Стилистические особенности культовых сооружений Пинска

в период зрелого и позднего барокко (30-80 гг. XVIII в.)

 

Большую часть монументальных культовых строений Белоруссии XVII-XVIII вв. составляли костелы и монастыри. По схематическим признакам построения плана их можно разделить на две основные группы - однонефные и трехнефные - базиликальные. Трехнефные храмы включают и двухбашенные композиции с куполом.

Примерами различных типов костелов в Пинске могут служить следующие памятники: безбашенный Бернардинский костел (Варваринская церковь 1783 г.), обнобашенный Карла Баромея (1770 - 1782 гг.); Доминиканский (с 1865 года - Свято Федоровский собор);иезуитский (1635 г.) и Францисканский (1730 г.).

Примерное время строительства иезуитского коллегиума в Пинске 1630-1653 годы. По письменных источникам удалось установить, что трехэтажный корпус был окончен в 1653 году. Отсутствие стилистической целостности здания позволяет сделать вывод о неодновременности возведения его различных частей. На это указывают также и особенности использования строительного материала. Ренессансная его часть от основания фундамента построена из кирпича размером 33х17х9 сантиметров, который был распространен в Беларуси с конца XVI века. В середине XVII века ему на смену приходит кирпич меньшего размера - 27х12х5 сантиметров. Именно из него и построена угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего этажа и стены чердачной части. Коллегиум трехэтажный в плане напоминает букву «Г». Он ориентирован протяженным фасадом на торговую площадь, а коротким - на реку Пину. Угол корпуса закреплен массивной шестигранной башней, которая является своеобразным конструктивным контрфорсом и, очевидно, при необходимости выполняла оборонные функции (рис.).

Позднее в период зрелого барокко ансамбли иезуитских коллегиумов стали появляться в Бресте (1656 год), Минске (1714 год), Гродно (1642 год), Орше (1721 год), Бобруйске (1640 год), Витебске и других городах.Все эти постройки имели определенные черты сходства в плане, в деталях ордена, во внутренней планировке с пинским коллегиумом.

В 1646 году возле здания коллегиума был возведен костел Святого Станислава. Объем постройки был 40 тысяч кубических метров, высота – 28 метров, ширина фасада в самом широком месте – 25 метров. Фасад украшали две 11-ти метровые, 3-х ярусные башни.

Фасад костела иезуитов характеризовался нарядностью: в его главной части имелись боковые пристройки, завершенные полукружиями стен с арочными проемами (фото). Такой на территории Белоруссии нигде не встречался. По красоте фасада с пинским иезуитским костелом Святого Станислава в это время мог соперничать костел иезуитов в Гродно (1647 - 1663гг.).

Нарядностью фасада отличался костел иезуитов в Минске (1743 год) – трехнефная двухбашенная базилика.

В оформлении интерьера иезуитского костела в большом количестве использована резьба по дереву. В стенах имелись древние резонаторы. Своды были украшены фресками (Иисус Христос, воскрешающий Лазаря). Цветовая гамма интерьера основывалась на сочетании всех оттенков синих и голубого цветов.Всевнутренние помещения костела в плане имели большое количество попарно стоящих плоских полуколонн. Хоры, по всей вероятности, размещались не по всей площади фасада, а над боковыми нефами на втором и третьем этажах.

Здание костела в разные годы занимали униаты (1787 - 1799 гг.). В 1795 году униаты перешли в православие и в костеле Святого Станислава разместился переведенный из Минска мужской второклассный Богоявленский монастырь.

«...Костел иезуитов, обращенный ныне в православный храм, - писал Н. Лесков, посетивший в это время Пинск, - чрезвычайно красив. Он построен еще во время князей Вишневецких. Если смотреть на Пинск из-за реки Пины, то этот храм и дом Скирмута как бы царят над деревянным городом. Внутри собора мы не могли найти ничего замечательного, кроме двух незабеленных фресок, все остальное забелено».

От былого комплекса иезуитов ныне осталось здание коллегиума. Когда-то это был грандиозный архитектурный ансамбль. Его проект был выполнен и с учетом использования построек в военной обороне города. Естественно, этой цели в качестве убежищ, скрытых переходов и складов служили их подземные помещения.

Под зданием коллегиума имелись обширные подземелья. В первую очередь подземные сообщения соединяли между собой оборонительные и культовые сооружения: костел и коллегиум иезуитов, замок князей Вишневецких и предместье Каролин, костелы Францисканский, Доминиканский, Карла Баромея с монастырем и синагогу.

В генеральном плане Пинска 1800 г. видно, что между костелом и коллегиумом вперед от их красной линии выступала в бок площади небольшое каменное здание аптеки. Эта характерная черта деятельности иезуитов: свои лечебные заведения они обычно выносили в места наиболее доступные для парофиян. В комплекс, обнесенный каменный стеной, входили отдельные постройки, подробное описание которых дается в инвентаре, сделанном в скором времени, после упразднения ордена в 1773 году. Здесь же говорится, что здание костела обновлялось после пожара и обвала перекрытий. Это означает, что костел был целиком перестроен в третьей четверти XVIII века в стиле позднего барокко.

