Представление о сознании в западной психологии.



Психологи как З. Фрейд, К. Г. Юнг, Р. Ассоджиоли, К. Роджерса, Р. Мэй, В. Франкл, А. Маслоу, С. Гроф и д.р. создали многоуровневую теорию сознания, которая в отличие от советской марксистской психологии была символическим отражением реальности мира. Психологи как Фрейда, Юнга, Ассоджиоли, Роджерса, Мэя, Франкла, Маслоу, а потом и Грофа рассматривали в целом психику человека через образы и символы. К. Г. Юнг писал, что каждое психологическое явление есть символ при допущении, что оно говорит или осознает нечто большее и другое, такое, что ускользает от современного познания. В настоящий момент западная психология широко развилась и в России, широко издаются книги Фрейда, Юнга, Роджерса, Маслоу, Грофа и других авторов.

 

 

З. Фрейд.

В сфере психического З. Фрейд выделяет три области: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Супер-эго). Сознание, оказывается, по существу границей между Ид и Супер-эго, а в бессознательном разграничивается две области. Подсознательное, бессознательное выступает, с одной стороны, как природно-обусловленный компонент психики, а с другой, как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное, бессознательное – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию. Согласно этой теории, бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания. З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание. Но, в конце концов, Фрейд отказался от понятия подсознательного в пользу бессознательного.

Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему.

Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие «Я» и «Оно», для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию «Я», заложен принцип реальности, проявления «Оно» предопределены принципом удовольствия. Действия «Я» отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; «Оно» руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.

Между «Я» и «Оно» нет резкой границы. «Я» стремится способствовать влиянию внешнего мира на «Оно», изменить принцип удовольствия, которым руководствуется «Оно», принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот.

Фрейд указывал, что примером перехода сознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи.

Таким образом, в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.

К.Г. Юнг.

В отличие от З. Фрейда, Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

К. Юнг в своих работах о соотношение сознательного и бессознательного ввёл такое понятие как «психическая субстанция».

Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Человеческое «Я» принимает участие в обеих областях.

На рисунке 1. «я» расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.

 

Рисунок 1. Сознание и бессознательное по Г. Юнгу

 

Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение «Я» в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.

Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет, лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно позднее объединение. «Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного». На рисунке 2. черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру. Под «Я», Юнг понимал целый комплекс представлений.

 

Рисунок 2. Структура психики по Г.Юнгу.

1- Я

2 - сфера сознания

3 - сфера личностного бессознательного

4 - сфера коллективного бессознательного

 

Юнг называет «Я» так же «субъектом сознания». Он определяет сознание как «функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с «Я». Любое переживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим «Я» как таковые, не становятся достоянием нашего сознания».

Следующий круг — область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательной сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременно удерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратиться на уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики, которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам нам неприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится и ощущается лишь подпороговым образом». Юнг называет эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного.

«Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново». Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь, затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь «подпороговым образом» содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал.

К. Г. Юнг указывал, что одно из самых существенных свойств бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом.

Таким образом, в своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное.

С. Гроф.

Станислав Гроф - один из создателей трансперсональной психологии, свою психологическую теорию он назвал Холотропным подходом. По Грофу сознание многомерно, а в его глубинах есть информация о всем сущем, о всех людях на планете и о всей вселенной. В отличие от других психологов Гроф говорит, что мозг не порождает сознание «...тесная связь между мозговой активностью и сознанием не исключает возможности того, что мозг опосредует сознание, но не порождает его». Далее Станислав Гроф продолжает: «Разрыв между сознанием и материей столь огромен, что нельзя даже представить себе, как его можно было бы преодолеть. Несмотря на отсутствие убедительных доказательств того, что сознание представляет эпифеномен материи, это основное метафизическое допущение одним из руководящих мифов западной материалистической науки. В тоже время, как нет никаких научных доказательств того, что мозг порождает сознание, имеются многочисленные наблюдения, показывающие, что в определенных обстоятельствах сознание может функционировать независимо от мозга и мира материи». Насколько обоснованны выводы Грофа покажет время и новые исследования в области сознания. Как Гроф пришел к таким выводам? Он начинал свои исследования с галлюциногенами в 60 годы XX века и пришел к выводу: «Занимаясь на протяжении многих лет исследованиями в области ЛСД-терапии, я провел тысячи часов, наблюдая и анализируя надличные переживания, как на моих собственных сеансах, так и на сеансах других психотерапевтов. В настоящее время у меня почти не осталось сомнений, что они представляют собой самостоятельный класс явлений, которые возникают в глубинных областях бессознательного, неизвестных классическому психоанализу. Я убежден, что они несводимы к психодинамическому уровню и не могут быть адекватно объяснены в рамках фрейдовских концептуальных схем.... я и находил работы К. Г. Юнга неисчерпаемым источником захватывающих сведений о человеческой культуре, я разделял точку зрения многих фрейдистов, полагавших его концепции проявлением мифомании, не имеющей никакого отношения к науке. Тем не менее, во время психолитических сеансов ЛСД-терапии все мои пациенты рано или поздно выходили за строго психодинамические рамки и попадали в перинатальные и надличные области. Это происходило вопреки моим усиленным попыткам понять происходящее в психодинамических терминах. Именно ежедневное наблюдение надличных переживаний в течение многих лет заставило меня, в конце концов, раздвинуть мои теоретические рамки. Со временем я признал не только теоретическую уместность надличной области, но и клиническую ее значимость». После запрета ЛСД Гроф вместе с женой Кристиной разработал уникальный метод - Холотропное дыхание. В результате глубокого дыхания человеку открываются глубинные структуры его психики, он может пережить травму, которая случилось с ним в детстве или прошлых жизнях. В результате использование этого метода Гроф пришел к выводу, что сознание не порождается мозгом, а подобно телепрограмме транслируется в него. В настоящий момент Холотропное дыхание как терапевтический метод используется у нас в России сертифицируемыми ведущими холотропного дыхания - учениками Грофа.

Некоторые выводы.

В настоящей статье я привел представление о сознание и бессознательное в советской и западной психологии, самое время подвести некоторые итоги. В советской психологии представление о развитие сознания осуществлялась через деятельность и речь. То есть сознание с точки зрения советских психологов - это прежде все развитие с помощью общественно - трудовой деятельности, для связи между людьми появилася речь и язык, при этом термин «бессознательное» отсутствует напрочь и заменен более «понятным» с точки зрения идеологии того времени - установкой, который определяется по Д. Н. Узнадзе, как отдельный акт сознания.

В западной психологии, сознание представляет собой обширную область психического, которая делится на сознательное и бессознательное, при этом выделяются и другие области, как например, у Юнга личностное бессознательное и коллективное бессознательное, при этом существует глубинные структуры психики - подсознательное, которое например, проявляется в сновидениях или измененных состояниях сознания. Западные психологи на притяжение всего изучения психики и сознания человека создали обширнейшую картографию сознания, которая для советской психологии просто не мыслима. В результате после развала СССР стала преобладать в России западная психология, которая наиболее развита, более обширна по количеству теорий и гипотез, школ и направлений, не такая пресная и костная, как психология советского времени. При этом как не обидно признавать нынешняя российская психология пользуется иностранными разработками: теория, психотехниками и разрабатывает свои теории и практики основном на основе западных психологических теорий, так как, к сожалению, большинство советских теорий после развала советского союза зашли в тупик, так как крайне зависели от Марксиско - ленинской идеологии.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!