Памятник украинского лицевого шитья XVII в.

ШЕЛЮТО ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Преподаватель Одесской Духовной Семинарии

 

Памятник украинского лицевого шитья XVII в.

(из собрания музея «Одесса Православная»)

 

Формирование фондов музея «Одесса Православная» начато сравнительно недавно трудами настоятельницы Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игуменьей Серафимой (Шевчик). Собрание музея включает в себя и несколько произведений церковного шитья, значительно различающихся и по времени создания, и по художественному уровню исполнения. Наиболее древним экспонатом, имеющим значительную историческую и художественную ценность, является описываемое произведение-епитрахиль «Древо Иессеево». Целью составления настоящего описания является введение в научный оборот данного памятника и изучение художественных задач технических приемов украинского шитья.

 

Какие-либо сведения о происхождении епитрахили, времени ее создания и местах хранения до поступления в собрание музея отсутствуют. Поэтому предположения о датировке и атрибуции могут быть получены лишь с помощью сравнения с уже изученными и датированными произведениями.

 

Епитрахиль выполнена неразрезной и делится по вертикали на две симметричные половины лишь композиционно. Изображения вышиты по шелковому бархату песочного цвета. Периметр епитрахили обрамлен полосой золотного шитья, ось симметрии обозначена орнаментальной полосой в виде бусин. Иордань и епитрахиль выполнены из одного куска ткани, но в верхней трети иордани сделана вставка из того же бархата для того, чтобы епитрахиль без складок и заломов облегала шею.

 

На верху иордани в круглом медальоне находится поясное изображение Спасителя в образе Великого Архиерея, подающего благословение двумя руками.

 

Начиная с конца XVI века на кустодиях омофоров греческого и балканского происхождения часто встречаются изображения Христа-Великого Архиерея. В связи с этим можно предположить, что епитрахиль была создана как часть архиерейского облачения, на что указывает выбор изображения, расположенного на иордани.

 

На епитрахили изображена композиция, представляющая из себя растительный побег с пышными цветами и массивными гроздьями плодов. В округлых медальонах, образованных завитками этого побега, среди лепестков цветов, расположены 22 поясные изображения. Надписания к ним вписаны в линзовидные пересечения завитков лозы.

 

В верхней части епитрахили в овальном медальоне расположено ростовое изображение Божией Матери со Спасителем на левой руке. Фланкирует центральный медальон два меньших медальона, представляющие собой как бы два цветка с лепестками-лучами, в которых расположены поясные изображения святых Иоакима и Анны. Верх композиции завершают изображения двух херувимов.

 

В завитках лозы симметрично расположены поясные изображения двенадцати апостолов и десяти ветхозаветных царей.

 

Нижняя кромка епитрахили при поновлениях обрезана, однако учитывая значительную общую длину епитрахили (131,5 см), представляется маловероятным возможность утраты части композиции с фигуративным изображением, хотя исключать этого нельзя.

 

Фигуры каждого из ликов изображенных святых сходны по иконографии и жестам. В руке у царей короткий жезл-скипитр с криновидным навершием, кисть другой руки приподнята на уровне груди с жестом молитвенного предстояния. Апостолы держат в руке свиток, свернутый в трубку, другая рука также расположена в жесте молитвенного предстояния. Четыре фигуры евангелистов держат двумя руками развернутое Евангелие, расположение кистей их рук незначительно отличается. Апостол Павел держит в левой руке за рукоять обнаженный меч острием вниз.

 

Характерной особенностью иконографического извода является зеркальная симметрия жестов изображенных фигур - т.е. апостолы и цари на одной половине епитрахили держат свитки и скипетры в правой руке, а изображенные на другой половине епитрахили - в левой.

 

Раскрытые кисти рук св. Анны прижаты к груди, а св. Иоакима - скрещены на груди.