Большую группу культовых зданий Белоруссии составили синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII веках. На рубеже XVI и XVII веков Речь Посполитая в силу ряда исторических причин стала одной из наиболее населенных евреями стран Европы. В то же время в Белоруссию усиливается наплыв евреев-иммигрантов с Запада. Центрами религиозной и общественной жизни евреев были синагоги. Их размеры и расположение были различны и лишь в королевских городах (Гродно и др.) согласовывались с католическим духовенством. В частности, предписывалось, чтобы синагоги были не слишком высокие и не имели башен. Таким образом, католические власти исключали своеобразную «конкуренцию» между храмами различных вероисповеданий. В малых городах ограничения в отношении высоты и наружного убранства синагог обычно мало соблюдались. Поэтому наряду с храмами и ратушами синагоги возвышались над рядовой жилой застройкой.

В 1506 году королева Бона подтвердила евреям право на строительстве в Пинске главной (большой) синагоги, которая была построена только в 1640 году, от комплекса иезуитского костела была построена синагога. В каменной архитектуре Белоруссии известны синагоги XVII века (Новогрудок, Старый Быхов). Вместе с тем в силу рутинного характера еврейской общины такие композиции синагог повторяются в XVIII веке, хотя их декоративное убранство изменено в духе костельного барокко того времени (синагоги в Друе, Новогрудке, Слониме). Пинская синагога (фото) представляла собой компактный и довольно высоко-центрический объем с залом, к которому с трех сторон примыкали более низкие помещения.

Каменное здание пинской синагоги было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Теперь на ее месте находится здание городского Дома культуры.

Строительство, которое велось в Белоруссии католическими орденами зависело непосредственно от Ватикана. Возможно, поэтому на формирование стилистики позднего белорусского барокко значительное влияние оказали художественные идеи архитектуры Южной Италии, в первую очередь – архитектура Ф.Барромини. Однако эти идеи были творчески переработаны на почве национальной архитектуры, что привело к образованию своеобразной архитектурно-художественной системы позднего белорусского барокко.

Позднее барокко в Пинске представлено такими культовыми постройками, как Бернардинский костел и костел Карла Баромея. Эти культовые сооружения нетипичны для позднего белорусского барокко. Бернардинский костел (фото) относится к типу простейших однонефных и безбашенных храмов.Наиболее ранний памятник этого типа костел бернардинцев в Гродно (XVI - XVIII вв.).

В 30-е годы XIX века здание костела Бернардинцев отошло к православному приходу. Перестройка костела под православную церковь нарушила стилистику храма. Это была неудачная попытка слить католические и православные элементы. Кровля была сделана более плоской. На ней установлен восьмигранный барабан с куполом. Ни конструктивно, ни композиционно этот традиционно-русский православный элемент не связан с фасадоми костела, выполненного в стиле виленского барокко.

Внутреннее убранство Варваринской церкви (Бернардинского костела) до наших дней не сохранилось. Долгое время отобранный у бернардинцев костел пустовал и служил складом, где хранили шерсть. От шерсти на стенах костела образовалась сырость, которую соскребали лопатами. Так были попорчены фрески, их потом пришлось забелить. В середине XX века интерьер Варваринской церкви (Бернардинского костела) был обновлен, установлен новый иконостас и выполнена роспись алтарной части.

Здесь хранится большое количество уникальных произведений иконописи XVII - XVIII веков. Некоторые из них, возможно, были перенесены из Свято-Федоровского собора, разрушенного после Великой Отечественной войны. Среди этих икон привлекает внимание «Матерь Божья Иерусалимская» XVI в. в написании которой прослеживаются византийские традиции. Возможно, это то самое знаменитое произведение, которое краеведы А.Миловидов и Л.Появский называют реликвией Лещинского монастыря. Произведение поражает необычной величиной композиции, монументальностью образов. С позднеполеологовским возрождением его соединяют утонченный рисунок, классически правильные черты лиц, богатый, довольно жесткий абрис золотом и, наконец, густой колорит. Но вместе с тем живопись ликов темной карнации здесь настолько трепетна и деликатна, что напоминает работы Дионисия. Близкий аналог пинской иконе - «Матерь Божья Одигитрия», древнерусское произведение XV века с коллекции Третьяковской галереи. При исследовании его В. Н. Лазаревым было замечено сходство в композиции, способе моделировки форм и колорите, хотя пинская икона «Матерь Божья Иерусалимская» отличается большей экспрессивностью.

Перед церковью в конце XIX века была построена брама-звонница с 4-мя колоколами. Здание Варваринской церкви (Бернардинского костела), звонница и монастырь - это второй, сохранившийся в Пинске после францисканского, архитектурный комплекс. В здании монастыря, дошедшем до наших дней, не сохранившем своего внешнего убранства, два этажа. Когда-то здесь размещались 15 келий монахов и библиотека, внизу были кельи настоятеля, викария, кладовки, пекарня, кухня и трапезные.

