительно условиям их изучения.

- устранить из научной деятельности все то, что связано с субъектом познания, то есть человеком.

Идеи:

- детерминизма (мир рассматривается через призму обусловленности, причинно-следственных отношений). Все следовало постигать с помощью лапласовского детерминизма (жесткое соотношение причины и следствия: одна причина порождает одно следствие. Нет места вероятностям!).

- элементаризма (последний структурный уровень мира составляет мир атомов. Атомы неделимы, их движение объясняется законами механики, причем они движутся в абсолютном времени и абсолютном пространстве).

 

Пример: Бог описывался как необходимый миру первотолчок, человек – как машина, механическая система. Все законы объяснялись с механической точки зрения.

3. Третья глобальная революция в науке (охватывает период с конца XIX – начала XX столетия.) ознаменовала собой переход к неклассическому типу научной рациональности. На основе достижения неклассического естествознания сформировалась общенаучная картина природы как сложной динамической целостности, самоорганизующейся системы. В неклассическом естествознании очевидным становится факт зависимости науки от социальных обстоятельств, ценностно-целевых ориентаций субъекта науки.

Что характеризует неклассический тип?

- квантово-релятивистская парадигма (открытие корпускулярно-волновой теории). В ее рамках формулируются идеи дополнительности (каждая теория не отбрасывает другие теории, а дополняет их – пример корпускулярно-волновая теория, свет – это волна и частица), относительности (законы носят относительны характер), вероятности (лапласовский детерминизм не действует, есть роль случая).

- субъект познает объект с помощью приборов. Но тогда, постигая микромир, мы постигаем показания приборов. Одно ли это и то же? В чистом виде микромир не дан, приборные идеалисты даже говорили о том, что этот мир создан приборами и теориями.

4. Четвертая глобальная научная революция (конец 20 столетия) проявила себя в радикальной перестройке всех оснований науки. Основные проявления 4 глобальной научной революции: наука становится социальной силой, междисциплинарная проблематика, идеи синергетики, объектами науки становятся саморазвивающиеся системы например (экосистемы), пересматривается истина, аргументация в науке.

4 глобальная революция привела к формированию постнеклассической науки (современной). Для которой характерно вхождение человекоразмерных исследований,ценностных нормативов и сближение естествознания и гуманитарных дисциплин.

Что характеризует постнеклассический этап?

Степин: «Постнеклассический этап начинается с изучением человекоразмерных систем – систем, в которых человек является необходимы, а иногда и важнейшим компонентом».

(биотехнологии, генная инженерия, биосфера, человеко-машинные комплексы, экосистема)

Человек выступает и как познающий субъект, и как объект исследования.

Идеи:

- антропный принцип (человек – необходимое звено. Вселенная нуждается в человеке, она через него себя постигает, человек – часть мира, своим присутствием он несет бытие, а не хаос, разруху);

- глобальный эволюционизм (вселенная имела начало, эволюционировала, значит, имеет и конец, вселенная – островок в универсуме).

- идея коэволюции природы и человека (см. философия русского космизма, Вернадский, Федоров).

Меняется методология исследования – аксиология важна для постижения объекта. Невозможно отстраниться от ценностей. Человек не только познает, но и определяет ценность объекта для себя (вот почему ведутся споры о генной инженерии). Вне опоры на духовную культуру наука быть не может.

Ныне естествознание представлено сотняминаучных дисциплин: физических, химических, биологических, космологических и др.

Структура естествознания является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний огромны и разнообразны. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.

Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания.

Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и др.

Биологические знания охватывают группу знаний о живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого на стыке наук возникают такие науки, как биофизика, биохимия и др.

Земля как планета является предметом изучения геологических и географических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др.

Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов.

В ХХ столетии произошло важное разделение науки на фундаментальную и прикладную в зависимости от направленности и непосредственного отношения к практике. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических, производственных, технических проблем.

В естествознании также существуют фундаментальные и прикладные науки. Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными, решаются они в рамках прикладного естествознания. Проблемы, возникающие внутри самой науки, – фундаментальными. __

 

3.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!