Непрерывное образование как условие развития личности



Сущность понятия непрерывное образование. Непрерывное образование личности - условие устойчивого развития общества. Непрерывное образование как ценость. Непрерывное образование как процесс обеспечения доступности. Условия эффективности непрерывного образования.

Непрерывное образование и развитие личности. Готовность личности к непрерывному образованию. Знания, умения и навыки познавательной деятельности как одно из основных условий сформированности готовности личности к непрерывному образованию (мотивационый, когнитивный, поведенческий компоненты).

Значение непрерывного образования для профессиональной деятельности педагога. Возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в формирований готовности личности к непрерывному образованию.

Личностная позиция студента в процессе формирования готовности к непрерывному образованию. Непрерывное образование как фактор профессиональной востребованости личности и условий реализации компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста.

Прежде всего, необходимо вычленить объект и предмет познания и их характеристики. Объектом данной части исследования мы считаем "непрерывное образование", а предметом - существующие взгляды и подходы к определению понятия "непрерывность образования". Термин "непрерывное образование" в бытовой содержательной интерпретации выглядит, как представляется, весьма упрощенно: своей деятельностью человек всегда влиял на окружающий его мир, а деятельность как таковая была следствием определенного образования, которое приобреталось от предыдущих поколений и служило строительным материалом к созданию образа труженика (учителя, ремесленника, служащего и т.п.). В то же время, изменяя окружающий мир в ходе деятельности, человек, естественно, изменялся сам. Изменялось его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам и, как следствие, приходило осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений. "История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материал, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную традицию деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности", - писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Истоки явления "непрерывное образование" можно обнаружить в прошлом. Г.П. Зинченко считает, что проблема непрерывного образования осмысливалась не столько в форме "понятия", сколько в форме идеи. Причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. Автор утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают Платон и Аристотель. Находит она отражение и в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др. Естественно, в России подобная идея тоже бродила в умах прогрессивных педагогов. По-разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого - Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский. Весьма характерно она передается Д.И. Писаревым в его педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания, в частности, в работе "Реалисты", где он писал: "Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого". Утверждения о том, что непрерывное образование имеет давнюю историю, можно встретить и в высказывании ряда зарубежных авторов. В частности, во Франции проявление идей непрерывного образования связывается с деятельностью философа-просветителя и политического деятеля эпохи французской революции Жана Кондорсэ, обосновывающего развитие разума как основу исторического прогресса. Проект программы народного образования, предложенный Ж.Кондорсэ, фактически базировался на идее непрерывного образования. Им подчеркивался также и основной принцип непрерывного образования - универсальность ("всеохватность"), т.е. распространенность образования на всех граждан.

Понятие образования в широком плане является исторически изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Но, несмотря на эти изменения, главной чертой образования всегда была и остается проблемность. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость выразить свое отношение сторонам образования. Например, всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: "образование на всю жизнь" или "образование через всю жизнь"? Без ответов на эти глобальные вопросы нельзя решить и вечных проблем, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования? Прежде всего, динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности. В предшествующие периоды истории образование выполняло функцию, ориентированную по преимуществу на воссоздание производительных сил общества. Относительно медленная эволюция общественного производства обуславливала и относительное постоянство структуры и содержания образования и общего, и специального. Фактически был сформирован тип "конечного" образования, продиктованный стремлением научить навсегда, т.е. тому и так, чтобы это пригодилось человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной деятельности. Научно-технический и социально-экономический прогресс, изменение темпов обновления техники и технологии потребовали изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Один человек не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому образование ­– ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. История показывает, что особенности общественного устройства и происходящие социальные изменения неизбежно влияют на образование.

В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия.

Примеры влияния социальных изменений на образование:

1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания;

2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников);

3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

Целостность как особое свойство высокоразвитого педагогического процесса, проявляется в его содержании, организации и технологиях и включает соответственно содержательно-целевой, организационный и операционально-технологический аспекты. Содержательно-целевая целостность педагогического процесса означает взаимосвязь и взаимообусловленность педагогических целей, а также знаний и опыта, приобретаемых ребёнком в педагогическом процессе. Организационная целостность предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность используемых в педагогическом процессе способов организации деятельности детей и педагогов. Операционально-технологическая целостность – это целостность в осуществлении отдельных технологических операций педагогического процесса: каждая операция должна быть взаимосвязана с прочими, а совокупность операций (педагогическая технология) – приводить к желаемому результату.

Целостность педагогического процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Поэтому педагог и ребёнок оба являются субъектами образовательного процесса.

Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств, изменение в личности человека, представляющее собой переход качеств от простого к более сложному, от низшего к высшему.

Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения человека в систему социальных отношений. Социализация позволяет человеку приобрести опыт взаимодействия с окружающей его социальной средой, занять своё место в обществе.

Все вышесказанное тем более относится к физкультурному образованию, потому что мы имеем дело не только с конкретизированной областью образовательной системы, но и непосредственно с культурой - физической культурой населения как объекта (субъекта) будущей профессиональной деятельности специалиста по ФКиС. Проблема непрерывности физкультурного образования должна рассматриваться в двух плоскостях:

1) непрерывное образование личности, имеющее целью формирование физически культурного (а не просто телесно здорового!) человека, т.е. полностью физкультурно-грамотного человека;

2) непрерывное профессиональное физкультурное образование, целью которого является подготовка специалиста, способного осуществлять и обеспечивать на всех уровнях - от проекта, программы до их реализации - педагогически организованное непрерывное образование различных социально-демографических групп и создавать им условия для физкультурного самообразования.

Взаимосвязь и взаимозависимость этих двух сторон одного явления несомненна. Переориентировать процесс физического воспитания и образования населения на новые социальные цели, придать этому процессу общегуманистическую и общекультурную направленность, обеспечить условия для формирования физкультурно-образованной целостной личности и участвовать в создании нового образа физической культуры общества смогут лишь специалисты нового поколения. Формирование такого специалиста - процесс сложный, многогранный и длительный. Острота проблемы определяется чрезвычайной сложностью и неоднозначностью тех явлений, которые происходят сегодня во всей социальной жизни, в культуре и образовании, прежде всего. Исследователям нельзя игнорировать тот факт, что изменять практику необходимо уже сегодня, находя эффективные пути оперативной переориентации кадров, уровень мышления и профессиональной подготовки которых сложился в старых целях, традициях и условиях; с другой стороны, опережая практику, прогнозировать содержание непрерывного образования специалистов новой формации, т.е. работать на будущее.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!