 

Богоматерь изображена стоящей на округлом подножии со скипетром в правой руке. Богомладенец, сидящий на Ее левой руке, благословляет воздетой рукой, а в другой руке имеет державу. К сожалению, пока не удалось найти сведения о той почитаемой иконе, которую, вероятно, повторяет данное изображение. Такое сопоставление позволило бы выдвинуть предположения о заказчике или месте исполнения данного произведения. Однако, даже не имея этой информации, мы можем говорить о задачах построения иконографической композиции и ее смысловой нагруженности.

 

Смысловым центром композиции является размещенная в овальном медальоне, окруженном лучами сияния, фигура Богоматери с величественно повернутой головой. Сопутствуемая регалиями царской власти (скипетр, императорское подножие - пульпит), Она держит на Своих руках младенца Христа, также представленного в образе Царя царей. Древо-лоза, из которой как бы произрастают полуфигуры царей, апостолов, Богоотцов, окружает и оплетает этот овал, словно утвержденный на центральном стержне-пояске.

 

Основой образной идеи епитрахили является иконографическая композиция «Древо Иессеево», являющееся иллюстрацией к тексту пророка Исаи о родословии Иисуса Христа. Эта композиция получила широкое распространение в искусстве и Западной, и Восточной Европы как источник построения генеалогических древ различных династий. Известно, что во второй половине XVII века в среде украинской казацкой старшины возрождается интерес к познанию своей родословной, возникает желание проследить историю своих родов, установить их связь с древними княжескими династиями. Это обстоятельство упоминает в своем труде Татьяна Кара-Васильева, описывая епитрахиль 1713 года из коллекции Черниговского исторического музея.

 

Рисунок к этой епитрахили был создан известным украинским гравером И.Щирским. Композиция этого произведения имеет много общего с композицией описываемой епитрахили, отличаясь, впрочем, гораздо более высоким профессиональным уровнем и изяществом выполнения рисунка орнаментов и фигур. На епитрахили Щирского также изображена лоза «Древа Иессеева», несущая в своих завитках и поясные изображения традиционно изображаемых предков Христа, и изображения четырех евангелистов. Однако иконографическая идея описываемой епитрахили представляется нам имеющей значительные отличия. Эти отличия проявляются, прежде всего, в подборе изображенных персонажей - на епитрахили присутствуют изображения ветхозаветных царей, и нет изображений пророков, значительную композиционную роль играют изображения святых Иоакима и Анны. Богоматерь и младенец Христос, имеющие в руках атрибуты царской власти, представлены здесь как податели земной власти и охранители правящих династий. Этой идее, возможно, служит и выбор иконографии изображения Спасителя, которое расположено на иордани. Спаситель изображен в округлом медальоне, благословляющий двумя руками, наподобие тех изображений Спасителя, которые помещались в верхней части композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов сербских храмов. Возможно, изображение двух херувимов в верхней части епитрахили также связано с изображением «Лозы Неманичей», где традиционно располагаются изображения ангелов, возлагающих царские регалии. Хотя, конечно, нет прямых аналогий между изображением «Лозы Неманичей»и описываемой композицией, можно сделать вывод о том, что автор рисунка и заказчик епитрахили желали подчеркнуть утверждение о божественном происхождении земной власти.

 

Хотя автор рисунка не являлся высококлассным иконописцем, о чем свидетельствует некоторая массивность, округлость и упрощенность контуров изображений, а также искажение пропорций изображенных фигур, но образно-художественное решение произведения находится в гармоническом единстве замысла и выполнения.

 

Ткань основы значительно потемнела и изменила цвет, но в местах повреждений можно определить, что изначально она была золотисто-песочного цвета. Шитье золотной и серебряной нитью, выполненное по высоким настилам, контрастировало своим блеском с мягким золотистым цветом бархатного фона, а при рассматривании с расстояния произведение воспринималось как драгоценный предмет, украшенный рельефнымиизображениями. Таким образом, художественный эффект создавался с помощью сопоставления различных фактур - металлического блеска плотно уложенного золотного шитья и мягкой, пушистой фактуры бархата, а не за счет резкого тонального и цветового контраста шитья и цветного фона. Несмотря на такой необычный для украинского шитья того времени прием, епитрахиль является характерным примером произведения стиля барокко, с его стремлением к подчеркнутой пышности, декоративности и репрезентативности.

