Зарождение экономического инструментария



Источники экономических знаний Древнего Востока:

- Вавилон – Свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.) уделяет особое внимание частной собственности. Он дает возможность сделать вывод о развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии;

- Китай-Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) заложил основы учения, оказавшего влияние на выбор гуманной системы налогов и повинностей;

- Индия – трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе», о практической жизни»), собрание наставлений по вопросам управления государством. Этот трактат сведений об общественных отношениях, инструментарии экономики его времени, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.), древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны: чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводиться собственности государства; неприкосновенность частной собственности.

Приложение

Источники экономических знаний христианской цивилизации – ранний период (I-XII):

-Каноническая и апокрифическая литература апостольского времени, прежде всего, Евангелие и творения апостолов,

-Святоотеческое богословие:

Климент Александрийский «Строматы»;

Блаженный Августин «О граде Божием»

Труды Немезия Эмесского, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Паламы, Василия Великого.

Приложение

Экономический инструментарий средневековья

Источники экономических знаний в арабских странах:

- Коран (610 – 632 гг.) – собрания проповедей, обрядов и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч; положил начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву, освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака);

- Труды Ибн-Халдун Абдурахман Абу Зейд ибн Мухаммеда (1332 – 1406 гг.) – арабского историка и философа.

Экономический инструментарий Западной Европы:

- Труды Блаженого Августина (354 – 430 гг.) «О граде Божием» и «Исповедь» – вид труда, умственный или физический, не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство;

- Работы Фомы Аквинского (Фома Аквинат) (1225 – 1274 гг.) – трактат «О правлении государей»: представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, а также работа «Сумма теологии» – оценка товарно-денежных отношений, т.е. деньги не могут порождать деньги, необходимо сословное деление общества, богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро), признание необходимости частной собственности.

Экономический инструментарий средневековой России:

- «Русская правда» (ХІІ – ХІІІ вв.) – свод законов Киевского государства: защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, регулирование хозяйственных отношений, в том числе преступлений, например воровство, порча имущества и т.д.;

- «Домострой» - XV – XVI вв. представлены правила православного «домового строения» в т.ч. религиозные нормы, отношения в семье, отношения к работникам, правила экономного хозяйствования, деловой этики;

- опыт монастырской экономии - ХІІ – ХVI вв.: выдающийся вклад в теорию и практику христианской экономки внесли русские православные монастыри (Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Почаевская Лавры, Соловецкий монастырь и др.).


 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!