Костел Карла Баромея, возведенный в 1784 году из камня на северо-восточной окраине предместья Каролин, относится к культовым постройкам позднего пинского барокко. Архитектура костела монументальная и строгая: внушительной толщины стены (1,5 метра), почти крепостная башня, подземные ходы позволяют скорее говорить об оборонительном сооружении, нежели о молитвенном здании. Появившись на закате пышного барокко и заре величественного классицизма, костел напоминает нам вовсе не об этих архитектурных стилях. О них лишь свидетельствует комбинация шатра со шлемом, венчающая звонницу и небогатый декор в виде двойных пилястр, ниш, поясков, оконных обрамлений на фасадах башни. Сам же храм будит воспоминания о давно отошедшем в историю оборонном зодчестве. Костел Карла Баромея однонефный, однобашенный, небольшой по объему.

Одну башню на главном фасаде имеют еще несколько памятников архитектуры позднего барокко – костел миссионеров в деревне Лысково (Пружанский район, 1763 г.) и тринитариев в деревне Кривичи (Мядельский район, 1776 г.), костел кормелитов в Ружанах (1768 г.) и бернардинцев в Слониме (1671 г.). При исследовании этих памятников архитектуры выявлены заделанные бойницы, укрепленные контрфорсами стены, что свидетельствует об оборонном назначении этих храмов.

Инвентарные книги и «Визиты» костела Карла Баромея конца XVIII - начала XIX вв. хранят описания его внешнего и внутреннего состояния. «...Территория костела перед главным фасадом имеет каменную ограду. Брама опирается на каменные пирамидальные колонны, соединенные между собой, наверху крест… В браме имеются двойные двери, обитые железом, недалеко от брамы костел… Посреди костела по две стороны стоят лавки столярной работы… В костеле шесть окон из белого стекла с железными засовами. Штукатурка на стенах костела и его карнизах часто отпадает, требуется реставрация. Над притвором башня с крестом железным, накрыта жестью. В башне окна из белого стекла: над пресбитериумом башенка с крестом железным, накрытая досками, в ней висит сигнатура».

Инвентарные книги описывает алтари костела коммунистов. Их было пять. «...Главный, с изображением распятого Иисуса Христа, находится над пресбитериумом, второй отделяется от середины костела деревянной балюстрадой, с левой стороны находится амвон столярной работы, а с правой стороны помещено изображение Святой Троицы». Рукописные источники свидетельствуют, что возле костела стояла деревянная звонница, построенная в 1784 году, но уже в 1820-х годах сообщения о ней в инвентарях отсутствуют.

Ремонты, производившиеся за два столетия существования памятника, носили, в основном, поддерживающий характер и не изменили первоначальный облик костела. Интерьер костела Карла Баромея не сохранился. После реставрации 1980-1983 годов в костеле с отличной акустикой открылся зал камерной музыки.

Из несохранившихся культовых построек XVIII века нельзя не упомянуть Свято-Федоровский собор (фото из архива). Он был перестроен из доминиканского костела под православный храм, поэтому о его стилистике судить трудно. Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 м2. Такой тип культовых сооружений в архитектуре XVIII века встречался редко. Бернардинский костел этого типа в Друе имел сводчатые перекрытия, украшенные барочной лепкой в виде геометрических узоров. Такой прием встречается в архитектуре Польши (люблинская группа) и Литвы (вильнюсская группа) в середине XVII века, что указывает на творческие связи между этими землями.

Инвентарные книги Свято-Федоровского собора почти не сохранились, но и то, что осталось хранит скупую информацию. «…Базиликальное сооружение с окнами в два света. Своды поддерживаются шестью столбами, главный вход – портик с треугольным фронтоном. При перестройке костела под православный храм было возведено два купола…».

Свято-Федоровский собор был разрушен в 1949 году (фото из архива). В конце 80-х годов XX века было принято решение возвести новый православный собор в честь Святого покровителя города Федора Тирона. Проект храма в ретроспективно-русском стиле разработал архитектор из г. Барановичи Л.В.Макаревич. Развитие ретроспективно-русского стиля в Белоруссии связано с деятельностью К.А.Тона - автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. (фотография)

Пинский Свято-Федоровский собор - трехнефный трехапсидный с тремя притворами. Кубовидный объем храма завершается пятью куполами, традиционными для православного зодчества. Самый большой купол будет являться завершающим аккордом для всей композиции.Основу художественного решения фасадов составляют пилястры, арки, сферы. Высота храма - 33 метра.

Храм возводится методом народного строительства на пожертвования горожан, организаций и предприятий. Русско-византийский стиль никогда не встречался в чистом виде в пинском культовом зодчестве предшествующих веков. Поэтому он является нетипичным для Пинска, но в то же время открывает новую страницу в развитии будущей культовой архитектуры города.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!