 

Используя сближенные цвета фона и вышивки, вышивальщицы употребили в качестве важнейшего художественного приема разницу в высоте рельефа шитья, применяя для выделения композиционно важных частей изображения более высокий настил, аппликацию и обводку светлым серебряным трунцалом контуров изображений. В шитье епитрахили имеется несколько уровней, на которые с помощью настила поднято золотное шитье. Наиболее выступающими являются изображение основного побега, вышитое серебряной нитью по ткани фона, и изображения фигур, наложенные на ткань фона способом аппликации.

 

В самом шитье использованы характерные для украинской вышивки этого времени техники.

 

Стебель лозы, плоды и лепестки цветов вышиты «в прикреп» золотой и серебряной нитью, свитой на шелковую основу. Лоза выполнена серебряной нитью швами «в лом», а плоды и лепестки золотной нитью «в лом» и «городок». Цвета нитей прикрепов сближены с цветом основной нити -серебряная нить прикрепляется светло-серым шелком, а золотная - светло-песочным.

Контуры орнаментального шитья обведены золотной или серебряной нитью соответственно цвету нити самого фрагмента.

 

Характерной особенностью является наличие высокого мягкого настила. Настил лозы выполнен толстой льняной нитью швом «на проем», стежки уложены вдоль направления побега плотными рядами, настил на изображениях плодов и лепестков выполнен также стебельчатым швом, но уложен в два слоя для получения более высокого рельефа, причем нити настила не используются для счета рисунка прикрепа.

 

Изображения фигур вышиты на холсте и прикреплены к ткани основы шелковой нитью, под фигуры при сборке подложены пасмы льняных нитей для получения более высокого рельефа. Контуры фигур обведены серебряным трунцалом для прикрытия места стыковки. Исключение составляет фигура Богоматери, выделенная по краю швом «в лом» по веревочке. Прикрепы выполнены шелковой нитью, совпадающей по цвету с золотной нитью, кроме шитья одежд Богоматери, где серебряная нить прикреплена голубым шелком.

 

Шитье личного выполнено в той специфической манере, которая сложилась в украинском шитье во второй половине XVII века. По шелковой ткани телесного цвета вышиты стебельчатым швом темно-коричневой нитью только черты ликов - нос, брови, глаза; губы вышиты алой нитью, а остальная поверхность оставлена незашитой. Бороды вышиты швом «в раскол» шелковой нитью оливкового цвета, а руки - нитью светло-песочного цвета.

 

Лицевое шитье и шелковая ткань под ним почти полностью утрачены, черты ликов были грубо поновлены в новейшее время с помощью химического карандаша. Ткань фона изменила первоначальный цвет, имеет потертости и прорывы, в верхней части иордани наложены заплаты. Потертости и разрывы по периметру епитрахили обшиты полосой коричневого сатина. Нижняя кромка при поновлении срезана. Подкладкой служит синяя крашенина, на подкладке имеется инвентарный номер описи 2718, нанесенный чернилами. Золотное шитье имеет многочисленные потертости и утраты.

Наиболее близкими к данному произведению по технике шитья и манере изображения ликов являются произведения, хранящиеся в музее Национального Киево-Печерского историко-художественного заповедника -пелена «Покров Богоматери» 1692 г., фелонь 1702г., созданные в мастерских Киево-Вознесенского монастыря, епитрахиль 1672 года и фелонь «Богоматерь Печерская», датированная XVII веком.

 

Таким образом, рассматриваемая епитрахиль представляет собой характерный памятник стиля барокко, в котором употреблен необычный художественный прием - использование фона, не создающего цветовой контраст с шитьем. Однако это не помешало мастерицам создать впечатление богатства и пышности, соответствующее требованию господствовавшего в то время художественного стиля. Рассматривая иконографию и особенности технического исполнения, мы можем датировать это произведение второй половиной XVII века, оставляя открытым вопрос о месте его создания. Для современных вышивальщиц это произведение может служить образцом гармонического единства художественного замысла и технических приемов исполнения.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!